Реформирование международного валютного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:40, статья

Краткое описание

В связи с относительно более быстрым экономиче-ским ростом ряда развивающихся стран и стран с формирующимся рынком степень их влияния на де-ятельность мВф, определяемая величиной принадлежащих им квот и, соответственно, количества голосов, пришла в явное противоречие с возросшей ролью этих стран в гло-бальной экономике. По этим причинам у фонда возникла необходимость предпринять поиск мер для снижения уровня несоответствия между удельными весами стран в мировом хозяйстве и их положением в мВф. Принятие таких мер было ускорено разразившимся в 2008 г. глобальным финан-сово-экономическим кризисом.

Вложенные файлы: 1 файл

валюшке.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Реформирование Международного

валютного фонда: проблемы и решения.

Финансы и управление1

Д. В. Смыслов,

доктор экономических наук, профессор,

главный научный сотрудник ИМЭМО  РАН

 

В связи  с  относительно  более  быстрым  экономиче-ским  ростом  ряда  развивающихся  стран  и  стран  с формирующимся рынком степень их влияния на де-ятельность мВф, определяемая величиной принадлежащих им  квот  и,  соответственно,  количества  голосов,  пришла  в явное  противоречие  с  возросшей  ролью  этих  стран  в  гло-бальной  экономике.  По  этим  причинам  у  фонда  возникла необходимость предпринять поиск мер для снижения уровня несоответствия между удельными весами стран в мировом хозяйстве  и  их  положением  в  мВф.  Принятие  таких  мер было ускорено разразившимся в 2008 г. глобальным финан-сово-экономическим кризисом.Реформа квот и прав голоса. Под давлением ряда развивающихся стран и стран с формирующимся рын-ком мВф в рамках  упоминавшейся в первой  статье «среднесрочной стратегии» (принята в апреле 2005 г.) осу-ществляет значительные изменения своей организационной структуры, в первую очередь, так называемую реформу квот и прав голоса.В своем коммюнике от 22 апреля 2006 г. международный валютно-финансовый  комитет (мВфК)  признал необходи-мость осуществления «фундаментальной реформы» распре-деления квот и механизма голосования в мВф. Эта рефор-ма должна была быть направлена на то, чтобы, во-первых, учесть  повышение  весов  и  роли  ряда  стран  в  глобальной экономике, а также обеспечить своевременное осуществле-ние  изменений  долей  квот  и  голосов  государств-членов  в будущем – по мере того, как будут происходить новые сдви-ги в мировом хозяйстве; во-вторых, расширить для стран с низким доходом, которые имеют небольшой вес в мировой экономике, но нуждаются в финансовой подпитке и консуль-тационных услугах со стороны фонда, возможность более активно участвовать в процессе принятия решений. В соответствии с призывом мВфК совет управляющих мВф принял на своей сессии в сингапуре 18 сентября 2006 г. постановление,  в  котором  предусматривалось  осуществле-ние  двухлетнего  плана  «комплексной  программы  реформ квот и механизма голосования в фонде». Это постановление, в частности, утвердило проведение первоначального раунда «специального» (ad hoc) увеличения квот, а именно для четы-рех стран – Китая, Южной Кореи, мексики и Турции, кото-рые, как было признано, имели явно недостаточное предста-вительство в мВф. одновременно  планировались  преобразования  более масштабного характера. 28 марта 2008 г. проект этих преоб-разований был утвержден Исполнительным советом мВф. 28  апреля  того  же  года  совет  управляющих  фонда  одоб-рил «Резолюцию относительно реформ квот и прав голоса» (Resolution on quota and voice reforms). Ниже рассматрива-ются основные составные компоненты этого пакета и ход их реализации.Новая формула расчета квот. мВф считает достоин-ствами предлагаемой им формулы ее компактность (сущест-вующая ныне система расчета величины квот включает пять отдельных  формул),  простоту  и  бόльшую  прозрачность  по сравнению с предыдущим набором формул. согласно перво-начальным предложениям фонда, эта формула представляла

бы собой средневзвешенную величину, которую образуют че-тыре компонента: валовый внутренний продукт (ВВП); уро-вень открытости экономики; степень изменчивости состояния платежных  балансов;  объем  официальных  международных резервов.  Веса  указанных  компонентов  должны  составлять соответственно 50, 30, 15 и 5%1.«Группа 20» и мВфК заявляют о необходимости про-должения работы по совершенствованию элементов новой формулы  определения  размеров  квот  государств  –  членов мВф с тем, чтобы эта формула наиболее адекватно отражала экономические  веса  соответствующих  стран.  Установлено, что  работа  по  пересмотру  действующей  формулы  расчета квот и замене ее новой формулой будет завершена к январю 2013 года.

