Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:16, курсовая работа
Целью работы являются:
1) комплексный анализ экономических механизмов формирования и развития высоких микроэлектронных технологий, методов создания и коммерциализации конкурентоспособных наукоёмких продуктов в Японии;
2) комплексный анализ взаимосвязанных технологических и экономических (техноэкономических) тенденций, закономерностей конкуренции-кооперации глобального микроэлектронного производства и бизнеса конкурентоспособных наукоёмких продуктов фирм Японии;
3) оценка предпосылок, в том числе экономических, и перспектив построения новейшей микроэлектронной технологической базы в Японии.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Япония на мировом рынке высоких технологий…………………..7
1.1 Мировой рынок микроэлектроники: научно-технологический и экономический потенциал лидеров …………………………………………..7
1.2 Некоторые аспекты организации увеличения объёма производства и сбыта в микроэлектронном бизнесе…………………………………………28
Глава 2. Развитие отраслей микроэлектроники в современной экономике Японии…………………………………………………………………………39
2.1 Японские высокие информационные микроэлектронные технологии - потенциал и особенности ……………………………………………………39
2.2 Японская стратегия: наука-основа микроэлектронного бизнеса, микроэлектронный бизнес-опора науки…………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………48
Список использованной литературы…………
Ответ однозначен - нельзя. Если государство не участвует в формировании рынка высокотехологичной продукции, то вместо него это делают ведущие мировые игроки и их дистрибьюторы. Разумеется, при этом вся выгода им и достается. Достаточно вспомнить судьбу российских рынков бытовой электроники, вычислительной техники и средств связи после 1991 года. Один из методов стимулирования роста рынка изделий микроэлектроники - это формирование государственных стандартов конечных систем, повышение их надежности и безопасности. Для примера рассмотрим формирование рынка автомобильной электроники США.
Чтобы минимизировать человеческие жертвы при ДТП правительство и Конгресс США на протяжении многих лет постоянно повышают требования к продающимся в стране автомобилям. Развитие активных и пассивных систем безо¬пасности, систем уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу открыли перед изготовителями микросхем и МЭМС новые и достаточно большие сегменты рынка. Так, в 2008 году объем мирового рынка полупроводниковых приборов для автомобильной электроники составил 20 млрд. долл., а конечных автомобильных электронных систем - 126 млрд. долл.
В 90-е годы прошлого века Конгресс принял ряд зако¬нов, обязывающих производить и продавать на территории США только машины, оборудованные подушками безопасности. Для них потребовались схемы и датчики скорости и степени наполнения подушек, датчики Холла, датчики, фиксирующие массу пассажира, его рост и положение на сиденье, а также схемы и датчики для ремней безопасности. Затем пришла пора активных систем безопасности. Законодательно потребовались средства АБС и системы курсовой устойчивости, для которых нужны микроконтроллеры, микропроцессоры, датчики, аналоговые микросхемы, а также системы предупреждения о столкновении и системы для парковки в «мертвой зоне», для которых нужны СВЧ- микросхемы и УЗ-датчики. Теперь еще требуются и МЭМС для контроля давления в шинах, системы управления мотором и трансмиссией. Первоначально эти требования, как правило, предъявлялись к автомобилям класса «люкс», затем к моделям среднего класса. В 2006-2007 годы в машинах класса «люкс» потребовалось наличие «черных ящиков». Таким образом, руководство США формирует и стимулирует развитие новых рынков для изделий микроэлектроники, способствует росту продаж и обеспечивает изготовителям микросхем и МЭМС гарантированный (относительно рынка автомобилей) объем продаж.
Можно привести и пример КНР. В рамках программы выдачи биометрических паспортов населению страны приоритет отдается продукции местных изготовителей (если она соответствует предъявляемым требованиям). Недестаток предложения компенсируется изделиями иностранных изготовителей, прошедших соответствующий конкурс. Например, в качестве поставщиков микросхем для био¬метрических паспортов власти КНР, наряду с SMIC и рядом других китайских фирм, выбрали компании Infineon Technologies и NXP Semiconductors.
Создание в России современной полупроводниковой промышленности, служащей базой развития радиоэлектрон¬ного комплекса, - не только вполне решаемая задача, но и необходимая. Без такой промышленности стране не преодолеть зависимость от сырьевой составляющей экспорта, не обеспечить национальную безопасность и модерниза¬цию экономики на основе достижений научно-технического прогресса. Но для решения этой задачи необходимо четко определить пути выхода на необходимый уровень промышленности, своевременно сосредоточить необходимые ресурсы на прорывных направлениях, создать действенный и эффективный механизм стимулирования развития высокотехнологичных отраслей. И, конечно необходимы кадры, которые по-прежнему «решают все».
Рассмотрим, какими методами пользуются микроэлектронные и компьютерные фирмы для увеличения объемов производства и сбыта своей продукции, повышения ее конкурентоспособности. Ведущие микроэлектронные фирмы идут по пути углубления партнерских связей и взаимоотношений с фирмами-потребителями. При этом кандидаты отбираются не только среди крупных компаний, но и среди небольших перспективных фирм, способных благодаря своим достижениям обойти признанных лидеров. Взаимовыгодное интенсивное сотрудничество с компаниями этих двух типов при совместных текущих или поисковых разработках позволяет фирмам-поставщикам резко повысить прибыль, конкурентоспособность своего продукта и достичь превосходства над конкурентами.
