Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:59, реферат
Две работы по региональной экономике: 1. Роль транспорта в народном хозяйстве, 2. демографические проблемы
Введение 2
1. Определение транспорта и его виды. 3
2. Экономическая роль транспорта. 5
2.1 Транспортный комплекс, как самостоятельная отрасль
народного хозяйства. 5
2.2 Роль транспорта в рациональном размещении
производительных сил. 6
2.3 Влияние транспортного фактора на себестоимость продукции. 6
2.4 Транспорт, как важнейшая часть рыночной инфраструктуры. 7
3. Политическое значение транспорта. 8
4. Социальная функция транспорта. 9
5. Экологичность транспортной системы 10
6. Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России 11
Заключение
Осуществляя производственные связи между отраслями хозяйственного комплекса и районами страны, транспорт выступает как важный фактор развития специализации и комплексности экономических районов страны.
Скорость транспортных сообщений влияет на эффективность экономических связей. Рост скорости доставки грузов дает ощутимый экономических эффект, который выражается в высвобождении оборотных средств предприятия.
Своевременность
(регулярность, ритмичность) транспортного
обслуживания в грузовом и пассажирском
сообщениях имеет большое экономическое
значение. В грузовом сообщении, например,
от неё зависят величина страховых
запасов продукции на складах
грузополучателей, необходимых для
поддержания непрерывности
Рациональное
территориальное разделение труда,
углубление специализации предприятий
и районов невозможны без развитой
транспортной сети, а комплексное
развитие районов – без внутрирайонной
транспортной системы. Следовательно,
транспорт выступает как одна
из важнейших основ
2.3 Влияние транспортного фактора на себестоимость продукции.
Только на транспорте общего пользования в процессе перемещения постоянно находится (одновременно) примерно 50 млн. т различных грузов, а общие транспортные издержки в стране с учетом расходов на грузовые и складские работы составляют по различным экспертным оценкам не менее 100 – 120 млрд. руб. в год. Нетрудно понять, как эти затраты отражаются на себестоимости и цене товаров. Так, удельный вес транспортных расходов в цене многих массовых грузов составляет 15 – 40%, а транспортные расходы по доставке ряда товаров в удаленные районы многократно превышают их цену в пунктах производства.
От
размера стоимости
Стоимостные
характеристики перевозок любой
продукции (транспортный тариф) отражаются
непосредственно на её конечной цене,
прибавляются к затратам на производство,
влияют на конкурентоспособность
2.4 Транспорт, как важнейшая часть рыночной инфраструктуры.
Роль транспорта заметно возрастает в период становления рыночной экономики, так как он обеспечивает перемещение товаров в и услуг из одних районов в другие, а также способствует формированию межрайонного и общефедерального рынка. Особенно это касается России в период формирования рынка и становления на рыночный путь.
Транспортной
сети России должно придавать больше
значения, так как процесс производства
завершается именно тогда, когда
товар уже доставлен к
Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров.
Транспортный комплекс России включает 154 тыс. км магистральных железных дорожных путей, 748 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 75 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 62 тыс. км магистральных трубопроводов.
Органическими частями транспортной системы являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных авиалиний. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения грузов – это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.п.
3. Политическое значение транспорта.
Транспорт, являясь, с одной стороны, технократической структурой, вместе с тем выступает важнейшим инструментом политического процесса, геополитического развития страны, инструментом гарантирования защищенных Конституцией прав и свобод граждан на свободу передвижения, достойную жизнь. В стране, простирающейся на пространстве в 11 часовых поясов, роль и значение транспорта с неизбежностью входят в поле политических процессов и развития политических институтов. Включение России в мирохозяйственные связи, глобальная конкуренция за грузопассажирские потоки также вводят транспортную тему в область политических проблем развития страны.
В последние
два-три десятилетия в условиях
развертывания информационной и
телекоммуникационной революций процесс
формирования глобального всепланетарного
сообщества значительно ускорился.
