Роль социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой на данную тему – изучение роли социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.
Задачами исследования являются:
-изучение содержания, принципов и моделей социальной политики;
-анализ зарубежного опыта в области социального партнерства;
-рассмотрение тенденций и перспектив социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ, МОДЕЛИ 6
2. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 16
3. ТЕНДЕНЦИИ, РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Т69_Роль социального партнерства.doc

— 642.50 Кб (Скачать файл)

- совершенствует систему защиты населения от роста социально опасных заболеваний;

- развивает профилактику заболеваний и травматизма.

Здоровье нации в первую очередь  зависит от решения вопросов охраны здоровья женщины и ребенка, поэтому особое внимание уделяется предоставлению медицинской помощи, направленной на снижение материнской и детской заболеваемости и смертности.

Политика здравоохранения, как  правило, реализуется в виде финансирования специальных программ, направленных на решение конкретной проблемы или преодоление конкретных заболеваний («Туберкулез», «Онкология», «Здоровый образ жизни» и др.).

Цель социальной политики государства  – формирование социально стабильного  и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов. Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики – стимулирующую и стабилизирующую. Реализация первой функции базируется на следующих основах:

- стимулирование всех видов  экономической деятельности в  рамках правового поля;

- формирование высокой трудовой  мотивации работников к высокоэффективному  труду;

- учет доли каждого работника  в созданном продукте.

Реализация второй функции достигается  на основе:

- перераспределения доходов,

- развития системы социальных  гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп.

Реализация всех этих условий требует  больших усилий и определенного  времени, решения целого комплекса  сложных и противоречивых задач  и базируется на ряде принципов:

1) Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости). В соответствии с этим государство должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей, но для тех членов общества, которые наиболее активны, способны и работоспособны, государство должно создать возможность получать за свой труд больший объем благ.

2) Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам в том случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. Реализация этого принципа осуществляется через механизм налогов и трансфертов посредством перераспределения финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.

3) Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

4) Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества с дифференцированным подходом.

С точки зрения субъектов социальной политики, выделяют два ее уровня –  общегосударственный и региональный.

Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы [7, с.52].

Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономические отношения в регионе, а также региональные социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона.

Существуют также различные  виды социальной политики, сориентированные на отрасли социально-культурного  комплекса и различные группы населения. За последнее столетие в развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели механизма реализации социальной политики государства. По типу субъекта социальной ответственности различают либеральную (американо-британскую) модель, корпоративную (континентальную) модель и общественную (скандинавскую) модель. Они отличаются одна от другой ролью и степенью участия в реализации социальной политики основных субъектов экономики (государства, корпорации, личности) и других институтов гражданского общества. В основе каждой из моделей социального государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики ее основных субъектов [5, с.251].

Так, либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации - социально-страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу реализации социальных программ при данной модели составляют не средства государственного бюджета, а частные сбережения и частное страхование.

При реализации данной модели социальной политики государство берет на себя ответственность лишь за обеспечение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наиболее обездоленных слоев населения, гарантию гражданских прав и свобод, но при этом оно стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки.

При либеральной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий прямую зависимость между размерами  взносов и объемом социальных услуг, получаемых в системе социального страхования. Данная модель социальной политики государства присуща США, Англии, Ирландии и др.

Корпоративная модель социальной политики. Вторая модель социального государства  - корпоративная. Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности. Это означает, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение. Предприятие стимулирует работников к максимальному трудовому вкладу, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских услуг и образования. В данной модели ответственность за социальное благополучие в обществе несут государство, негосударственные организации и непосредственно личность, но более существенную роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру, социально-страховые фонды.

Классическими представителями корпоративной  модели социальной политики государства являются Япония и Германия [5, с.251].

Общественная модель социальной политики. Следующая модель социальной политики государства - общественная. В ее основе лежит принцип солидарности, т.е. ответственности всего общества за судьбу его членов.

Эту модель называют перераспределительной, при которой богатый платит за бедного, здоровый - за больного, молодой - за старого. Осуществляет это перераспределение государство. Именно оно берет на себя ответственность за социальное благополучие своих граждан.

Финансовым механизмом перераспределения  служат государственный бюджет и  государственные социально-страховые  фонды, средства которых идут на обеспечение  широкого спектра государственных  социальных гарантий, выступающих для населения в большей части в бесплатной (безвозмездной) форме. В условиях рыночной экономики наличие развитой государственной системы социального обеспечения и социального обслуживания не исключает возможность существования негосударственных (частных и корпоративных) институтов социальной политики, однако наиболее значительную роль в ее обеспечении все же играет государство. Примером такой модели являются страны так называемого рыночного социализма (Швеция, Швейцария, Дания) [5, с.252].

