Роль транспорта в народном хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:59, реферат

Краткое описание

Две работы по региональной экономике: 1. Роль транспорта в народном хозяйстве, 2. демографические проблемы

Содержание

Введение 2
1. Определение транспорта и его виды. 3
2. Экономическая роль транспорта. 5
2.1 Транспортный комплекс, как самостоятельная отрасль
народного хозяйства. 5
2.2 Роль транспорта в рациональном размещении
производительных сил. 6
2.3 Влияние транспортного фактора на себестоимость продукции. 6
2.4 Транспорт, как важнейшая часть рыночной инфраструктуры. 7
3. Политическое значение транспорта. 8
4. Социальная функция транспорта. 9
5. Экологичность транспортной системы 10
6. Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России 11
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. Роль транспорта.docx

— 68.97 Кб (Скачать файл)

Позитивные сдвиги в экономике страны обусловливают  необходимость адекватного развития транспортной системы, что предполагает ее устойчивую работу, удовлетворение растущего платежеспособного спроса, доступность и высокое качество предоставляемых услуг, снижение хозяйственных  затрат на перевозки пассажиров и  грузов. Решение этих задач в конечном счете и обеспечивает транспортную составляющую национальной экономической безопасности.

 

 

 

Заключение

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом  развитии страны. Транспортная система  обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности  национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности  России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.

Доступ к  безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность  работы и развития производства, бизнеса  и социальной сферы. В связи с  этим роль транспорта в социально-экономическом  развитии страны определяется рядом  объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного  обслуживания.

Объемные характеристики транспортного обслуживания напрямую влияют на полноту реализации экономических  связей внутри страны и за ее пределами, а также на возможность перемещения  всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей.

Географическая  и технологическая доступность  транспортных услуг определяет возможности  территориального развития экономики  и социальной сферы.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно  на ее конечной цене, прибавляются к  затратам на производство, влияют на конкурентоспособность  продукции и зону ее сбыта. Стоимость  перевозок в пассажирском сообщении  ограничивает возможности для поездок  населения, а во многих случаях для  части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет  не только большое социальное, но и  экономическое значение.

Скорость транспортного  сообщения влияет на эффективность  экономических связей и подвижность  населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический  и социальный эффект. При перевозке  грузов он выражается в высвобождении  оборотных средств предприятий, а при перевозке пассажиров - в высвобождении времени людей, которое может быть использовано на другие цели.

Удешевление и  ускорение перевозок на магистральных  видах транспорта позволят сблизить удаленные друг от друга регионы  страны, повысить качество жизни населения  и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные  условия для реализации потенциальных  экономических и социальных возможностей каждого российского региона.

Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного  обслуживания в грузовом и пассажирском сообщениях имеет большое экономическое  значение. В грузовом сообщении, например, от нее зависят величина страховых  запасов продукции на складах  грузополучателей, необходимых для  поддержания непрерывности производства и снабжения населения, объем  необходимых оборотных средств  и затраты на хранение грузов.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

 

Список используемой литературы:

 

1. http://ru.wikipedia.org

2. Советский энциклопедический словарь (1984г.)

3. Николаев Д.С "Транспорт в международных экономических отношениях" 1984

4. Учебник для транспортных вузов - М: Издательство Экзамен, 2003

5. Аксенов И. Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы.

6. Канторович Л. В. Развитие транспортного комплекса. Москва, 1980 г

 

Демографические проблемы.

 

Введение

 

Актуальность  темы работы.

Демография  – это наука о закономерностях  воспроизводства населения в  общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса. На протяжении всей истории существования  России, власти скрывали от собственного народа демографическую правду. До 1985 года сведения о численности населения, о количестве родившихся и умерших  приводились лишь в специальных  изданиях, однако данные о продолжительности  жизни, детской смертности и числе  абортов не публиковались никогда  и нигде. И понятно почему: ведь именно эти данные как ничто иное отражают суть – состояние государства.

