Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:40, статья
В связи с относительно более быстрым экономиче-ским ростом ряда развивающихся стран и стран с формирующимся рынком степень их влияния на де-ятельность мВф, определяемая величиной принадлежащих им квот и, соответственно, количества голосов, пришла в явное противоречие с возросшей ролью этих стран в гло-бальной экономике. По этим причинам у фонда возникла необходимость предпринять поиск мер для снижения уровня несоответствия между удельными весами стран в мировом хозяйстве и их положением в мВф. Принятие таких мер было ускорено разразившимся в 2008 г. глобальным финан-сово-экономическим кризисом.
Во-вторых, существовавшие механизмы экстренной по-мощи мВф (на случай стихийных бедствий и постконфликт-ных ситуаций) объединяются в рамках нового Инструмента
для ускоренного финансирования, РФИ (Rapid Financing Instrument, RFI), который может использоваться для удов-летворения всего спектра неотложных потребностей, в том числе обусловленных внешними шоками.
Инструмент для ускоренного финансирования:
– расширяет круг связанных с состоянием платежного баланса неотложных потребностей, не ограничиваясь, как прежде, теми, которые возникают по причине стихийных бедствий и последствий военно-политических конфликтов, и может использоваться для поддержки экономической поли-тики и технической помощи;
– предоставляет возможность получения государства-ми-членами средств немедленно после утверждения соот-ветствующей договоренности. Лимиты доступа – 50% кво-ты государства-члена в год и 100% в совокупности;
– предусматривает обязанность страны-заемщика сформировать свои планы экономической политики для устранения трудностей в области платежного баланса, которые давали бы фонду основание прийти к выводу, что государство будет сотрудничать с ним в поисках решений для преодоления этих трудностей.
Как говорится в Годовом отчете мВф за 2011 финансо-вый год, «укрепление фондом инструментов страхового типа
призвано содействовать более своевременному обращению
стран за содействием фонда для предотвращения кризисов.
оно должно также помочь им защититься в случае системно-го кризиса»3
1. Перестройка кредитных
глобальной ликвидности
с формирующимся рынком и страны с низкими доходами. Участники лондонского саммита договорились также о срочной ратификации так называемой «Четвертой по-правки» к статьям соглашения мВф. Эта поправка была принята фондом еще в 1997 г. с целью уравнивания отно-шения предоставленных государствам-членам сДР к их кво-там (на уровне 29,3% квоты на момент принятия решения). Данное распределение сДР рассматривается как «восстанов-ление справедливости» по отношению к 1/5 членов мВф, которые, вступив в него после 1981 г., когда был произведен последний выпуск сДР, вообще не получили их в порядке
распределения. Десятилетняя задержка со вступлением дан-ной поправки в силу была вызвана отказом сШа утвердить ее. В соответствии с принятым «двадцаткой» и фондом ре-шением в сентябре 2009 г. было осуществлено «специальное распределение» 21,5 млрд сДР, что эквивалентно прибли-зительно 34 млрд дол. Таким образом, суммарная величина нового выпуска сДР составила порядка 284 млрд долларов.с учетом общего и специального распределения сДР совокупная сумма выпущенных фондом сДР возросла с 21,4 млрд до 204,1 млрд сДР (соответствует приблизительно
308 млрд дол. по состоянию на конец апреля 2010 г.).
Помощь странам с низким уровнем дохода. особое место в рамках глобальной антикризисной стратегии мВф занимает финансовая помощь странам с низким уровнем дохода (ниже ежегодно устанавливаемого порогового значе-ния), т. е. наиболее бедным станам, в особенности странам африки к югу от сахары. среднесрочная стратегия мВф связывает эту помощь с содействием достижению целей раз-вития принятой ооН Декларации тысячелетия. Для этого используется широкий набор инструментов, декларируемое назначение которых состоит в том, чтобы помочь странам с низкими доходами добиться макроэкономической стабиль-ности, осуществления структурных реформ, обеспечения устойчивого экономического роста и на этой основе сокра-щения уровня бедности. До недавнего времени основным инструментом мВф для предоставления финансовой поддержки странам с низкими доходами являлся образованный в ноябре 1999 г. «Механизм финансирования на цели сокращения бедно-сти и содействия экономическому росту», МСБР/ПРГФ (Poverty Reduction and Growth Facility, PRGF). Этот механизм использовался для предоставления долгосрочных льготных кредитов бедным странам с хроническим дефицитом пла-тежного баланса. В ноябре 2005 г. был учрежден «Механизм финанси-рования для преодоления внешних шоков», ПВШ/ЕСФ (Exogenous Shocks Facility, ESF). В рамках данного меха-низма предоставлялась льготная помощь странам, которые
сталкивались с внезапными экзогенными шоками, но не име-ли действующей договоренности о мсБР. При этом мВф до-бивается от стран-заемщиков ограничения государственных расходов и полной либерализации внешнеэкономической деятельности.
