Реформирование международного валютного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:40, статья

Краткое описание

В связи с относительно более быстрым экономиче-ским ростом ряда развивающихся стран и стран с формирующимся рынком степень их влияния на де-ятельность мВф, определяемая величиной принадлежащих им квот и, соответственно, количества голосов, пришла в явное противоречие с возросшей ролью этих стран в гло-бальной экономике. По этим причинам у фонда возникла необходимость предпринять поиск мер для снижения уровня несоответствия между удельными весами стран в мировом хозяйстве и их положением в мВф. Принятие таких мер было ускорено разразившимся в 2008 г. глобальным финан-сово-экономическим кризисом.

Вложенные файлы: 1 файл

валюшке.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

«Группа  20»  на  саммите  в  лондоне  в  апреле  2009  г. приняла, в частности, специальный документ «Заявление о направлении ресурсов через международные финансовые учреждения». В этом  Заявлении «двадцатка» объявила  о своей договоренности «весьма существенно увеличить объ-ем ресурсов, выделяемых через международные финансовые учреждения, и обеспечить, чтобы эти учреждения располага-ли возможностями, требуемыми для скоординированного и всестороннего реагирования на кризис».суммарный  объем  выделяемых  международным  фи-нансовым  институтам  ресурсов  был  оценен  в  850  млрд

дол. (вместе с выпуском сДР – 1,1 трлн дол.). что касается доли мВф в этой сумме,  то в качестве экстраординарной меры было названо предоставление ему за счет средств го-сударств – членов фонда в порядке двустороннего финанси-рования 250 млрд дол. Эта цифра как раз и соответствовала установке мВф на удвоение  величины его свободных для использования  средств.  Конкретное  распределение  назван-ной суммы между отдельными странами не было указано. она должна была формироваться  посредством кредитных договоренностей фонда с отдельными государствами или их центральными банками. Руководство  мВф  постоянно  напоминает,  что  основ-ным  источником  его  резервов  для  финансирования  госу-дарств-членов являются взносы стран, производимые в раз-мере установленных для них квот. В результате вступле-ния в силу в марте 2011 г. реформы квот и прав голоса 2008 г. произошло увеличение квот 54 стран – членов фонда на 28,8 млрд сДР (33,7 млрд дол.). Выше говорилось, что к октябрю 2012 г. ожидается завершение процесса ратификации госу-дарствами-членами,  соответственно,  вступление  в  силу  па-кета реформ, принятого фондом в 2010 г. Вследствие этого подписной капитал мВф удвоится против нынешнего уров-ня, достигнув величины в 476,8 млрд сДР (772,9 млрд дол.).  Значительное  место  в  системе мер,  направленных  на укрепление  кредитного  потенциала  мВф,  занимает  рас-ширение  «Новых соглашений о займах», НСЗ  (the  New Arrangements  to  Borrow  – NAB).В  апреле  2010  г.  фонд, по  призыву  «Группы  20»  и  мВфК,  принял  решение  об увеличении  объема  НсЗ  более  чем  в  10  раз  –  с  34  млрд сДР (55 млрд дол.) до 367,5 млрд сДР, или приблизитель-но  576  млрд  дол.  одновременно  число  участников  этого механизма  увеличилось  на  13  стран,  включая  ряд  стран  с формирующимся  рынком.  Для  повышения  эффективности расширенных НсЗ в качестве инструмента противодействия кризисам вместо практики назначения индивидуальных сро-ков для вступления в силу каждого отдельного займа уста-навливается общий порядок вступления этих займов в силу в течение срока до шести месяцев. В марте 2011 г. мВф объявил о завершении процесса ратификации механизма расширенных НсЗ и введении его в действие. согласно решению саммита «двадцатки» в сеуле после вступления  в силу  договоренности  об  увеличении квот государств – членов фонда (в рамках четырнадцатого их пересмотра) будет произведено сокращение на соответс-твующую сумму объема НсЗ при сохранении относительных долей стран-участниц. Важным  источником  пополнения  кредитного  потен-циала мВф в условиях глобального кризиса являются зай-мы, предоставляемые Фонду государствами-членами на основе двусторонних соглашений. В качестве инициатора заключения такого рода соглашений выступает «Группа 20». особенно велика была роль этих займов в период ожидания запланированного увеличения квот и вступления в силу ре-шения о расширении НсЗ. В июне 2009 г. Исполнительный совет обсудил и согла-совал операционную основу использования фондом заемных ресурсов.  Были  приняты  «Руководящие принципы заимс-твования Фондом» (Guidelines for Borrowing by the Fund), в которых определялись ключевые элементы механизма этих заимствований. Первое из числа двусторонних соглашений о займах  после начала  кризиса мВф заключил  в феврале 2009 г. с Японией на сумму в 100 млрд дол. В июле того же года  были  подписаны  аналогичные  соглашения  с  Канадой (10,0 млрд дол.) и Банком Норвегии (4,6 млрд дол.). Далее, на протяжении 2009 – 2011 финансовых годов, фонд заклю-чил двусторонние договоренности о получении займов у 16 стран – членов Ес (или их центральных банков). Все эти зай-мы были предоставлены в рамках обязательства, принятого на себя в марте 2009 г. Европейским союзом, о предоставле-нии 75 млрд евро (в то время примерно 100 млрд дол.) для поддержки кредитных возможностей мВф. Помимо получения займов у государств-членов, мВф осуществляет  у  них  заимствования  посредством  выпус-ка  облигации  и  размещения  их  в  соответствии  с  со-глашениями о покупке облигаций (нот). В июле  2009  г. Исполнительный совет утвердил порядок выпуска таких об-лигаций. соглашения о покупке облигаций были заключены