Абсолютно бесспорно, что состояние демографии в нашей  стране находится в глубочайшем  системном кризисе. Все последние  тенденции говорят о том, что  он нарастает и усугубляется. Положение  дел настолько серьезно, что в  последнее время все чаще слышны заявления о том, что Россия уже  прошла так называемый рубеж невозврата, и восстановить численность населения уже не удастся.

И хотя мы, россияне, категорически не согласны с такой  точкой зрения, нельзя не замечать, что  состояние демографии несет прямую угрозу существованию нашей страны. Если нынешние тенденции не будут  переломлены, жить в стране и производить  ее национальное богатство будет  попросту некому. И это - вопрос не отдаленного  будущего, а ближайших десятилетий.

Целью работы является выявление особенностей состояния  демографической ситуации Российской Федерации на современном этапе.

Поставленная  цель будет достигнута с помощью  последовательного решения следующих  задач:

- проанализировать  современную демографическую ситуацию  в Российской Федерации;

- охарактеризовать  демографическую политику страны  и обозначить пути выхода из  кризиса

 

1. Общая характеристика демографической ситуации в Российской Федерации

 

1.1. Убыль численности  населения.

Нынешний кризис уже четвертый в стране с начала ХХ века. Однако следует понимать, что  его причины качественно отличаются от тех, которые привели к трем предыдущим. Ведь два самых тяжелых  демографических провала в России пришлись на периоды Первой и Второй мировых войн - то есть на время колоссальных и безвозвратных людских потерь на поле боя.

Сегодня наша страна ни с кем не воюет. Так каковы же причины нынешнего демографического кризиса?

В 1960 году Россия (без учета других республик СССР) занимала четвертое место в мире по численности населения. В прошлом 2011 году она опустилась на девятое  место, уступив Бразилии, Пакистану, Бангладеш и Нигерии. В результате стремительного демографического спада  Россия может потерять к середине века еще 25 млн человек и таким образом перестанет входить в десятку самых народонаселенных стран мира. Ее опередят Эфиопия, Филиппины, Египет и Мексика.

По данным Росстата численность постоянного населения  Российской Федерации составляет по данным на 1 января 2012 года 143,0 млн человек и по сравнению с переписью 2002 года уменьшилась на 2,2 млн. человек. За период с 1993 до 2012 года  произошло сокращение численности населения России со 149 до 143 млн. И это при массовой репатриации этнических русских в Россию из бывших советских республик после распада СССР. Без учета этого обстоятельства сокращение численности российского населения было бы, по оценке экспертов, почти вдвое большим, на 11,5 млн человек.

 

1.2. Старение населения.

Возрастной  состав населения России характеризуется существенной гендерной диспропорцией. Численность мужчин составила на 1 января 2010 года  65,6 млн. человек, женщин – 76,3 млн. человек (на 10,7 млн. человек, или на 16,2% больше).

Согласно международным  критериям население считается  старым, если доля людей в возрастах 65 лет и более во всем населении  превышает 7%. В настоящее время  почти каждый восьмой россиянин, т.е. 12,9% жителей страны, находится  в возрасте 65 лет и более.

Средний возраст  жителей страны составляет 38,9 лет (в  2009 г. – 38,8 лет), мужчин соответственно 36,2 лет (36,1), женщин – 41,2 год (41,1). Средний возраст населения свыше 40 лет отмечается в 28 субъектах Российской Федерации, самый высокий он в регионах Европейской части России: в Тульской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Псковской, Тверской, Пензенской, гг. Санкт-Петербурге и Москве – 42,2 – 41,1 года.

Каждый пятый  житель России (30,7 млн. человек на 1 января 2010г.) – в пенсионном возрасте. Численность  детей и подростков до 16 лет на 7,9 млн. человек, или на 25,6% меньше, чем  лиц старше трудоспособного возраста. Перевес людей старшего возраста имеет место в 62 субъектах Российской Федерации, наибольший: в Тульской области  и г. Санкт-Петербурге - в 2 раза.

Самая низкая доля детей в возрасте 0-15 лет в общей  численности населения наблюдается  в г.Москве и г.Санкт-Петербурге – 13,0-12,9% (в целом по России – 16,1%)

 

1.3. Высокая смертность.

