Реформирование международного валютного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:40, статья

Краткое описание

В связи с относительно более быстрым экономиче-ским ростом ряда развивающихся стран и стран с формирующимся рынком степень их влияния на де-ятельность мВф, определяемая величиной принадлежащих им квот и, соответственно, количества голосов, пришла в явное противоречие с возросшей ролью этих стран в гло-бальной экономике. По этим причинам у фонда возникла необходимость предпринять поиск мер для снижения уровня несоответствия между удельными весами стран в мировом хозяйстве и их положением в мВф. Принятие таких мер было ускорено разразившимся в 2008 г. глобальным финан-сово-экономическим кризисом.

Вложенные файлы: 1 файл

валюшке.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, существовавшие механизмы  экстренной по-мощи мВф (на случай стихийных бедствий и постконфликт-ных ситуаций) объединяются в рамках нового Инструмента

для ускоренного  финансирования, РФИ (Rapid  Financing Instrument,  RFI),  который может использоваться  для удов-летворения всего спектра неотложных потребностей, в том числе обусловленных внешними шоками.

Инструмент для ускоренного  финансирования:

– расширяет круг связанных с  состоянием платежного баланса  неотложных  потребностей,  не  ограничиваясь,  как прежде,  теми,  которые  возникают  по  причине  стихийных бедствий и последствий военно-политических конфликтов, и может использоваться для поддержки экономической поли-тики и технической помощи;

–  предоставляет  возможность  получения  государства-ми-членами  средств  немедленно после  утверждения  соот-ветствующей договоренности. Лимиты доступа – 50% кво-ты государства-члена в год и 100% в совокупности;

–  предусматривает  обязанность  страны-заемщика сформировать свои планы  экономической политики для устранения трудностей в области платежного баланса, которые давали бы фонду основание прийти к выводу, что государство будет сотрудничать с ним в поисках решений для преодоления этих трудностей.

Как говорится в Годовом отчете мВф за 2011 финансо-вый год, «укрепление  фондом инструментов страхового типа

призвано содействовать более  своевременному обращению 

стран за содействием фонда для  предотвращения кризисов.

оно должно также помочь им защититься в случае системно-го кризиса»3

1. Перестройка кредитных механизмов  мВф направлена на то, чтобы расширить – в плане условий, сроков и лимитов доступа к ресурсам – возможности финансирования развитых и наиболее крупных развивающихся стран, пере-живающих, с точки зрения мВф, временные и в основном обусловленные внешними факторами трудности. очевидно и то, что охарактеризованные выше корректировки кредитного механизма фонда инспирированы в первую очередь острым кризисом, в котором находится зона евро. Распределение СДР. «Группа 20» на саммите в лондоне (апрель 2009 г.) приняла решение в целях повышения уровня

глобальной ликвидности поддержать общий выпуск специаль-ных прав заимствования, СПЗ/СДР (Special Drawing Rights, SDR) для государств-членов. объем распределения сДР экви-валентен 250 млрд дол. В июле 2009 г. Исполнительный совет мВф принял решение об эмиссии сДР на сумму приблизи-тельно в 161,2 млрд, что и соответствовало 250 млрд дол. В августе того же года совет управляющих фонда утвердил это решение. Распределение сДР было произведено пропорцио-нально существующим квотам государств-членов и привело к  увеличению  совокупной  суммы  распределенных  каждо-му из государств сДР приблизительно на 74% квоты. Почти 100 млрд дол. из общей суммы выпуска сДР получили страны

с формирующимся рынком и страны с низкими доходами. Участники  лондонского  саммита  договорились  также о  срочной  ратификации  так  называемой  «Четвертой по-правки»  к статьям соглашения  мВф.  Эта поправка  была принята фондом еще в 1997 г. с целью уравнивания отно-шения предоставленных государствам-членам сДР к их кво-там (на уровне 29,3% квоты на момент принятия решения). Данное распределение сДР рассматривается как «восстанов-ление справедливости» по  отношению к 1/5  членов  мВф, которые, вступив в него после 1981 г., когда был произведен последний выпуск сДР, вообще не получили их в порядке

распределения. Десятилетняя задержка со вступлением дан-ной поправки в силу была вызвана отказом сШа  утвердить ее. В соответствии с  принятым «двадцаткой» и фондом ре-шением в сентябре 2009 г. было осуществлено «специальное распределение»  21,5  млрд  сДР,  что  эквивалентно  прибли-зительно 34 млрд дол. Таким образом, суммарная величина нового выпуска сДР составила порядка 284 млрд долларов.с  учетом  общего  и  специального  распределения  сДР совокупная  сумма  выпущенных  фондом  сДР  возросла  с 21,4 млрд до 204,1 млрд сДР (соответствует приблизительно

308 млрд дол. по состоянию на  конец апреля 2010 г.).

