Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:04, курсовая работа
Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий
Задачами данной работы является:
Рассмотрение сущности малого предпринимательства
Рассмотрение критериев по которым предприятие относится к малым
Рассмотреть роль малого бизнеса в современной экономике
Введение
1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике ….5 1.1 Сущность и критерии малого предпринимательства………………..5
1.2 Факторы и мотивы развития предпринимательства ………………..8
1.3 Роль малого бизнеса в экономике страны …………………………..10
1.4 Взаимодействие малого и крупного бизнеса ……………………….13
2. Роль малого бизнеса в экономике РБ …………………………………….18
2.1 Состояние малого предпринимательства в экономике страны……18
2.2Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………..25
Список использованных источников ………………
Широкое
распространение в
Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл.
Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых предприятий служат непременным условием их последующего выхода на арену самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети.
2.
Роль малого бизнеса
в экономике РБ
2.1 Состояние малого предпринимательства
в экономике страны
В Беларуси, начиная с 1996 года, поддержка и развитие малого предпринимательства также определена в качестве одной из стратегических задач государства. Программой социально*экономического развития Республики Беларусь на 2002 – 2005 годы была поставлена задача довести долю малых и средних предприятий в общем объеме реализации продукции, работ и услуг до 25%. При этом активизация частной инициативы уже рассматривалась не только как способ обеспечения занятости населения, но и как инструмент освоения новых технологических укладов, формирования прогрессивного экспортного профиля страны.
В Концепции национальной стратегии устойчивого развития до 2020 года отмечается высокая роль деловых кругов в переходе страны на инновационный путь развития и подчеркивается необходимость стимулирования частного бизнеса и формирования эффективной предпринимательской среды. И в этом направлении проделана довольно большая работа. В стране разработана законодательно*правовая база и создана развитая инфраструктура поддержки частного предпринима*
тельства, базовыми элементами которой являются:
Департамент по предпринимательству Министерства экономики как республиканский орган, а также подразделения облисполкомов, в компетенцию которых входит разработка и реализация государственной политики в области поддержки и развития малого бизнеса на уровне страны и регионов;
* Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, его филиалы, а также региональные фонды, комиссии исполкомов по ресурсной поддержке, развитию рыночной инфраструктуры, банки и лизинговые компании, назначение которых – формирование источников финансовых средств для инициативной предпринимательской деятельности;
специализированные и универсальные центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого бизнеса, технопарки. В настоящее время в Беларуси действуют 40 центров поддержки предпринимательства, 8 бизнес-инкубаторов и 2 технопарка, призванных обеспечивать консультационное, информационное и обучающее обслуживание частных предпринимательских структур;
* предпринимательские союзы, ассоциации и советы на уровне
страны, отдельных областей и отраслей.
Вся работа по созданию и развитию элементов рыночной инфраструктуры осуществляется в рамках ежегодно принимаемой правительством Программы государственной поддержки малого предпринимательства. В Беларуси также реализуется ряд международных программ, осуществляемых при поддержке средств ООН, Всемирного банка, Фонда имени Фридриха Эберта, Международного центра частного предпринимательства (США), Международной организации труда и др.
Но в то же время, как показывает статистика, реальная динамика в предпринимательском секторе Беларуси практически отсутствует. В конце 1997 года значение индекса развития предпринимательства, используемого Европейской экономической комиссией ООН в качестве интегрального показателя доли частного сектора, составляло для Беларуси 0,0008.По истечении семи лет, по состоянию на начало 2004 года, в расчете на тысячу жителей Беларуси приходилось примерно три малых предприятия. В России данный показатель составлял 5- 6предприятий, в Латвии – 12-14, Литве – 20, Эстонии – 25, Германии – 37, Японии – 50, США – 75.
Основной сферой приложения субъектов малого бизнеса нашей страны является розничная торговля. Их участие в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности пока весьма незначительно.
