Роль местных бюджетов в развитии экономики и культуры региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 01:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение роли местного бюджета в социально-экономическом и культурном развитии региона, на основе выделения основных функций местных бюджетов, их доходной и расходной частей. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
· были раскрыты содержание и понятие государственной бюджетной системы, местных бюджетов и их функции;
· была исследована структура доходной и расходной частей местных бюджетов, сделаны основные выводы по имеющимся данным;
· были сделаны основные выводы и заключения о роли местных бюджетов в социально-экономическом и культурном развитии региона.

Содержание

Введение
Глава I. Местные бюджеты, основные понятия и функции, роль в развитии экономики и культуры региона
1. Понятие бюджета, местные бюджеты. Функции местных бюджетов
2. Доходная и расходная части местных бюджетов
3. Роль местных бюджетов в развитии экономики и культуры региона
Глава II. Изучение бюджета муниципального образования "город Ижевск"
1. Краткая характеристика исследуемого муниципального образования – города Ижевска
2. Доходная и расходная части бюджета города Ижевска. Основные выводы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и  имущественные права, предоставленные  этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты — один из главных каналов  доведения до населения конечных результатов производства. Через  них общественные фонды потребления  распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение  и исполнение, а также контроль за исполнением которой осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении. Они выполняют  следующие функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределение и использование  этих фондов между отраслями народного  хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное  значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

2.  Доходная и расходная части местных бюджетов

Доходная  часть местных бюджетов состоит  из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

Закрепленные  доходы (собственные) — это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты, минуя вышестоящие бюджеты (налог на имущество предприятий — региональный налог).

Регулируемые  доходы — совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, зачисляемых в соответствующие бюджеты, исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

Таблица 1. Доходы местных бюджетов.

Наименование показателя

Значение, млрд. руб.

Налоговые доходы в том числе:

A

1. Налог на прибыль

B

2. Подоходный налог с физических  лиц

C

3. Налог на добавленную стоимость

D

4. Акцизы

E

5. Налог на имущество с физических  лиц

F

6. Налог на имущество предприятий

G

7. Платежи за использование природных  ресурсов

H

Неналоговые доходы в том числе:

I

1. Доходы от государственной  собственности или от деятельности

J

2. Доходы от продажи принадлежащего  государству имущества

K

Безвозмездные перечисления в том числе:

L

1. От других уровней власти, из  них:

M

Дотации

N

Субвенции

O

Средства, перечисляемые по взаимным расчетам

P

Трансферты

Q

2. От целевых бюджетных фондов

R

Итого доходов

S


 

В состав местных налогов и сборов входят:

Земельный налог

·  Земельный налог и арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

·  Земельный налог и арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения;

·  Доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

·  Возмещение потерь сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

·  Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

1.  Налог на имущество физических лиц (13%);

2.  Налог на рекламу (5%);

3.  Налог на наследство или дарение (ставки налога указаны в законе "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения");

4.  Местные лицензионные сборы;

5.  Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям:

·  Доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

·  Доходы от продажи земли;

·  Доходы от продажи квартир гражданам;

6.  Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

К числу главных регулируемых доходов  местных бюджетов относятся отчисления:

1.  От налога на добавленную стоимость;

2.  От акцизов;

3.  От налога на прибыль (доход) предприятий;

4.  От подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов  утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета  и объема его собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах  местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается  не только в обеспечении финансовыми  ресурсами местных органов власти, но и в повышении из заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема местных бюджетов.

Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия  экономических и социальных процессов  в стране.

Главные стороны деятельности местных  органов власти – разработки и  осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию социально-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

·  содержание органов местного самоуправления;

·  формирование муниципальной собственности и управление ею;

·  организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

·  организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

·  муниципальное дорожное строительство и содержание дорого местного значения;

·  благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

·  организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

·  содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

·  организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или ведении органов местного самоуправления;

·  обеспечение противопожарной безопасности;

·  охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

·  реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

·  обслуживание и погашение муниципального долга;

·  целевое дотирование и погашение муниципального долга;

·  целевое дотирование населения;

·  содержание муниципальных архивов;

·  проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Таблица 2. Расходы местных бюджетов.

Наименование показателя

Млрд. руб

1. Государственное управление

A1

2. Правоохранительная деятельность

B1

3. Промышленность, энергетика и  строительство

C1

4. Сельское хозяйство и рыболовство

D1

5. Транспорт, дорожное хозяйство,  связь и информатика

E1

6. Жилищно-коммунальное хозяйство

F1

7. Образование

G1

8. Культура и искусство

H1

9. Здравоохранение и физическая  культура

I1

10. Социальная политика

J1

11. Прочие расходы

K1

12. Расходы целевых бюджетных  фондов

L1

Итого расходов

M1


3.  Роль местных бюджетов в развитии экономики и культуры региона

Главным направлением использования средств местных бюджетов, как уже было рассмотрено в расходной части местных бюджетов, являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека.

Это расходы на:

ü  социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов,

ü  жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.

Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на:

ü  жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%,

ü  на образование – 67%,

ü  на здравоохранение и физическую культуру – 55%,

ü  социальную политику – 49%,

ü  культуру и искусство – 45%.

Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в обще-бюджетных  расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства – 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи – 40%.

Структура расходов отдельных видов  местных бюджетов не одинакова и  зависит от объема хозяйства, непосредственного географического расположения и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

Одним из главных направлений использования  финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения  в будущем собственных доходов.

Местным органам подведомственна  подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах – от 60 до 80%.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами  растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширение научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.

Развитие урбанизации (где урбанизация  – это процесс сосредоточения промышленности, культуры и населения  в крупных городах) проявляется  в ускоренных темпах роста, расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы  имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, - также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, и т.д.

Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства городов  и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, организациями жилищно-коммунального хозяйства. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству, а также сократят нерациональное использование бюджетных средств.

Информация о работе Роль местных бюджетов в развитии экономики и культуры региона