Роль транспорта в народном хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:59, реферат

Краткое описание

Две работы по региональной экономике: 1. Роль транспорта в народном хозяйстве, 2. демографические проблемы

Содержание

Введение 2
1. Определение транспорта и его виды. 3
2. Экономическая роль транспорта. 5
2.1 Транспортный комплекс, как самостоятельная отрасль
народного хозяйства. 5
2.2 Роль транспорта в рациональном размещении
производительных сил. 6
2.3 Влияние транспортного фактора на себестоимость продукции. 6
2.4 Транспорт, как важнейшая часть рыночной инфраструктуры. 7
3. Политическое значение транспорта. 8
4. Социальная функция транспорта. 9
5. Экологичность транспортной системы 10
6. Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России 11
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. Роль транспорта.docx

— 68.97 Кб (Скачать файл)

Осуществляя производственные связи между отраслями  хозяйственного комплекса и районами страны, транспорт выступает как  важный фактор развития специализации  и комплексности экономических  районов страны.

Скорость  транспортных сообщений влияет на эффективность  экономических связей. Рост скорости доставки грузов дает ощутимый экономических  эффект, который выражается в высвобождении  оборотных средств предприятия.

Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного  обслуживания в грузовом и пассажирском сообщениях имеет большое экономическое  значение. В грузовом сообщении, например, от неё зависят величина страховых  запасов продукции на складах  грузополучателей, необходимых для  поддержания непрерывности производства и снабжения населения, объем  необходимых оборотных средств  и затраты на хранение грузов.

Рациональное  территориальное разделение труда, углубление специализации предприятий  и районов невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное  развитие районов – без внутрирайонной транспортной системы. Следовательно, транспорт выступает как одна из важнейших основ территориального разделения труда, территориальной  структуры хозяйственного комплекса  страны и ее экономических районов, также размещения производства и  освоения новых территорий и природных  богатств. Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэкономических  связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

 

2.3 Влияние транспортного фактора на себестоимость продукции.

Только  на транспорте общего пользования в  процессе перемещения постоянно  находится (одновременно) примерно 50 млн. т различных грузов, а общие  транспортные издержки в стране с  учетом расходов на грузовые и складские  работы составляют по различным экспертным оценкам не менее 100 – 120 млрд. руб. в  год. Нетрудно понять, как эти затраты  отражаются на себестоимости и цене товаров. Так, удельный вес транспортных расходов в цене многих массовых грузов составляет 15 – 40%, а транспортные расходы  по доставке ряда товаров в удаленные  районы многократно превышают их цену в пунктах производства.

От  размера стоимости транспортировки  продукции зависят и цены на различные  товары. Наглядный пример из истории России. После кризиса августа 1998 года «поползли» вверх цены на бензин в результате того, что нефтедобывающим компаниям было просто не выгодно поставлять нефть по низким ценам российским нефтеперерабатывающим заводам, что привело к росту цен на бензин. Рост цен на бензин привел в свою очередь к увеличению издержек транспортных предприятий, увеличению транспортных тарифов, а что в свою очередь привело к росту цен на продукты питания и другие товары народного потребления.

Стоимостные характеристики перевозок любой  продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на её конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции  и зону её сбыта.

 

2.4 Транспорт, как важнейшая часть рыночной инфраструктуры.

Роль  транспорта заметно возрастает в  период становления рыночной экономики, так как он обеспечивает перемещение  товаров в и услуг из одних  районов в другие, а также способствует формированию межрайонного и общефедерального рынка. Особенно это касается России в период формирования рынка и становления на рыночный путь.

Транспортной  сети России должно придавать больше значения, так как процесс производства завершается именно тогда, когда  товар уже доставлен к потребителю, а в условиях нашей страны с  ее географическим пространством и  огромными расстояниями между центрами расселения, регионами, различными участниками  хозяйственной деятельности, данное обстоятельство приобретает особую значимость.

Транспортный  комплекс России представлен всеми  видами транспорта. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров.

