Учтенная эмиграция на
протяжении двух десятилетий ежегодно
уменьшается. При этом ее структура
по странам предполагаемого проживания
существенно меняется. В начале 1990-х
годов число выбывших в страны
– участники СНГ превышало
число выбывших в страны дальнего
зарубежья в 3-5 раз, в 2001-2005 гг. их численность
была практически одинаковой, начиная
с 2006 г. эмигрантов в страны СНГ в 2 раза
больше, чем в другие зарубежные страны.
Миграционный
прирост населения в 2010 году составил 158078 человек (в 2010 году в
Россию прибыло 191656человек, убыло из Российской
федерации в другие страны 33578 человек).
Наряду с
общими демографическими тенденциями,
характерными для Российской Федерации
в целом, имеются значительные различия
между регионами.
В ряде субъектов
Российской Федерации демографическая
ситуация требует незамедлительного
реагирования. За последние 15 лет более
чем на 15 процентов сократилась
численность населения в Республике
Коми, Камчатском крае, Архангельской,
Магаданской, Мурманской и Сахалинской
областях. На 10-15 процентов сократилась
численность населения в Республике Карелия,
Республике Мордовия и Республике Саха
(Якутия), Приморском и Хабаровском краях,
Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской,
Костромской, Курганской, Курской, Новгородской,
Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской,
Тверской, Тульской и Читинской областях
Развитие ситуации
по данному сценарию, помимо демографических
потерь, неблагоприятно скажется на основных
показателях социально-экономического
развития страны, прежде всего на темпе
роста валового внутреннего продукта
и обеспеченности трудовыми ресурсами,
потребует структурных и качественных
изменений в системе оказания
медицинской и социальной помощи
с учетом увеличения доли граждан
старшего возраста.
Представители
российской государственной власти
на разных уровнях все чаще выражают
озабоченность сложившейся ситуацией
и решимость переломить неблагоприятные
тенденции, вывести страну из «демографического
кризиса». Важность демографической
политики в России подчеркивается разработкой
и принятием Концепции демографической
политики Российской Федерации на период
до 2025 года, а также Национальной
программы демографического развития
России на период 2006-2015 годы.
В соответствии
с Концепций демографической
политики Российской Федерации на период
до 2025 года, демографическая политика
Российской Федерации направлена «на
увеличение продолжительности жизни
населения, сокращение уровня смертности,
рост рождаемости, регулирование внутренней
и внешней миграции, сохранение и
укрепление здоровья населения и улучшение
на этой основе демографической ситуации
в стране.
2.Демографическая политика Российской
Федерации.
Целями
демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года являются
стабилизация численности населения
к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек
и создание условий для ее роста
к 2025 году до 145 млн. человек, а также
повышение качества жизни и увеличение
ожидаемой продолжительности жизни
к 2015 году до 70 лет, к 2025 году- до 75 лет.
Достижение
целей демографической политики
Российской Федерации в значительной
степени зависит от успешного
решения широкого круга задач
социально-экономического развития, включая
обеспечение стабильного экономического
роста и роста благосостояния
населения, снижение уровня бедности и
уменьшение дифференциации по доходам,
интенсивное развитие человеческого
капитала и создание эффективной
социальной инфраструктуры (здравоохранение,
образование, социальная защита населения),
рынка доступного жилья, гибкого
рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической
обстановки.
В основу
демографической политики Российской
Федерации положены следующие принципы:
- комплексность
решения демографических задач
- мероприятия в этой сфере
должны охватывать направления
демографического развития (смертность,
рождаемость и миграцию) в их
взаимосвязи; концентрация на
приоритетах - выбор по каждому
направлению демографического развития
наиболее проблемных вопросов
и применение эффективных механизмов
их решения;
- своевременное
реагирование на демографические
тенденции в текущий период;
- учет
региональных особенностей демографического
развития и дифференцированный
подход к разработке и реализации
региональных демографических программ;
- взаимодействие
органов государственной власти
с институтами гражданского общества;
- координация
действий законодательных и исполнительных
органов государственной власти
на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях.
Основными
задачами демографической политики
Российской Федерации на период до
2025 года являются:
- сокращение
уровня смертности не менее
чем в 1,6 раза, прежде всего
в трудоспособном возрасте от
внешних причин;
- сокращение
уровня материнской и младенческой
смертности не менее чем в
2 раза, укрепление репродуктивного
здоровья населения, здоровья
детей и подростков;
- сохранение
и укрепление здоровья населения,
увеличение продолжительности активной
жизни, создание условий и формирование
мотивации для ведения здорового
образа жизни, существенное снижение
уровня заболеваемости социально
значимыми и представляющими
опасность для окружающих заболеваниями,
улучшение качества жизни больных,
страдающих хроническими заболеваниями,
и инвалидов;
- повышение
уровня рождаемости (увеличение
суммарного показателя рождаемости
в 1,5 раза) за счет рождения
в семьях второго ребенка и
последующих детей;
- укрепление
института семьи, возрождение
и сохранение духовно-нравственных
традиций семейных отношений;
- привлечение
мигрантов в соответствии с
потребностями демографического
и социально-экономического развития,
с учетом необходимости их
социальной адаптации и интеграции.
