Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 11:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение влияния организации ООО «СтройМонтаж» на условия жизни населения в муниципальном образовании, практических рекомендаций и выводов.
Исходя из цели, в дипломном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
* Изучена основная деятельность компании как информационная база для анализа;
* Исследованы основные показатели и темпы роста жилищного строительства организации;
* Определены основные направления и задачи предприятия на ближайшие годы.
Конечно, определенная часть высокодоходных семей нацелена на приближение к западным стандартам потребления - 50 кв. м на человека и более, а некоторая часть уже их достигла. А в целом основная часть домашних хозяйств, предъявляющая платежеспособный спрос на рынке жилья, ориентирована на дифференцированный рост обеспеченности, зависящий как от базовой обеспеченности, размеров сбережений и доходов, предпочтений в потреблении основного и второго жилья, значимости потребления других социальных услуг (особенно образования, здравоохранения и рекреации), типа семьи (простая или сложная), ее численности, половозрастного состава, социального статуса.
Фактический уровень обеспеченности жильем (тип дома и душевая обеспеченность), демографические параметры домашних хозяйств вместе с ожидаемыми приращениями жилищной обеспеченности в форме наследования (дарения и др.) определяют характеристики потенциальных потребностей в улучшении жилищных условий и уровень их доступности.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать,
что доступность является многомерной
категорией, в которой в сложной форме
переплетаются различные социально-экономические,
демографические и поведенческие взаимосвязи.
С учетом их специфического влияния на
доступность улучшения жилищных условий
можно структурировать основные факторы
по отдельным группам - блокам. Причем
такая классификация в определенной степени
носит условный характер: значимость тех
или иных факторов на доступность проявляется
сквозь призму и на фоне проводимой жилищной
политики, что усиливает влияние одних
факторов и ослабляет влияние других.
Количественной характеристикой доступности
является индекс доступности (в векторной
или скалярной форме), который определяется
как отношение платежеспособного спроса
к предложению на рынке жилья. Если рассматривать
структуру спроса (социальное бесплатное
жилье, приобретение жилья с помощью субсидий
и кредитов, коммерческое жилье в разнообразных
формах реализации) и объемы соответствующего
предложения, тогда индекс доступности
становится векторной величиной, на основе
которой можно построить обобщенный индекс
доступности. Тогда основная задача жилищной
политики в общем виде может быть сформулирована
как максимизация обобщенного индекса
доступности.
Факторы, определяющие индекс доступности,
могут быть классифицированы следующим
образом:
I. Характеристики
домашних хозяйств и
1) Демографические
показатели домашних хозяйств, тип
семьи (численность ее членов),
доля сложных семей в данном
типе, доля простых семей,
2) Уровень среднедушевой
жилищной обеспеченности в
3) Среднедушевой
доход в доходной группе (его
распределение);
4) Среднедушевые
ликвидные сбережения в
5) Распределение
характеристик проживания
6) Рыночная стоимость
жилья при оценочном
II. Характеристики
предложения на рынке жилья:
1) Объемы бесплатного
социального жилья (с учетом
приоритетов распределения);
2) Объемы и
структура строительства
3) Объемы муниципального
жилья, реализуемого для
4) Объемы жилья,
предоставляемого на условиях
коммерческого найма;
5) Планируемые
объемы сноса ветхих и
6) Структура
и объемы жилья,
7) Объемы жилья,
предназначенного для продажи
по различным схемам с
8) Объемы жилья,
предназначенные для
III. Характеристики
бюджетно-налоговой,
1) Объем бюджетных
субсидий, предназначенных для
2) Объем и
условия ипотечного
3) Объем консолидированных
ресурсов, привлеченных бюджетом
и финансовой системой для
коммерческого кредитования
4) Объем бюджетных
и внебюджетных средств,
5) Объем средств
частных инвесторов, привлеченных
для строительства и
6) Цены реализации
жилья и их дифференциация (по
себестоимости, коммерческим
7) Налоги на
собственников жилья и их
8) Тарифы на
оплату жилищно-коммунальных
IV. Характеристики
потребителей и инвесторов на
рынке жилья:
1) Степень удовлетворенности
населения жилищными условиями
(оценка и уровни
2) Распределение
предпочтений населения между
видами улучшения жилищных
3) Накопительное
(сберегательное) поведение населения,
ориентированное на
4) Сберегательное
поведение, ориентированное на
выравнивание уровня
5) Степень самостоятельного
участия претендентов (очередников)
на социальное жилье в
6) Политическая,
законодательная (в том числе
налоговая) стабильность, реструктуризация
банковской и финансово-
Таким образом, доступность является сложным
многогранным индикатором, который не
только отражает ход рыночных реформ в
жилищной сфере, их социальную направленность,
но и связан с общим течением социально-экономических
процессов в обществе, их успешностью,
учитывает поведение населения на рынке
жилья, их ожидания, степень доверия к
государственным и коммерческим институтам.
