Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:21, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть роль коммуникаций в системе управления и различные виды коммуникаций, а так же совершенствование коммуникаций в системе управления
В связи с поставленной цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы коммуникаций
2. Рассмотреть анализ систем коммуникаций
3. Рассмотреть барьеры, препятствующие эффективным организационным коммуникациям
4. Обосновать основные направления совершенствования коммуникаций в организации.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы коммуникации в системе управления…....…5
Сущность и роль коммуникаций……………………………...……5
Процесс и виды коммуникаций в организации…………………....8
Глава 2. Анализ системы коммуникаций в системе управления………….…15
Проблемы коммуникаций…………………………………...……..15
Барьеры, препятствующие эффективным организационным коммуникациям…………………………………………………………...16
Барьеры на пути межличностных коммуникаций…………….....18
Глава 3. Совершенствование коммуникаций в системе управления………..22
Направления по совершенствованию коммуникационных процессов в организации…………………………………..……………..22
Новые виды коммуникаций………...……………………………..24
Заключение………………………………………………….……………..……30
Список используемой литературы…………………………………………...32
Приложения……………………………………………………………………..34
Коммуникации, осуществляются в организациях, могут быть классифицированы по ряду признаков (табл.1). (Приложение 1)
Таблица 1. Классификация коммуникаций в организации.
Признак классификации |
Виды коммуникаций |
Субъект и средства коммуникаций |
Коммуникации с помощью Межличностные |
Форма общения |
Вербальные Невербальные |
Каналы общения |
Формальные Неформальные |
Организационный признак (пространственного расположения каналов) |
Вертикальные Горизонтальные Диагональное |
Направленность общения |
Нисходящие Восходящие |
Коммуникации. Осуществляются с помощью
технических средств
Межличностные коммуникации. Межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения. Именно они пр6едставляют большую значимость для изучения организационного поведения. На межличностные коммуникации оказывают влияние различные факторы (рис.2).
Эффективность межличностных коммуникаций во многом зависит от обратной связи. С ее помощью отправитель понимает, передано ли сообщение, получено ли оно и правильно ли понято и принято получателем.
Рисунок 2. Факторы, влияющие на межличностные коммуникации.
Получатель должен быть
убежден в компетентности отправителя.
В зависимости от компетентности,
предшествующего опыта разные люди
по-разному могут
Доверие получателя к
отправителю как к
В отношении ожидания получателя важно отметить, что люди хорошо воспринимают только то, что они готовы воспринять. Неожиданная информация может не восприниматься.
Статус отправителя может быть по-разному воспринят получателем получатель может признавать его, а может воспринимать статус как личною угрозу, что препятствует коммуникации и даже прерывает её.
Коммуникации по форме общения. Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования.
Невербальные коммуникации – сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, например с помощью жестов, мимики, поз. Взгляда, манер. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими.
С помощью вербальных коммуникаций передается информация, а невербальные коммуникации передают отношение к партнеру по сообщению.
Коммуникации по каналу общения. Формальные коммуникации позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки. Они определяются существующими регламентами:
Формальные коммуникативные
каналы широко используются в организациях,
имеющих иерархическую
Неформальные коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, отражающие выражения человеческой потребности в общении. Они дополняют формальные коммуникации.
Неформальные коммуникации часто называются «виноградной лозой», информация в ней часто распространяется с помощью слухов (табл. 2).
По данным некоторых исследователей, слухи по меньшей мере на 75% являются точными.
Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения. Информация по каналам передается по вертикали – сверху вниз, снизу верх, а так же в горизонтальной плоскости и по диагонали [9, с. 85].
Таблица 2. Виды слухов и их характеристика.
Виды слухов |
Краткая характеристика |
«Мечты и чаяния» |
Отражают желания и надежды людей, инициирующих слухи. Это наиболее позитивные слухи, способствующие творчеству работников |
Слухи-«пугала» |
Возникают на почве страхов и опасений работников, вызывая беспокойство в коллективе, могут нанести ущерб |
«Вбивание клиньев» |
Продиктованы агрессивностью, порой и ненавистью; наиболее агрессивный тип. Наносит урон репутации как компании, так и отдельных работников |
Финальный слух |
Вызван предполагаемыми |
Нисходящие организационные коммуникации представляют собой поток информации от высших уровней руководства к нижним. Почти половина контактов менеджеров приходится на подчиненных, а вторая – делится между начальниками, коллегами и внешними субъектами. Осуществляя нисходящие контакты, некоторые администраторы широко используют цветные буклеты, дорогостоящие презентации и тщательно спланированные встречи с работниками, что, возможно, привлекает внимание, но обычно не вызывает у подчиненных понимания (одной из целей эффективного общения).
