Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:52, курсовая работа
Транспорт – важнейший структурообразующий элемент экономики России. Его динамичное развитие и эффективное функционирование является необходимым условием достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста, обеспечения территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения уровня жизни населения, рациональной интеграции России в мировую экономику.
Состояние и развитие транспорта имеют для Российской Федерации
исключительное значение.
Исторически развитие транспорта во многом предопределило
экономическое и пространственное развитие России, способствовало
укреплению ее целостности и международного влияния.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии Российской Федерации ………………………………………………………….4 2. Современное состояние рынка транспортных услуг: проблемы и возможные пути решения ...…………………………………………………… 12
3. Перспективы развития транспортной системы РФ ……………….……… 19
Заключение ..……………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы ………………………………………… 29
3) меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, образованное железнодорожными и трубопроводными, связывающими Поволжье и Кавказ с центром, севером европейской части страны и Уралом.
Органическими частями транспортной системы являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных авиалиний. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения грузов – это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.п.
В зависимости от стратегии и задач фирмы, компании определяют выбор транспорта для доставки груза. При этом учитывается размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования.
Россия и другие страны СНГ при лидирующей российской роли в развитии транспорта и транспортной инфраструктуры могут и должны сыграть значительно более крупную роль в глобализирующейся экономике, характеризующейся прежде всего опережающим ростом внешней торговли по отношению к росту ВВП отдельных стран.
Сейчас особенно важную
роль играет именно интеграция различного
типа транспортных магистралей, транспортных
узлов и самой современной
системы транспортного
Здесь необходимо внедрение
самых передовых технологий, в
том числе все более сложных
компьютерных систем с соответствующими
программными продуктами, и все более
совершенных навигационных
Актуальность темы транспортных услуг обусловлена системообразующей функцией транспортного сегмента в условиях глобализационного развития мирового хозяйства. Именно ускорение процесса коммуникации, в т.ч. как продуктового, так и информационного, между регионами и хозяйствующими субъектами мировой экономики способствовали переходу на качественно иной уровень интернационализации мирового воспроизводства, когда он стал составлять примерно 2/3 ВВП мира. Кроме того, транспортная отрасль как таковая, независимо от типа экономической модели развития страны, обладает высоким внутренним потенциалом как для собственно развития национальной экономики, так и ее диверсификации и повышения эффективности внешнеэкономических связей.
Модернизация и расширяющиеся и
Если раньше международные пер
Россия после болезненной рыночной трансформации еще далеко не в полной мере включилась в современное разделение труда на поле высоких технологий, и ее экономика и экспорт сохраняют выраженные черты ресурсной ориентации.
В свете этого
сфера транспорта России, обслуживающая внешнюю торговлю,
рассматривается как естественная монополия, которая отражает товарную монокультурность
и относительно высокую затратность перевозок в силу огромных размеров территории
и протяженности транспортных мар
В результате хозяйственная пр
транснациональными
Исключительно западными транспортными группа
Говоря о принципиальных особенностях российского транспорта необходимо подчеркнуть, что в силу масштабности и высокой протяженности территории транспортная инфраструктура в России носит не сетевой, как в странах компактной конфигурации (типа Германии, Франции и даже США), а
магистральный характер, где среднее транспортное плечо намного превышает среднемировые размеры. Соответственно это утяжеляет транспортную составляющую в издержках, особенно в доставке экспортных, удаленных от границы массовых товаров, и вместе с тем повышает относительную привлекательность для операторов транспортной услуги.
Несмотря на имеющиеся
объективные трудности, большинство экспертов
сходятся во мнении, что при условии активизации
процессов модернизации ______________________________
и инноваций в транспортной сфере, целенаправленной
государственной поддержке отеч
Магистральное направление интернационализаци
Сфера услуг, по мнению ряда специалистов и ее ускоряющееся развитие, способствовала ускорению развития глобальной экономики, т.е. вступления мирового хозяйства в фазу глобализации. Сфера услуг выступила своего рода амортизатором для сглаживания проблем сокращения рабочих мест, формируя альтернативные сегменты для создания рабочих мест.
Проблемы российского рынка транспортных услуг
Для стран, находящихся в стадии
трансформирования своей
Экономика России, как и экспорт, сохраняют выраженные черты ресурсной
ориентации. В свете этого сфера транспорта России, обслуживающая внешнюю торговлю,
рассматривается как естественная монополия, которая отражает товарную монокультурность
и относительно высокую затратность перевозок в силу огромных размеров территории
и протяженности транспортных мар
С другой стороны транспортные услуги выступают самостоятельной составляющей внешнеторговой де
1. Процесс дерегулирования и либерализации на транспорте в условиях,
когда национальная экономика органично
интегрировалась в мировую, а внешнеторговая деятельность является
логичным продолжением внутрихозяйственных операций, нужно проводить с исключительной
взвешенностью. Активизация процессов
модернизации и инноваций в транспортной сфере и целенаправленная
государственная поддержка отечественных перевозчиков, по мнению
ряда российских экспертов, должна способствовать
развитию конкурентоспособного
2. Проанализировав деятельность подавляющего
большинства международных организаций
в сфере межгосударственного транспортного регулирования можно отметить, что особое
внимание уделено сохранению преимущественно
двустороннего подхода подавляющего числа
стран к вопросам межгосударственного
взаимодействия. Исследуя роль ВТО в формировании системы многостороннего
регулирования транспортной сферы, включая аспекты и собственно
торговли транспортными средств
3. В условиях современного
4. Для реализации инновационной м
Заявленные направления
5. Транспортный потенциал РФ
в условиях ускоренного
6. При переходе на инновационный
в НИОКР, относящихся к этой сфере, существенно отличается в отдельных развитых странах: (максимальный) в Норвегии, Австралии и Дании (на уровне 40-45% от всех инвестиций) и (минимальный) в Японии, Германии и Франции (на уровне в 10%). В качестве усредненного показателя для всех стран-членов ОЭСР² они определяют 20-30%, что значительно меньше, чем инвестиции в НИОКР в сфере материального производства.
7. Должны быть систематизированы меры, которые должны быть осуществлены государством в целях создания на транспорте условий собственно роста, и возможности выступления им в качестве модулятора перехода экономики страны на инновационный путь развития.