Роль малого бизнеса в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий
Задачами данной работы является:
 Рассмотрение сущности малого предпринимательства
 Рассмотрение критериев по которым предприятие относится к малым
 Рассмотреть роль малого бизнеса в современной экономике

Содержание

Введение
1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике ….5 1.1 Сущность и критерии малого предпринимательства………………..5
1.2 Факторы и мотивы развития предпринимательства ………………..8
1.3 Роль малого бизнеса в экономике страны …………………………..10
1.4 Взаимодействие малого и крупного бизнеса ……………………….13
2. Роль малого бизнеса в экономике РБ …………………………………….18
2.1 Состояние малого предпринимательства в экономике страны……18
2.2Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………..25
Список использованных источников ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

   Факторы развития предпринимательства:

  • функционирование рыночных отношений, создание потребительского рынка. Это расширяет круг запросов, интересов, возможностей удовлетворять потребности;
  • наличие правовой базы, гарантий со стороны государства в отношении собственности предпринимателей, их прав, зашиты экономических интересов;
  • поддержка предпринимательства со стороны государства налоговой, финансово-кредитной политикой;
  • разгосударствление и приватизация госсобственности;
  • банкротство и разорение действующих предприятий, нерентабельных, убыточных и создание на их основе частных малых фирм;
  • изменение отношения к предпринимательской деятельности со стороны общества;
  • правильный выбор организационно-правовых форм предпринимательства;
  • ускоренное развитие рыночной инфраструктуры (ценгры, союзы, банки, биржи, страховые компании, рекламные агентства и т.д.)

   Мотивы  предпринимательской деятельности:

  • получение прибыли, необходимой для развития предпринимательской деятельности фирмы;
  • расширение собственного дела;
  • стимулирование работников, менеджеров;
  • стремление человека улучшить свое экономическое, материальное и социальное положение в обществе, желание жить лучше;
  • возможность самовыражения личности;
  • включение в хозяйственный процесс, оборот части финансовых сбережений населения;
  • желание законным путем повысить свои доходы, заниматься активным видом деятельности
 
    1.   Роль малого бизнеса в экономике страны
 

     Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

     Крупный бизнес в основном определяет экономическую  и техническую мощь страны. В целях  самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя  более мелких партнёров, с одной  стороны, а с другой - объединяясь  в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

     Средний бизнес в большей мере зависит  в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

     Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

     Сектор  малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым  элементом любой развитой хозяйственной  системы, без которого экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

     Высокая приспособляемость и массовый охват  практически всех сфер внутреннего  рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.

     Одна  из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

     Функционирование  на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого  рынка, непосредственная взаимосвязь  с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.

1.4 Взаимодействие малого и крупного бизнеса.

 

    Малое предпринимательство играет исключительно  важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.

    Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные  там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4 млн.). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.

    В США функционирует более 15 млн. малых  предприятий, которые производят около 40% ВВП и 1/2 валового продукта частного сектора и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.

    В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые  производят до 50% ВВП. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс.

    В Японии на начало 90-х гг. малые и  средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1% - в оптовой торговле.

    Малые предприятия играют важную роль в  механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено  их тесными связями с крупным  бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.

    В рыночной экономике развитых стран  предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.

    Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления  все большую роль играют специфические  потребности сравнительно небольших  групп покупателей. Удовлетворять  такой спрос могут только небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого времени, как, например, в случае с производством медицинского оборудования фирмами Дании.

    Для крупных предприятий необходимы и выгодны:

  • емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом;
  • продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка;
  • аккумулирование значительных финансовых средств;
  • дешевая рабочая сила.

    Малые предприятия имеют возможность  быстрее и лучше приспосабливаться  к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.

    Малые предприятия и их техническое  оснащение во многом зависят от крупных  производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия  выступают в качестве поставщиков  комплектующих изделий, что позволяет  им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия-субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной-двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.

Информация о работе Роль малого бизнеса в современной экономике