Роль социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой на данную тему – изучение роли социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.
Задачами исследования являются:
-изучение содержания, принципов и моделей социальной политики;
-анализ зарубежного опыта в области социального партнерства;
-рассмотрение тенденций и перспектив социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ, МОДЕЛИ 6
2. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 16
3. ТЕНДЕНЦИИ, РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Т69_Роль социального партнерства.doc

— 642.50 Кб (Скачать файл)

- первая доказывала необходимость революционного переустройства капитализма;

- вторая обосновывала необходимость его реформирования на основе компромиссов.

Понятие «социальное партнерство» в литературе все еще определяется по-разному. Одни исследователи рассматривают социальное партнерство как метод регулирования конфликтных социально-трудовых отношений. Другие же трактуют его как сложный, многоплановый общественный процесс.

В целом очевидно, что социальное партнерство - это определенные взаимоотношения между людьми. Это, во-первых. Во-вторых, очевидно и то, что существуют три основных субъекта этих отношений: работодатели, работники и государство. В-третьих, объектами таких отношений обычно являются условия труда, уровень доходов, социальное положение субъектов, их место, роль и права в создании и распределении произведенного продукта. Главной целью социального партнерства являются учет и сбалансированность интересов его субъектов.

Необходимость возникновения и развития социального партнерства обусловлена объективно. Она связана с тем, что основные субъекты - работодатели и наемные работники не могут реализовать свои интересы друг без друга, без взаимодействия. Ни собственник средств производства (работодатель), ни работники не смогут получить: одни - прибыль, а другие - средства для жизни, если не объединятся в одном процессе производства. При этом субъектов соединяет общий интерес. Но одновременно их роли и функции - разные. Это ведет к существенным различиям в их положении и личных интересах, которые могут разрастись до серьезных противоречий и даже вооруженных конфликтов. Необходимо обеспечить оптимально возможный баланс интересов субъектов.

Насколько долго и трудно складывались в истории сами партнерские отношения, настолько непросто и небыстро, методом проб и ошибок, формировались принципы социального партнерства. Главная цель социального партнерства состоит в достижении социального согласия и мира. Можно назвать пять основных принципов партнерства в социальной сфере (рис. 2.1):

1) взаимное признание интересов  сторон (партнера) как важных и  правомерных;

2) паритетность на всех стадиях  партнерских отношений, в том числе и при принятии решений;

3) социальную справедливость при  регулировании интересов и действий, особенно в сфере труда и  распределения доходов;

4) поиск и нахождение компромисса  при решении спорных и конфликтных  вопросов, преследующие главную цель партнерства - достижение социального согласия;

5) взаимную ответственность сторон  за исполнение (и неисполнение) согласованных  решений.

Рисунок 2.1 –  Основные принципы социального партнерства

Источник – собственная  разработка. Рисунок составлен на основе изучения учебной литературы.

 

Практическая  реализация принципов социального  партнерства - трудная задача. Она предполагает учет не только своих интересов, но в равной степени интересов партнеров. Это требует немалых усилий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые плоды - сглаживается поляризация общества, повышается экономическая активность участников созидательного процесса, растет устойчивость, как политическая, так и социальная, создаются условия для прогрессивного развития, а главным результатом социального партнерства является согласие и мир в обществе. Его достижение требует решения ряда сложных задач.

Первой из них является выделение и четкое определение субъектов партнерских отношений, а также тех институтов, которые могут правомерно их представлять. С исторической точки зрения, первая структура субъектов партнерства была представлена двумя сторонами: работник - работодатель. Такое двустороннее партнерство получило название «бипартизм». Затем структура субъектов-партнеров претерпевает существенные изменения, так как в переговорном процессе начинает участвовать и государство. Возникшее трехстороннее партнерство называется «трипартизмом» [18, с.76].

Модель  трехстороннего соглашения была закреплена в Конвенции Международной организации  труда (МОТ). По этой Конвенции государство  становится социальным партнером и  подписывает общенациональное партнерское  соглашение-договор наряду с союзами работников и работодателей.