Транспортный  комплекс России включает 154 тыс. км магистральных  железных дорожных путей, 748 тыс. км автомобильных  дорог с твердым покрытием, 75 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 62 тыс. км магистральных трубопроводов.

Органическими частями транспортной системы являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных авиалиний. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения грузов – это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.п.

 

 

3. Политическое значение транспорта.

 

Транспорт, являясь, с одной стороны, технократической структурой, вместе с тем выступает  важнейшим инструментом политического  процесса, геополитического развития страны, инструментом гарантирования защищенных Конституцией прав и свобод граждан на свободу передвижения, достойную жизнь. В стране, простирающейся на пространстве в 11 часовых поясов, роль и значение транспорта с неизбежностью  входят в поле политических процессов  и развития политических институтов. Включение России в мирохозяйственные  связи, глобальная конкуренция за грузопассажирские  потоки также вводят транспортную тему в область политических проблем  развития страны.

  • Транспорт играет роль материальной базы для объединения республик, краев и областей в единое государство – Российскую Федерацию.
  • С помощью транспорта осуществляется обмен материальными и духовными ценностями между народами, народностями и этническими группами страны, что особенно ярко проявляется во время стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, неурожаев, и т. п.).
  • Современный транспорт широко используется и для международных связей.
  • Нововведения в сфере транспорта способны в огромной степени увеличить расстояния и пространства, на которые государство может распространять свое военное и политическое влияние.
  • Обеспечение транспортной доступности удаленных населенных пунктов имеет большое политическое значение с точки зрения способности страны решать проблемы поддержания единого экономического и социального пространства.

В последние  два-три десятилетия в условиях развертывания информационной и  телекоммуникационной революций процесс  формирования глобального всепланетарного  сообщества значительно ускорился. Произошло невиданное взаимное физическое сближение самых отдаленных народов, стран и регионов. Все более  сгущающиеся и удлиняющиеся сети железных и автомобильных дорог, водных путей, а также воздушные  трассы, опоясавшие земной шар, способствовали беспрецедентному сокращению расстояний, в буквальном смысле слова преодолению  пространства. По мере развития новых  информационно-телекоммуникационных технологий и охвата ими все новых и новых сфер и регионов происходит своего рода "сжатие" мира. Время проезда становится меньше, информация передается все быстрее и точнее, личные и деловые контакты людей, живущих в разных странах и регионах, беспрерывно умножаются.

Развитие  транспорта и транспортной инфраструктуры в России имеет особое значение, как для экономики, так и для  обеспечения национальной безопасности, для сохранения и укрепления единства нашей страны.

 

4. Социальная функция транспорта.

 

Социальная  функция транспорта заключается прежде всего в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей, в облегчении их физического труда, в частности, при перемещении значительных объемов материалов в процессе производства и в быту.

Во  многих регионах населения из-за бездорожью не дополучает социальные услуги. Из-за отсутствия нормального транспортного сообщения сотни тысяч россиян лишены возможности работать по специальности, многие вынуждены переезжать в районные центры, чтобы обеспечить детям нормальное образование. Не секрет, что от отдаленных населенных пунктов до школы многие добираются по три-четыре часа, при условии, что есть транспортное сообщение. Жители крупных городов ежедневно вынуждены терять время в городских пробках, испытывать дискомфорт в общественном транспорте. Сложившаяся схема, при которой грузовой и пассажирский транзит следует через крупные города, ухудшает транспортную ситуацию в мегаполисах и замедляет сами транзитные потоки.

Транспорт способствует сохранению здоровья, предоставляет  большим массам людей оздоровительные  зоны и природные богатства  не только ближних, но и отдаленных районов. Он обеспечивает территориальную доступность к курортам с их целебными источниками и климатом, а также специальным медицинским центрам в столицах республик и в крупнейших городах. С помощью транспорта осуществляется доставка врачей и специалистов в любой пункт, где требуется помощь. Транспорт – это перевозка огромного количества туристов.

