Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:01, курсовая работа
В современных условиях со стороны политических лидеров и экономистов многих стран наблюдается признание необходимости усиления роли государства в обеспечении предпосылок долгосрочного экономического роста и поддержания социальной стабильности. Особое значение регулирующая функция государства приобретает в экономиках переходного периода в связи с задачами формирования новой конкурентной среды, структурной перестройки, создания условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Содержание: 2
Введение 3
1 Теоретические подходы к пониманию конкурентной среды и роли государства в ее обеспечении 5
2 Зарубежный опыт государственной политики в сфере формирования и поддержания конкурентной среды 10
2.1 Этапы развития законодательства в сфере госрегулирования экономики 10
2.2 Зарубежная практика развития конкуренции в секторе розничной торговли 13
2.3 Основные направления деятельности по защите конкуренции в секторе розничной торговли 14
2.4 Основные направления развития конкуренции в секторе розничной торговли 21
3 Опыт формирования конкурентной среды в России в годы реформ
23
3.1 Антимонопольная политика 28
3.2 Методы антимонопольной политики 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Однако
Вирджинская школа и её видный
представитель негативно
Вполне очевидно, что такое многообразие и противоречивость теоретических концепций экономической роли государства в рыночной экономике связано со сложностью изучаемых явлений, многообразием экономической жизни, различием и противоречивостью экономических интересов тех социальных слоёв и целых государств, которые отражают существующие концепции. Поскольку не существует общепринятой концепции и достаточно единообразного научного аппарата даже в тех странах, которые имеют длительный опыт рыночного развития, то понятно, что использование любой из концепций государствами с формирующейся рыночной экономикой, своеобразной технической, технологической, институциональной средой, невозможно без существенных доработок и адаптации к конкретным социально-экономическим условиям.
Государственное регулирование вырастает из защиты государством свободы торговли и свободы предпринимательства (в частности, свободы использования гражданином своего ремесла и имущества). Наиболее ранние решения судов в странах с общим правом, которые бы утверждали именно эти ценности, относят к концу 15 века. Именно тогда суды Великобритании начали признавать ничтожными положения договоров, в силу которых ремесленник отказывался от использования своего ремесла на определенной территории и/или на определенный срок, если такой отказ не был связан с основным предметом договора и имел единственной целью устранение конкурента с товарного рынка. В хрестоматии по истории права также вошел прецедент (решение суда королевской скамьи) от 1 января 1599 года, которым было признано незаконным монопольное право на ввоз и продажу на территории Соединенного Королевства игральных карт, дарованное королевой Елизаветой сэру Эдварду Дарси. Вот как мотивировал высокий суд свое решение:
- такая монополия будет препятствовать лицам, знающим необходимое ремесло, осуществлять его и тем самым будет способствовать праздности;
-
предоставление монопольного
-
Королева намеревалась
-
дозволение монополизировать
Понимание
королевским судом
Первые законы, направленные на защиту конкуренции, появляются сразу после гражданской войны в США. В 1890 г. в США вступил в силу федеральный закон, знаменитый акт Шермана, который содержал запрет на соглашения, ограничивающие торговлю между штатами, а также запрет на индивидуальные попытки монополизации торговли1. Акт Шермана, который сегодня принято считать краеугольным камнем конкурентного права, не имел серьезного доктринального обоснования и унаследовал все несообразности взглядов юридического сообщества того времени на проблемы свободы торговли и предпринимательства. Этот закон «содержит необычайно широкие и туманные формулировки. Например, статья 1 запрещает «соглашения или объединения в форме треста или в какой-либо иной форме, тайные сговоры и иные действия, направленные на ограничения торговли или коммерции между штатами или с иностранными государствами». Статья 2 содержит запрет на действия, попытки к совершению действий или сговор с целью осуществить «монополизацию» рынка. Ни один из этих терминов не определен в данном законе. С другой стороны, любой деловой контракт представляет собой ограничение свободы сторон путем наложения на них обязательств, и, таким образом, «ограничивает» свободную торговлю. Учитывая это, Верховный суд США установил, что, принимая Закон Шермана, Конгресс имел в виду запрет лишь неразумных и неоправданных ограничений торговли. Поскольку именно суды устанавливают, какого рода предпринимательская практика отвечает «правилу разумности», именно судебные решения определяют реальное содержание большей части антитрестовского законодательства».
