Реструктуризация естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 08:44, реферат

Краткое описание

Третья проблема - в отрасли крайне не эффективная система регулирования цен на электроэнергию, сам этот процесс чрезмерно зависит от решений региональных властей, а недостатки системы регулирования на федеральном уровне приводит к тарифному не балансу на ФОРЭМ. В результате тарифы устанавливаются из субъективных соображений. Система регулирования не стимулирует энергосбережение и тормозит структурную перестройку экономики.

Содержание

Введение...............................................................................................................2

1 Переходный период ..........................................................................................5

2 Реструктуризация. Основные этапы .............................................................18

3 Анализ современного состояния электроэнергетики в России......................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................30

Список использованной литературы................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

Экономка1.docx

— 152.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение...............................................................................................................2

1 Переходный период  ..........................................................................................5

2 Реструктуризация. Основные этапы .............................................................18

3 Анализ современного состояния электроэнергетики в России......................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................30

Список  использованной литературы................................................................33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

 

Девятого октября 2002г. нижняя палата российского парламента дала зеленый  свет беспрецедентному эксперименту в  масштабах целой отрасли. Был  принят пакет энергетических законопроектов. Правительственный пакет состоит  из шести законов: базового закона «Об  электроэнергетике», поправок во вторую часть Гражданского кодекса, законов  «О государственном регулировании  тарифов», «Об энергосбережении», «О конкуренции» и «О естественных монополиях».

              11 июля 2001г. было подписано Постановление  правительства № 526 «О реформировании  электроэнергетики Российской Федерации». Советом директоров ОАО РАО  «ЕЭС России» в этом году  утверждена Концепция Стратегии  ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003 – 2008 гг. «5+5». Масштабность реформы  энергетики России поставила  много задач и проблем требующих  быстрого решения. 

               Главная управленческая проблема  на сегодня, и это признают  все, - необходимость привлечь инвестиции  в обновление основных фондов  РАО «ЕЭС России». По существующим  оценкам, сейчас они изношены  на 50-60%. На протяжении многих лет  электроэнергетика была донором  всей экономики и постоянно  попадала в «ножницы» - опережающий  рост цен на первичные энергоносители  и хронические неплатежи на  розничном рынке вследствие «неотключаемости» многочисленных групп потребителей. За счет энергетики решались и макроэкономические задачи – сдерживалась инфляция.

Вторая уже давно назревшая  проблема российской энергетики –  крайняя ее неэффективность. Практически  все российские энергоустановки  построены по паротурбинному циклу. При производстве электроэнергии их коэффициент полезного действия равен 38-39%, а при совместном производстве тепла и электроэнергии – 42-46%. Современные  технологии получения электроэнергии, построенные на парогазовом цикле, позволяют увеличить КПД при производстве только электроэнергии до 53-55%, а при совместном производстве до 65-75%. Еще один острый вопрос: во многих энергосистемах нет современных систем коммерческого учета электроэнергии, что приводит к высоким коммерческим потерям.

Третья проблема - в отрасли крайне не эффективная система регулирования  цен на электроэнергию, сам этот процесс чрезмерно зависит от решений региональных властей, а  недостатки системы регулирования  на федеральном уровне приводит к  тарифному не балансу на ФОРЭМ. В  результате тарифы устанавливаются  из субъективных соображений. Система  регулирования не стимулирует энергосбережение и тормозит структурную перестройку  экономики.

Основные цели и задачи реструктуризации РАО "ЕЭС России":

  •     Обеспечение реализации реформирования РАО "ЕЭС России",   активное участие в формировании предложений для Правительства РФ в соответствии с законодательством РФ о реформировании отрасли, таким образом, чтобы это в полной мере соответствовало требованиям и целям, которые предъявляет государство, а также гарантировало соблюдение прав и максимизировало стоимость для акционеров РАО "ЕЭС России";
  •     Обеспечение надежности и бесперебойности электро- и теплоснабжения потребителей предприятий, входящих в РАО "ЕЭС России", в течение всего переходного периода;
  •     Увеличение рыночной стоимости холдинга РАО "ЕЭС России" и компаний, создаваемых в ходе реструктуризации;
  •     Выделение из состава РАО "ЕЭС России" в ходе реформирования эффективных, инвестиционно-привлекательных компаний;
  •     Повышение текущей эффективности и развитие профильных бизнесов РАО "ЕЭС России";
  •     Повышение прозрачности компании, совершенствование системы корпоративного управления, превращение ее в бизнес-ориентированную компанию;
  •     Соблюдение всех прав и законных интересов акционеров компании (как РАО "ЕЭС России", так и его дочерних и зависимых обществ), в том числе — миноритарных акционеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Переходный период