В то же время, используя преимущества транзитной страны,малые предприятия активно участвуют во внешней торговле. Согласно данным, объем внешней торговли малых предприятий имеет тенденцию к росту и составляет около 28% от общего объема внешней торговли. При этом удельный вес экспорта малых предприятий составляет 18,4%, а импорта 37,7% по отношению к предприятиям, не относящимся к малому бизнесу. Таким образом, необходимо отметить, что субъекты малого бизнеса активно участвуют во внешнеэкономической деятельности республики: насыщают рынок импортными товарами и экспортируют товары собственного производства, создавая при этом положительный имидж белорусским производителям.
Большую обеспокоенность вызывает тот факт, что специфической особенностью малого бизнеса Беларуси является практически полное отсутствие его кооперирования с крупным производством, ориентация в своей деятельности на собственный готовый продукт. Это обусловлено, прежде всего, сложившейся государственной политикой, рассматривающей сотрудничество госпредприятий с частными структурами только через призму ухода от налогов, обналичивания денежных средств и других форм экономических нарушений.
Отсутствие кооперации и ориентация на собственный продукт отчасти объясняют тот факт, что средний размер белорусских малых предприятий значительно выше, чем в Европе и даже в странах СНГ. По данным статистических органов, в Беларуси на малых предприятиях в среднем работают 14 человек, в странах ЕС – 6, России – 9, в Украине – 7 человек. Этому же способствует и слабое обновление малого бизнеса. В течение последних пяти лет среднегодовой прирост количества малых предприятий составлял около одного процента. Таким образом, на каждые 100 действующих субъектов малого бизнеса приходится лишь один*два новых. Поскольку самыми мелкими, как правило, являются начинающие предприятия, а их число не растет, то в общей структуре малых предприятий все большую долю занимают предприятия “со стажем”, а следовательно, более крупные.
Как следует из вышеизложенных фактов, по истечении более 15 лет экономических реформ малый бизнес в Беларуси так и не стал существенным элементом экономической системы. Его роль в решении как экономических, так и социальных проблем общества остается крайне низкой не только в сравнении с развитыми странами, но даже с ближайшими соседями по СНГ. К сожалению, приходится констатировать, что малый бизнес сегодня не является основным фактором повышения конкурентоспособности экономики
страны.
На сегодняшний день отраслевая производительность
труда в Беларуси примерно в 5-6 раз ниже,
чем в развитых странах. Очевидно, что
без значительного повышения производительности
труда и качества производимой продукции
говорить о росте конку*рентоспособности
нашей экономики сложно. Только создание
новой системы специализации и кооперации,
взаимодополняющей разнообразие предприятий
разных размеров, путь к которой лежит
через создание малых и средних предприятий
для производства отдельных деталей и
узлов, привлечение иностранных инвестиций
и встраивание Беларуси в систему международного
разделения труда может позволить белорусской
экономике начать конкурировать на мировых
рынках, и не только в поставках калийных
удобрений и продуктов нефтепереработки.
2.2 Основные направления
развития малого предпринимательства
в Республике Беларусь
Основными факторами, сдерживающими развитие предпринимательства, являются:
Проводимая в стране государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства направлена на активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства, наращивание экспорта товаров и услуг, производство импортозамещающей продукции, ускоренное развитие сектора малого бизнеса в малых и средних городах страны, сельской местности.
Среди последних мер отметим Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1"О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2010 N 143 "Об отдельных вопросах налогообложения", Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства».
С 2009 г. значительным коррективам подверглась и применяемая малым бизнесом упрощенная система налогообложения. Так, с 10% до 8% снижены ставки налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС; с 8% до 6% - для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС; с 20% до 15% - - для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.
Для кардинального изменения ситуации в развитии малого бизнеса в РБ необходима реализация комплекса мер со стороны государственных органов управления
Причиной почти 60% всех банкротств малых предприятий на начальном этапе развития, по оценкам западных специалистов, являются неумелое управление предприятий и неэффективное планирование предпринимательской деятельности. Поэтому большое значение имеет проведение мероприятий по более рациональному разделению управленческого труда и повышению эффективности руководства.
Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизации производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Важным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности.
Информация о работе Роль малого бизнеса в современной экономике