Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 01:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение роли местного бюджета в социально-экономическом и культурном развитии региона, на основе выделения основных функций местных бюджетов, их доходной и расходной частей. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
· были раскрыты содержание и понятие государственной бюджетной системы, местных бюджетов и их функции;
· была исследована структура доходной и расходной частей местных бюджетов, сделаны основные выводы по имеющимся данным;
· были сделаны основные выводы и заключения о роли местных бюджетов в социально-экономическом и культурном развитии региона.
Введение
Глава I. Местные бюджеты, основные понятия и функции, роль в развитии экономики и культуры региона
1. Понятие бюджета, местные бюджеты. Функции местных бюджетов
2. Доходная и расходная части местных бюджетов
3. Роль местных бюджетов в развитии экономики и культуры региона
Глава II. Изучение бюджета муниципального образования "город Ижевск"
1. Краткая характеристика исследуемого муниципального образования – города Ижевска
2. Доходная и расходная части бюджета города Ижевска. Основные выводы
Заключение
Список литературы
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Местный
бюджет — это централизованный фонд
финансовых ресурсов отдельного муниципального
образования, формирование, утверждение
и исполнение, а также контроль
за исполнением которой
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
2. Доходная и расходная части местных бюджетов
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
Закрепленные доходы (собственные) — это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты, минуя вышестоящие бюджеты (налог на имущество предприятий — региональный налог).
Регулируемые доходы — совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, зачисляемых в соответствующие бюджеты, исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.
Таблица 1. Доходы местных бюджетов.
Наименование показателя |
Значение, млрд. руб. |
Налоговые доходы в том числе: |
A |
1. Налог на прибыль |
B |
2. Подоходный налог с физических лиц |
C |
3. Налог на добавленную стоимость |
D |
4. Акцизы |
E |
5. Налог на имущество с |
F |
6. Налог на имущество предприятий |
G |
7. Платежи за использование |
H |
Неналоговые доходы в том числе: |
I |
1. Доходы от государственной
собственности или от |
J |
2. Доходы от продажи |
K |
Безвозмездные перечисления в том числе: |
L |
1. От других уровней власти, из них: |
M |
Дотации |
N |
Субвенции |
O |
Средства, перечисляемые по взаимным расчетам |
P |
Трансферты |
Q |
2. От целевых бюджетных фондов |
R |
Итого доходов |
S |
· Земельный налог и арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;
· Земельный налог и арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения;
· Доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;
· Возмещение потерь сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;
· Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.
1. Налог на имущество физических лиц (13%);
2. Налог на рекламу (5%);
3. Налог на наследство или дарение (ставки налога указаны в законе "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения");
4. Местные лицензионные сборы;
5. Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям:
· Доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
· Доходы от продажи земли;
· Доходы от продажи квартир гражданам;
6. Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.
К числу главных регулируемых доходов местных бюджетов относятся отчисления:
1. От налога на добавленную стоимость;
2. От акцизов;
3. От налога на прибыль (доход) предприятий;
4. От подоходного налога с физических лиц.
Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.
По объему и экономическому значению
ведущее положение в доходах
местных бюджетов занимают отчисления
от регулирующих налогов. Их роль заключается
не только в обеспечении финансовыми
ресурсами местных органов
Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема местных бюджетов.
Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране.
Главные стороны деятельности местных органов власти – разработки и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию социально-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
· содержание органов местного самоуправления;
· формирование муниципальной собственности и управление ею;
· организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
· организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
· муниципальное дорожное строительство и содержание дорого местного значения;
· благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
· организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
· содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
· организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или ведении органов местного самоуправления;
· обеспечение противопожарной безопасности;
· охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
· реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
· обслуживание и погашение муниципального долга;
· целевое дотирование и погашение муниципального долга;
· целевое дотирование населения;
· содержание муниципальных архивов;
· проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Таблица 2. Расходы местных бюджетов.
Наименование показателя |
Млрд. руб |
1. Государственное управление |
A1 |
2. Правоохранительная |
B1 |
3. Промышленность, энергетика и строительство |
C1 |
4. Сельское хозяйство и |
D1 |
5. Транспорт, дорожное хозяйство, |
E1 |
6. Жилищно-коммунальное хозяйство |
F1 |
7. Образование |
G1 |
8. Культура и искусство |
H1 |
9. Здравоохранение и физическая культура |
I1 |
10. Социальная политика |
J1 |
11. Прочие расходы |
K1 |
12. Расходы целевых бюджетных фондов |
L1 |
Итого расходов |
M1 |
3. Роль местных бюджетов в развитии экономики и культуры региона
Главным направлением использования средств местных бюджетов, как уже было рассмотрено в расходной части местных бюджетов, являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека.
Это расходы на:
ü социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов,
ü жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.
Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на:
ü жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%,
ü на образование – 67%,
ü на здравоохранение и физическую культуру – 55%,
ü социальную политику – 49%,
ü культуру и искусство – 45%.
Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в обще-бюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства – 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи – 40%.
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства, непосредственного географического расположения и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.
Одним из главных направлений
Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах – от 60 до 80%.
В расходах местных бюджетов на социально-культурные
мероприятия наиболее быстрыми темпами
растут затраты на здравоохранение,
просвещение и науку, что связано
с развитием сети медицинских учреждений
и расширение научных и проектных работ,
финансируемых из этих бюджетов по проблемам
градостроительства, комплексного развития
административно-
Развитие урбанизации (где урбанизация – это процесс сосредоточения промышленности, культуры и населения в крупных городах) проявляется в ускоренных темпах роста, расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, - также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, и т.д.
Одной из актуальных проблем является
улучшение благоустройства
Информация о работе Роль местных бюджетов в развитии экономики и культуры региона