 

С момента вступления в силу закона «Об электроэнергетике» (то есть с  момента его официального опубликования) и до вступления в силу утверждённых Правительством правил оптового рынка (которое должно состояться не ранее 1 июля 2005 года)  функционирование электроэнергетики  будет происходить в условиях переходного периода. Данный период необходим с целью отработки  рыночных механизмов организации хозяйственных  отношений в электроэнергетике  и обеспечения последовательного  перехода от существующей системы административной регуляции к формированию конкурентной среды[3]. В переходный период будет обеспечена подготовка электроэнергетического комплекса к работе в новых условиях, предполагающих конкурентную организацию хозяйственных отношений с сохранением необходимого уровня административного регулирования в секторах, где формирование рыночных условий невозможно. В данный период изменения в отрасли будут протекать по следующим основным направлениям:

- Переход от вертикально –  интегрированных энергокомпаний к разделению видов деятельности. 

В переходный период  будет обеспечено полное разделение потенциально конкурентных и естественно–монопольных видов  деятельности в электроэнергетике. Последовательность перехода от вертикально–интегрированных  компаний к раздельному осуществлению  видов деятельности будет достигнута за счёт поэтапного процесса разделения.

Так, 1 января 2005 года все виды деятельности в электроэнергетике были распределены между самостоятельными организациями. Эти организации создавались путём реорганизации региональных АО–энерго. В результате будет достигнуто организационное разграничение генерации, передачи, сбыта, диспетчеризации и ремонтной деятельности, а также непрофильных видов деятельности.

Дополнительным условием, которое  исключит в будущем возможность  для  злоупотребления  ресурсами   ранее  существующей  интегрированной  структуры, является  запрет на одновременное  владение имуществом, используемым для  осуществления естественно–монопольных  и потенциально конкурентных видов  деятельности.

В результате первоначально существующую структуру вертикальной интеграции на региональном уровне, в основе которой  лежит организационное единство, заменит система объединения  направлений хозяйственной  деятельности в рамках управляющих компаний.

После момента окончания переходного периода (1 июля 2005 года) было достигнуто  разделение  видов деятельности в рамках аффилированных лиц и групп лиц (т.е. физических и юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность).

Вместе с тем, в ряде случаев  совмещение видов деятельности в  электроэнергетике будет необходимо. В связи с этим, право на одновременное  осуществление монопольных и  конкурентных видов деятельности будут  иметь хозяйствующие субъекты, которые:

·    функционируют  в рамках изолированных  энергосистем, при условии отсутствия или ограничения конкуренции;

·    осуществляют деятельность по оперативно–диспетчерскому  управлению и деятельность по передаче электроэнергии исключительно в  целях удовлетворения собственных  производственных нужд;

· территориальные  сетевые компании, которые получили статус гарантирующего поставщика.

Непосредственно с момента вступления в силу закона «Об электроэнергетике» начнут действовать его положения, определяющие порядок оказания услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению.

Такие меры помогут осуществить  последовательный переход от интеграции к рыночной системе отношений  и станут фундаментом для последующей  отмены регулирования в сфере  ценообразования и развития конкурентных рынков.

- Введение  на оптовом рынке системы, сочетающей  свободное ценообразование и  тарифное регулирование. 

Функционирование оптового и розничных  рынков электрической энергии до вступления в силу положений закона «Об электроэнергетике», регламентирующих порядок организации хозяйственных  отношений на указанных рынках, будет  осуществляться на основе утверждённых Правительством правил оптового рынка  электроэнергии переходного периода. В этот период реализация электроэнергии на оптовом рынке будет осуществляться как по регулируемым тарифам, так  и по свободным ценам.   Объёмы электроэнергии, которые сможет реализовать  по свободным ценам каждый поставщик  – субъект оптового рынка, будут  определены Правительством. Тарифное регулирование в переходный период будет осуществляться в соответствии с действующим федеральным законом  «О государственном регулировании  тарифов…» от 14.04.1995г. №41-ФЗ, а в  части не урегулированной этим законом  будут применяться положения  закона «Об электроэнергетике».