Россию относят  к странам с наивысшими уровнями смертности.

За последнее  десятилетие смертность в России возросла с 11,2 до 14,7 человек на тысячу жителей. Главными проблемами демографического развития России остаются высокая смертность от внешних причин и болезней системы кровообращения. Большое влияние на это оказывает злоупотребление алкоголем. От причин непосредственно связанных с алкоголем ( алкогольная кардиомиопатия, случайные отравления алкоголем, алкогольная болезнь печени, хронический алкоголизм) в 2009 г. умерло 50,5 тыс. мужчин и 18,1 тыс.женщин. Однако его влияние на смертность от других причин существенно выше. Неумеренное потребление алкоголя наиболее очевидным образом связано с высокой смертностью от внешних причин смерти.

Наиболее высокими показатели продолжительности жизни  сохраняются в республиках Северного Кавказа и г.Москве. В этих регионах показатель продолжительности жизни у мужчин в 2009 году превысил 69 лет, у женщин – 77 лет. Наиболее низкая продолжительность жизни и мужчин, и женщин отмечается в Республике Тыва и Чукотском автономном округе (у мужчин  она не достигает 55 лет,  у женщин – 66 лет)

 

1.4. Гендерная диспропорция.

Средняя продолжительность  жизни российских мужчин составляет 58,5 лет. Женщины в среднем живут 72 года. По данным роскомстата, в России преобладает женское население (53,5%). Таким образом, число россиянок на 10 миллионов превышает число российских мужчин. По сравнению с данными последней переписи 1989 года, этот разрыв увеличился на полмиллиона.

Госкомстат  сообщает, что женское население  доминирует в 84 регионах. Областями, где  женщин намного больше, чем мужчин, являются: Ивановская, Владимирская, Тверская, Тульская, Ярославская, Новгородская области, а также Санкт-Петербург, Чечня, Ингушетия. Мужчин больше в северных районах страны, куда они едут на заработки.

 

 

1.5. Низкий уровень рождаемости.

Коэффициент суммарной  рождаемости— является наиболее точным измерителем уровня рождаемости, данный коэффициент характеризует среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю её жизнь при сохранении существующих уровней рождаемости в каждом возрасте независимо от смертности и от изменений возрастного состава. В условиях низкой смертности для простого замещения поколений суммарный коэффициент рождаемости должен быть не ниже 2,15. Суммарный коэффициент рождаемости выше 4,0 считается высоким, а ниже 2,15 низким. Для того чтобы население не убывало при современном режиме смертности, рождаемость должна поддерживаться на уровне не ниже 2,1.

В 2009 году, по данным Росстата, суммарный коэффициент рождаемости в России составил 1,537. В городской местности значение коэффициента составило 1,417, в сельской местности — 1,9. Самый низкий суммарныйкоффициент рождаемости по данным 2009 годав Северо-Западном Федеральном округе - 1,

Современная рождаемость - это регулируемая рождаемость, обусловленная  использованием контрацепции, искусственным  прерыванием беременности и развитием  вспомогательных репродуктивных технологий.

Аборты –  одна из главных причин низкой рождаемости  и отрицательного естественного  прироста населения. Такое огромное количество абортов в нашей стране связано, прежде всего, с экономической  и социальной ситуацией в сегодняшней  России. В 2009 году в России произведено 1 млн 292,4 тыс. абортов. На 100 родов в России в этом году приходилось по 73,7 абортов. Для сравнения: В США в 2008 году на 100 родов приходилось по 23,4 аборта.

 

 

1.6. Миграция населения.

Заметное место  в складывающейся демографической  ситуации в современной России занимают миграционные процессы. В стране до сих пор отсутствует продуманная  стратегия и четкая политика в  отношении мигрантов, что чревато  серьезными последствиями.

Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом. Среди всех иммигрантов в 2009 г. около 93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти половина - выходцы из Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно 45,9 тыс.человек, 42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек).

Информация о работе Роль транспорта в народном хозяйстве