Роль социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой на данную тему – изучение роли социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.
Задачами исследования являются:
-изучение содержания, принципов и моделей социальной политики;
-анализ зарубежного опыта в области социального партнерства;
-рассмотрение тенденций и перспектив социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ, МОДЕЛИ 6
2. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 16
3. ТЕНДЕНЦИИ, РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Т69_Роль социального партнерства.doc

— 642.50 Кб (Скачать файл)

- постепенное введение унифицированных критериев во все программы социальной помощи;

- отмена неадресных пособий, льгот и субсидий;

- консолидация действующих программ в рамках единой программы адресной социальной помощи.

Стратегия государства по улучшению качества жизни требует принятия мер по укреплению здоровья населения, расширению возможностей получения образования, улучшению условий труда и проживания, расширению возможностей отдыха и др. В качестве основных механизмов реализации социальной политики предполагаются: рост денежных доходов населения и повышение их реального содержания; сокращение отставания минимальных доходов от прожиточного минимума; сокращение имущественного расслоения населения, ликвидация массовой бедности. В Беларуси в 2010 году доля расходов на образование увеличена до 10% ВВП с 6,9% ВВП в 2006 году. Завершена подготовка Кодекса об образовании. Наряду с этим Минобразования Беларуси разрабатывает программу «Кадры», в соответствии с которой будет отслеживаться прибытие выпускников к месту работы в соответствии с обязательным распределением [10].

На основании главы можно  сделать следующие выводы: расходы  Беларуси на образование и здравоохранение  самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития. Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов, значительно снизила уровень бедности и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости. Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи.

Сегодня наиболее важными социальными  проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов  населения, обеспечение занятости  населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели - создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная политика занимает важное место в экономике, так как ее главными целями являются повышение общественного благосостояния, улучшение качества жизни народа и обеспечение социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. В основу социальной политики положен принцип социальной справедливости, что в самом общем плане означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов, то есть обеспечивается создание равных возможностей на начальном этапе, защита лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и происходит обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

Структура социальной политики представлена следующими направлениями: политикой обеспечения занятости; политикой регулирования доходов населения; политикой защиты здоровья и экологической безопасности населения и политикой социальной защиты и социальных гарантий. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Основой для формирования системы  социальной защиты, которая позволит предупреждать возможные факторы социально риска и обеспечит соблюдение важнейших социальных прав членов общества, является система минимальных социальных стандартов. Формирование и применение социальных стандартов осуществляется на основе общедоступности социальной защиты и услуг; целевого и адресного финансирования; широкой информативности граждан о социальных стандартах. Результативность социальной политики можно оценить при помощи следующих параметров: уровня и качества жизни, которые достаточно сложны в расчете. Поэтому в последнее время рекомендуется использовать такой показатель, как ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП, определяемый как среднеарифметическая величина трех индексов: уровня образования; реального ВВП на душу населения; ожидаемой продолжительности жизни.

Переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется круг их источников, наряду с оплатой труда появились доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской деятельности. В современных условиях оплата труда пока еще остается основным источником доходов населения Республики Беларусь. Анализируя оценки социально-экономических показателей, видно, что происходит увеличение покупательной способности за счет увеличения реальных доходов населения. В последнее время в Республике Беларусь наблюдается постепенный рост благосостояния наших граждан.

В области социальной защиты населения  реформирование идет по двум направлениям:

1) Для трудоспособного населения создаются условия для вовлечения всех в сферу труда и предпринимательства.

2) Для незащищенных слоев населения  – оказание адресной социальной  помощи в различных формах.

Таким образом, в настоящее время  необходим выбор таких приоритетов  социальной политики, которые способствуют оздоровлению социально-экономической обстановки и созданию условий для экономического роста. В сфере политики доходов – создание эффективной системы оплаты труда, позволяющей повысить уровень жизни населения и стимулировать высокопроизводительный труд; в сфере социальной защиты населения – защита населения от социальных рисков, социальная защита детей, семей, молодежи и других категорий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антюшина Н.В. Шведская модель экономической реформы / Н.В. Антюшина // Экономист. – 2008. – №1. – С. 85-94.
  2. Василевич Г.А. Особенности формирования социального правового государства в переходный период // Веснiк БДУ. Серыя 3. Гiсторыя. Фiласофiя. Палiталогiя. Сацыялогiя. Эканомiка. Права.- 2010.- № 3.- С.93-98.
  3. Василевич Г.А. Становление социального государства // Государственное управление: политика в действии.- Мн.: 2007.- С.91-105.
  4. Макроэкономика: социально ориентированных подход: учебник для студентов экон. специальностей и учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп. / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн: ИВЦ Минфина, 2010. – 442 с.
  5. Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2009. – 380 с.
  6. Морова, А.П. Безопасность Республики Беларусь в социальной сфере / А.П. Морова // Проблемы управления. – 2009. – № 1 – С. 25-29.
  7. Морова, А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений – Мн.: ИСПИ, 2000. - 176 с.
  8. Морова, А.П. Социальная составляющая качества экономического роста: теоретико-методологическая трактовка / А.П. Морова // Проблемы управления. – 2010. – № 1 – С. 18-23.
  9. Новикова С.И. Социальное государство: идеи формирования и функции социального государства // Правовые аспекты экономического развития Республики Беларусь: Материалы II республиканской научно-практической конференции (15 июня 2007г.) – Мн.: Интегралполиграф, 2008.- С.162-165.
  10. Официальный сайт Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/trud/norm3. Дата доступа: 10.02.2011 г.
  11. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь / Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/ indicators/ uroven.php. Дата доступа: 10.02.2011 г.
  12. Официальный сайт Организации Объединённых Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ development/hdr/ 2010/hdr_2010_ complete.pdf Дата доступа: 10.02.2011 г.
  13. Сафаревич Д.З. К вопросу о критериях правового социального и эффективного государства // Государственно-правовое строительство в Республике Беларусь в контексте европейских правовых процессов: материалы международной научной конференции, 20-21 марта 2004 г., Гродно : в 2 ч.- Гродно : ГрГУ, 2004.- Ч.1.- С.40-43.
  14. Сивец С.М. Формирование социального государства и проблемы реализации конституционного права на жизнь // Конституционные основы социального государства.- Мн.: 2000.- С.60-62.
  15. Соколова, Г. Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь / Г. Соколова // Общество и экономика. – 2010. – № 5. – С. 85-105.
  16. Солоневич И.А. Модели социального государства // Государственно-правовое строительство в Республике Беларусь в контексте европейских правовых процессов : материалы международной научно-практической конференции, 20-21 марта 2004 г., Гродно : в 2 ч. - Гродно: ГрГУ, 2004.- Ч.1.- С.77-79.
  17. Солоневич И.А. Направления развития социального государства в Республике Беларусь // Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь.- 2005.- № 4.- С.75-81.
  18. Щёткина, М.А. Итоги работы системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2009 году и задачи на 2010 год / М.А. Щёткина // Охрана труда и социальная защита. – 2010. – № 3 – С. 4-8.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Информация о работе Роль социального партнерства