Реструктуризация естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 08:44, реферат

Краткое описание

Третья проблема - в отрасли крайне не эффективная система регулирования цен на электроэнергию, сам этот процесс чрезмерно зависит от решений региональных властей, а недостатки системы регулирования на федеральном уровне приводит к тарифному не балансу на ФОРЭМ. В результате тарифы устанавливаются из субъективных соображений. Система регулирования не стимулирует энергосбережение и тормозит структурную перестройку экономики.

Содержание

Введение...............................................................................................................2

1 Переходный период ..........................................................................................5

2 Реструктуризация. Основные этапы .............................................................18

3 Анализ современного состояния электроэнергетики в России......................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................30

Список использованной литературы................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

Экономка1.docx

— 152.63 Кб (Скачать файл)

Этап II. Завершение создания инфраструктуры и реструктуризации АО-энерго (2005-2006 годы).

  • создание Совета по надежности, основной задачей которого является эффективная координация субъектов, участвующих в реформировании отрасли;
  • реорганизация всех остальных АО-энерго (за исключением некоторых изолированных систем);
  • запуск полного конкурентного оптового рынка на одну или несколько ОЭС – 2005 г.;
  • формирование территориальных генерирующих компаний;
  • формирование межрегиональных распределительных сетевых компаний;
  • окончание формирования оптовых генерирующих компаний (ОГК);
  • решение о реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» с образованием несформированных в результате первой реорганизации компаний. В результате реорганизации будут образованы следующие компании:
  • Тепловые ОГК (которые не были обособлены от РАО «ЕЭС России» по схеме, предусматривающей обмен акций генерирующих компаний на акции РАО «ЕЭС России»),
  • 4 ОГК, созданных на базе ГЭС,
  • холдинг Гарантирующих поставщиков, изолированных АО-энерго, неконсолидированных РГК, прочих непрофильных и сервисных активов РАО «ЕЭС России»,
  • Системный оператор (ОАО "СО ЦДУ ЕЭС"),
  • около 20 компаний, каждая из которых владеет акциями 1 ТГК, одной компании МРСК.
  • постановление Правительства о запуске рынка (окончание переходного периода).

 

Рисунок 2 - Структура отрасли в 2006 году

 

Этап III. Полностью либерализованный рынок (2006-2008).

Начало функционирования либерализованного оптового и розничного рынков;

Увеличение доли государства в  компании – операторе Единой национальной электрической сети, в Системном  операторе, снижение доли участия государства  в оптовых и территориальных  генерирующих компаниях, если это необходимо.

Рисунок 3 - Итоги реорганизации к 2008году

Таким образом, после окончания  всех основных процедур реформирования холдинга к 2008 году каждый акционер РАО  «ЕЭС России», владевший до начала реорганизационных  процедур пакетом акций, при условии, что он не будет приобретать дополнительные либо продавать имеющиеся у него акции, будет владельцем пакетов  акций следующих субъектов отрасли:

Каждому акционеру ОАО РАО "ЕЭС  России", голосовавшему против или  не принимавшему участия в голосовании  по вопросу о реорганизации ОАО  РАО "ЕЭС России" (ориентировочно не позднее 2 кв. в 2006 года), и не предъявившему  в установленном законом порядке  свои акции к выкупу, по прошествии около 6 месяцев после принятия общим  собранием акционеров ОАО РАО  «ЕЭС России» решения о реорганизации  будут направлены уведомления о  владении ими пропорциональным числом акций компаний, образованных в результате реорганизации ОАО РАО "ЕЭС  России".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ современного состояния электроэнергетики в России

 

Созданные в ходе реструктуризации АО-энерго распределительные сетевые компании на этапе их межрегиональной интеграции будут объединены в несколько (до 5) холдинговых компаний по ОЭС, имеющих достаточные величину активов и рыночную капитализацию. Тарифообразование в МРСК будет также осуществляться на основе установления справедливой РБК и справедливой нормы возврата на вложенный капитал. Предполагается, что регуляторная база капитала (РБК) каждой МРСК должна составить не менее 0,5 млрд. долларов США.

Планируется, что каждая из МРСК (100% дочернее общество РАО "ЕЭС России") примет все необходимые шаги для  скорейшего перехода на единую акцию (при  этом миноритарным акционерам РСК будет предложено обменять свои акции РСК на акции МРСК). В результате такого обмена доля РАО "ЕЭС России" в МРСК может снизиться до уровня не менее 49%. При этом доля МРСК в РСК увеличится до 100%.

