Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:14, курсовая работа
Цель написания курсовой на данную тему – изучение роли социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.
Задачами исследования являются:
-изучение содержания, принципов и моделей социальной политики;
-анализ зарубежного опыта в области социального партнерства;
-рассмотрение тенденций и перспектив социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ, МОДЕЛИ 6
2. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 16
3. ТЕНДЕНЦИИ, РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
- постепенное введение унифицированных критериев во все программы социальной помощи;
- отмена неадресных пособий, льгот и субсидий;
- консолидация действующих программ в рамках единой программы адресной социальной помощи.
Стратегия государства по улучшению качества жизни требует принятия мер по укреплению здоровья населения, расширению возможностей получения образования, улучшению условий труда и проживания, расширению возможностей отдыха и др. В качестве основных механизмов реализации социальной политики предполагаются: рост денежных доходов населения и повышение их реального содержания; сокращение отставания минимальных доходов от прожиточного минимума; сокращение имущественного расслоения населения, ликвидация массовой бедности. В Беларуси в 2010 году доля расходов на образование увеличена до 10% ВВП с 6,9% ВВП в 2006 году. Завершена подготовка Кодекса об образовании. Наряду с этим Минобразования Беларуси разрабатывает программу «Кадры», в соответствии с которой будет отслеживаться прибытие выпускников к месту работы в соответствии с обязательным распределением [10].
На основании главы можно сделать следующие выводы: расходы Беларуси на образование и здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития. Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов, значительно снизила уровень бедности и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости. Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи.
Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели - создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.
Социальная политика занимает важное место в экономике, так как ее главными целями являются повышение общественного благосостояния, улучшение качества жизни народа и обеспечение социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. В основу социальной политики положен принцип социальной справедливости, что в самом общем плане означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов, то есть обеспечивается создание равных возможностей на начальном этапе, защита лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и происходит обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.
Структура социальной политики представлена следующими направлениями: политикой обеспечения занятости; политикой регулирования доходов населения; политикой защиты здоровья и экологической безопасности населения и политикой социальной защиты и социальных гарантий. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Основой для формирования системы социальной защиты, которая позволит предупреждать возможные факторы социально риска и обеспечит соблюдение важнейших социальных прав членов общества, является система минимальных социальных стандартов. Формирование и применение социальных стандартов осуществляется на основе общедоступности социальной защиты и услуг; целевого и адресного финансирования; широкой информативности граждан о социальных стандартах. Результативность социальной политики можно оценить при помощи следующих параметров: уровня и качества жизни, которые достаточно сложны в расчете. Поэтому в последнее время рекомендуется использовать такой показатель, как ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП, определяемый как среднеарифметическая величина трех индексов: уровня образования; реального ВВП на душу населения; ожидаемой продолжительности жизни.
Переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется круг их источников, наряду с оплатой труда появились доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской деятельности. В современных условиях оплата труда пока еще остается основным источником доходов населения Республики Беларусь. Анализируя оценки социально-экономических показателей, видно, что происходит увеличение покупательной способности за счет увеличения реальных доходов населения. В последнее время в Республике Беларусь наблюдается постепенный рост благосостояния наших граждан.
В области социальной защиты населения реформирование идет по двум направлениям:
1) Для трудоспособного населения создаются условия для вовлечения всех в сферу труда и предпринимательства.
2) Для незащищенных слоев
Таким образом, в настоящее время
необходим выбор таких