Помощь странам  с низким уровнем дохода. особое место в рамках глобальной антикризисной стратегии мВф занимает финансовая помощь странам с низким уровнем дохода (ниже ежегодно устанавливаемого порогового значе-ния), т. е. наиболее бедным станам, в особенности странам африки  к югу от  сахары.  среднесрочная стратегия мВф связывает эту помощь с содействием достижению целей раз-вития  принятой  ооН  Декларации  тысячелетия.  Для  этого используется широкий набор инструментов, декларируемое назначение которых состоит в том, чтобы помочь странам с низкими  доходами  добиться  макроэкономической  стабиль-ности,  осуществления  структурных  реформ,  обеспечения устойчивого экономического роста и на этой основе сокра-щения уровня бедности. До недавнего времени основным инструментом мВф для  предоставления  финансовой  поддержки  странам  с низкими  доходами  являлся  образованный  в  ноябре  1999  г. «Механизм финансирования на цели сокращения бедно-сти и содействия экономическому росту», МСБР/ПРГФ (Poverty Reduction and Growth Facility, PRGF). Этот механизм использовался для предоставления долгосрочных льготных кредитов  бедным  странам  с  хроническим  дефицитом  пла-тежного баланса. В ноябре 2005 г. был учрежден «Механизм финанси-рования  для  преодоления  внешних  шоков»,  ПВШ/ЕСФ (Exogenous  Shocks  Facility,  ESF).  В  рамках  данного  меха-низма предоставлялась льготная помощь странам, которые

сталкивались с внезапными экзогенными  шоками, но не име-ли действующей договоренности о мсБР. При этом мВф до-бивается от стран-заемщиков ограничения государственных расходов  и  полной  либерализации  внешнеэкономической деятельности.

В октябре 2005 г. Исполнительный совет  мВф образовал «Инструмент для поддержки экономической политики», ИПП/ПСИ (Policy Support Instrument, PSI). Этот инструмент ориентирован на страны с низкими доходами, которые, тем не менее, добились значительного прогресса в обеспечении экономической стабильности и поэтому уже не нуждаются в получении финансовой помощи от мВф. Вместе с тем такие страны продолжают обращаться к мВф с просьбами о пре-доставлении рекомендаций и консультаций, проведении бо-лее тщательного мониторинга и одобрении их экономической политики. Удовлетворяя эти потребности государств-членов, ПсИ выполняет своего рода «сигнальную» функцию. Этим инструментом могут пользоваться все государства-члены, со-ответствующие критериям для получения помощи в рамках ПРГф и реализующие стратегию сокращения бедности. Начавшийся в 2008 г. глобальный экономический и фи-нансовый кризис, от которого особенно сильно пострадали наиболее бедные страны, побудил «Группу 20» и мВф в кон-тексте реформирования всего комплекса кредитных механиз-мов обратиться также и к рассмотрению возможностей внесе-ния существенных изменений в систему льготного кредито-вания. В лондонском заявлении «двадцатки» (апрель 2009 г.) была высказана поддержка удвоению ресурсов такого рода механизмов.  «Двадцатка»  заявила,  что  расширение  кредит-ных возможностей мВф позволит ему предоставить странам с низкими доходами дополнительное финансирование в тече-ние последующих двух-трех лет в объеме 6 млрд долларов.В апреле 2009 г. Исполнительный совет мВф принял решение  о  повышении  вдвое  лимитов  заимствования  на-иболее бедными странами в рамках ПРГф (действовавший до того времени лимит составлял 140% квоты и 185% при исключительных  обстоятельствах)  и  Есф  (прежние  лими-ты: годовой – 25% квоты, кумулятивный – 50%, кроме ис-ключительных  обстоятельств).  Помимо  этого,  на  льготные кредиты распространяется охарактеризованный выше смяг-ченный  порядок  осуществления  предъявляемых  условий,

относящихся к структурной политике.

