Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:15, курсовая работа
Нужна ли сегодня экономическая наука? Надо разделять экономическую науку на экономический инжиниринг с экономическими технологиями (финансы, банки, бухгалтерский учёт и т.д.) и собственно науку (аналитика, моделирование, прогнозирование, фундаментальные исследования). Первое нужно многим: бизнесу (это – часть его среды обитания), власти (собирать налоги – не последнее из умений), а через них – и остальному населению. Второе сегодня практически не нужно никому, кроме самой экономической науки, – спроса нет. Нет и внимания к учёным, нет достойных условий проживания и работы. И молодые люди предпочитают карьеру финансиста, а не кабинетного учёного с не большой зарплатой.
Экономическая наука занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния.
Введение
3
Глава 1. Понятие экономики
1.1. Экономика и экономическая теория
5
1.2. Определение экономики
7
1.3. Микро - и макроэкономика
9
1.4. Экономика как методологический фундамент других наук
14
Глава 2. Роль экономики
2.1. Роль экономики в жизни общества
16
2.2. Социально-экономическая роль рыночной экономики
22
Заключение
Список литературы
28
32
Макроэкономический анализ имеет дело с поведением либо экономики как целого, либо таких составляющих ее подразделений, как государственный сектор, домохозяйства, частный сектор и другие агрегаты. Тем самым рисуется общая картина, структура экономики, связи между крупными агрегатами, составляющими экономику в целом. Это - анализ общего объема производства, общего уровня занятости, общего уровня цен. Макроэкономическая теория рассматривает изменение этих важнейших показателей как в долгосрочной перспективе (при рассмотрении проблем экономического роста), так и их краткосрочные колебания, которые образуют цикл деловой активности. То есть изучаются не деревья, а лес, анализируется экономика «с высоты птичьего полета». Такой анализ позволяет в дальнейшем - в рамках прикладной макроэкономики - рассмотреть закономерности экономической политики государства, тех регулирующих действий государства, которые направлены на достижение наилучшего варианта социально-экономического развития общества.
Деление
экономической теории на микро-
Микроэкономическим исследованиям столько же лет, сколько самой экономической науке. Осознание же необходимости макроэкономического анализа пришло гораздо позже. Ф. Кене, К. Маркс одними из первых обратили внимание на взаимосвязь различных сфер экономики и определили количественные соотношения между ними (потом их назвали условиями макроэкономического равновесия). В начале ХХ века интерес к макроэкономике несколько ослаб. Однако Великая депрессия 1929-1933 гг. показала ограниченность микроэкономического анализа, необходимость анализа и прогнозирования конъюнктуры и на макроуровне.
Выход в 1936 г.
работы Дж. Кейнса “Общая теория
занятости, процента и денег” ознаменовал
собой действительное рождение макроэкономики
как особого раздела
Макроэкономика является весьма «молодой» наукой, а значит не может претендовать на некую законченность и системную стройность. И по сей день в ней продолжаются острые дискуссии по ключевым вопросам, как-то: следует ли для преодоления инфляции сжимать денежную массу в обращении; стоит ли правительству активно бороться с безработицей и т.п.
Макроэкономика дает ответ на вопросы, подобные следующим: почему доходы населения в Западной Германии были выше, чем в Восточной, а в Южной Корее выше, чем в Северной? Почему в России уровень инфляции в середине 90-х гг. был ниже, чем на Украине, а сегодня эти страны сравнялись по темпам инфляционных процессов? Какие причины вызывают экономические спады и безработицу? Почему, хотя расширение государственного сектора во многих странах в определенные периоды способствует подъему общественной производительности труда, в нашей стране тотально огосударствленная экономика сковывала рост производительности? Почему активная перераспределительная политика государства в Швеции, Дании, Норвегии заметно не подавляла рост эффективности производства, а у нас за проведение сходной политики приходится расплачиваться обострением противоречия между социальной справедливостью и экономической эффективностью?
Макроэкономические проблемы являются основными в предвыборных платформах партий. Избиратели в демократических странах чутко следят за выступлениями кандидатов в парламент. Если, например, потенциальный депутат высказывается за установление административного контроля над ценами, то всем ясно, что это приведет к товарному дефициту. Если выдвигается необходимость форсированной кредитной поддержки отечественной промышленности, то все понимают, что это способно породить инфляцию. Поэтому именно макроэкономическая политика является той осью, вокруг которой идет предвыборная борьба.
