Роль государства в формировании конкурентной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях со стороны политических лидеров и экономистов многих стран наблюдается признание необходимости усиления роли государства в обеспечении предпосылок долгосрочного экономического роста и поддержания социальной стабильности. Особое значение регулирующая функция государства приобретает в экономиках переходного периода в связи с задачами формирования новой конкурентной среды, структурной перестройки, создания условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Содержание

Содержание: 2
Введение 3
1 Теоретические подходы к пониманию конкурентной среды и роли го­сударства в ее обеспечении 5
2 Зарубежный опыт государственной политики в сфере формирования и поддержания конкурентной среды 10
2.1 Этапы развития законодательства в сфере госрегулирования экономики 10
2.2 Зарубежная практика развития конкуренции в секторе розничной торговли 13
2.3 Основные направления деятельности по защите конкуренции в секторе розничной торговли 14
2.4 Основные направления развития конкуренции в секторе розничной торговли 21
3 Опыт формирования конкурентной среды в России в годы реформ
23
3.1 Антимонопольная политика 28
3.2 Методы антимонопольной политики 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Роль государства в формировании конкурентной среды.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

     Меры  секторального характера затрагивают  следующие отрасли и рынки:

     -  рынок нефтепродуктов и сферу авиатопливообеспечения;

     - рынок газа;

     - электроэнергетику;

     - сферу жилищно-коммунального хозяйства;

     - рынки минеральных удобрений  и сырья для их производства;

     - рынки агропродовольственной продукции;

     - сферу розничной торговли;

     - строительный рынок;

     - рынки цемента, коксующегося и  металлургического углей;

     - сферу железнодорожного транспорта.

     Меры  общего характера предусматривают  про-конкурентные изменения в:

     - таможенно-тарифном и нетарифном  регулировании внешней торговли;

     - налоговой политике;

     - государственных программах развития инфраструктуры (стратегии и программах развития транспортной инфраструктуры, программах отраслевого развития, инвестиционных программах субъектов естественных монополий, долгосрочных целевых программах и федеральных целевых программах);

     - системе государственных и муниципальных  закупок;

     - регулировании деятельности субъектов  естественных монополий;

     - политике поддержки и развития  среднего и малого предпринимательства.

     В первые два года реализации программы (2009 – 2010 гг.):

     - в целях развития конкуренции  при предоставлении в пользование  государственного или муниципального  имущества введен конкурсный (аукционный) порядок заключения договоров  аренды (доверительного управления) такого имущества;

     - в целях развития конкуренции  на крупнооптовых рынках нефти и нефтепродуктов доля нефти и нефтепродуктов, реализуемых на биржевых торгах, была доведена до 10% от объема внутрироссийского потребления;

     - обновлено антимонопольное законодательство;

     - во всех регионах страны разработаны  и утверждены региональные программы развития конкуренции;

     - осуществлен переход на электронную  форму аукционов при размещении  государственного и муниципального  заказов;

     - создан общероссийский сайт по  государственным и муниципальным  закупкам;

     - установлены правила недискриминационного доступа к услугам аэропортов.

     Государственная политика защиты и развития конкуренции  в узком смысле слова, а именно антимонопольное регулирование, предполагает реализацию государством следующих  охранительных функций:

     - пресечение антиконкурентных соглашений участников рынков;

     - пресечение одностороннего антиконкурентного  поведения;

     - пресечение антиконкурентных действий  публично-правовых образований;

     - контроль за экономической концентрацией.

 

3.1 Антимонопольная политика

     Особенности российского монополизма

     Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению  отечественных товаров на мировой  рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье  монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

     Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная  экономика, построенная на всеобъемлющем  директивном планировании, государственном  ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали Госплан, Госснаб и Госкомцен.

     Советской экономике была свойственна непропорционально  высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая  доля мелких и средних по сравнению  с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

     Но  социалистические монополии существенно  отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникли "снизу" в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались "сверху" и действовали в  тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышение конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками.

     Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

     Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и потребителям.

     Доминирующим  считается положение предприятия, если его доля на рынке определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения:

  • первое - положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его положение на рынке не является доминирующим;
  • второе - положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда его доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а также из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов.

     Если  же доля предприятия на рынке определенного  товара не превышает 35%, его положение  не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом.

     Антимонопольное законодательство включает в себя законы "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., "О  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

     Сегодня, спустя восемь лет после начала рыночных реформ, антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно  на основе обобщения правоприменительной  практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг. Нужен закон "О защите конкуренции в сфере финансовых услуг".

     Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК). Следует признать, что ему не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

     В 1999 г. на его базе создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).

     Пока  уровень развития конкуренции в  нашей стране явно недостаточен. Специалисты  называют несколько причин этого: во-первых, приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия; во-вторых, принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так и не получил должного развития.

     Во  многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам.

     Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем  числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

     Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

     Для демонополизации экономики и  развития конкуренции специалисты предлагают:

  • наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд рублей);
  • ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
  • совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;
  • согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

Информация о работе Роль государства в формировании конкурентной среды