1.2. Методика расчёта индекса социальной доступности улучшения жилищных условий населения.
Обеспечение доступности улучшения жилищных условий для широких слоев населения является основной задачей жилищной политики современного этапа реформирования жилищной сферы.
Проведенный в разделе I анализ показал, что:
1) индекс
доступности является сложной
социально-экономической и
2) индекс
доступности, являясь
3) параметры
жилищной политики образуют
На практике регулирование жилищного рынка на основе информации, используемой в цепи обратной связи, может быть жестким, если отклонение планируемых результатов (характеристик рынка) от фактических достаточно точно предсказуемо, а поведение населения и внешней среды стабильно или сравнительно мало и предсказуемо изменяется, т.е. рынок устойчив. В современных условиях параметры внешней среды и самого объекта - рынка жилья недостаточно точно идентифицируемы, пока значительны элементы неопределенности в оценках перспектив экономического роста. К таким неточно определенным можно отнести такие показатели, как распределение обеспеченности жильем в доходных группах; поведение потребителей на рынке жилья, причем как постоянного населения, так и внешнего; внутренние резервы населения в улучшении жилищных условий за счет операций на вторичном рынке (дарение, наследование и др.); различия в потреблении жилья населением в течение жизненного цикла; уровни насыщения и смещения приоритетов в сторону второго жилья (дачного домика, загородного благоустроенного дома), являющегося следствием становления новых представлений о благосостоянии, культурно-ценностных ориентиров населения. Поэтому важнейшими задачами для решения исследуемой проблемы становятся:
проведение мониторинга объекта с целью идентификации объекта - домашних хозяйств, их основных характеристик, классификационных признаков;
моделирование поведения домашних хозяйств в зависимости от параметров жилищной политики;
выбор параметров регулирования, обеспечивающих желаемый (целевой) уровень доступности.
Последняя задача в определенной степени выходит за границы данного исследования и представляет уже задачу управления процессами формирования регулирующих воздействий, обеспечивающих требуемую динамику траекторий индекса доступности и выход его в заданную область за определенный период.
Индекс доступности является векторным показателем, в котором должны быть дифференцированы две составляющие: доступность для населения социального жилья (бесплатного или частично платного) и коммерческого, реализуемого на платной основе.
Доступность улучшения жилищных условий является сложной категорией, в которой тесно переплетаются демографические, социально-экономические характеристики текущего уровня благосостояния населения, параметры бюджетно-нормативной и кредитно-финансовой системы, ценовой и тарифной политики в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального обслуживания. Поэтому доступность будет рассчитываться как вектор , состоящий из двух множеств компонент:
,
где первое
множество состоит из индексов доступности
,
- множество индикаторов, связанных
с бесплатным или частично платным предоставлением
жилья независимо от того, за счет каких
средств оно построено - городских источников
финансирования или федерального бюджета.
Второе множество состоит из индикаторов , где - множество индикаторов доступности, связанных с приобретением жилья на платной основе. Поэтому обобщенно можно назвать множеством индикаторов муниципального жилищного фонда, а - коммерческого жилищного строительства.
В общем случае число компонент
и
множеств
и
являются переменными во времени,
зависящими от изменений числа основных
видов предложения жилья социального
назначения, по отдельным городским и
федеральным программам, а также способов
реализации жилья коммерческого назначения.
Таким образом размерности
и
во времени могут возрастать или убывать
в зависимости от характера динамики видов
соответствующего предложения муниципального
и коммерческого жилья.