Например, делая ставку на малые, перспективные фирмы - Texas Instruments (TI), отбирает их из числа новых потребителей в каждом секторе рынка и в каждом регионе, который обслуживается преимущественно, оптовыми фирмами по сбыту микроэлектронных изделий. Однако рынки, на которые они ориентированы, развиваются в основном благодаря производству технически сложного изделия, в котором используются комплектующие изделия фирмы TI. Более того, ТI участвует в процессе создания продукции на самой ранней его стадии. При этом она предлагает новшества, позволяющие этим фирмам разрабатывать продукцию, преимущества которой создаются главным образом благодаря характеристикам поставляемых ею комплектующих изделий. Кроме того, участие специалистов в разработках TI фирм-заказчиков дает последним возможность лучше предвидеть будущие потребности отдельных клиентов и рынка в целом.
Представляют интерес методы, применяемые для оценки результатов взаимоотношений с фирмами потребителями. Фирма Motorola, например, использует следующие критерии. Все программы сотрудничества по совместным разработкам нацелены на обеспечение прибыли как для нее самой, так и для ее партнеров. Объемы продаж партнерам должны быть, значительным и/или иметь существенный рост. Фирма же предполагает иметь значительную, если даже не исключительную долю в деле партнера. Сотрудничество должно способствовать достижению фирмой целей, изложенных в ее планах технического развития и выдвижения на мировой рынок.
Высшая
администрации фирмы Motorola периодически
анализирует результаты сотрудничества
каждой из 60 основных компаний-потребителей.
Рассматриваются изменения объемов продаж
и прибылей, а также номенклатура изделий,
дополнительно проданных партнерам. Проводятся
интенсивные экспертные оценке взаимоотношений
и итогов выполнения фирмой обязательств
перед партнерами в таких сферах деятельности,
как производство, поставки и НИОКР. По
результатам консультаций с управляющими
фирм-потребителей уровень партнерских
отношений может быть снижен, если эти
отношения не достигают поставленных
целей. В таком случае фирмой-потребителем
будут заниматься торговые агенты региональной
группы. Одновременно Motorola прекращает
тесное сотрудничество с данной фирмой-потребителем.
И, наоборот, компании, подающие надежды,
из категорий региональных переводятся
в категорию партнеров.
Глава 2. Развитие отраслей микроэлектроники в современной экономике Японии
2.1
Японские высокие
информационные
Рассмотрим объективные факторы интенсивности, эффективности и потенциального развития НИОКР в микроэлектронной и компьютерной промышленности Японии, свидетельствующие об остроте конкуренции на мировом рынке.
Наукоемкость продукции микроэлектронных фирм Японии характеризуется динамичностью, хотя здесь наблюдаются колебания, т.е. чередование роста и спада финансирования разработок новой продукции (%): 1980-12,6; 1981-14,9; 1983-14,2; 1984-11,9; 1985-13; 1986-14,9; 1987-16,0. По данным министерства внешней торговли и промышленности Японии, основывающемся на анкетном опросе 12 ведущих микроэлектронных фирм за 1980-1987 гг. ( Hitachi, Toshiba , Sharp и т.д. ) в производстве БИС доля затрат на НИОКР в объеме продаж не падала ниже 11,1%, а удельный вес ИТР, занятых в сфере НИОКР, в общей численности работников отрасли превысил 10% [2, С. 112-114].
Выделим другие аспекты научно-технического потенциала микроэлектронной промышленности Японии. Прежде всего, это высокий уровень концентрации производства и капитала, один из главных механизмов научно-технического прогресса микроэлектроники и вычислительной техники Японии.
Значительная часть финансовых и инженерных ресурсов сосредоточена в крупнейших фирмах. На делю 20 ведущих фирм микроэлектронной и компьютерной промышленности, которые давали 63% всей продукции отрасли в 1985 г. приходилось 80% затрат на НИОКР и 70% общей численности занятых в сфере НИОКР, а на долю 5 крупнейших фирм, выпускающих 42% продукции, - соответственно 56%[2]. Так же необходимо отметить рост удельного веса государственных ассигнований в общей сумме затрат на НИОКР с 19,4% в 1985 г. до 30-40% в 1989-1993гг. [9].
Научно-технический потенциал Японии формировался в значительной мере под влиянием государственной политики, предусматривавший значительные бюджетные ассигнования на НИОКР в области микроэлектронной и компьютерной промышленности.
Начало-середина 1980-х годов-период, когда резко возросла конкурентоспособность наукоемкой промышленности Японии как следствие концентрации капитала и кадров, интенсификации НИОКР, освобождения от бремени военных расходов и разумной государственной и научно-технической политики фирм. В 1975-1977 гг. в Японии было выдано 1460 патентов, в 1980-82 гг. а в 1986-88 гг. - 6068 и 7349. Именно в начале-середине 80-х годов ощутилось усиление конкуренции японской наукоемкой продукции, и могущество японской изобретательской мысли, формирующей рынок технологических знаний [2].
