Решающее значение будет
иметь специализация морских
портов через создание так называемых
"эшелонированных портов" по роттердамскому образцу,
когда портовая система будет включать
удаленные железнодорожные узлы и транспортно-логистические
комплексы. Для этого потребуется развитие
подъездных путей к портам и портовых
производственных и складских зон, ориентированных
на переработку грузов, формирование портовых
зон, обеспечивающих переработку поступающих
грузов.
Дополнительный импульс
получит развитие транспорта в арктической
зоне (территории, расположенные преимущественно
севернее 60-й параллели).
Развитие транспортной системы страны станет одним
из основных источников экономического
роста. Импульс технологического развития
получит часть обрабатывающих отраслей,
связанных с обеспечением развития транспорта.
В то же время реализация
энергосырьевого варианта будет иметь ряд негативных последствий для
перспективного социально-экономического
развития страны и обеспечения национальной
безопасности, в частности:
- потребуется создание значительных резервов пропускной способности транспортной сети на основных направлениях из-за возможных резких колебаний спроса на перевозки экспортных массовых грузов по объемам, номенклатуре и направлениям в связи с изменением конъюнктуры на мировых рынках топливных и сырьевых товаров;
- возможно снижение показателей экономической эффективности перевозок вследствие увеличения дисбаланса в экспортно-импортных грузопотоках. Дисбаланс будет связан с увеличением экспорта массовых и наливных грузов и импорта готовой продукции. Специализированные и универсальные виды подвижного состава будут иметь низкие эксплуатационные показатели по коэффициенту пробега с грузом, то есть возможны значительные потоки порожнего состава;
- мобильность населения будет расти низкими темпами, что станет одной из причин недостаточной динамики повышения качества человеческого капитала в стране. Уровень перевозок пассажиров будет ниже уровня при инновационном варианте на 14,3 процента, а пассажирооборот - на 11,5 процента. Это связано с более низкими темпами роста реальных доходов населения, сокращением численности населения и меньшими масштабами развития инфраструктуры и подвижного состава пассажирского транспорта. Более низкие показатели роста благосостояния населения будут причиной меньших темпов роста количества личных автомобилей;
- сохранится значительная дифференциация в обеспечении доступности транспортных услуг для различных регионов и социальных групп общества;
- низкая инвестиционная активность будет обусловливать значительную нагрузку на бюджетную систему, связанную с финансированием строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.
3. Инновационный вариант
развития транспортной системы
Инновационный вариант
предполагает ускоренное и сбалансированное
развитие транспортной системы страны,
которое наряду с достижением
целей, предусматриваемых при реализации
энергосырьевого варианта, позволит обеспечить
транспортные условия для развития инновационной
составляющей экономики, повышения качества
жизни населения, перехода к полицентрической
модели пространственного развития России.
Для инновационного варианта
сохраняется ряд особенностей, характерных для энергосырьевого
варианта, в частности:
- реализация крупномасштабных транспортных проектов, обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи;
- диверсификация направлений экспортных поставок российских углеводородов;
- развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала страны, в том числе совместных проектов в рамках ЕврАзЭС, а также с другими государствами;
- увеличение внутренних перевозок угля в связи с развитием энергогенерирующих мощностей и металлургического производства;
- увеличение объемов перевозок и сортамента продуктов переработки топлива и сырья, а также продукции машиностроения в связи с наращиванием инновационной активности в энергетике, топливных и сырьевых отраслях, сопряженных с ними машиностроительных производствах.
В то же время отличительными
особенностями развития транспортной
системы по инновационному варианту
станут:
- значительное увеличение экспортных перевозок товаров высокой степени обработки, прежде всего продукции высокотехнологичных секторов экономики, темпы роста которых будут в 2,5 раза выше темпов роста перевозок аналогичных импортных грузов;
- повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения;
- рост объемов перевозок пассажиров транспортом общего пользования. Наибольшие темпы роста ожидаются на воздушном транспорте, а основной абсолютный прирост будет обеспечиваться автомобильным транспортом;
- возникновение необходимости строительства и реконструкции автодорожной сети, связывающей новые жилые районы в мегаполисах и пригородные зоны крупных городов с местами приложения рабочей силы, в значительном количестве крупных и средних городов в связи с повышением уровня доходов и качества жизни населения;
- повышение потребности экономики и населения в услугах по высокоскоростным перевозкам (с обеспечением заранее оговоренного срока доставки) и пассажиров (с максимальным обеспечением свободы передвижения и возможности планирования личного времени).