В настоящее время развитие ЕЭС  России осложняется рядом проблем, требующих своего решения в перспективный  период.

Одну из серьезнейших проблем в  энергетике представляет старение основных фондов. В настоящее время в  ОЭС России находится в эксплуатации 30 млн. кВт генерирующего оборудования, достигшего предельных сроков наработки. В 2010г. объемы устаревшего оборудования составят порядка 110 млн. кВт (из них  ТЭС - 75 млн. кВт, ГЭС - 25 млн. кВт, АЭС - 8,4 млн. кВт), т.е. около 50% установленной  мощности электростанций. Нарастание объемов оборудования электростанций, выработавшего свой парковый ресурс, намного превышает темпы вывода его из работы и обновления. Не менее  остро эта проблема стоит в  электрических сетях, а также  в тепловых сетях. Уже сейчас 5 тыс. км ВЛ. 110 - 220 кВ и подстанций общей  мощностью 8 млн. кВ подлежат полной замене. В 2010 г. потребуется реконструкция 20 тыс. км ВЛ. 110 кВ и выше. Проблема технического перевооружения затрагивает основы надежности и живучести электроэнергетики всех регионов страны и Единой энергетической системы России в целом.

Важнейшей проблемой развития энергетики является создание и внедрение современного эффективного оборудования с высокими технико-экономическими и экологическими параметрами, в том числе и  для решения задач технического перевооружения. Необходимо ускоренное внедрение высокоэкономичных парогазовых  и газотурбинных технологий на базе создаваемого отечественного оборудования, а также расширения связей с зарубежными  фирмами по созданию оборудования на совместных предприятиях, создание экологически чистых энергоблоков на твердом топливе, оборудованных котлами с циркулирующим  кипящим слоем, реакторов АЭС  нового поколения, отвечающих международным  стандартам безопасности.

Проблемой ЕЭС России является также  частичная энергетическая зависимость  отдельных регионов от транзита электроэнергии через энергосистемы других государств (Калининградская, Псковская, Омская энергосистемы).

Из-за недостаточной степени компенсации  зарядной мощности линий 750 кВ — 75%, при  рекомендуемых 100-110% и 500 кВ - 42% против 80 - 100% острейшей проблемой функционирования электрических сетей в последние  годы является повышение рабочего напряжения в сетях 750, 500 и 330 кВ в ряде районов  ЕЭС России, иногда до опасных для  оборудования значений, в весенне-летний период в ночные часы и в часы дневного провала нагрузок. Отдельные  технико-экономические показатели работы электроэнергетической промышленности представлены в приложении 3.

 

Появление в последнее время  вынужденных неоптимальных режимов  работы электростанций, увеличение реверсивных  перетоков мощности по электрическим сетям привели к увеличению относительных потерь электроэнергии. В настоящее время главной текущей проблемой отрасли является низкий уровень платежей потребителей за отпущенную им электрическую и тепловую энергию. Неплатежи потребителей ведут к недостатку оборотных средств, росту дебиторской задолженности энергокомпаний, дефициту топлива на электростанциях и связанному с ним вынужденному неоптимальному режиму загрузки электростанций. Растут затраты, снижается экономическая эффективность работы отрасли. Наряду с неплатежами имеют место недостатки в тарифной политике. Несмотря на положительный фактор — переход на двухставочные тарифы (на покупку и продажу электрической энергии и мощности) На оптовом рынке, позволяющий повысить эффективность функционирования ФОРЭМ, низкий уровень тарифов не позволяет отрасли в полной мере обеспечить инвестиционный процесс.

Кроме того, в настоящее время  практически во всех регионах страны тарифные ставки по отдельным тарифным группам не соответствуют реальным величинам затрат на производство, транспорт и распределение электрической  и тепловой энергии. Таким образом, в России при формировании тарифов  четко прослеживается практика перспективного субсидирования.

Положение в электроэнергетике  России сегодня близко к кризисному - продолжается спад производства. Государственная  политика формирования рыночных отношений  в электроэнергетике России не учитывает  свойств и особенностей этих отраслей. Концепция, как нужно строить  рыночные отношения в области  энергетики имеется, но детально проработанной, полноценной программы перехода к рынку сегодня нет.