Сегодня структура социального партнерства усложнилась еще больше - введено многоуровневое сотрудничество. Принцип трипартизма должен соблюдаться не только на общенациональном уровне, но и на отраслевом, а также на уровне предприятия. Это ведет к тому, что, при заключении договора на предприятии партнеры должны учитывать содержание отраслевого договора, а при принятии отраслевого договора следует учитывать позиции, закрепленные в общенациональном договоре о социальном партнерстве.

Вторая структурная часть партнерства - объекты партнерских отношений. Кроме субъектной структуры социальное партнерство в целом включает в себя и структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнерство. Поначалу объектом были только тарифы заработной платы. Затем объектами становились условия труда, занятость, безработица, социальная защита и т.д.

Третьим элементом системы социального партнерства следует считать стратегию и тактику его достижения. Это означает необходимость выработки основной стратегии, соответствующей общей социально-экономической цели, а также тактики ее достижения.

Четвертый структурный элемент системных партнерских отношений представляет их механизм (правовая база, гарантии работодателей, процедуры  взаимодействия субъектов трудовых отношений и органов государственного и местного управления, примирительные мероприятия и т.д.). Эта составляющая очень важна и специфична, требует постоянного особого внимания участников и точного соблюдения.

Пятым элементом современной системы социального партнерства является культура и этичность поведения партнеров. Под этим понимается взаимное уважение партнеров, их честность, доверие, высокая ответственность, без которых невозможна реализация партнерских отношений в обществе.

Элементы социального партнерства в отдельности не обеспечат выполнение его задач. Только все вместе, в системном единстве они способны достичь главной цели социального партнерства - социального согласия и мира в обществе [7, с.67].

Общая структура системы социального  партнерства показана на рис. 2.1.

Рисунок 2.1. Структура системы социального партнерства

Источник – собственная  разработка. рисунок составлен на основе изучения учебной литературы.

Под механизмом социального партнерства, как элементом его системы в целом, понимается совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон. Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.

Главным элементом рассматриваемого механизма является переговорный процесс между партнерами. Этот стержневой элемент настолько важен, что остальные обслуживают его, обеспечивая эффект его функционирования.

Следующим элементом механизма  социального партнерства служат процедуры выявления и согласования позиций партнеров (например, создание и работа специальных комиссий по изучению и нахождению «контактных» точек в интересах и позициях партнеров).

Еще одним важным элементом следует  считать экспертную работу по анализу и оценке предлагаемых положений в общий договор партнеров.

Схематично механизм социального партнерства представлен на рис. 2.2.


Рисунок 2.2. - Механизм социального партнерства

Источник – собственная  разработка. Рисунок составлен на основе изучения учебной литературы.

 

В социальном партнерстве большая  роль принадлежит созданию законов и других нормативных документов, которые призванных фиксировать юридические рамки партнерства. Это - важный элемент механизма партнерства. В механизме социального партнерства должен быть контрольный элемент, главной функцией которого является отслеживание выполнения согласованного и принятого договора партнеров, выявление его нарушений и нарушителей. В этом механизме для обеспечения его эффективности должен быть элемент с функцией арбитража.

Глубинной особенностью социального  партнерства является разрешение социальных противоречий. Такие противоречия между субъектами в экономике, не будучи разрешенными или смягченными, способны затормозить, прервать и даже остановить социально-экономическое развитие. Более того, вызвать социальное напряжение, социальный конфликт или противостояние в опасных формах.

Социальное партнерство должно определяться на основе этой сущностной особенности. При таком подходе социальное партнерство обеспечит разрешение и смягчение противоречий, сбалансированность действий партнеров на основе равноправного взаимного учета их интересов в переговорно-договорном процессе.

В разных странах Запада процесс  формирования двустороннего партнерства, а затем и трипартизма, протекал со своими особенностями. Но в целом эти процессы имеют ряд общих черт. В зависимости от уровня переговорных процессов можно выделить три основные модели социального партнерства.

Первая модель сформировалась в Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. Она характеризуется активным вмешательством государства в трудовые отношения и их регулирование. В этой модели трехуровневое партнерство: уровень общенациональный, отраслевой и уровень предприятия.