При реализации данного варианта меры по развитию транспортной
системы страны будут сосредоточены наряду
со столичными агломерациями также в городах,
в которых концентрируется значительный
инновационный и человеческий капитал.
На востоке страны такой сценарий даст
выборочный толчок развитию городов, имеющих
значительный объем накопленного инновационного
потенциала, - Томска, Новосибирска, Красноярска,
Иркутска.
При этом важнейшее значение
будет иметь "инфраструктурный эффект"
формирования городских агломераций,
связанный с реализацией проектов строительства крупных
транспортных комплексов, мультимодальных
логистических центров и информационных
узлов.
1) Минтранс. Транспортная стратегия РФ
на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства
РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р
Заключение
Переход экономики страны к рынку
и формированию рыночных отношений
требует динамичного и сбалансированного
развития всех звеньев национальной
экономики, включая транспортную инфраструктуру.
В настоящее время транспортная инфраструктура
выдвинулась и заняла одно из приоритетных
мест среди основных факторов, определяющих
эффективное функционирование экономики
страны и стала важнейшим условием ее
дальнейшего развития.
Вместе с тем характерной
особенностью транспортной инфраструктуры в
течение последних лет стал ее экономический
кризис из-за транспортной зависимости
страны, физического и морального износа
материально-технической базы, диспропорций
и неравномерностей размещения выделяемых
инвестиций, отсутствия рыночного механизма
функционирования и управления.
Формирование необходимых условий
сбалансированного, рационального
развития и размещения транспортной
инфраструктуры, устранение имеющихся
диспропорций между ней и другими
отраслями экономики требуют
разработки ее стратегии на среднесрочные и долгосрочные временные
горизонты. Реализация же стратегии развития
и размещения транспортной инфраструктуры
с целью решения проблемы полного, своевременного,
бесперебойного и качественного удовлетворения
быстрорастущего спроса потребителей
услуг с возможными минимальными затратами
потребует приоритетного, опережающего
и ускоренного её формирования по отношению
к экономике в целом и ее отраслей.
Транспортная инфраструктура в
рамках любого региона должна гарантировать
необходимые условия для функционирования и развития основных
отраслей производства и обеспечивать
максимально эффективное использование
экономического и производственного потенциала.
Каждая страна или регион должен иметь
такую транспортную инфраструктуру, которая
полностью удовлетворяла бы спрос данной
территории в транспортных услугах.
Оценка рынка транспортных
услуг базируется на комплексном
анализе современных тенденций
в развитии и регулировании международных
транспортных услуг, инновационных процессов в этой сфере, и заключается
в определении условий и направлений повышения
международной конкурентоспособности
российского транспортного сегмента услуг
в системе внешнеторговых операций в рамках
качественного совершенствования структуры
экспорта и обретения Россией адекватного
ее инновационно-хозяйственному потенциалу
места в мирохозяйственных связях.
Список использованной литературы
- Внешняя торговля Российской Федерации услугами. М., ЦБ РФ, 2004-2007.2. "ВВП", 2007, № 6.
- Всемирная торговая организация. Краткое пособие для бизнеса. М., 2010.
- Инвестиционная деятельность в России. Статистический сборник Росстата. М., 2010.
- Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2010 год. Минэкономразвития России, 2011.
- Основные показатели транспортной деятельности в России. 2010. Статистический сборник. М.Росстат, 2010.
- Российский статистический ежегодник. 2011. М.: Росстат, 2012.
- Социально-экономическое развитие России, январь 2011 год. М.: Росстат, 2011.
- Таможенная статистика Российской Федерации. М., ФТС, 2010.
- Транспорт в России. 2011 г. Статистический сборник. М.: Росстат, 2011.
- Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года.
- Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 года Международные экономические организации. Справочник. М., 2011.
- Цели, задачи и приоритеты транспортной стратегии России на период до 2030 года. Материалы к обсуждению.
- Яковец Ю.В. Прогноз технологического развития мира и России и стратегия инновационногоразвития. М.-Минск., 2009
- Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), 2008-2010 (июнь).
- Basic Facts about the United Nations. New York, 2010.
- Business Guide to the Central Agreement on Trade in Services. Geneva, ITS/CS, 2008.
- Борисоглебский В.П., Мезенцев С.А. Дорога в светлое будущее России. Техническая концепция к У11 Глобальному стратегическому форуму, М., 25.10.2010
- Волчок Ю. Единое транспортное пространство ЕврАзЭС// www.loginfo.ru/arhiv/2009/log01208slpr.php
- Выставочный эксперт. Железные дороги. Насто<span class="dash041e_043