Роль государства в формировании конкурентной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях со стороны политических лидеров и экономистов многих стран наблюдается признание необходимости усиления роли государства в обеспечении предпосылок долгосрочного экономического роста и поддержания социальной стабильности. Особое значение регулирующая функция государства приобретает в экономиках переходного периода в связи с задачами формирования новой конкурентной среды, структурной перестройки, создания условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Содержание

Содержание: 2
Введение 3
1 Теоретические подходы к пониманию конкурентной среды и роли го­сударства в ее обеспечении 5
2 Зарубежный опыт государственной политики в сфере формирования и поддержания конкурентной среды 10
2.1 Этапы развития законодательства в сфере госрегулирования экономики 10
2.2 Зарубежная практика развития конкуренции в секторе розничной торговли 13
2.3 Основные направления деятельности по защите конкуренции в секторе розничной торговли 14
2.4 Основные направления развития конкуренции в секторе розничной торговли 21
3 Опыт формирования конкурентной среды в России в годы реформ
23
3.1 Антимонопольная политика 28
3.2 Методы антимонопольной политики 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Роль государства в формировании конкурентной среды.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

     Интересен опыт и Комиссии по конкуренции Великобритании, которая осенью 2009 года направила свой проект Рекомендаций о введении контроля за супермаркетами в Правительство Великобритании. В данном документе прописаны правила, меры и критерии, направленные на то, чтобы запретить торговым сетям строить свои дополнительные магазины в тех местах, где они уже обладают значительными торговыми площадями. В рамках данного контроля супермаркетов, Офис по справедливой торговле Великобритании будет предоставлять консультации местным Управлениям по планированию на предмет того, прошел ли определенный розничный продавец данный контроль или нет. Заявки смогут пройти контроль только в том случае, если:

     - время проезда до магазина  будет составлять до 10 минут;

     - розничный продавец продовольственных продуктов, который намеревается построить магазин, является новой компанией, работающей в данном районе;

     - общее количество магазинов в  данном районе составляет четыре  или более;

     - общее количество магазинов в  данном районе составляет три или менее, и соответствующий розничный продавец продовольственной продукции будет занимать менее 60% всей торговли продовольственными товарами в данном районе (включая новый магазин).

     В любом случае, при контроле экономической  концентрации, также как и для любого расследования нарушения конкурентного законодательства, одной из важных составляющих, оказывающих существенное влияние на принятие решения, является определение границ товарного рынка.

2.4 Основные направления развития конкуренции в секторе розничной торговли

     Развитие  добросовестной конкуренции в секторе  розничной торговли является очень  важным направлением деятельности антимонопольных  органов, поскольку данный сектор экономики  играет важную социальную  роль. С  одной стороны, он влияет практически на всех потребителей в каждой стране, с другой стороны, он влияет на значительную часть национальных предприятий, производящих тысячи наименований потребительских товаров массового потребления.

     Изучив  опыт европейских стран можно  сделать вывод, что традиционные меры антимонопольного регулирования позволяют конкурентным органам лишь частично устранять возникающие на рынке розничной торговли проблемы, связанные с нарушением нормальных условий конкуренции, что в большей мере обусловлено структурными особенностями данных рынков.

     Так, обычно, здесь присутствуют крупные  сети гипермаркетов и супермаркетов, причем в основном иностранные, либо с иностранным участием, которые  конкурируют между собой, поэтому  на этом рынке нет компаний, занимающих доминирующее положение, а случаи заключения между ними антиконкурентных соглашений достаточно редки. При этом в настоящее время на этом рынке активно протекают процессы экономической концентрации, приводящие к дальнейшему сокращению количества сетей, что не может не сказаться на состоянии конкуренции на рынках розничной торговли, особенно на региональных уровнях.

     Учитывая  эти обстоятельства, конкурентным ведомствам следует обращать особое внимание на контроль экономической концентрации компаний розничной торговли, обеспечивая  присутствие на данном рынке достаточного для эффективной конкуренции количества игроков, в том числе отечественных компаний. Антимонопольный контроль экономической концентрации, в частности предварительное согласование слияний и поглощений, в том числе с использованием механизма выставления поведенческих условий, является, по сути, единственным инструментом конкурентных ведомств в рамках своих полномочий оказывать влияние на сохранение и развитие конкуренции в данном секторе экономики.

     В то же время процесс развития добросовестной конкуренции на рынке розничной торговли может в значительной степени испытывать негативное влияние со стороны недостоверной рекламной деятельности и недобросовестной деловой практики, осуществляемых крупными розничными сетями, что сказывается как на потребителях, так и на поставщиках супермаркетов, особенно на производителях сельскохозяйственной продукции. Учитывая данные факты, конкурентным ведомствам в данном контексте следует использовать инструменты борьбы с недобросовестной конкуренцией, защиты прав потребителей и адвокатирования конкуренции. 
 

 

3 Опыт формирования конкурентной среды в России в годы реформ 

    Основы  российской политики защиты и развития конкуренции заложены в Конституции  Российской Федерации. Статья 8 Конституции  содержит общие гарантии единства (целостности)  федерального рынка и поддержки конкуренции, а также равенства участников рынка независимо от формы собственности:

    «1. В Российской Федерации гарантируются  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

    2. В Российской Федерации признаются  и защищаются равным образом  частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

    Статья 34 устанавливает право каждого на участие в экономической деятельности и запреты на такую деятельность, если она направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию:

    «1. Каждый имеет право на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

    2. Не допускается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию».

