Роль транспорта в развитии экономики и достижении устойчивых темпов экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт – важнейший структурообразующий элемент экономики России. Его динамичное развитие и эффективное функционирование является необходимым условием достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста, обеспечения территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения уровня жизни населения, рациональной интеграции России в мировую экономику.
Состояние и развитие транспорта имеют для Российской Федерации
исключительное значение.
Исторически развитие транспорта во многом предопределило
экономическое и пространственное развитие России, способствовало
укреплению ее целостности и международного влияния.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии Российской Федерации ………………………………………………………….4 2. Современное состояние рынка транспортных услуг: проблемы и возможные пути решения ...…………………………………………………… 12
3. Перспективы развития транспортной системы РФ ……………….……… 19
Заключение ..……………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы ………………………………………… 29

Вложенные файлы: 1 файл

Петербургский Государственный университет путей сообщения.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Среди этих мер особое значение отводится сбалансированному развитию эффективной транспортной инфраструктуры, включая устранение территориальных и структурных диспропорций, созданию новых транспортных связей и обоснованных резервов; обеспечению доступности услуг транспортного комплекса для населения; созданию условий значительного роста качества транспортных услуг и повышения конкурентоспособности транспортной системы России и реализации транзитного потенциала страны; обеспечению безопасности транспортной   

системы внедрению мировых экологических стандартов в сфере транспорта.

 

8.  Существующие ограничения  комплексного развития транспортной  сферы страны связаны, по сути, с отсутствием именно единой  транспортной системы, адекватной  потребностям инновационного развития  России.

 


  1. НИОКР - Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы  — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии.
  2. Страны ОЭСР - Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия (англ. Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

 

 

9. Территориальная протяженность России с одной стороны  , фактор, существенно усложняющий развитие собственно транспортной системы нашей страны, включая ее инфраструктуру, с другой - способствующий  экспортной диверсификации, в т.ч. географической структуре импорта и экспорта. Причинами недостаточного использования экспортного потенциала транспортной системы наряду с малыми объемами инвестирования являются так же и различные аспекты государственного регулирования - налоговые, таможенные и инвестиционные режимы; недостаточно применяются протекционистские меры, стимулирующие участие отечественных перевозчиков в экспортно-импортных операциях.

 

10. Устранение инфраструктурных ограничений на пути развития внешней торговли товарами, усиление инновационной направленности развития транспортной отрасли, создание конкурентоспособного сектора транспортных услуг потребует значительных инвестиций. Объекты транспортной инфраструктуры отличают высокая капиталоемкость, длительные сроки строительства (10-20 лет) и окупаемости. В этой связи резко возрастает организующая и стимулирующая роль государства. Реализация масштабных, долгосрочных планов развития транспортной отрасли предусматривает, что бюджетные средства должны выступать не основным источником, а являться стимулом и генератором для притока частных инвестиций. Для привлечения средств отечественного и зарубежного частного бизнеса организация финансирования модернизации транспортного комплекса должна ориентироваться на создание условий для повышения инвестиционной привлекательности транспортной сферы. Пока финансирование транспортной инфраструктуры как минимум наполовину обеспечивается федеральным бюджетом. По мнению экспертов, расширению сотрудничества в области модернизации и строительства транспортной инфраструктуры могут реально способствовать совместно создаваемые банки развития для долгосрочного финансирования проектов, реализуемых как в частном, так и государственном секторах.

11. Необходимо более  широкое применение мер протекционизма, в т.ч. поддержки, транспортной сферы (льготные условия налогообложения, уменьшение таможенных пошлин НДС на импорт отдельных видов транспортных средств для целей международных перевозок и др.). В частности, ускорение развития портовой инфраструктуры может создание и работа портовых особых экономических зон (ПОЭЗ) в морских и речных портах, аэропортах, операции в которых (обслуживание морских и воздушных судов, перегрузка товаров, складирование и др.) освобождаются от НДС. Повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг предполагает последовательную гармонизацию транспортного законодательства РФ, стандартов и транспортной документации с нормами и правилами, действующими на международном рынке транспортных услуг, поэтапное приведение законодательства в области транспорта, согласуемое с нормами и правилами ВТО.

3. Перспективы развития транспортной системы РФ

Основные перспективы  развития транспорта определяются транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года. Цели и приоритеты развития транспорта

 

1. Формирование единого транспортного пространства России на базе

сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры

2. Совершенствование рынка транспортных услуг, обеспечение их доступности, объема и качества

2.1. Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности

транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на

уровне потребностей инновационного развития экономики страны

2.2. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами

2.3. Развитие транспортной техники, технологий и информационного

обеспечения

3. Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного

потенциала страны

4. Повышение уровня безопасности транспортной системы и снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду

5. Региональный аспект развития транспортной системы России

 

6. Механизмы реализации транспортной стратегии:

6.1. Совершенствование законодательно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей и индикаторов транспортной стратегии

6.2. Создание эффективной системы управления реализацией стратегии

6.3. Основные задачи развития научного обеспечения реализации Транспортной стратегии

6.4. Обеспечение трудовыми ресурсами развития и функционирования транспортной Системы.

