Роль местных бюджетов в развитии экономики и культуры региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 01:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение роли местного бюджета в социально-экономическом и культурном развитии региона, на основе выделения основных функций местных бюджетов, их доходной и расходной частей. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
· были раскрыты содержание и понятие государственной бюджетной системы, местных бюджетов и их функции;
· была исследована структура доходной и расходной частей местных бюджетов, сделаны основные выводы по имеющимся данным;
· были сделаны основные выводы и заключения о роли местных бюджетов в социально-экономическом и культурном развитии региона.

Содержание

Введение
Глава I. Местные бюджеты, основные понятия и функции, роль в развитии экономики и культуры региона
1. Понятие бюджета, местные бюджеты. Функции местных бюджетов
2. Доходная и расходная части местных бюджетов
3. Роль местных бюджетов в развитии экономики и культуры региона
Глава II. Изучение бюджета муниципального образования "город Ижевск"
1. Краткая характеристика исследуемого муниципального образования – города Ижевска
2. Доходная и расходная части бюджета города Ижевска. Основные выводы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

 

По данным таблицам можно сделать  следующие выводы:

1.  По объему и экономическому значению главную позицию в доходах бюджета города занимают:

·  налоговые доходы, в частности подоходный налог с физических лиц, который составляет 3 612 412 тыс.руб. или 44,9% всех доходов бюджета;

·  безвозмездные поступления (дотации, субсидии, субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ) в сумме 34 344+14 261+1 856 724= 1 905 329 тыс.руб. или 23,7% доходов.

Отмечается, что НДФЛ занимает центральное  место в системе доходов, не только налоговых, но и в целом, субъектов  РФ. В период финансово-экономического кризиса НДФЛ стал основным источником, обеспечивающим достаточно стабильные поступления в доходную часть  местных бюджетов, в том числе и бюджета города Ижевска.

2.  Доля налога на доход физических лиц (3 612 412 тыс.руб.) в ВВП РФ за 2009 год - 39,064 трлн.руб., что составляет 0,000009%;

при этом в 2003г. – 0,000013%;

в 2004г. – 0,000007% (;

в 2005г. – 0,000005%;

в 2006г. – 0,000005%;

в 2007г. – 0,000006%;

в 2008г. – 0,000006%;

по данным Решения ГД от 18.12.2009 № 578 "О бюджете муниципального образования "город Ижевск" на 2010 год" доходы бюджета города от налога на доход физических лиц составит 2 776 314, по данным Минфина ВВП составит 42,372 трлн.руб., таким образом доля НДФЛ10 = 0,0000065%

 

В соответствии с данными можно сделать выводы о значительном влиянии кризиса на показатель уровня доходов =>уровень поступлений налога на доход физических лиц =>долю НДФЛ в ВВП.

Это влияние выражается через следующие  основные факторы:

·  Снижение темпов роста заработной платы населения, сокращение фонда оплаты труда, в частности на предприятиях промышленности и строительства;

·  Безработица, сокращение предприятий и, следовательно, рабочих мест;

·  Рост задолженности по заработной плате;

·  Рост уровня потребительских цен.

С помощью статистической зависимости (корреляции) можно определить зависимость  между ВВП РФ и доходами города Ижевска:

Корреляция – это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального  характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой. Корреляционный анализ представляет собой количественное определение тесноты связи между двумя признаками. Теснота связи при этом количественно выражается величиной коэффициентов корреляции. Изначально корреляционные исследования проводились в биологии, а позднее распространились и на другие области, в частности на социальную и экономическую. Корреляция позволяет оценить тесноту связи (или ее силу), то есть показывает, насколько взаимосвязаны те или иные социальные и экономические явления. Оценка тесноты связи между признаками может проводится с помощью нескольких коэффициентов корреляции. Так, линейный коэффициент корреляции имеет большое значение при исследовании социально-экономических явлений и процессов.

Линейный коэффициент корреляции был впервые введен в начале 90-х  гг. Пирсоном, Эджвортом и Велдоном и, как уже было сказано, характеризует  тесноту и направление связи  между двумя коррелируемыми признаками.

Оценка линейного коэффициента корреляции проводится в соответствии с таблицей.