Принципиально иначе складывается антимонопольное законодательство интеграционного объединения стран Западной Европы (первоначально – Европейского экономического сообщества, позднее – Евросоюза).
Первый
европейский опыт был крайне неудачен.
Разрабатывавшийся в Австро-
По-настоящему оригинальное и действенное антимонопольное законодательство появляется в Западной Европе лишь в конце 50-х годов 20-го века. 1 января 1958 года вступает в силу Римский Договор о создании Европейского Экономического Сообщества, который содержит сохранившиеся в неизменном виде до наших дней наднациональные правовые нормы о защите конкуренции. Поскольку именно европейское наднациональное законодательство о защите конкуренции легло в основу российского законодательства, имеет смысл рассмотреть европейский вариант более детально.
Римский Договор содержит два запрета на антиконкурентное поведение:
-
запрет на антиконкурентные
-
запрет на злоупотребление
Также Римский Договор вводит относящиеся к антимонопольному регулированию специальные положения о применении указанных выше запретов (а также иных положений договора) к так называемым публичным предприятиям и предприятиям, наделенным специальными или исключительными правами. Договор вводит для таких предприятий ограниченные исключения из запретов на антиконкурентное поведение.
Позднее актами Совета ЕЭС был введен контроль за слияниями и поглощениями, а также запрет на оказание государственной помощи и исключения из такого запрета (при этом под государственной помощью понимается избирательное предоставление публично-правовыми образованиями льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам) вместе с процедурой предоставления разрешения на государственную помощь государствами – членами ЕЭС участникам рынка. В отличие от антимонопольных органов США, Совет и Еврокомиссия наделены широким правом издания нормативных актов, которые устанавливают правила применения положений Римского Договора о конкуренции. Так, Совет уполномочил Еврокомиссию издать общие исключения из запрета на антиконкурентные соглашения (так называемые block exemptions), правила рассмотрения дел о нарушении положений Римского Договора о конкуренции, правила рассмотрения жалоб, правила проведения расследований, правила проведения слушаний. Кроме актов о контроле за госпомощью и экономической концентрацией, Совет самостоятельно издал базовое регулирование о применении положений Римского Договора о конкуренции Еврокомиссией и органами по защите конкуренции стран – членов, установив сферу компетенции каждого.
Важнейшую
роль в становлении антимонопольного
регулирования в ЕЭС сыграл Европейский
суд. Его решения основываются на
прямо высказанных
В последние десятилетия сектор розничной торговли привлекает все большее внимание как государственных органов, регулирующих данный сектор экономики, так и потребителей. Вхождение на рынок розничной торговли и быстрая экспансия на нем международных сетей супермаркетов приводит, с одной стороны, к значительному расширению спектра продаваемых товаров, что зачастую сопровождается снижением цен и, в конечном итоге, должно приводить к повышению благосостояния потребителей. С другой стороны, агрессивные торговая и рекламная стратегии, проводимые супермаркетами, приводят к возникновению значительного количества жалоб со стороны потребителей. Кроме того, местные поставщики, особенно поставщики сельскохозяйственной продукции, испытывают значительное давление со стороны супермаркетов при продаже им своих товаров, и зачастую вынуждены продавать их по явно невыгодным для производителей ценам. Все это приводит к тому, что снижение оптовых закупочных цен ведет к понижению уровня благосостояния потребителей, причем как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Говоря о роли конкурентных ведомств в регулировании сектора розничной торговли, можно выделить три основные сферы их влияния:
Непосредственная защита конкуренции (и опосредовано – потребителей) от антиконкурентного влияния концентрации рыночной власти, в том числе с использованием традиционных инструментов конкурентного правоприменения, таких как пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений, злоупотреблений доминирующим положением и антиконкурентных слияний.
Непосредственная защита потребителей (и опосредовано – конкуренции) от вреда, причиняемого распространением недостоверной информации (например, недостоверная реклама), используя традиционные инструменты защиты потребителей и борьбы с недобросовестной конкуренцией.
Непосредственная защита конкуренции (и опосредовано – потребителей) от потенциально опасных нормативных документов, используемых для организации розничной торговли, посредством развития адвокатирования конкуренции.
Основная задача всех конкурентных ведомств - предотвратить ущерб для нормальной конкуренции, причиняемый антиконкурентными действиями компаний, обладающих значительной рыночной властью.
Информация о работе Роль государства в формировании конкурентной среды