Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:01, курсовая работа
В современных условиях со стороны политических лидеров и экономистов многих стран наблюдается признание необходимости усиления роли государства в обеспечении предпосылок долгосрочного экономического роста и поддержания социальной стабильности. Особое значение регулирующая функция государства приобретает в экономиках переходного периода в связи с задачами формирования новой конкурентной среды, структурной перестройки, создания условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Содержание: 2
Введение 3
1 Теоретические подходы к пониманию конкурентной среды и роли государства в ее обеспечении 5
2 Зарубежный опыт государственной политики в сфере формирования и поддержания конкурентной среды 10
2.1 Этапы развития законодательства в сфере госрегулирования экономики 10
2.2 Зарубежная практика развития конкуренции в секторе розничной торговли 13
2.3 Основные направления деятельности по защите конкуренции в секторе розничной торговли 14
2.4 Основные направления развития конкуренции в секторе розничной торговли 21
3 Опыт формирования конкурентной среды в России в годы реформ
23
3.1 Антимонопольная политика 28
3.2 Методы антимонопольной политики 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Меры
секторального характера
- рынок нефтепродуктов и сферу авиатопливообеспечения;
- рынок газа;
- электроэнергетику;
-
сферу жилищно-коммунального
- рынки минеральных удобрений и сырья для их производства;
-
рынки агропродовольственной
- сферу розничной торговли;
- строительный рынок;
- рынки цемента, коксующегося и металлургического углей;
-
сферу железнодорожного
Меры общего характера предусматривают про-конкурентные изменения в:
-
таможенно-тарифном и
- налоговой политике;
- государственных программах развития инфраструктуры (стратегии и программах развития транспортной инфраструктуры, программах отраслевого развития, инвестиционных программах субъектов естественных монополий, долгосрочных целевых программах и федеральных целевых программах);
-
системе государственных и
-
регулировании деятельности
-
политике поддержки и развития
среднего и малого
В первые два года реализации программы (2009 – 2010 гг.):
-
в целях развития конкуренции
при предоставлении в
- в целях развития конкуренции на крупнооптовых рынках нефти и нефтепродуктов доля нефти и нефтепродуктов, реализуемых на биржевых торгах, была доведена до 10% от объема внутрироссийского потребления;
-
обновлено антимонопольное
-
во всех регионах страны
-
осуществлен переход на
-
создан общероссийский сайт по
государственным и
- установлены правила недискриминационного доступа к услугам аэропортов.
Государственная политика защиты и развития конкуренции в узком смысле слова, а именно антимонопольное регулирование, предполагает реализацию государством следующих охранительных функций:
- пресечение антиконкурентных соглашений участников рынков;
-
пресечение одностороннего
-
пресечение антиконкурентных
-
контроль за экономической
Особенности российского монополизма
Конкуренция
стимулирует технический
Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали Госплан, Госснаб и Госкомцен.
Советской
экономике была свойственна непропорционально
высокая доля крупных и крупнейших
предприятий и чрезвычайно
Но
социалистические монополии существенно
отличались от капиталистических аналогов.
Капиталистические монополии
Специфика
российских монополий сказалась
и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах
Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и потребителям.
Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения:
Если же доля предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом.
Антимонопольное законодательство включает в себя законы "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.
Сегодня,
спустя восемь лет после начала рыночных
реформ, антимонопольное
Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК). Следует признать, что ему не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.
В 1999 г. на его базе создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).
Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют несколько причин этого: во-первых, приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия; во-вторых, принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так и не получил должного развития.
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам.
Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.
Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.
Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты предлагают:
Информация о работе Роль государства в формировании конкурентной среды