в сентябре 2009 г. с Народным банком Китая на сумму, эк-вивалентную 49,9 млрд дол., в сентябре 2009 г. с Бразилией (10,0 млрд дол.) и в марте 2010 г. с Резервным банком Индии (10,0 млрд дол.)К концу 2010 финансового года (30 апреля) общая сум-ма ресурсов, предоставленных фонду в рамках двусторон-них соглашений о займах и посредством покупки его обли-гаций,  составила  174  млрд  сДР  (270,3  млрд  дол.).  После вступления в силу решения о расширении НсЗ двусторонние договоренности с его участниками перестали использоваться для финансирования новых обязательств. В результате принятых мер, направленных на пополне-ние ресурсов мВф, показатель суммы средств, доступной  для  предоставления  государствам-членам  (ПБо),  возрос по состоянию на конец 2011 г. до беспрецедентно высокого уровня в 251,4 млрд сДР (386,0 млрд дол.). Это превысило предыдущий пиковый показатель (конец 2009 г.) на 68,4%4. В то же время возрастает потребность развитых стран в креди-тах фонда, обусловленная возникновением острого финан-сового кризиса в системе еврозоны. 9  мая 2010  г.  мВф предоставил  кредит  «стэнд-бай» Греции на сумму 30 млрд евро (около 40 млрд дол), 16 де-кабря  того  же  года  –  «расширенный кредит»  Ирландии в размере 22,5 млрд евро (порядка 30 млрд дол.) и 20 мая 2011 г. – аналогичный кредит Португалии в объеме 26 млрд евро (приблизительно 37 млрд долл). Возможны обращения  к фонду и некоторых других стран – членов Ес. сумма фак-тически выделенных фондом средств возросла с 21,2 млрд сДР в 2010 г. до 34,4 млрд сДР, или приблизительно 53 млрд дол., в 2011 году

«Группа 20»  на своем саммите в Каннах (3 – 4 ноября 2011 г.) сочла необходимым  заверить в том, что она и впредь будет заботиться о поддержании  должного финансового по-тенциала мВф. В финальной декларации этого саммита в данной связи говорится: «мы обеспечим, чтобы мВф про-должал иметь необходимые ресурсы для выполнения систем-ной роли на благо всех стран-членов, основываясь на значи-тельных объемах ресурсов, которые мы уже мобилизовали, начиная с лондонского саммита 2009 г. мы готовы обеспе-чить своевременное предоставление дополнительных ресур-сов». В этом контексте страны Ес договорились в декабре 2011 г. о предоставлении мВф дополнительных финансовых ресурсов в форме двусторонних займов в общем размере до 200 млрд евро для компенсации кредитов, которые страны еврозоны получают от фонда. Три четверти указанной сум-мы выделяют 17 стран еврозоны, в первую очередь Германия. Предполагается,  что  остальные  50  млрд  евро  пожертвуют другие государства, в частности сШа и страны, принадле-жащие к «Группе БРИКс».