2.1.Решение задачи по сокращению уровня
смертности населения, прежде всего
граждан трудоспособного возраста, включает
в себя:
- сокращение
уровня смертности от заболеваний
сердечно-сосудистой системы за счет создания
комплексной системы профилактики факторов
риска, ранней диагностики с применением
передовых технологий, внедрения образовательных
программ, направленных на предупреждение
развития указанных заболеваний;
- улучшение
материально-технического обеспечения
учреждений здравоохранения, оказывающих
помощь, в том числе экстренную,
больным, страдающим сердечно-сосудистыми
заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение
учреждений здравоохранения в соответствии
со стандартами, создание необходимых
служб в муниципальных и региональных
учреждениях здравоохранения, повышение
доступности высокотехнологичной медицинской
помощи указанным больным, а также развитие
системы восстановительного лечения и
реабилитации этих больных;
- сокращение
уровня смертности и травматизма
в результате дорожно-транспортных
происшествий за счет повышения
качества дорожной инфраструктуры,
дисциплины на дорогах, организации
дорожного движения, а также за
счет повышения оперативности,
качества оказания медицинской
помощи пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях на всех ее этапах;
- сокращение
уровня смертности и травматизма
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
за счет перехода в сфере
охраны труда к системе управления
профессиональными рисками (включая
информирование работников о
соответствующих рисках, создание
системы выявления, оценки и
контроля таких рисков), а также
за счет экономической мотивации
для улучшения работодателем
условий труда;
- сокращение
уровня смертности от онкологических
заболеваний за счет внедрения
программ профилактики, а также
за счет скрининговых программ раннего
выявления онкологических заболеваний;
- сокращение
уровня смертности от ВИЧ/СПИДа
и туберкулеза за счет совершенствования
программ профилактики и лечения этих
заболеваний, а также за счет применения
новых инновационных технологий лечения;
- внедрение
специальных программ для населения
старших возрастных групп;
- повышение
доступности медицинской помощи
для жителей сельской местности
и отдаленных районов.
2.2.Решение задач по сокращению уровня
материнской и младенческой смертности,
укреплению репродуктивного здоровья
населения, здоровья детей и подростков
включает в себя:
- повышение
доступности и качества оказания
бесплатной медицинской помощи
женщинам в период беременности
и родов, их новорожденным детям
за счет развития семейно ориентированных
перинатальных технологий, снижающих
риск неблагоприятного исхода
беременности и родов, укрепления
материально-технического и кадрового
обеспечения службы материнства
и детства в соответствии со
стандартами оснащения родовспомогательных
учреждений, развития высокотехнологичной
медицинской помощи женщинам в период
беременности и родов и новорожденным
детям;
- обеспечение
доступности и повышение качества
медицинской помощи по восстановлению
репродуктивного здоровья, в том
числе вспомогательных репродуктивных
технологий, снижение доли рабочих
мест с тяжелыми, вредными и
опасными условиями труда в
целях сохранения репродуктивного
здоровья;
- проведение
профилактических мероприятий в
целях раннего выявления нарушений
состояния здоровья детей и подростков,
обеспечение доступности первичной медико-санитарной,
специализированной, в том числе высокотехнологичной,
медицинской помощи детям, совершенствование
системы оказания реабилитационной помощи
детям и подросткам, восстановительной
медицины, усиление профилактической
работы по предупреждению алкоголизма,
наркомании, табакокурения, нежелательной
беременности;
- развитие
системы оказания медицинской
помощи детям и подросткам
в образовательных учреждениях,
организация качественного горячего
питания школьников и учащихся
учреждений начального профессионального
образования, в том числе бесплатного
питания для детей из малообеспеченных
семей, обязательность занятий
физической культурой во всех
типах образовательных учреждений.
2.3.Решение задачи по повышению уровня
рождаемости включает в себя:
- усиление
государственной поддержки семей,
имеющих детей, включая поддержку
семьи в воспитании детей, для
чего необходимо:
- развивать
систему предоставления пособий
в связи с рождением и воспитанием
детей (включая регулярные пересмотр
и индексацию их размеров с
учетом инфляции);
- усилить
стимулирующую роль дополнительных
мер государственной поддержки
семей, имеющих детей, в форме
предоставления материнского (семейного)
капитала, расширяя в связи с
этим рынок образовательных услуг
для детей и масштабы строительства
доступного жилья для семей
с детьми;
- создать
механизмы оказания дополнительной
поддержки неполных семей с
детьми и многодетных семей
с низкими доходами, семей, принимающих
на воспитание детей, оставшихся
без попечения родителей, а
также семей, имеющих детей-инвалидов,
включая изменение размеров налоговых
вычетов для работающих родителей
в зависимости от дохода семьи
и количества детей, формирование
государственного заказа на оказание
организациями различной организационно-правовой
формы социальных услуг семьям
с детьми;
- обеспечить
потребность семей в услугах дошкольного
образования на основе развития всех форм
дошкольных образовательных организаций
(государственных, частных), повышения
доступности и качества их услуг, в том
числе на основе принятия стандартов оказываемых
услуг, стимулирования развития гибких
форм предоставления услуг по уходу и
воспитанию детей в зависимости от их
возраста;
- создать
в городах и сельской местности
среду обитания, благоприятную для
семей с детьми, включая установление
соответствующих требований к
градостроительным решениям, а также
к социальной и транспортной
инфраструктуре;
создание
условий для повышения доступности
жилья для семей с детьми, в
первую очередь для молодых семей
с детьми, за счет:
- развития
ипотечного кредитования, внедрения
новых кредитных инструментов, расширения
строительства доступного жилья, отвечающего
потребностям семей, с одновременным строительством
объектов социальной инфраструктуры,
необходимых семьям с детьми;
- реализации
региональных программ обеспечения
жильем молодых семей, разработки
системы дополнительных мер, направленных
на обеспечение жильем малоимущих
граждан с детьми, нуждающихся
в жилых помещениях, включая меры
по расселению семей с детьми
из неприспособленных и ветхих
жилых помещений, первоочередному
предоставлению жилья детям, оставшимся
без попечения родителей, по
окончании их пребывания в
образовательных и иных учреждениях,
в семьях опекунов (попечителей),
приемных семьях, а также по окончании
службы в Вооруженных Силах Российской
Федерации;