Второй  раунд специального увеличения квот («ре-форма квот и прав голоса 2008 г.»)1. Все государства-члены,

имеющие недостаточное представительство  в мВф (это оз-начает, что фактические доли их квот значительно ниже до-лей соответствующих стран в мировом ВВП), получают воз-можность увеличить свои квоты. Планировалось, что этой возможностью воспользуются в общей сложности 54 страны, из числа как экономически развитых, так и развивающихся. При  этом  увеличение  величины  квот  указанных  стран  (по сравнению с их величиной на время проведения сессии мВф

в сингапуре в сентябре 2006 г.) произойдет для отдельных стран в диапазоне  от 12 до 106%. что же касается увеличения суммы долей 54 стран в капитале фонда, то оно в совокуп-ности составляет 20,8 млрд сДР (примерно 33,7 млрд дол.), или 4,91 процентного пункта.При характеристике особенностей второго раунда спе-циального увеличения квот обращают на себя внимание три обстоятельства.Во-первых,  для  содействия  достижению  целей  рефор-мы несколько стран с развитой экономикой, имеющих недо-статочное представительство в фонде (Германия, Ирландия, Италия,  люксембург,  сШа  и  Япония),  согласились  отка-заться от части увеличения квот, на которое они имеют пра-во. однако в то же время ряд развитых государств-членов, номинальные квоты которых остаются на прежнем уровне (австралия, Бельгия, Великобритания, Канада, Нидерланды, Швейцария), теряет в общей сложности 2,15 п. п. совокупной доли своих квот в капитале фонда.

Во-вторых, имеется в виду, что  квоты развивающихся стран,  недостаточно  представленных  в  фонде,  увеличива-ются как минимум на 40%. При этом основными  бенефици-арами  этого  увеличения  станут  в  первую  очередь  страны  с формирующимся рынком. Так, квота Южной Кореи увеличи-вается на 106%, сингапура – на 63%, Турции – на 51%, Китая – на 50%, Индии – на 40%, Бразилии и мексики – на 40%.

В-третьих, четыре государства –  члена мВф (они были названы выше), квоты которых уже были увеличены в ходе первого раунда в 2006 г., даже после этого все еще имели не-достаточное представительство в фонде. Поэтому и в ходе второго раунда их номинальные квоты увеличиваются еще как минимум на 15%.В числе стран, доля квот которых в капитале мВф в результате второго специального раунда увеличения квот не только не увеличивается, а, напротив, уменьшается, оказыва-ется и Россия. Доля российской квоты, по сравнению с уров-нем 2006 г., сокращается с 2,78 до 2,49%, т. е. в итоге на 0,29 процентного пункта.В общей сложности с учетом специальных корректиро-вок 2006 г. (четыре страны) суммарное увеличение всей со-вокупности квот государств – членов мВф в номинальном выражении в рамках осуществляемой реформы составляет 11,5%.