Корректировка механизмов управления. Глобальный кризис  и происходящие  в мировой экономики структур-ные сдвиги  побуждают к осуществлению  значительных изменений в управленческих структурах мВф. В качестве главного  инициатора  этих  изменений  выступает  «Группа 20». В «Плане действий», принятом на лондонской встрече «двадцатки», говорилось, в частности, о необходимости «рас-смотреть вопрос относительно более широкого участия уп-равляющих фонда в определении стратегического направле-ния деятельности мВф и повысить степень его подотчетно-сти». а мВфК на своем заседании в апреле 2009 г. поручило Исполнительному  совету  фонда  осуществить в короткий срок реформы, которые бы обеспечили активное участие это-го комитета «в процессе принятия стратегических решений». Конкретные предложения по  проблемам реформы уп-равления фондом разрабатывались «Комитетом выдающихся лиц» (the Committee of Eminent Persons), который был обра-зован в мае 2008 г. и которым руководил министр финансов ЮаР Тревор мануэль (Trevor Manuel).Исполнительный совет мВф в ноябре 2010 г., наряду с решением  об  увеличении  и реструктурировании  квот  в рамках 14-го общего их пересмотра, о чем речь шла рань-ше, предложил проект поправки к статьям соглашения, ко-торая предусматривала весьма существенные корректировки в системе управления  фондом.  В декабре 2010  г.  данный проект реформ был утвержден советом управляющих. Как говорилось выше, предполагается, что процесс ратификации указанной поправки государствами-членами будет завершен к концу 2012 года.Предусмотренные  изменения  в  системе  управления мВф состоят в следующем:

– состав Исполнительного  совета, который по-прежнему будет насчитывать 24 члена, подлежит пересмотру каждые восемь лет, начиная со времени вступления в силу реформы квот и управления;

–  европейские  страны  с  развитой  экономикой  сокра-тят  свое  представительство  в  совете  на  две  должности,  а развивающиеся страны и страны с формирующимся рынком получат,  соответственно,  дополнительные  места.  Это  про-изойдет  не  позднее  первых  выборов  совета  после  начала

действия  реформированного механизма;

–  после  вступления  в  силу  поправки  к  уставу  мВф Исполнительный совет будет состоять только из выбираемых исполнительных  директоров,  и  тем  самым  ликвидируется категория назначаемых директоров (в настоящее время госу-дарства – члены фонда с пятью наиболее крупными квотами не избирают, а назначают своих директоров);

– возникает  дополнительная возможность для  назначе-ния вторых заместителей исполнительных директоров, что повысит  представительство  в  фонде  групп,  состоящих  из большого числа стран. Данное изменение  имеет определен-ное значение в особенности для стран с низкими доходами и малых стран.оценивая осуществляемую реформу мВф, участники саммита «Группы 20» в сеуле заявили, что «модернизирован-ный мВф… лучше отражает изменения мировой экономики благодаря повышению степени,  в  которой в фонде пред-ставлены страны с динамично развивающейся экономикой и развивающиеся страны». Далее в декларации Сеульского саммита говорится: «Такие всеобъемлющие реформы в об-ласти квот и управления… повысят правомерность, надеж-ность и эффективность  мВф,  превратив  его  в  еще  более сильный  институт,  призванный  содействовать  глобальной финансовой стабильности и росту».Реформа  2010  г.  не  решает  полностью  задачу  демо-кратизации мВф. Назрела потребность в полном отказе от неформальных,  кулуарных  договоренностей,  касающихся проблемы кадров. Высшее руководство мВф должно назна-чаться в результате открытого, прозрачного отбора с учетом профессиональных качеств, опыта работы и реальных заслуг кандидатов. При этом необходимо учитывать все географи-ческое и социально-экономическое многообразие государств-членов. Пора отказаться и от привычной практики, согласно которой Президентом Всемирного банка является гражданин сШа, а директором-распорядителем мВф – одной из стран Ес,  и разработать  четкую  процедуру  прозрачных  выборов этих руководителей. Нынешний порядок является явно диск-риминационным по отношению к развивающимся странам и странам с формирующимся рынком.

 

 


Информация о работе Реформирование международного валютного фонда