Произошло невиданное взаимное физическое
сближение самых отдаленных народов,
стран и регионов. Все более
сгущающиеся и удлиняющиеся сети
железных и автомобильных дорог,
водных путей, а также воздушные
трассы, опоясавшие земной шар, способствовали
беспрецедентному сокращению расстояний,
в буквальном смысле слова преодолению
пространства. По мере развития новых
информационно-
Развитие транспорта и транспортной инфраструктуры в России имеет особое значение, как для экономики, так и для обеспечения национальной безопасности, для сохранения и укрепления единства нашей страны.
4. Социальная функция транспорта.
Социальная функция транспорта заключается прежде всего в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей, в облегчении их физического труда, в частности, при перемещении значительных объемов материалов в процессе производства и в быту.
Во многих регионах населения из-за бездорожью не дополучает социальные услуги. Из-за отсутствия нормального транспортного сообщения сотни тысяч россиян лишены возможности работать по специальности, многие вынуждены переезжать в районные центры, чтобы обеспечить детям нормальное образование. Не секрет, что от отдаленных населенных пунктов до школы многие добираются по три-четыре часа, при условии, что есть транспортное сообщение. Жители крупных городов ежедневно вынуждены терять время в городских пробках, испытывать дискомфорт в общественном транспорте. Сложившаяся схема, при которой грузовой и пассажирский транзит следует через крупные города, ухудшает транспортную ситуацию в мегаполисах и замедляет сами транзитные потоки.
Транспорт способствует сохранению здоровья, предоставляет большим массам людей оздоровительные зоны и природные богатства не только ближних, но и отдаленных районов. Он обеспечивает территориальную доступность к курортам с их целебными источниками и климатом, а также специальным медицинским центрам в столицах республик и в крупнейших городах. С помощью транспорта осуществляется доставка врачей и специалистов в любой пункт, где требуется помощь. Транспорт – это перевозка огромного количества туристов.
Стоимость
перевозок в пассажирском сообщении
ограничивает возможности для поездок
населения, а во многих случаях для
части населения с невысокими
доходами делает эти поездки недоступными.
Удешевление пассажирского
Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволяет сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого региона Российской Федерации.
5. Экологичность транспортной системы
Транспорт — один из основных потребителей энергии и один из главных источников выбросов двуокиси углерода, парникового газа, усиливающего глобальное потепление. Причина этого — сжигание огромных объёмов ископаемых видов топлива (в основном нефтепродуктов, таких как бензин, керосин и дизельное топливо) в двигателях внутреннего сгорания наземных, воздушных и водных транспортных средств.
Среди
других отрицательных примеров влияния
транспорта на окружающую среду можно
назвать: загрязнение воздуха выхлопными
газами и мельчайшими твёрдыми частицами,
загрязнение грунтовых вод
В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может оказать значительное влияние на развитие городских агломераций.
Общественный транспорт и безмоторные виды транспорта (например, пеший ход или велосипед) считаются более «экологичными», так как их вклад в перечисленные проблемы значительно меньше либо вовсе нулевой. Транспортные средства с электрическим приводом (например, электропоезда или гибридные автомобили) считаются более «климатически нейтральными», чем их аналоги на ископаемом топливе. Климатически нейтрального технологического решения (топливо или двигатель) для самолётов в настоящее время не существует, но дирижабли предлагаются в качестве экологической альтернативы коммерческой авиации.
К основным направлениям экологизации объектов транспорта следует отнести:
6. Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России
Роль транспорта
в обеспечении
Транспорт обеспечивает
потребности народного
Железнодорожный транспорт осуществляет основной объем перевозок(коэффициент перевозимости по основным грузам более 50%) в системообразующих, стратегически важных отраслях, среди которых - угольная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли, добыча и переработка черных металлов, производство минеральных, строительных и других материалов. Эти отрасли обеспечивают устойчивое функционирование народнохозяйственного комплекса и непосредственно влияют на национальную экономическую безопасность.