В целях регулирования тарифов  в этот период Правительство будет  ежегодно, до принятия бюджета устанавливать  предельные уровни тарифов на электрическую  энергию. При этом будет обеспечена защита интересов  населения посредством  утверждения для нее отдельных  предельных уровней цен.

- Завершение  процесса формирования новых  участников хозяйственных отношений  в электроэнергетике. 

В рамках переходного периода будет  завершён процесс формирования организационной  и имущественной структуры новых  участников хозяйственных отношений  в сфере электроэнергетики.

Так, до окончания переходного периода  реформирования (до вступления в силу утверждённых Правительством правил оптового рынка) участие РФ в уставном капитале Организации по управлению единой национальной электрической сетью и Системном  операторе (которые к настоящему моменту созданы в качестве 100% дочерних обществ РАО «ЕЭС России») должно быть обеспечено в размере  не менее, чем 52%.

До обеспечения указанного размера  доли участия РФ в уставном капитале Организации по управлению единой национальной электрической сетью и Системном  операторе отчуждение их акций и (или) имущества (за исключением денежных средств), внесенного в оплату уставного  капитала, не допускается.

В последующий период РФ увеличивает  долю своего участия в уставных капиталах  указанных компаний всеми законными  способами до уровня не менее, чем 75% плюс одна голосующая акция.  Увеличение доли может быть осуществлено в том  числе за счет снижения доли участия  РФ в генерирующих компаниях с  учетом ограничения, что в процессе преобразования РАО "ЕЭС России" не допускается снижение доли участия  РФ (если указанная доля составляет свыше 50%) в уставном капитале:

·    акционерных обществ, которые владеют  на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании гидроэлектростанциями, введенными в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Федерального закона «Об электроэнергетике»;

· организаций (или их правопреемников), по отношению  к которым указанные акционерные  общества являются дочерними обществами.

При создании генерирующих компаний на базе электростанций, введенных  в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике", не допускается включение в имущество любой из указанных компаний генерирующего оборудования, составляющего в совокупности 35 и более процентов установленной генерирующей мощности в границах ценовой зоны оптового рынка.

1 июля 2005 г. в наблюдательном  совете Администратора торговой  системы оптового рынка было обеспечено равное участие поставщиков и покупателей, в координационном совете участвовали представители органов исполнительной и законодательной власти.

- Замена  тарифного регулирования механизмами  свободного ценообразования. 

С момента окончания переходного  периода (т.е. с момента вступления в силу правил оптового рынка)  вступают в силу положения закона «Об электроэнергетике», определяющие порядок функционирования оптового и розничных рынков.

В результате на оптовом рынке начнёт действовать механизм формирования равновесных  цен в рамках ценовых  зон (их границы определяются Правительством). Основой данного механизма является система подачи поставщиками и покупателями ценовых заявок (которые могут  быть с нулевой ценой – то есть ценопринимающими). В результате сопоставления поданных заявок (указанных в них объемов электроэнергии и цен) определяется цена, по которой осуществляется купля-продажа электроэнергии, а также осуществляется оперативно-диспетчерское управление.

Кроме системы подачи заявок (то есть оптового рынка) будет также действовать  рынок прямых договоров, сущность которого состоит в реализации электроэнергии по ценам, определяемым сторонами (вне  зависимости от определённой равновесной  цены) на основе двусторонних договоров. Весь механизм организации торгов будет  действовать  с учётом строгой  очерёдности загрузки генерирующих мощностей (в первую очередь – мощности, обеспечивающие системную надёжность и АЭС в части обеспечения условий их безопасной эксплуатации; во вторую очередь – ТЭС в объеме производства электроэнергии, соответствующем их работе в теплофикационном режиме, и ГЭС в объеме производства электрической энергии, который необходимо произвести по технологическим причинам и в целях обеспечения экологической безопасности).

Информация о работе Реструктуризация естественных монополий