 

Одной из составляющих энергетической политики России и ее регионов должно стать  формирование нового механизма управления функционированием и развитием  электроэнергетического комплекса. Это  необходимо проводить в рамках осуществляемых в стране общих экономических  реформ с учетом особенностей электроэнергетического комплекса. Поскольку эти и другие необходимые основы рыночной экономики  пока не сформированы, и это потребует  длительного времени, то невозможность  саморегулирования на рыночных принципах  должна быть компенсирована сильным  государственным регулированием экономических  процессов. Единственным известным  на данный момент выходом из противоречия между целью (создание эффективной  рыночной экономики) и объективной  необходимостью сохранения централизованного  управления является создание двухсекторной  экономики, в которой параллельно  функционирует рыночный и государственно управляемые секторы. Рыночный сектор должен формироваться, прежде всего, в  отраслях, близких к конечной продукции (торговля, легкая и пищевая промышленности, сельское хозяйство, строительство (потребление  электроэнергии в отраслях промышленности по крупным и средним организациям представлено в приложении 4), а также, по мере готовности, и в других производствах, где отсутствует (или относительно легко может быть разрушен) монополизм и сбои в работе которых не ведут  к большим ущербам и к дестабилизации экономики.

Электроэнергетика обладает рядом  особенностей, обусловливающих необходимость  сохранения в ближайшей перспективе  необходимость сохранения преимущественно  государственного управления его функционированием  и развитием. К ним относятся :

- особая  важность для населения и всей  экономики обеспечения надежного  энергоснабжения;

 

- высокая  капиталоемкость и сильная инерционность  развития электроэнергетики;

- высокий  уровень опасности объектов электроэнергетики  для населения и природы;

- монопольное  положение отдельных предприятий  и систем по технологическим  условиям, а так же вследствие  сложившейся в нашей стране  высокой концентрации мощностей  электроэнергетики;

- отсутствие  необходимых для рыночной экономики  резервов в производстве и  транспорте энергоресурсов.

В 2003-2004 гг., когда в РАО "ЕЭС  России" разрабатывалась пореформенная  структура отрасли, основным ее принципом  стала идея: ни тени монополизма  на рынке межрегиональных генерирующих мощностей. В результате было решено создать 6 тепловых компаний оптового генерирующего рынка (ОГК) и 14 территориальных  генерирующих (ТГК), объединивших небольшие  ТЭЦ в соседних регионах. Крупные  ГЭС вошли в состав "РусГидро". Кроме того, самостоятельными производителями электроэнергии остались "Росэнергоатом" и генерирующие компании, сформированные на основе "Башкирэнерго", "Татэнерго", "Иркутскэнерго" и т.д. Предполагалось, все они будут активно конкурировать друг с другом, что замедлит темпы роста цен или даже приведет к их снижению.

В предкризисные 2006-2008 годы цены росли  на редкость быстрыми темпами. Чему способствовали не только объективные факторы, но и  особенности проведения самой реформы. При формировании ТГК и ОГК  не был учтен фактор связности  региональных энергосистем - возможностей ЛЭП попросту не хватало для свободного перетока энергии и потому единое рыночное пространство могло существовать лишь гипотетически. Во многих дефицитных регионах спрос на старые неэффективные мощности ничуть не снизился, тогда как в соседних энергоизбыточных территориях более современные электростанции часто работали лишь на 30-40% от установленной мощности. Все это обусловило дополнительные издержки, наглядно показав, что простым "введением рынка" невозможно решить сугубо технические проблемы.

Другим аспектом, не учтенным в  полной мере при приватизации тепловой генерации, стал региональный монополизм - многие стратегические инвесторы  покупали активы в соседних регионах. Например, "КЭС-Холдинг", один из крупнейших инвесторов в электроэнергетику, приобрел пакеты акций в ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-9 - фактически компания получила контроль над тепловой энергетикой большей части Поволжья и Урала.

В результате вместо одной большой  компании, находящейся под государственным  контролем, экономика страны получила ряд относительно небольших независимых  и неконтролируемых компаний, но обладающих огромной рыночной силой на "своих" отдельных региональных рынках. Экономический  кризис привел к некоторому снижению цен на оптовом рынке электроэнергии, однако к сегодняшнему дню цены достигли уровня 2007 года и уверенно устремились  к максимумам 2008-го. Поэтому в  последние месяцы правительство  приняло целый ряд решений, направленных на замедление темпов роста цен и  борьбу со сговором производителей. Однако на деле это означает не более чем  возврат к директивным вожжам времен РАО "ЕЭС России" и снижению привлекательности отрасли для  частных инвесторов. В этих условиях, как показывает опыт развитых стран, единственный выход - развитие электросетей и усиление антимонопольных расследований.

Информация о работе Реструктуризация естественных монополий