Менеджеры, добившийся успеха
в общении, восприимчивы к нуждам
людей и открыты к искреннему
диалогу с другими сотрудниками
Кроме нисходящих коммуникаций,
организации необходимы восходящие.
Восходящие коммуникации выполняют
также функцию снабжения
Глава 2. Анализ системы коммуникаций в системе управления
Осуществление коммуникаций в некоторых случаях сопряжено со значительными трудностями. Если два человека значительно расходятся во мнениях по какому-то вопросу, осознать это позволяет только установление двухсторонних коммуникаций. Обнародование различных точек зрения нередко приводит к формированию полярных воззрений, когда стороны занимают экстремальные позиции. Под воздействием угрозы потенциальных проблем, неизбежны при проигрыше, участники дискуссии нередко «отбрасывают» логику и рациональность и переходят к защитной аргументации: делают акцент на личных качествах «противника», избирательно используют имеющие факты, стремятся держать себя в руках и подавить отрицательные эмоции. Защитная аргументация позволяет избежать риска и проявлений некомпетентности, однако основная причина ее использования – желание контролировать ситуацию и стремление одержать верх, что приводит к снижению эффективности коммуникаций.
Вторая возможная проблема – когнитивный (познавательный) диссонанс, т.е. внутренний конфликт и беспокойство, возникающие в тех случаях, когда люди получают информацию, несовместимую с их системами ценностей, ранее принятыми решениями или другими известными им данными. Поскольку его возникновение вызывает чувство дискомфорта, человек стремится избавиться или по крайне мере уменьшить его. Возможно, он постарается получить новые коммуникационные входы, изменить интерпретацию получаемых данных или решить, внести ли коррективы в систему ценностей. Возможно, индивид просто откажется поверить диссонирующей информации или проигнорирует ее.
При вступлении в контакт отправитель должен проявлять особую осторожность, поскольку коммуникации являются как мощной формой самораскрытия перед другими людьми, так и источником возможной оценки коммуникатора окружающими. В ходе коммуникации мы не только открываем что-то другим людям (содержание), но пока мы передаем сообщение (говорим), получатели выносят нам определенную оценку. Данный аспект коммуникации побуждает отправителя задуматься о сохранении лица, т.е. он стремится предотвратить критические высказывания в собственный адрес со стороны других людей. Негативные оценки подвергают опасности прежде всего чувство собственного достоинства индивида. Иногда «критик»и сам сожалеет, высказав не что, противоречащее нашему представлению о себе. Хотя такие «вызывающие сожаления» сообщения часто передаются непреднамеренно, они обычно вызывают тяжелые чувства у получателя, создают напряженность в отношениях, иногда приводят к их разрыву. К вызывающим сожаление сообщениям относятся, например. Грубые вербальные ошибки, личные выпады, порочащие репутацию стереотипные высказывания, саркастическая критика или опасная информация. Очень часто такого рода сообщения передаются во время эмоциональной конфронтации [11, с. 187].
Проблемы, связанные с созданием эффективно действующих коммуникаций, можно разделить на две основных группы: проблемы структурных коммуникаций и проблемы, возникающие в ходе межличностного общения.
Наличие четко действующих коммуникаций в организациях способствует решению многих важнейших организационных проблем, в частности координации деятельности отдельных структурных единиц в организации относительно общей цели, обеспечивают устойчивые отношения с внешней средой, предоставляю подразделениям организации необходимой рабочей информации и целевых указаний и др.
Однако создание коммуникационных сетей, формирование устойчивых коммуникационных каналов сопряжены с рядом трудностей, вызванных как дефектами в каналах информации, так и дефектным кодированием или декодированием получаемых сообщений.
Основная проблема коммуникаций между элементами организационной структуры обусловлена неопределенностью во взаимоотношениях между отдельными структурными единицами организации. В условиях неопределенности могут усиливаться следующие основные виды барьеров в коммуникационных процессах.
1. Искажение сообщений – явление,
Все искажения в организационных коммуникациях разделяются на три группы:
2. Информационные
перегрузки возможны в тех
случаях, когда члены
3. Недостатки в структуре
организации оказывают
Другим важным структурным недостатком является отсутствие устойчивых горизонтальных связей между отдельными подразделениями организации, например когда руководство организации допускает только вертикальные связи, а коммуникации между подразделениями одного уровня считаются незначительными и ненужными. Такой недостаток характерен для высокоцентрализованных и формализованных линейных структур.
Еще одним существенным недостатком следует признать наличие конфликтов между отдельными группами и подразделениями организации. Зачастую конфликты заложены в самой структуре организации. Подразделения или отдельные руководители, находящиеся в состоянии конфликта, могут не только способствовать разрыву коммуникационных связей внутри организации, но и использовать коммуникационные сети для достижения собственных целей в борьбе с другими подразделениями.
4. Высокая степень
пространственной