В Бельгии на высоком общенациональном уровне существует Национальный совет  по труду. В него входит равное число  участников от каждого из партнеров. Государство берет на себя еще и законодательную функцию. На втором, отраслевом уровне создаются паритетные комиссии. На уровне предприятия вопросы решаются на двусторонней основе: предприниматели - профсоюзы.

Особенно активно трехстороннее  сотрудничество стало складываться на Западе в период мирового кризиса 1929 -1933 гг. и сразу после него. Во многом именно благодаря этому странам, вставшим на путь социальной ориентации, удалось достичь общественного согласия [17, с.78].

Вторая модель социального партнерства отличается одноуровневостью. Она ограничивается заключением коллективных договоров в основном на уровне предприятий. Эта модель характерна для Канады и США, Японии, ряда стран Латинской Америки. Объединения предпринимателей и профсоюзов через своих депутатов стараются оказать влияние на законодательство, а через него - на отношения между социальными партнерами.

Третья модель типична для Центральной Европы (Германия, Австрия и др.). Она может рассматриваться как промежуточная между первой и второй моделями. В третьей модели главный акцент в социальном партнерстве ставится на отраслевом уровне. На уровне же всей страны совместные соглашения трех сторон не принимаются, дело ограничивается консультациями, и то не вполне обязательными. Главный переговорный процесс по этой модели идет в отраслях. Коллективные договоры на предприятиях не заключаются. Предприятия ориентируются на параметры отраслевого соглашения и руководствуются ими.

Одной из форм реализации такой модели является так называемое «образцовое» соглашение, которое создается и заключается в промышленной отрасли и служит затем своего рода ориентиром для других. Например, доминирующее положение в германской отрасли промышленности компании «JG Metall» привело к тому, что ее партнерское соглашение служит пилотным для остальной германской экономики.

Широко применяется эта модель в Голландии и Швейцарии. В  Голландии более 200 отраслевых соглашений распространяются на большинство компаний и их работников. В Швейцарии принимают около 500 региональных и отраслевых соглашений, которые охватывают почти 1,5 млн. работников [2, с.96].

Особо следует отметить развитие социального  партнерства на уровне Европейского союза (ЕС). ЕС использует при этом первую, т.е. трехстороннюю модель. В трехсторонних переговорах на уровне созданного Экономического и Социального совета ЕС участвуют также представители объединений работодателей (ассоциация UNICE) и представители объединения профсоюзов ЕС. В 1992 г. в Маастрихте социальными партнерами стран ЕС был подписан протокол, признававший работодателей и работников партнерами, с которыми Союз должен согласовывать свои меры.

Модель трипартизма была поддержана на встрече глав государств по социальному развитию, прошедшей под эгидой ООН в 1995 г. в Копенгагене. Там отмечалось, что социальный прогресс недостижим, если надеяться только на механизм рынка. Главными задачами были названы обеспечение занятости и борьба с бедностью. Средством станут вложения в развитие человеческих ресурсов.

Требование защищать интересы трудящихся перед работодателями как обязанность  государства зафиксирована в  целом ряде международных документов. Так, в Социальной хартии, принятой в 1961 г. Советом Европы, подписавшие ее государства приняли на себя обязательства поддерживать права граждан на труд, на справедливое вознаграждение, на достойные условия труда и отдых, на объединение и заключение коллективных договоров.

В 1998 г. по инициативе Дании состоялась международная конференция по проблемам социального партнерства, в которой участвовали более 25 стран Европы, Америки и Азии. Обсуждалось обеспечение социального благосостояния в третьем тысячелетии. Большое внимание уделялось новым инициативам по снижению уровня безработицы, повышению занятости людей с ограниченной дееспособностью, подготовке и переподготовке кадров, а также повышению социальной ответственности предприятий и компаний. Предварительно проведен специальный анализ, включавший социологический опрос, который показал рост числа тех, кто признает, что забота о работниках должна лежать в первую очередь на самом предприятии, ибо эти меры влекут за собой рост производительности труда, творческую отдачу, укрепление репутации фирмы и ее прибыльность.

Информация о работе Роль социального партнерства