Стоимость перевозок в пассажирском сообщении  ограничивает возможности для поездок  населения, а во многих случаях для  части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет  не только большое социальное, но и  экономическое значение.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных  видах транспорта позволяет сблизить удаленные друг от друга регионы  страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого региона Российской Федерации.

 

 

 

 

5. Экологичность транспортной системы

Транспорт — один из основных потребителей энергии  и один из главных источников выбросов двуокиси углерода, парникового газа, усиливающего глобальное потепление. Причина этого — сжигание огромных объёмов ископаемых видов топлива (в основном нефтепродуктов, таких  как бензин, керосин и дизельное  топливо) в двигателях внутреннего  сгорания наземных, воздушных и водных транспортных средств.

Среди других отрицательных примеров влияния  транспорта на окружающую среду можно  назвать: загрязнение воздуха выхлопными газами и мельчайшими твёрдыми частицами, загрязнение грунтовых вод токсичными стоками с автодорог, автомоек и стоянок автотранспорта, шумовое загрязнение, потеря городского жизненного пространства (до 50 % площади современных городов отводится на дороги, парковки, гаражи и заправочные станции) и разрастание пригородов, которые поглощают места обитания диких животных и сельскохозяйственные земли.

В условиях усиления внимания общества к экологическим  факторам снижение вредного воздействия  транспорта на окружающую среду имеет  большое социальное значение и может  оказать значительное влияние на развитие городских агломераций.

Общественный  транспорт и безмоторные виды транспорта (например, пеший ход  или велосипед) считаются более  «экологичными», так как их вклад в перечисленные проблемы значительно меньше либо вовсе нулевой. Транспортные средства с электрическим приводом (например, электропоезда или гибридные автомобили) считаются более «климатически нейтральными», чем их аналоги на ископаемом топливе. Климатически нейтрального технологического решения (топливо или двигатель) для самолётов в настоящее время не существует, но дирижабли предлагаются в качестве экологической альтернативы коммерческой авиации.

К основным направлениям экологизации объектов транспорта следует отнести:

  • разработку и применение технологических процессов и производственного оборудования, оказывающих минимальное вредное влияние на природу, сберегающих природные ресурсы;
  • создание замкнутых систем водопользования, систем рекуперации воздуха, рациональных форм сбора, хранения и обезвреживания токсичных отходов;
  • оптимизация потребления ресурсов путем создания безотходных и малоотходных технологий и комплексного использования материальных ресурсов и энергии;
  • рациональное использование земли, водных бассейнов, ландшафтов, сбережение растительного и животного мира; рациональное использование природных топливных ресурсов;
  • энергия солнца, ветра, термальных подземных вод; • — создание на каждом производстве средств защиты окружающей среды (воды, воздуха, почв) от различных видов загрязнений;
  • вторичное использование отходов для нужд производства, а также их переработка для использования населением в хозяйственно-бытовой деятельности;
  • создание зон озеленения для нормализации атмосферного воздуха.

  

6. Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России

 

Роль транспорта в обеспечении обороноспособности обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны и специальных служб и таким образом определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

Транспорт обеспечивает потребности народного хозяйства  в перевозках грузов и людей, объединяет регионы страны, является связующим  звеном между производителями и  потребителями товаров, продукции, услуг, без которого функционирование рынка и рыночные отношения невозможны. В этом состоит его огромное социально-экономическое значение для государства и общества в целом. Именно поэтому нарушения в работе транспортного комплекса могут привести к серьезным негативным последствиям для экономической безопасности страны.

Железнодорожный транспорт осуществляет основной объем  перевозок(коэффициент перевозимости по основным грузам более 50%) в системообразующих, стратегически важных отраслях, среди которых - угольная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли, добыча и переработка черных металлов, производство минеральных, строительных и других материалов. Эти отрасли обеспечивают устойчивое функционирование народнохозяйственного комплекса и непосредственно влияют на национальную экономическую безопасность.

Информация о работе Роль транспорта в народном хозяйстве