    В совокупности статьи 8 и 34 содержат набор  необходимых правовых условий для  потенциального нахождения товарных рынков в состоянии конкуренции (сравни, например, с набором условий, которые характеризуют конкуренцию в рамках «структурного» подхода к этому явлению).

    Статья 71 относит к предмету ведения  Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, что, в том числе, предполагает установление правил  защиты  и развития государством экономической конкуренции. Наконец, статья 74 определяет пределы осуществления органами власти своих полномочий в регулировании товарных рынков:

    «1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

    2. Ограничения перемещения товаров  и услуг могут вводиться в  соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».

    Сегодня, характеризуя российскую политику защиты и развития конкуренции, можно говорить о двух её взаимосвязанных аспектах. Во-первых, о государственной политике защиты и развития конкуренции в широком смысле, т.е. о комплексе мер, которые предусматриваются и реализуются во всех секторах экономики и направлениях государственной политики (например, в налоговой политике),  направленные на создание про-конкурентных основ функционирования экономики, а также поощрение конкуренции методами государственной промышленной, налоговой, бюджетной, внешнеэкономической и иной политики; во–вторых, о такой политике в узком смысле слова, которую принято называть антимонопольным регулированием, и которая направлена, в основном, на пресечение антиконкурентных действий на уже существующих рынках (именно в  этом значении в США используется термин antitrust policy, или «антитрестовская» политика) и в значительно меньшей степени – на предупреждение таких действий.

     Государственная политика защиты и развития конкуренции  в широком смысле реализуется  в ряде программных документов. Исторически  первым из них следует считать  государственную программу демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры).  Задуманная в качестве необходимого дополнения широкомасштабной политики приватизации государственного и муниципального имущества, программа демонополизации была призвана сформировать базовые рыночные институты и не допустить создания частных монополий в процессе передачи государственного имущества в частные руки. По существу, это была первая попытка перспективного видения основных институтов свободного рынка в Российской Федерации.

     Вот как были сформулированы приоритеты в этой программе:

     «На ближайший период определяются следующие  приоритетные направления политики демонополизации экономики и  развития конкуренции на рынках Российской Федерации:

     создание  нормативно - правовой и организационной  базы государственного контроля и регулирования  деятельности субъектов естественной и государственной монополий;

     осуществление первоочередных мероприятий по демонополизации  хозяйственных комплексов: торгового, строительного, связи, транспортно - дорожного (за исключением железнодорожного), машиностроительного;

     осуществление государственного контроля за ходом  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  целях соблюдения антимонопольных требований и предупреждения создания новых монопольных структур, не относящихся к естественной монополии;

     устранение  экономических и административных барьеров для свободного перемещения  товаров, услуг и капиталов на рынках Российской Федерации;

     снижение  финансово - экономических, организационных  и правовых барьеров для входа  на рынок конкурирующих структур;

     пропаганда  политики демонополизации экономики  и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и подготовка кадров для реализации антимонопольного законодательства и демонополизации различных сфер экономики».

     Ключевые  мероприятия программы были реализованы  вполне успешно, хотя и не в столь  короткие сроки (от полугода до полутора лет), как это было намечено программой:

     - федеральным законом было введено регулирование деятельности субъектов естественных монополий (однако, стоит заметить, что программой предусматривалась разработка федерального закона о регулировании деятельности любых монополий);

     - принятым в 1995 году Гражданским  кодексом, законодательством о размещении государственного заказа, а также изменениями в законодательство о биржах были реализованы положения программы о создании правовых и организационно - экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги;

     - введен государственный контроль  за экономической концентрацией;

     - федеральным законом установлены  правила сдачи государственного  и муниципального имущества в  концессию;

     - в налоговое законодательство введены положения, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства.

     Не  были реализованы мероприятия программы  в части введения про-конкурентных положений в законодательство об иностранных инвестициях и внешнеторговой деятельности.

     Крупнейшим  достижением программы следует  считать комплекс мер, который был  предусмотрен и реализован для реформирования ряда ключевых секторов российской экономики:

     - демонополизация сферы жилищно-коммунального  хозяйства;

     - демонополизация и развитие конкуренции на рынках продукции строительного комплекса;

     - демонополизация рынка услуг  связи.

     Также Правительством РФ была разработана  программа демонополизации рынков товаров рыбного хозяйства, однако её результативность не поддается оценке.

     Идеи  программы демонополизации экономики легли в основу реформы железнодорожного транспорта, электроэнергетики, газовой отрасли и отражены в соответствующих программных документах Правительства РФ. На уровне субъектов Российской Федерации были разработаны и реализованы региональные программы демонополизации.

     Этапным документом программного характера  политики защиты и развития конкуренции  является «Программа развития конкуренции  в Российской Федерации», которая  интегрировала в себе мероприятия  секторального характера (т.е. меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях и на отдельных рынках), а также меры общего характера, оказывающие влияние на все сектора экономики и рынки.

Информация о работе Роль государства в формировании конкурентной среды