Еще более радикальная реформа механизма льготного

финансирования стран с низкими  доходами была осущест-влена в июле 2009 г. Учрежден Трастовый фонд на цели сокращения бедности и содействия экономическому рос-ту – ПРГТ (Poverty  Reduction  and  Growth Trust  – PRGT), который пришел на смену одноименному кредитному меха-низму, а также инструменту Есф. В рамках этого фонда в 2010 г. были образованы три новых механизма, заменившие существовавшие ранее:

–  «Расширенный кредитный механизм», РКМ/ЕКФ (Extended  Credit  Facility,  ECF);  преемник  ПРГф;  в рамках этого механизма предоставляется более долгосрочная (в те-чение  трехлетнего  периода)  кредитная  поддержка  в  целях преодоления хронических, имеющих структурный характер трудностей финансирования платежного баланса, и обеспе-чение устойчивого экономического роста при  сокращении бедности.  Требуется  предоставление  страной-заемщиком «Документа  по  стратегии  сокращения  бедности»  (Poverty Reduction Strategy Paper, PRSP);

–  «Кредитный  механизм  «стэнд-бай»»,  КМС/СКФ (Standby  Credit  Facility,  SCF);  аналогичен  договоренности о кредите «стэнд-бай»;  служит  для удовлетворения  крат-косрочных (от 12 до 24 месяцев) потребностей, связанных с финансированием платежного баланса, а также допускает использование средств  в  превентивном  порядке,  заменяет

«компонент высокого доступа» существовавшего  ранее Есф;

– «Механизм  ускоренного кредитования», МУК/РКФ  (Rapid Credit Facility, RCF); ускоренная финансовая помощь в ограниченных размерах для удовлетворения срочных пот-ребностей,  связанных  с  финансированием  платежного  ба-ланса, нарушение равновесия которого вызвано внешними шоками и стихийными бедствиями, при ограниченном числе предъявляемых  условий.  Заменяет  «компонент  ускоренно-го  доступа»  ЕКф  (Rapid Access  Component)  и «субсидиру-емый  компонент»  механизма экстренной  помощи  (в слу-чае стихийных бедствий  или постконфликтных ситуаций). Представление государством-членом  программы,  предус-матривающей предъявление предварительных условий или проведение постоянного мониторинга, не требуется.В целях оказания помощи странам-членам с низкими доходами  в  преодолении  кризиса  был  принят  порядок,  на-правленный на облегчениебремени уплаты процентов путем установления  нулевой  ставки  по  непогашенным  льготным займам в рамках всех кредитных механизмов мВф до конца 2011 г. После 2011 г. предполагается установление порядка пересмотра  процентных  ставок,  имеющего  целью  повыше-ние на постоянной основе степени льготности финансовой поддержки фонда.

Принятое  в июле 2009 г. решение мВф предусматри-вало увеличение льготных кредитных ресурсов фонда для стран с низкими  доходами в объеме до 17 млрд дол. к  концу 2014 г., в том числе в течение  ближайших двух лет до 8 млрд дол. Кроме того, из общей суммы нового распределения сДР в размере 250 млрд дол., о котором говорилось ранее, свыше 18 млрд дол. направляются на укрепление валютных резер-вов этих стран1.В 2011 фин. г. мВф принял обязательства о предостав-лении кредитов государствам-членам на сумму 1,1 млрд сДР (1,8 млрд дол.). На 30 апреля 2011 г. общая сумма непогашен-ных льготных кредитов 64 государствам-членам составляла 4,9 млрд сДР (7,9 млрд дол.)2. мВф активно участвует в урегулировании внешней задолженности развивающихся стран с низкими доходами. В сентябре 1996 г. фонд и Всемирный банк совместно утвер-дили «Инициативу в отношении долга для бедных стран с  высоким  уровнем  задолженности»  –  «Инициатива ХИПК» (Initiative  for  the  Heavily  Indebted  Poor  Countries, HIPC Initiative). В сентябре 1999 г. она была пересмотрена, и ее стали называть «Расширенной инициативой ХИПК». Эта программа предусматривает предоставление кредитора-ми (международными организациями, правительственными учреждениями, частными банками) странам с низким уров-нем дохода, отвечающим установленным критериям, допол-нительной помощи с целью сокращения бремени их внешне-го долга до «приемлемого» уровня. Это уровень, на котором долг мог бы бесперебойно обслуживаться за счет поступлений от экспорта, обычной иностранной помощи и притока частных капиталов. Для содействия странам с низкими доходами в достиже-нии целей развития Декларации тысячелетия в начале 2006 г. была введена в действие «Инициатива по облегчению бре-мени задолженности на многосторонней основе», МДРИ (Multilateral Debt Relief Initiative, MDRI). она представляет собой механизм, отличный от «Инициативы ХИПК», но увя-зана с ней в оперативном отношении. мВф, международная ассоциация развития (маР) и африканский банк развития предоставляют посредством мДРИ 100-процентное облегче-ние долгового бремени по запросам стран, которые достигли «стадии завершения» в рамках расширенной «Инициативы ХИПК». В  апреле  2005  г.  советы  управляющих  мВф  и Всемирного банка утвердили совместный документ «Основы для обеспечения устойчивой долговой ситуации»,  ДСФ (Debt  Sustainability  Framework,  DSF).  Главная  цель  этого