Таблица 5. Оценка линейного коэффициента корреляции.

Значение линейного коэффициента связи

Характер связи

Интерпретация связи

r = 0

Отсутствует

-

0 < r < 1

Прямая

С увеличением x увеличивается y

-1 <r < 0

Обратная

С увеличением x уменьшается y, и наоборот

r = 1

Функциональная

Каждому значению факторного признака строго соответствует одно значение результативного признака


Найдем коэффициент корреляции и определим степень связи  между ВВП РФ (y) и доходами бюджета города Ижевска (x). Для этого воспользуемся значениями ВВП и доходов в динамике за 6 лет (период с 2004 года по 2009 год).

Таблица 6. Расчетная таблица для  определения коэффициента корреляции, млрд.руб..

год

y

x

yx

 

x2

2004

17048,1

3,552736

60567,3986

290637713,6

12,62193309

2005

21625,4

4,087364

88390,88145

467657925,2

16,70654447

2006

26903,5

4,820134

129678,4751

723798312,3

23,23369178

2007

33111,4

5,588547

185044,6151

1096364810

31,23185757

2008

41668

6,485801

270250,3561

1736222224

42,06561461

2009

39064

8,050557

314486,9586

1525996096

64,81146801

179420,4

32,585139

1048418,685

5840677081

190,6711095

Средняя

29903,4

5,4308565

174736,4475

973446180,2

31,77851825


Из расчетов следует, что результат  по всем формулам получился одинаковый, а так как он входит в интервал 0 < r < 1 и приближен к единице  до 0,92, следовательно существует сильная  прямая зависимость между исследуемыми явлениями. Данная зависимость говорит о вероятности, что при увеличении параметра x (доход бюджета города Ижевска), параметр y (ВВП РФ) также увеличится.

При данных имеющихся показателях  доходов муниципального образования  город Ижевск можно предложить следующие пути увеличения доходов:

1.  Приватизация муниципального имущества (приватизация представляет собой фактическую продажу имущества из государственного в частное владение);

2.  Проведение жесткого предварительного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств, введение аудита на расходование этих средств и внутреннего контроля (что в значительной мере сократит нецелевые расходы бюджетных средств);

3.  Безвозмездные отчисления и помощь федерального бюджета, при определении суммы отчислений, должно учитываться стремление региона улучшить свое положение (на основе анализа основных показателей и экономического состояния региона), сократить дефицит бюджета;

4.  Выпуск ценных бумаг (облигаций);

5.  Развитие и совершенствование антимонопольного законодательства;

6.  Проведение активной работы по развитию лотерейной деятельности, налоговые отчисления от которых идут в бюджет (налогооблагаемые призы и выигрыши – доходы превышающие 4 тыс.руб.);

7.  Увеличение штрафов, санкций;

8.  Повышение акцизов на водку, ликероводочные изделия, повышение ставки на ввоз алкогольной и спиртосодержащей продукции на территорию Удмуртии;

9.  Увеличить отчисления в муниципальный бюджет от доходов крупных и высокодоходных унитарных предприятий;

Расходы бюджета города Ижевска можно представить в таблице:

бюджет муниципальный экономика  культура

Таблица 4. Расходная часть бюджета  города Ижевска.

0100

Общегосударственные вопросы

843302

0102

Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации  и муниципального образования

3071

0103

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной  власти и представительных органов  муниципальных образований

42223

0104

Функционирование Правительства  Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, в том числе:

201748

 

Субвенция на осуществление отдельных  государственных полномочий по опеке  и попечительству в отношении  несовершеннолетних

13664

 

Субвенция в области архивного дела

4891

 

Субвенция по созданию и организации  деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

3280

 

Субвенция по предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям и  учету (регистрации) многодетных семей

1225

0106

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора

49096

0107

Обеспечение проведения выборов и  референдумов

1465

0111

Обслуживание государственного и  муниципального долга

282364

0112

Резервные фонды

10000

0114

Другие общегосударственные вопросы, в том числе:

253335

 

Субвенция на осуществление федеральных  полномочий по государственной регистрации  актов гражданского состояния

19533

 

Центральный аппарат

37123

 