Увеличение  количества и доли голосов развивающихся стран. В результате поэтапного общего увеличения квот в мВф доля  «базовых» голосов государств-членов  в общем количестве  голосов понизилась  с уровня  более 10%  в се-редине 1970-х годов до приблизительно 2%. особенно это затронуло интересы более бедных стран. В связи с данным обстоятельством с целью содействия повышению влияния в мВф развивающихся стран, в первую очередь группы стран с низкими доходами, количество базовых голосов, которыми каждое государство наделено в равной мере, увеличивается с 250 до 750, т. е. утраивается (первое увеличение со времени основания фонда). В результате этого доля базовых голосов в общей сумме голосов всех государств-членов возрастает с 2,1 до 5,5%. При этом совокупная доля 135 стран в сумме го-лосов всех государств – членов мВф возрастет (вследствие увеличения как общей суммы базовых голосов, так и голосов, количество  которых  определяется  размерами  квот  соответ-ствующих стран) на 5,42 п. п. В числе стран, доля которых в сумме голосов в результате двух раундов увеличения квот возрастает в наибольшей степени, – Бразилия, Индия, Китай, Южная Корея и мексика.Предполагается создание механизма, который должен обеспечивать  в  случае  увеличения  квот  отдельных  стран постоянное  соотношение  величины  базовых  голосов  и  об-щей суммы голосов и в будущем. ожидают, что увеличение числа голосов государств – членов мВф с низкими доходами будет в определенной мере содействовать активизации учас-тия этих стран в деятельности мВф, в процессах принятия решений.Увеличение  числа  базовых  голосов  и  закрепление  их постоянного соотношения в общей сумме голосов потребо-вало  внесения  соответствующей  поправки  в  статьи  согла-шения  мВф.  Условием  вступления  в  силу  этой  поправки является  ее  официальное  одобрение  тремя  пятыми  числа государств – членов мВф, на которые приходилось бы 85% общего  числа  голосов.  Увеличение  квот  также  начнет  дей-ствовать только с момента одобрения этой поправки. однако многие страны с формирующимся рынком и развивающиеся государства не были удовлетворены результатами осущест-вления «реформы квот и прав голоса 2008 г.» и добивались более основательной перестройки структуры мВф.В  подготовленных  руководством  России  и  опублико-ванных 16 марта 2009 г. предложениях к лондонскому сам-миту «большой двадцатки» (апрель 2009 г.) в данной связи говорилось: «Исходя из результатов первого этапа реформы, завершенного в апреле 2008 г., поставленные цели пока не достигнуты. В этой связи мы полагаем целесообразным ан-нулировать пакет решений по реформе квот и голосов, со-гласованный в апреле 2008 г., и продолжить работу в рам-ках мВф с тем, чтобы вынести на ратификацию уже более радикальный вариант реформирования, в большей степени отражающий  существующую  расстановку  сил  в  мировой экономике»

1. Намеченное в апреле 2008 г. увеличение  квот к назначенному сроку  (31 октября 2008 г.) действительно не  получило нужного для его одобрения  числа голосов, включая голос  России.Достигнутое  в  конечном  счете  соглашение  стран «двадцатки» о перераспределении долей квот в рамках оче-редного регулярного их пересмотра позволило России и рядудругих стран ратифицировать поправку к уставу фонда. В марте  2010  г.  эта  поправка  и,  соответственно,  увеличение квот в рамках «реформы квот и прав голоса 2008 года» всту-пили в силу.

Пятилетние  пересмотры  квот  («реформа  2010 года»). согласно уставу мВф, не реже одного раза в пять лет должны производиться общие пересмотры квот государств – членов фонда. одним из компонентов проводимой реформы является установка на осуществление, в ходе будущих оче-редных пересмотров квот, дальнейших специальных коррек-тировок долей квот отдельных стран. цель такого рода кор-ректировок состоит в том, чтобы поддерживать постоянное соответствие долей квот и голосов меняющимся удельным весам стран в мировой экономике и добиваться сокращения разрыва между фактическими долями квот и долями, кото-рые будут определяться по новой формуле их расчета.Вопрос  о  перераспределении  квот  между  государ-ствами – членами мВф, которые, с одной стороны, имеют избыточное  представительство  в  фонде  (over-represented countries), а с другой стороны, напротив, представлены в нем недостаточно (under-represented countries), явился предметом острой дискуссии на саммите «Группы 20», состоявшемся в Питтсбурге (сШа) в сентябре 2009 г.1 Президент Российской федерации Д. а. медведев при поддержке представителей ряда  развивающихся  стран  предлагал  увеличить  общую сумму долей квот в пользу второй группы стран (это – глав-ным  образом  динамично  развивающиеся  государства  с формирующимся рынком) за счет первой группы на 7%. В итоге  состоявшегося  обсуждения  компромиссная  величи-на  этого  перераспределения  была  зафиксирована  на  уров-не «не менее 5%». При этом в качестве основы пересчета использовалась  действующая  в  настоящее  время  формула определения квот. В выступлении на пресс-конференции по результатам Питтсбургского саммита достигнутое по данно-му вопросу согласие Д. а. медведев назвал «очень весомым вкладом в создание новой конфигурации международной фи-нансовой системы»2.В  соответствии  с  установками  «двадцатки»  Исполни-тельный совет мВф 5 ноября 2010 г. утвердил предложения о завершении 14-го общего пересмотра квот3 . Эти предложе-ния получили одобрение «двадцатки» на ее саммите в сеуле 11 – 12 ноября 2010 г.4 В декабре 2010 г. они были утвержде-ны советом управляющих фонда. Пакет реформы квот мВф 2010 г. предусматривает, что:

– будет увеличен вдвое (в таких  размерах впервые за всю историю  пересмотров квот) совокупный размер квот с 238,4 млрд сДР до приблизительно 476,8 млрд сДР (около 772,9 млрд дол. сШа по текущим обменным курсам). Кроме того, вступление в силу реформы квот 2008 г. даст мВф до-полнительно 30 млрд дол. в форме новых ресурсов, которые поступят в форме квот;

– будет перераспределено более 6% долей квот от госу-дарств-членов  с  чрезмерным  представительством  в  пользу стран с недостаточным  представительством (подробнее пе-рераспределение  долей голосов и квот государств – членов мВф показано в табл. 1);

– будет перераспределено свыше 6% долей квот в поль-зу динамично растущих стран с формирующимся рынком и развивающихся стран. общее перераспределение числа голо-сов в пользу этих стран в целом, с учетом реформы квот и прав голоса 2008 г., составит 5,3 п. п. (см. табл. 1 на с. 43);

– будут существенно реструктурированы  доли квот ряда стран. Китай становится третьим по размеру квоты государ-ством  – членом мВф, и три другие страны, объединяемые форматом «БРИК» – Бразилия, Индия и Россия (до присоеди-нения  ЮаР к этому формату), войдут в число 10 крупнейших членов фонда. При этом Индия будет занимать восьмое мес-то, Россия – девятое и Бразилия – десятое. В общей слож-ности на четыре страны, принадлежащие к группе «БРИК», будет приходиться 14,18% общей суммы квот. Другие стра-ны в составе первой десятки – это сШа, Япония и четыре наиболее  крупные  европейские  страны  (Великобритания, Германия, Италия и франция). При этом сШа сохраняют за собой возможность наложения вето на наиболее важные решения фонда, требующие большинства в 85% от общей суммы голосов;

– будут сохранены доли квот и  голосов беднейших го-сударств-членов. К этой группе относятся страны, которые, во-первых, отвечают критериям  Трастового фонда на цели

сокращения бедности и содействия экономическому росту и, во-вторых, страны, чей доход на душу населения составлял в 2008 г. менее 1135 дол. (т. е. был ниже порогового уров-ня, установленного на тот год международной ассоциацией развития), а в том, что касается малых стран, был меньше двукратной величины названной суммы (значения долей квот стран и групп стран, изменявшиеся по мере осуществления названных выше преобразований, представлены в табл. 2 на с. 44).

Названные выше итоговые показатели перераспределе-ния квот в пользу стран с недостаточным представительством в  фонде  и  динамично  растущих  стран  с  формирующимся рынком и развивающихся стран превышают уровни, которые «Группа 20» и мВфК первоначально определили в качестве целевых показателей. Предполагается, что процесс вступления новой рефор-мы в действие будет завершен к октябрю 2012 г. срок осу-ществления следующего, 15-го общего пересмотра квот пе-ренесен на два года раньше – на январь 2014 г. ожидается, что любая реструктуризация квот в будущем будет приводить к увеличению долей квот более динамично развивающихся стран в соответствии с изменениями их относительного по-ложения в мировой экономике.

Информация о работе Реформирование международного валютного фонда