документа заключается в том, чтобы воздействовать на при-нятие решений странами с  низкими доходами, побуждая их соотносить свои потребности в заемных средствах  с возмож-ностями по обслуживанию долга. В общей сложности мВф осуществил облегчение бре-мени задолженности в рамках «Инициативы ХИПК» на сум-му 2,5 млрд сДР (4,1 млрд дол.) и в рамках мДРИ – 2,3 млрд сДР (3,7 млрд дол.)3

По  словам  Доминика  стросс-Кана,  осуществленные преобразования в данной области – «это беспрецедентное по своим масштабам увеличение помощи мВф самым бедным странам к югу от сахары и во всем мире». Далее он сказал: «Группа 20» попросила фонд помочь в осуществлении мер по противодействию мировому экономическому кризису, на-несшему столь тяжелый удар по странам с низкими доходами, и мы отвечаем на это принятием комплекса мер, беспреце-дентного с точки зрения масштабов помощи малоимущим во всем мире. Новые ресурсы и новые средства доставки этих ресурсов должны содействовать предотвращению сползания миллионов людей за черту бедности».

Способы пополнения финансовых ресурсов. Расши-рение кредитных возможностей мВф для государств-членов имеет своей оборотной стороной  потребность в наличии достаточных финансовых ресурсов в распоряжении самого фонда. В  годы  мирового  экономического  подъема  (2003  – 2007  гг.)  большинство  стран,  являвшихся  крупными  заем-щиками мВф, включая Россию, полностью расплатились по своим обязательствам перед ним. В то же время фактические выплаты фонда в счет предоставленных им кредитов и зай-мов сократились в среднем за указанные годы до 6,6 млрд сДР (соответствующая среднегодовая величина за предшес-твующие пять лет – 18,2 млрд сДР.В связи с этим пока-затель, характеризующий способность фонда предоставлять кредиты в течение предстоящих 12 месяцев, или так назы-ваемый «годовой потенциал будущих обязательств» – ПБо (One-Year  Forward  Commitment  Capacity  – FCC),  возрос  с 54,2 млрд сДР в конце 2003 г. до 127,7 млрд сДР (202 млрддол.) к концу 2007 г., т. е. в 2,3 раза1. Эта величина составляла 58,8% от общей суммы квот государств-членов (217,3 млрд сДР, или 343,4 млрд дол.). По  причине  быстрого  развития  глобального  кризиса просьбы  развивающихся  стран,  в  особенности  бывших  со-циалистических стран и стран сНГ, к мВф о выделении им кредитов стали резко возрастать2. В 2008 г.  фонд реально предоставил своим членам средства на сумму 14,1 млрд сДР (приблизительно 21,7 млрд дол). В 2009 г. эти выплаты воз-росли до 22,0 млрд сДР (34,5 млрд дол.) .В  результате  предоставления  больших  объемов  кре-дитов  названная  выше  расчетная  величина  свободных  для использования ресурсов мВф (ПБо) составила, по состоя-нию на конец 2008 г., 97,6 млрд сДР, а к концу мая 2009 г. понизилась до 32,7 млрд сДР (50,6 млрд дол.). По сравнению с уровнем в конце 2007 г. эта величина уменьшилась практи-чески в четыре раза4. отношение данной величины к общей сумме квот опустилось до 15,0%. В этих условиях руководи-тели фонда заявляли, что для надежного обеспечения финан-совой поддержки стран, нуждающихся в заемных средствах, объем ликвидных ресурсов мВф  должен быть, по меньшей мере, удвоен.

Информация о работе Реформирование международного валютного фонда