Реструктуризация естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 08:44, реферат

Краткое описание

Третья проблема - в отрасли крайне не эффективная система регулирования цен на электроэнергию, сам этот процесс чрезмерно зависит от решений региональных властей, а недостатки системы регулирования на федеральном уровне приводит к тарифному не балансу на ФОРЭМ. В результате тарифы устанавливаются из субъективных соображений. Система регулирования не стимулирует энергосбережение и тормозит структурную перестройку экономики.

Содержание

Введение...............................................................................................................2

1 Переходный период ..........................................................................................5

2 Реструктуризация. Основные этапы .............................................................18

3 Анализ современного состояния электроэнергетики в России......................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................30

Список использованной литературы................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

Экономка1.docx

— 152.63 Кб (Скачать файл)

По окончании переходного периода  продажа электроэнергии на розничных  рынках будет  осуществляться по ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения.

Тарифное регулирование в электроэнергетике  будет сохранено в части регулирования  деятельности субъектов естественной  монополии (к которым будут отнесены Федеральная сетевая компания и  Системный оператор). Государственное  регулирование сохраняется по отношению  к следующим объектам:

· регулирование  цен (тарифов) на электрическую и  тепловую энергию, поставляемую в условиях отсутствия конкуренции;

· регулирование  цен (тарифов) на услуги по обеспечению  системной надежности;

·   регулирование цен (тарифов) на услуги администратора торговой системы;

·   регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию;

·  регулирование платы за технологическое  присоединение к электрическим  сетям;

·   регулирование сбытовых надбавок гарантирующих  поставщиков.

Кроме того, при проявлении монопольных  или олигопольных тенденций, требующих вмешательства государства в ценовую ситуацию на рынке, будет осуществляться регулирование предельных (максимальных и (или) минимальных) уровней цен на электрическую энергию и цен (тарифов) на располагаемую генерирующую мощность.

- Ограничение  прав собственников объектов  электросетевого хозяйства.

С момента окончания переходного  периода осуществляется окончательное  формирование правомочий Федеральной  сетевой компании по распоряжению и  управлению объектами, входящими в  единую национальную электрическую  сеть. В частности, вступает в действие механизм ограничения прав собственников  объектов электросетевого хозяйства, которые входят в единую национальную электрическую сеть. С этого момента заключение всех договоров на передачу электроэнергии с использованием объектов, входящих в единую национальную электрическую сеть (независимо от того, в чьей собственности они находятся), осуществляется Федеральной сетевой компанией. Кроме того, собственники указанных объектов не вправе распоряжаться ими (в части вывода этих объектов из эксплуатации) без согласия данной организации, за исключением случаев нарушения Федеральной сетевой компанией определяемых Правительством Российской Федерации условий договора о порядке использования объектов, входящих в единую национальную электрическую сеть, и иных случаев, предусмотренных Правительством Российской Федерации. При этом собственникам данных объектов гарантируется компенсация в размере суммы, которую они бы получали, если бы самостоятельно эксплуатировали данное имущество, за исключением текущих расходов, которые несет организация по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью в связи с эксплуатацией указанного имущества.

- Формирование  механизмов, обеспечивающих в условиях  конкуренции надёжное энергоснабжение  потребителей.

Обеспечению прав  потребителей электроэнергии на надёжное энергоснабжение будет  содействовать формирование системы  гарантированной поставки. Данную систему  образуют организации, которым будет  присвоен статус гарантирующего поставщика и функцией которых является обеспечение  поставок электроэнергии любому обратившемуся  лицу.

 

Поддержка процесса создания и развития в электроэнергетике  «гарантированной поставки» будет  обеспечена за счёт  формирования системы  договоров (срок действия которых составляет  3 года с момента окончания переходного  периода)  между гарантирующими  поставщиками  и поставщиками электроэнергии - субъектами оптового рынка. Условия  этих договоров будут определяться Правительством, в том числе —  начальная цена электроэнергии, поставляемой по этим договорам. С течением времени  цена, по которой будет поставляться электроэнергия по этим договорам, должна будет постепенно приближаться к  средней цене электроэнергии на оптовом  рынке. Таким образом, в течение  трех лет с момента окончания  переходного периода  будет гарантирована  возможность обеспечения поставок электроэнергии населению не по рыночной цене, сложившейся на оптовом рынке, а по цене гарантирующего поставщика, которая будет складываться  из стоимости электроэнергии, установленной  Правительством, и регулируемой сбытовой надбавки. В результате цена на электроэнергию для населения не будет зависеть от возможных колебаний цены на оптовом  рынке.

Кроме того, в целях обеспечения  надёжного и бесперебойного энергоснабжения  отдельных групп потребителей, обслуживаемых  гарантирующими поставщиками (к которым  будут отнесены наименее защищённые с экономической точки зрения потребители, а также потребители, обеспечение энергоснабжения которых  необходимо в целях национальной безопасности), будет сформирован  механизм предоставления гарантий обязательств по оплате электроэнергии за счёт бюджетных  средств.