По характеру участия государства  в решении социальных вопросов выделяют:

- стимулирующую модель, которая  предполагает косвенное участие  государства в решении социальных  проблем, когда государство задает  правовые, кредитно-финансовые и налоговые «правила игры». Это выражается в создании таких условий, которые делают выгодным вложения в социальную сферу;

- административную модель, предполагающую  активное государственное вмешательство  в рынок. Условием реализации  данной модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости. Механизм этой модели заключается в том, что государство принуждает организации частного и общественного сектора выполнять социальные функции, например, заставляя их производить отчисления в социальные фонды, выплачивать заработную плату не ниже установленного уровня и др.

Выбор той или иной модели осуществления  социальной политики определяется особенностью исторических, социальных, культурных и экономических условий, а также типом общественно-политического устройства государства и др.

Социальная политика определяет многие стороны жизнедеятельности человека и общества, в том числе ситуацию с предложением рабочей силы, с квалификационными характеристиками работников, с миграционными настроениями населения, с его репродуктивным поведением и демографической ситуацией. По существу, без поддержки с социальной стороны невозможно нормальное воспроизводство общественного продукта [8, с.18].

Социальная политика должна также  обеспечивать возможность самореализации человека, свободного выбора в приложении его способностей, в том числе  и на рынке труда. По существу, социальная политика должна обеспечивать развитие человеческого потенциала в широком смысле этого слова.

 

2. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Когда прекращение первобытных, традиционных отношений разрушило солидарность, основанную на кровном родстве либо на разделении труда, все больше стала обнаруживаться беззащитность людей, антагонистичнее становились их отношения, более массовыми и грозными конфликты.

Историческое развитие рыночной экономики  и соответствующих ей отношений вело к конфликтности участвующих сторон, особенно работников и работодателей. Все чаще возникали забастовки как форма социального протеста, выраженного в отказе от работы с предъявлением работодателям экономических либо политических требований. Высшей формой забастовочной борьбы стала всеобщая политическая стачка, используемая в фазе революционного подъема. К концу XIX-началу ХХ в. забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.

В крупных западных странах в  ХХ в. забастовочное движение приобрело значительный размах. В США в период 1948-1957 гг. ежегодное число забастовок составляло 3-5 тыс. с числом бастующих по 2-4 млн. человек. В 1948-1949 гг. во Франции в забастовках участвовали более 6 млн. человек и ежегодно было по 1,5-3 тыс. забастовок [17, с.78].

Социальная конфликтность давно  привлекала внимание мыслителей. В  числе первых на эту проблему обратил  внимание английский философ Ф. Бэкон (1561-1626). В своих работах он показал, что к возникновению конфликтов в обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий.

Необходимость поиска согласия стала  сутью идеи об «общественном договоре», которую широко развивал французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778). Такой договор, по мысли философа, способен вернуть людям общее согласие и мир.

Немецкий философ И. Кант (1724-1804) был активным сторонником компромисса  в общественно-экономических отношениях. Человеческие отношения он рассматривал как взаимные действия, полезные для обеих сторон и поэтому требующие взаимных уступок, компромисса.

В России идеи социального мира распространял  в своих трудах экономист и  социолог В.В. Берви-Флеровский (1829-1918). В работе «Положение рабочего класса в России» он критиковал произвол хозяина по отношению к работнику, ужасающие условия быта рабочих и их детей. Но выход ученый видел не в противостоянии, а в солидарности, в товариществе. Он писал, что «борьбе за существование» нужно противопоставить «союз за существование».

Еще выразительнее эти идеи звучат у русского экономиста Н.Х. Бунге (1823-1895), бывшего одно время Председателем  Кабинета Министров. Он подчеркивал, что  взаимодействие в производстве и  отношения предпринимателей и рабочих  - стороны одного процесса. Поэтому, не враждуя, а подавая руку друг другу, они могут добиться общего успеха. Формулой успеха он считал участие рабочих в прибылях.

Важную роль государства и законодательства в регулировании и согласовании противоречивых интересов работников и капиталистов раскрывал в своих работах В.П. Литвинов-Фалинский, изучавший промышленное развитие России в начале ХХ в. Именно государство должно заниматься балансированием интересов работников и собственников, считал он [17, с.79].

Теоретической основой социального партнерства явилось углубляющееся понимание того, что процесс производства и воспроизводства осуществляется на базе взаимодействия труда и капитала и невозможен при столкновении и несовместимости интересов работодателей и работников.

Резкое нарастание реальных противоречий и противостояний привело к тому, что в начале ХХ века оказались непримиримыми и две теории:

Информация о работе Роль социального партнерства