 

Основными задачами транспортной стратегии в рамках цели 1 «Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры» являются:

1.1. Ликвидация  разрывов и  «узких мест»  на транспортной сети,  в том числе в азиатской части России;

1.2. Развитие  транспортных подходов к крупным  транспортным узлам и

пограничным пунктам пропуска;

1.3. Комплексное  развитие крупных транспортных  узлов на основных

направлениях перевозок;

1.4. Формирование  единой дорожной сети,  круглогодично  доступной для

населения и  хозяйствующих субъектов;

1.5. Создание  инфраструктурных условий для  развития потенциальных точек

экономического  роста,  включая комплексное освоение новых территорий и разработку

месторождений полезных ископаемых, прежде всего  в Сибири и на Дальнем Востоке;

1.6. Создание  единой сбалансированной системы  транспортных коммуникаций

страны на базе дифференцированного развития путей сообщения всех видов транспорта;

1.7. Увеличение  пропускной способности и скоростных  параметров транспортной

инфраструктуры  до уровня лучших мировых достижений с учетом создания обоснованных

резервов. Увеличение доли высокоскоростных путей сообщения;

1.8. Создание  интегрированной системы логистических парков на территории

страны как  основы формирования современной товаропроводящей сети37

1.9. Создание  взаимоувязанной интегрированной  системы товаротранспортной

технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев,

обеспечивающей объем и качество транспортных услуг

1.10. Освоение  инновационных технологий строительства,  реконструкции и

содержания  транспортной инфраструктуры.

1.11. Создание  единой информационной среды  технологического взаимодействия различных видов транспорта,  участников транспортного процесса,  таможенных и других государственных контрольных органов.

Цели и приоритеты развития транспорта

 

1. Формирование единого транспортного пространства России на базе

сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры ....

2. Совершенствование рынка транспортных услуг, обеспечение их доступности,

объема и качества

2.1. Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности

транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на

уровне потребностей инновационного развития экономики страны

2.2. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами

2.3. Развитие транспортной техники, технологий и информационного

обеспечения

3. Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного

потенциала страны

4. Повышение уровня безопасности транспортной системы и снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду

5. Региональный аспект развития транспортной системы России

 

6. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ:

6.1. Совершенствование законодательно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей и индикаторов транспортной стратегии

6.2. Создание эффективной системы управления реализацией стратегии

6.3. Основные задачи развития научного обеспечения реализации Транспортной стратегии

6.4. Обеспечение трудовыми ресурсами развития и функционирования транспортной Системы. ¹

 

 

Сценарные варианты развития транспортной системы России на период до 2030 года разработаны в трех вариантах - инерционном, энергосырьевом и инновационном.

1. Инерционный вариант  развития транспортной системы

Инерционный вариант  развития транспортной системы предполагает:

  • реализацию крупномасштабных транспортных проектов, обеспечивающих добычу и разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи (нефть в Восточной Сибири, газ на арктическом шельфе и др.) и строительство соответствующих трубопроводов;
  • развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики;
  • реконструкцию и строительство особо важных объектов транспортной инфраструктуры, в первую очередь объектов, обеспечивающих безопасность функционирования транспортных систем, а также модернизацию и обновление парка транспортных средств;
  • опережающее развитие транспортной инфраструктуры на направлениях экспортных поставок грузов, в первую очередь развитие морских портов и подходов к ним;
  • рост объемов внутренних перевозок сырьевых грузов в связи с увеличением угледобычи, развитием энергетики, металлургии и нефтепереработки;
  • низкую динамику экспортных перевозок и опережающий рост импортных перевозок, сохраняющееся преобладание в импорте продовольствия и потребительских товаров;
  • недостаточно высокие темпы строительства и реконструкции автодорожной сети, сохранение резких диспропорций в ее развитии в европейской и азиатской частях России;
  • сохранение низкой подвижности населения, в первую очередь на воздушном транспорте, что обусловлено недостаточными темпами роста доходов населения и продолжающимся старением самолетного парка;
  • отсутствие перевозочных и инфраструктурных резервов на видах транспорта, необходимых для повышения качества транспортного обслуживания населения и производства, внедрения транспортно-логистических технологий.

 

 


 

1) Минтранс. Транспортная стратегия РФ на период до 2020 года.

 

2. Энергосырьевой вариант  развития транспортной системы

Энергосырьевой вариант  предполагает ускоренное развитие транспортной инфраструктуры главным образом для транспортного обеспечения освоения новых месторождений полезных ископаемых и наращивания топливно-сырьевого экспорта, реализации конкурентного потенциала России в сфере транспорта и роста экспорта транспортных услуг. При этом можно выделить следующие особенности:

  • реализация крупномасштабных транспортных проектов (в том числе в рамках государственно-частного партнерства), обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи, главным образом в Сибири, на Дальнем Востоке и на континентальном шельфе;
  • диверсификация направлений экспортных поставок российских углеводородов, в том числе в Китай, и создание соответствующей инфраструктуры;
  • развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала страны, в том числе совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов в рамках ЕврАзЭС, а также с другими государствами;
  • увеличение внутренних перевозок угля в связи с развитием энергогенерирующих мощностей и металлургического производства;
  • увеличение объемов перевозок и сортамента продуктов переработки топлива и сырья (нефтепродуктов, концентратов, химических грузов, металлов и т.д.), а также продукции машиностроения;
  • низкие темпы роста объема экспортных перевозок и значительное увеличение объема импортных перевозок товаров высокой степени обработки, прежде всего продукции высокотехнологичных секторов экономики;
  • продолжение увеличения численности парка личных легковых автомобилей при снижении объемов перевозок пассажиров транспортом общего пользования (главным образом автомобильным) в период до 2020 года и некотором росте в 2021 - 2030 годах;
  • увеличение потребности в строительстве и реконструкции автодорожной сети, связывающей новые жилые районы в мегаполисах и пригородные зоны крупных городов с местами приложения рабочей силы.

При реализации данного  варианта меры по развитию транспортной системы страны будут осуществляться прежде всего в столичных агломерациях, а также в регионах с высокими темпами роста - на Юге России, в  Сибири и на Дальнем Востоке.

Железнодорожный транспорт  должен будет обеспечить беспрепятственный  рост перевозок сырья к основным центрам потребления, включая перевозки  на экспорт.

Информация о работе Роль транспорта в развитии экономики и достижении устойчивых темпов экономического роста