Выполнение других обязательств государства, из них:

63020

 

Проведение общегородских праздников и мероприятий

4000

 

Расходы, связанные с судебными  издержками и оплатой государственной  пошлины

791

 

Представительство органов местного самоуправления

1859

 

Расходы по оформлению договоров передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние

15

 

Международные культурные, научные  и информационные связи

1930

 

Расходы на реформирование бюджетного процесса

6074

 

Расходы на содержание имущества казны

800

 

Расходы на регистрацию права собственности

577

 

Расходы по оформлению документов для  регистрации права муниципальной  собственности на жилые помещения

900

 

Расходы на техническую инвентаризацию, изготовление справок по объектам нежилого фонда муниципальной собственности

480

 

Расходы по оформлению документов для  регистрации права муниципальной  собственности на земельные участки

126

 

Расходы на освещение в средствах  массовой информации деятельности органов  и должностных лиц местного самоуправления

14000

 

Расходы на реализацию основных мероприятий, утвержденных планами Администрации  города Ижевска и Администраций  районов

8970

 

Расходы на обеспечение приватизации и проведение предпродажной подготовки объектов приватизации

3000

 

Мероприятия в области размещения объектов наружной рекламы и информации

4329

 

Расходы по оценке муниципальных жилых  помещений и на услуги нотариуса

29

 

Расходы на мероприятия в рамках участия города Ижевска в проекте  Совета Европы "Межкультурные города"

1000

 

Расходы на выплату единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в соответствии с постановлением Администрации г.Ижевска от 16.07.08г. №534

1345

 

Расходы на техническую инвентаризацию по объектам инженерной инфраструктуры

12795

 

Обеспечение деятельности подведомственных учреждений

37000

 

Строительство объектов общегражданского назначения

42900

 

Муниципальная целевая среднесрочная  программа информатизации на 2008 - 2012 годы

5000

 

Муниципальная целевая программа "Административная реформа в  муниципальном образовании "город Ижевск" на 2008-2009 годы"

6759

 

Долгосрочная целевая программа  по выполнению Реестра наказов избирателей  депутатам Городской думы города Ижевска на 2009-2010 год

42000

0300

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

90695

0302

Органы внутренних дел, в том  числе:

14261

 

Субсидия на обеспечение деятельности медицинских вытрезвителей на территории муниципального образования "город  Ижевск"

14261

0309

Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона

43135

0310

Обеспечение пожарной безопасности

27000

0314

Другие вопросы в области  национальной безопасности и правоохранительной деятельности

6299

0400

Национальная экономика

270845

0401

Общеэкономические вопросы

55062

0407

Лесное хозяйство

1604

0408

Транспорт

15000

0409

Дорожное хозяйство

144560

0412

Другие вопросы в области  национальной экономики

54619

0500

Жилищно-коммунальное хозяйство

1055679

0501

Жилищное хозяйство, в том числе:

399224

 

Субвенция на обеспечение предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

10240

0502

Коммунальное хозяйство

34062

0503

Благоустройство

523179

0505

Другие вопросы в области  жилищно-коммунального хозяйства

99214

0600

Охрана окружающей среды

8127

0603

Охрана объектов растительного  и животного мира и среды их обитания

8127

0700

Образование

3812550

0701

Дошкольное образование

1415808

0702

Общее образование, в том числе:

2142486

 

Субвенция на финансовое обеспечение  государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного (в общеобразовательных учреждениях), начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях

1173080

 

Субвенция на социальную поддержку  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся  и воспитывающихся в образовательных  учреждениях для детей сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, и по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

40560

 

Субвенция на организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования  по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

218845

0707

Молодежная политика и оздоровление детей

76121

0709

Другие вопросы в области  образования

178135

0800

Культура, кинематография, средства массовой информации

96819

0801

Культура

84448

0806

Другие вопросы в области  культуры, кинематографии, средств  массовой информации

12371

0900

Здравоохранение, физическая культура и спорт

657895

0901

Стационарная медицинская помощь

210797

0902

Амбулаторная помощь

127831

0903

Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов

6633

0904

Скорая медицинская помощь

244263

0905

Санаторно-оздоровительная помощь

16230

0908

Физическая культура и спорт

19788

0910

Другие вопросы в области  здравоохранения, физической культуры и спорта

32353

1000

Социальная политика

557058

1001

Пенсионное обеспечение

6790

1002

Социальное обслуживание населения, в том числе:

97187

 

Субвенция в сфере социального  обслуживания населения

94485

1003

Социальное обеспечение населения, в том числе:

349836

 

Субвенция по предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям и учету (регистрации) многодетных семей

14192

 

Субвенция на обеспечение жилой  площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так  же лиц из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей

31582

 

Субвенция на предоставление гражданам  субсидий на оплату жилого помещения  и коммунальных услуг

133885

1004

Охрана семьи и детства, в  том числе:

94511

 

Субвенция на социальную поддержку  детей, переданных в приемные семьи

4140

 

Субвенция на выплату денежных средств  опекуну (попечителю) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)

90371

1006

Другие вопросы в области  социальной политики, в том числе:

8734

 

Субвенция на осуществление отдельных  государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних

941

 

Субвенция на обеспечение осуществления  органами местного самоуправления государственных  полномочий по социальной поддержке  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1810

1100

Межбюджетные трансферты

1271495

1104

Иные межбюджетные трансферты

1271495

 

Всего расходов

8664465


 

Учитывая, что совокупные доходы бюджета  составили 8 050 557 тыс.руб., расходы 8 664 465 тыс.руб., то дефицит бюджета города в 2009г. составил 8 050 557 – 8 664 465= 613 908 тыс.руб., который составляет 9,99% от доходов без учета безвозмездных поступлений в бюджет города.

В соответствии с данными таблицы  расходов бюджета города хорошо видна  роль местного бюджета в социально-культурном и экономическом развитии не только муниципального образования, но и региона в целом. Это отражается в следующих суммах расходов по разным категориям:

1.  Социальная политика = 557 058 тыс.руб. или 6,4% всех расходов;

2.  Национальная экономика = 270 845 тыс.руб. или 3,1% всех расходов;

3.  Культура, кинематография, средства массовой информации = 96 819 тыс.руб. или 1,1% всех расходов;

4.  В целом затраты на развитие экономики, культуры, социальной сферы, образования и здравоохранения занимают бесспорно главную позицию расходов местного бюджета и в сумме составляют:

270 845 + 1 055 679 + 3 812 550 + 96 819 + 657 895 + 557 058 = 6 180 001 тыс.руб., что составляет 71,3% всех расходов бюджета города Ижевска.

 

Заключение

бюджет  муниципальный доходный расходный

Таким образом, обобщая данную курсовую работу можно сделать вывод о том что, бюджет — необходимый атрибут государства как регулирующий орган муниципальных образований.

Государственные и местные (муниципальные) бюджеты  — центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Через бюджеты образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Сконцентрированные  в бюджете средства предназначаются  для осуществления государственной  социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. Средства местных бюджетов обеспечивают стабильное развитие экономики и социально-культурной сферы на уровне региона.

Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов — это определение видов  и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.

В ходе курсовой работы были проанализированы финансовые документы, функции и место местных бюджетов в финансовой системе страны и на основе этих анализов сделаны выводы о роли и важности местных бюджетов в социально-культурном и экономическом развитии региона.

 

Список литературы

1.  "Финансы" Миляков Н.В., 2-е издание, Москва, "Инфра-М", 2004г.;

2.  "Финансы, денежное обращение и кредит" под ред. проф. М.В.Романовского и проф. О.В.Врублевской, Москва, "Юрайт", 2006г.;

3.  "Финансы и кредит" под ред. д.э.н., проф. А.М.Ковалевой, Москва, "Финансы и статистика", 2005г.;

4.  "Финансы, деньги, кредит и банки" В.Е.Леонтьев, Н.П.Радковская, С.-П., 2003г.;

5.  БК РФ;

6.  Закон 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" принят Гос. думой 20.11.2009г.;

7.  Материалы сайта www.gks.ru;

8.  Материалы сайта www.izh.ru.


Информация о работе Роль местных бюджетов в развитии экономики и культуры региона