В 1980-х и начале 1990-х гг. и необходимо отметить, что Япония наибольшую долю средств, ассигнуемых на НИОКР, направляет в долгосрочные научно-исследовательские программы. Кроме того, этап НИОКР в Японии отличается необходимым сочетанием сотрудничества и состязательности фирм, позволяющим избежать дублирования усилий, и только на завершающем этапе разработки и освоения серийной технологии начинается жесткая конкуренция. Интеллектуальный «японский вызов» и борьба за мировой микроэлектронный рынок вызвали увеличение расходов на НИОКР в области микроэлектроники и компьютеров, резкое усложнение разрабатываемых продуктов (СБИС и быстродействующие компьютеры высших поколений) и новых высоких технологий, требующих дорогого высокоточного оборудованиям также необходимость концентрации усилий уже не отдельных фирм, а целых их групп.
По
примеру Японии сообщество сделало
ставку на межгосударственную программу
JESSI с затратами на исследования и разработки
в 1990-1996 г. свыше 5 млрд. долл. Программа
объединяет более 100 фирм из 6 стран.
2.2
Японская стратегия:
наука-основа микроэлектронного
бизнеса, микроэлектронный
бизнес-опора науки
Япония,
затрачивая на НИОКР примерно такую
же долю своего ВНП, всё же уступает
США в эффективности и
По
данным Японского банка, ведущие японские
компании выплатили в 1990 г. иностранным
фирмам (в первую очередь американским)
свыше 6 млрд. долларов в качестве платы
за использование их наукоемких технологий.
В том же году японскими компаниями было
заключено 3211 контрактов об импорте иностранных
лицензионных технологий и более 60% из
них - соглашения с американскими владельцами
интеллектуальной собственности [43]. Причем
парадокс якобы технологической зависимости
Японии от США при поверхностном рассмотрении
данной проблемы заключается в чрезвычайно
малой сумме, полученной от импортеров
японской технологии, когда японские владельцы
патентов и ноу-хау технологии имеют от
их продаж только 2.6 млрд. долларов. С одной
стороны, действительно, утвердилось мнение,
что ведущие американские компании являются
безусловными мировыми лидерами в развитии
базисных технологий, которые с помощью
новых технологических знаний позволяют
посредством их практического использования
производить новые КНП. До последнего
времени считалось, что японские компании
лидируют только в области прикладных
технологий, специфические технологические
знания в области их практических прикладных
применений. Однако уже в конце 1980-х начале
1990-х г.г. американские научные и экономические
обозреватели подняли переполох относительно
потери американского технологического
интеллектуально-
Расшифровка японского парадокса наукоемких отраслей заключается в том, что технологии не должны ржаветь в ножнах пассивного воспроизводства и слепого копирования, только в обновлении, интеллектуальном развитии и совершенстве обретается их истинный смысл, когда прибыль, получаемая от продаж производимых с помощью этих технологий КНП, вкладываемая в развитие и совершенствование базисных технологий, оборачивается в дальнейшем новой многократно возрастающей прибылью. Но формула «наука и технология-основа бизнеса» является только первым немаловажным компонентом и требует добавления, что и бизнес в Японии является опорой науки и технологии.
Известна японская стратегия 1950-1970-х гг., направленная на активное заимствование западного опыта в сфере высоких технологий, реализации первых наукоёмких и технологоёмких проектов СБИС, мини- и суперкомпьютеров с небольшим уровнем собственных поисковых и фундаментальных работ [46].
Япония 1990-х годов резко увеличивает инвестирование в фундаментальные науки, обеспечивая основы своего интеллектуального вызова двадцать первому веку. Правительство Японии постановило выделить в 1996 г. на ближайшие 5 лет 160 млрд.долл. на фундаментальные научные исследования и технологические разработки в рамках программы поддержки научно-технологического сектора страны. Для сравнения разительных перемен в отношении нации к науке и интеллекту укажем, что в 1983 г. Япония истратила на аналогичные программы всего 29 млрд. долл. (2,6 % ВНП), причём на долю государства пришлось только 25 % этих средств [41].
Теперь мнение о том, что Япония прекрасно адаптирует, развивает чужие идеи, но плохо генерирует оригинальные свои, будет искореняться при приоритетной стратегии технополисов на государственном уровне. Основной причиной слабого развития фундаментальных наук является вялый приток новых талантливых кадров в профилирующие научные центры. В Японии, известной особым «культом возраста», места в элитных институтах и лабораториях предоставляются работникам пожизненно, что блокирует необходимое обновление интеллектуальных ресурсов.
Для стратегического оздоровления ситуации в сфере высоких технологий правительство предложило ввести систему найма ученых по краткосрочным контрактам. Настало время преодолеть консервативность японского общества в отношении научно-исследовательской работы. В рамках правительственной программы поддержки научного сектора объем государственных отчислений на развитие фундаментальных наук, то есть составит свыше 1% от ВВП. По сравнению с предыдущим периодом он возрастет на 6 %.
Информация о работе Роль отраслей микроэлектроники в современной экономике Японии