В результате реализации вышеописанных  мероприятий и процессов будет  обеспечено:

· снижение рисков переходного периода для  всех потребителей и производителей, а для наименее защищённых с экономической  точки зрения группы потребителей  – сглаживание возможных резких колебаний цен на электроэнергию на оптовом рынке;

·  формирование системы оперативного государственного контроля за ходом  реформирования;

·  последовательный переход от существующей системы хозяйствования к конкурентным отношениям в сфере оборота электроэнергии[4].

Команда Чубайса уже через полтора  месяца получила сильнейший аргумент в пользу правильности выбранного пути: свободный рынок электроэнергии в течение этого срока стабильно  оправдывает обещания главы РАО  «ЕЭС России» относительно того, что  рынок позволит снизить тарифы.

Как это не грустно, снижение тарифов  если продлится, то очень недолго. Уже  к концу года на свободный рынок  должны выйти около двух десятков новых участников, в основном это  потребители электроэнергии. Следовательно, спрос на свободную электроэнергию возрастет, сто повлечет за собой  как минимум стабилизацию цен.

Мало того, уже в ближайшее  время на свободном рынке может  возникнуть ситуация, когда объем  заявок потребителей превысит пятнадцатипроцентной квоты продаж, установленной для производителей электроэнергии. Это может случиться, если, например, все предприятия – потребители, которые сегодня не могут выйти на ФОРЭМ (с подачи руководства РАО «ЕЭС России» процедура получения соответствующих разрешений была существенно усложнена), ринутся на свободный рынок. Впрочем, представители РАО ЕЭС считают такое развитие событий маловероятным. Однако угроза существует. В материалах, подготовленных в середине ноября 2003г. экспертами Минэкономразвития, отмечается, что если в 2004 году стоимость электроэнергии в свободном секторе не превысит уровня регулируемых тарифов на ФОРЭМ, то в 2005 году выход новых потребителей на свободный рынок может вызвать существенный рост цен в этом секторе – 15 – 20% выше уровня 2004 года. Чтобы избежать этого и «плавно выравнивать рыночные колебания цен в этом случае», МЭРТ предложило увеличить объемы электроэнергии, продаваемой по свободным ценам, до 30% и сделать такие продажи обязательными.

Еще более серьезную опасность  для нового рынка может представлять предусмотренная действующим законодательством  возможность заключения прямых договоров  на поставку электроэнергии между производителем и потребителем. «Росэнергоатом», например, предпочтет заключать договора с самыми крупными и наиболее платежеспособными потребителями – «Газпром», МПС, нефтяными компаниями. Ни юридических, ни технических препятствий для этого не существует, а все, что может противопоставить этим тенденциям руководство РАО «ЕЭС России», - моральные увещевания.

К разряду глобальных проблем также  относится вопрос о надежности работы отрасли в переходный период. По словам, заместителя министра энергетики Виктора Кудрявого, «надежного энергоснабжения  не будет, т.к. в проекте реформы  энергетики нет ни одного решения, направленного  на обеспечение надежности». В Российской энергетике заводы – изготовители не выполняют ни одного процента технического обслуживания. Вся энергетика обслуживается  силами энергокомпаний. Поэтому, когда энергокомпании делятся по видам бизнеса, как предлагается, - инфраструктура повисает в воздухе.

После раздела энергосистемы старая система техобслуживания будет  нарушена, а когда будет создана новая, фирменная неизвестно.

Задач перед руководством РАО «ЕЭС России» на сегодня поставлено много, но и разрешенных сложных проблем  достачно. Поэтому есть основания полагать, что переходный период не будет связан с масштабными кризисами в отрасли.2

К 2008 году будут завершены основные процессы реструктуризации электроэнергетической отрасли и полностью либерализованы оптовый и розничный рынки электроэнергии, так же в 2008 году была обеспечена обеспечена независимость большинства генерирующих компаний друг от друга путем снижения доли государственного владения.

В итоге реструктуризации холдинга РАО "ЕЭС России" и других предприятий  отрасли должны сложиться следующие  субъекты и структура собственности.

 

Рисунок  1 - Структура отрасли в 2008 году

 

ФСК – компания, исполняющая роль организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС), которая  обеспечивает единство технологического управления ЕНЭС, оказывает  на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии  по ЕНЭС.

Основные активы ОАО "ФСК ЕЭС" – практически все магистральные  сети РФ (сейчас находящиеся в собственности  холдинга РАО "ЕЭС России").

Созданная в 2002 году как 100%-ная дочерняя компания РАО «ЕЭС России», к 2008 году ФСК (как организация по управлению ЕНЭС) будет являться самостоятельной  компанией, выделенной из РАО «ЕЭС России», владеющей активами магистральных  сетей, в настоящее время находящихся  в АО-энерго, или акциями компаний, созданных на базе этих активов. В последнем случае ФСК будет стремиться к образованию единой операционной компании (путем перехода на единую акцию) при условии неснижения доли владения государства.