В октябре 2005 г. Исполнительный совет мВф образовал «Инструмент для поддержки экономической политики», ИПП/ПСИ (Policy Support Instrument, PSI). Этот инструмент ориентирован на страны с низкими доходами, которые, тем не менее, добились значительного прогресса в обеспечении экономической стабильности и поэтому уже не нуждаются в получении финансовой помощи от мВф. Вместе с тем такие страны продолжают обращаться к мВф с просьбами о пре-доставлении рекомендаций и консультаций, проведении бо-лее тщательного мониторинга и одобрении их экономической политики. Удовлетворяя эти потребности государств-членов, ПсИ выполняет своего рода «сигнальную» функцию. Этим инструментом могут пользоваться все государства-члены, со-ответствующие критериям для получения помощи в рамках ПРГф и реализующие стратегию сокращения бедности. Начавшийся в 2008 г. глобальный экономический и фи-нансовый кризис, от которого особенно сильно пострадали наиболее бедные страны, побудил «Группу 20» и мВф в кон-тексте реформирования всего комплекса кредитных механиз-мов обратиться также и к рассмотрению возможностей внесе-ния существенных изменений в систему льготного кредито-вания. В лондонском заявлении «двадцатки» (апрель 2009 г.) была высказана поддержка удвоению ресурсов такого рода механизмов. «Двадцатка» заявила, что расширение кредит-ных возможностей мВф позволит ему предоставить странам с низкими доходами дополнительное финансирование в тече-ние последующих двух-трех лет в объеме 6 млрд долларов.В апреле 2009 г. Исполнительный совет мВф принял решение о повышении вдвое лимитов заимствования на-иболее бедными странами в рамках ПРГф (действовавший до того времени лимит составлял 140% квоты и 185% при исключительных обстоятельствах) и Есф (прежние лими-ты: годовой – 25% квоты, кумулятивный – 50%, кроме ис-ключительных обстоятельств). Помимо этого, на льготные кредиты распространяется охарактеризованный выше смяг-ченный порядок осуществления предъявляемых условий,
относящихся к структурной политике.
Еще более радикальная реформа механизма льготного
финансирования стран с
– «Расширенный кредитный механизм», РКМ/ЕКФ (Extended Credit Facility, ECF); преемник ПРГф; в рамках этого механизма предоставляется более долгосрочная (в те-чение трехлетнего периода) кредитная поддержка в целях преодоления хронических, имеющих структурный характер трудностей финансирования платежного баланса, и обеспе-чение устойчивого экономического роста при сокращении бедности. Требуется предоставление страной-заемщиком «Документа по стратегии сокращения бедности» (Poverty Reduction Strategy Paper, PRSP);
– «Кредитный механизм «стэнд-бай»», КМС/СКФ (Standby Credit Facility, SCF); аналогичен договоренности о кредите «стэнд-бай»; служит для удовлетворения крат-косрочных (от 12 до 24 месяцев) потребностей, связанных с финансированием платежного баланса, а также допускает использование средств в превентивном порядке, заменяет
«компонент высокого доступа» существовавшего ранее Есф;
– «Механизм ускоренного кредитования», МУК/РКФ (Rapid Credit Facility, RCF); ускоренная финансовая помощь в ограниченных размерах для удовлетворения срочных пот-ребностей, связанных с финансированием платежного ба-ланса, нарушение равновесия которого вызвано внешними шоками и стихийными бедствиями, при ограниченном числе предъявляемых условий. Заменяет «компонент ускоренно-го доступа» ЕКф (Rapid Access Component) и «субсидиру-емый компонент» механизма экстренной помощи (в слу-чае стихийных бедствий или постконфликтных ситуаций). Представление государством-членом программы, предус-матривающей предъявление предварительных условий или проведение постоянного мониторинга, не требуется.В целях оказания помощи странам-членам с низкими доходами в преодолении кризиса был принят порядок, на-правленный на облегчениебремени уплаты процентов путем установления нулевой ставки по непогашенным льготным займам в рамках всех кредитных механизмов мВф до конца 2011 г. После 2011 г. предполагается установление порядка пересмотра процентных ставок, имеющего целью повыше-ние на постоянной основе степени льготности финансовой поддержки фонда.