Предлагаются следующие варианты консолидации магистральных сетей  АО-энерго в ОАО "ФСК ЕЭС".

ОАО "ФСК ЕЭС" выкупает активы магистральных сетей у АО-энерго (принадлежащие им акции ММСК) по рыночной цене, используя для этого заемные средства, привлекаемые с рынка капитала, либо от государства. Обслуживание заимствованных средств на рынке капитала предполагается за счет включения расходов на обслуживание в тариф на передачу энергии.

Государство вносит денежные средства в уставный капитал ОАО "ФСК ЕЭС", которое  затем выкупает активы магистральных  сетей у АО-энерго (принадлежащие им акции ММСК) по рыночной цене. Данный вариант ведет к немедленному увеличению доли государства в ОАО "ФСК ЕЭС".

В то же время, происходит процесс  создания семи Межрегиональных магистральных  сетевых компаний (ММСК) путем внесения активов магистральных сетей  АО-энерго в оплату дополнительной эмиссии ММСК до реорганизации АО-энерго.

Если ОАО "ФСК ЕЭС" не сможет выкупить активы (акции ММСК), то при  реорганизации АО-энерго выделяются Магистральные сетевые компании (МСК), единственным активом которых будут являться акции ММСК. После выделения МСК ликвидируются, либо присоединяются к ММСК, в результате чего акции ММСК пропорционально распределяются среди акционеров.

После этого РАО "ЕЭС России" внесет принадлежащие ему акции  ММСК в уставный капитал ОАО "ФСК  ЕЭС".

Менеджмент РАО «ЕЭС России»  уделяет первостепенное внимание скорейшему реформированию ОАО «ФСК ЕЭС» (включая  магистральные активы АО-энерго) и его выделению из РАО «ЕЭС России» в кратчайшей перспективе. Сложность корпоративных процедур, связанных с этим вопросом, обуславливает необходимость его дальнейшего изучения и проработки. При определенных условиях и содействии правительственных и регулятивных органов не исключена возможность выделения ОАО «ФСК ЕЭС» из РАО «ЕЭС России» до реорганизации РАО «ЕЭС России» в 2006 году.

После выделения ОАО «ФСК ЕЭС» из РАО «ЕЭС России», в соответствии с законом «Об электроэнергетике» в последующем предполагается увеличение всеми законными способами доли государства в ОАО «ФСК ЕЭС» до 75% плюс одна голосующая акция, в том  числе за счет продажи или обмена доли государства в генерирующих компаниях.

Основные доходы ОАО «ФСК ЕЭС» формируются  за счет тарифа на передачу электроэнергии по магистральным сетям. Перспективная  деятельность ОАО «ФСК ЕЭС» (строительство  новых сетей, долгосрочные и сложные  проекты) может финансироваться  за счет заемного капитала.

Ключевым фактором экономического успеха ОАО «ФСК ЕЭС» будет являться формирование прозрачной системы регулирования  и тарифообразования и определение регулирующим органом справедливой регуляторной базы капитала (РБК) и справедливой нормы возврата на вложенный капитал. Создание крупной компании ФСК обеспечит оптимальную ликвидность и способность привлекать заемные средства, что будет приводить к снижению стоимости капитала и, как следствие, сдерживанию роста тарифов[5].

 

2 Реструктуризация. Основные этапы

 

Этап I. Начальная фаза реструктуризации –(2003 – начало 2005 года)

Запуск переходного оптового рынка  электроэнергии (в 2 стадии):

  • 1 стадия: модель с добровольным участием потребителей (2003 – 2004 гг.),
  • 2 стадия: модель с обязательным участием потребителей (2004 г.),
  • Запуск небольшого полностью конкурентного регионального рынка (2004 г.);
  • Формирование структуры Системного оператора;
  • Начало создания оптовых генерирующих компаний на базе имущества РАО «ЕЭС России»;
  • Создание и наполнение имуществом магистральных сетей АО-энерго межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК), вариант - приобретение ОАО «ФСК ЕЭС» магистральных сетевых активов АО-энерго в собственность (в случае нахождения источника средств на покупку);
  • Реорганизация пилотных АО-энерго в части разделения по видам деятельности;
  • Начало реорганизации АО-энерго второй очереди;
  • Обособление от РАО «ЕЭС России» ряда полностью сформированных ОГК на базе теплогенерирующих активов по схеме, предусматривающей обмен акций генерирующих компаний на акции РАО «ЕЭС России»;
  • выделение из РАО «ЕЭС России» ОАО «ФСК ЕЭС» путем реорганизации РАО «ЕЭС России»;
  • обособление некоторых других полностью сформированных компаний.

Информация о работе Реструктуризация естественных монополий