Принятое в июле 2009 г. решение мВф предусматри-вало увеличение льготных кредитных ресурсов фонда для стран с низкими доходами в объеме до 17 млрд дол. к концу 2014 г., в том числе в течение ближайших двух лет до 8 млрд дол. Кроме того, из общей суммы нового распределения сДР в размере 250 млрд дол., о котором говорилось ранее, свыше 18 млрд дол. направляются на укрепление валютных резер-вов этих стран1.В 2011 фин. г. мВф принял обязательства о предостав-лении кредитов государствам-членам на сумму 1,1 млрд сДР (1,8 млрд дол.). На 30 апреля 2011 г. общая сумма непогашен-ных льготных кредитов 64 государствам-членам составляла 4,9 млрд сДР (7,9 млрд дол.)2. мВф активно участвует в урегулировании внешней задолженности развивающихся стран с низкими доходами. В сентябре 1996 г. фонд и Всемирный банк совместно утвер-дили «Инициативу в отношении долга для бедных стран с высоким уровнем задолженности» – «Инициатива ХИПК» (Initiative for the Heavily Indebted Poor Countries, HIPC Initiative). В сентябре 1999 г. она была пересмотрена, и ее стали называть «Расширенной инициативой ХИПК». Эта программа предусматривает предоставление кредитора-ми (международными организациями, правительственными учреждениями, частными банками) странам с низким уров-нем дохода, отвечающим установленным критериям, допол-нительной помощи с целью сокращения бремени их внешне-го долга до «приемлемого» уровня. Это уровень, на котором долг мог бы бесперебойно обслуживаться за счет поступлений от экспорта, обычной иностранной помощи и притока частных капиталов. Для содействия странам с низкими доходами в достиже-нии целей развития Декларации тысячелетия в начале 2006 г. была введена в действие «Инициатива по облегчению бре-мени задолженности на многосторонней основе», МДРИ (Multilateral Debt Relief Initiative, MDRI). она представляет собой механизм, отличный от «Инициативы ХИПК», но увя-зана с ней в оперативном отношении. мВф, международная ассоциация развития (маР) и африканский банк развития предоставляют посредством мДРИ 100-процентное облегче-ние долгового бремени по запросам стран, которые достигли «стадии завершения» в рамках расширенной «Инициативы ХИПК». В апреле 2005 г. советы управляющих мВф и Всемирного банка утвердили совместный документ «Основы для обеспечения устойчивой долговой ситуации», ДСФ (Debt Sustainability Framework, DSF). Главная цель этого
документа
заключается в том, чтобы воздействовать
на при-нятие решений странами с
низкими доходами, побуждая их соотносить
свои потребности в заемных
По словам Доминика стросс-Кана, осуществленные преобразования в данной области – «это беспрецедентное по своим масштабам увеличение помощи мВф самым бедным странам к югу от сахары и во всем мире». Далее он сказал: «Группа 20» попросила фонд помочь в осуществлении мер по противодействию мировому экономическому кризису, на-несшему столь тяжелый удар по странам с низкими доходами, и мы отвечаем на это принятием комплекса мер, беспреце-дентного с точки зрения масштабов помощи малоимущим во всем мире. Новые ресурсы и новые средства доставки этих ресурсов должны содействовать предотвращению сползания миллионов людей за черту бедности».
Способы пополнения финансовых ресурсов. Расши-рение кредитных возможностей мВф для государств-членов имеет своей оборотной стороной потребность в наличии достаточных финансовых ресурсов в распоряжении самого фонда. В годы мирового экономического подъема (2003 – 2007 гг.) большинство стран, являвшихся крупными заем-щиками мВф, включая Россию, полностью расплатились по своим обязательствам перед ним. В то же время фактические выплаты фонда в счет предоставленных им кредитов и зай-мов сократились в среднем за указанные годы до 6,6 млрд сДР (соответствующая среднегодовая величина за предшес-твующие пять лет – 18,2 млрд сДР.В связи с этим пока-затель, характеризующий способность фонда предоставлять кредиты в течение предстоящих 12 месяцев, или так назы-ваемый «годовой потенциал будущих обязательств» – ПБо (One-Year Forward Commitment Capacity – FCC), возрос с 54,2 млрд сДР в конце 2003 г. до 127,7 млрд сДР (202 млрддол.) к концу 2007 г., т. е. в 2,3 раза1. Эта величина составляла 58,8% от общей суммы квот государств-членов (217,3 млрд сДР, или 343,4 млрд дол.). По причине быстрого развития глобального кризиса просьбы развивающихся стран, в особенности бывших со-циалистических стран и стран сНГ, к мВф о выделении им кредитов стали резко возрастать2. В 2008 г. фонд реально предоставил своим членам средства на сумму 14,1 млрд сДР (приблизительно 21,7 млрд дол). В 2009 г. эти выплаты воз-росли до 22,0 млрд сДР (34,5 млрд дол.) .В результате предоставления больших объемов кре-дитов названная выше расчетная величина свободных для использования ресурсов мВф (ПБо) составила, по состоя-нию на конец 2008 г., 97,6 млрд сДР, а к концу мая 2009 г. понизилась до 32,7 млрд сДР (50,6 млрд дол.). По сравнению с уровнем в конце 2007 г. эта величина уменьшилась практи-чески в четыре раза4. отношение данной величины к общей сумме квот опустилось до 15,0%. В этих условиях руководи-тели фонда заявляли, что для надежного обеспечения финан-совой поддержки стран, нуждающихся в заемных средствах, объем ликвидных ресурсов мВф должен быть, по меньшей мере, удвоен.
Информация о работе Реформирование международного валютного фонда