Судьбу экономических реформ решают реформаторские кадры. Реформаторы должны иметь не только правильные программы, но, что не менее важно, правильных людей на нужных местах. Невозможно проводить реформы, занимаясь уговорами их противников в правительстве и его аппарате. Известно, что в целом успешную чилийскую реформу осуществила дюжина “чикагских мальчиков”, занятых в министерствах финансов и экономики, в центральном банке. Для российской экономической реформы нужны сотни профессиональных, решительных, честных молодых экономистов. Реформаторы должны быть образованными и хорошо разбираться в макроэкономических премудростях. Образование вообще решающий пункт в современном экономическом росте. Чтобы иметь сотни компетентных реформаторов в производстве, центральном банке, министерствах и регионах, Россия нуждается в десятках и сотнях тысяч образованных макроэкономистов, обладающих к тому же глубокими знаниями в области права, социологии, администрирования и т.п.
В базовом макроэкономическом образовании нуждается и все общество - от президента до рядового гражданина. Явления, изучаемые макроэкономикой, затрагивают интересы каждого из нас. Специалисты в области макроэкономического анализа нужны не только в Минфине, Минэкономике и даже не только в областных администрациях. Руководители фирм, менеджеры, финансисты, прогнозирующие спрос на товары, занимающиеся маркетингом, должно предвидеть, насколько быстро будет расти располагаемый доход их потенциальных потребителей. И пенсионеров, и студентов интересует, насколько быстро будут расти цены на потребительские товары. Безработные жаждут наступления фазы подъема, да и не только они одни: экономический рост сопровождается уходом всеобщей подавленности и злобы из общественного сознания.
Итак, макроэкономисты занимаются анализом развития экономики как единого целого. Они собирают данные о ценах, безработице, динамике общественного продукта, доходах и т.п., относящиеся к различным странам и различным периодам. Эмпирический анализ затем сменяется теоретическим, что открывает возможность объяснения полученных данных и затем и прогноза их предстоящей динамики во взаимосвязи (инфляция - безработица, бюджетный дефицит - государственный долг и т.п.).
1.4. Экономика
как методологический
Экономика подразделяется на
научную и прикладную экономику.
Научную экономику также
Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук. Объектом экономических наук является экономическая действительность.
Ввиду широты экономической действительности экономическая наука представляет собой целый кластер дисциплин, отличных друг от друга предметом исследования. К экономическим относится большое число научных дисциплин, среди которых можно выделить как общие: экономическая теория, макроэкономика, микроэкономика, математические методы в экономике, эконометрика, статистика, история экономических учений, история экономики и специальные (или конкретные): контроллинг, менеджмент, маркетинг, отраслевая экономика, инженерная экономика, экономика предприятия и экономика труда, бухгалтерский учёт, управленческий учёт, финансовый учёт и др.
Также необходимо учитывать, что для познания экономической действительности применяются не только экономические дисциплины, но и междисциплинарные исследования, например, прикладная статистика и теория принятия решений.
Экономика является МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ФУНДАМЕНТОМ комплекса экономических наук:
ОТРАСЛЕВЫХ (экономика промышленности, связи, транспорта, строительства и т.д.);
ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ (финансы, кредит, маркетинг);
МЕЖОТРАСЛЕВЫХ (экономическая география, теория управления, экономическая статистика и т.д.).
Из сказанного можно сделать вывод: ЭКОНОМИКА - важнейшая сфера общественной жизни, в которой на основе использования различных ограниченных ресурсов осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов человеческой деятельности, формируется и постоянно развивается система производительных сил и экономических отношений. Кроме того, ЭКОНОМИКА- это совокупность хозяйственных отраслей, которые обеспечивают общество жизненно-необходимыми благами.
Имея объектом своего изучения особую сферу жизни общества v экономику, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ИССЛЕДУЕТ, как необходимо организовать производство, обмен и распределение того, что создано в обществе, т.е. как именно общество, используя ограниченные ресурсы, создает разнообразные товары и услуги, стремясь достичь наиболее полного удовлетворения своих потребностей. Также она должна изучать и разъяснять процессы и явления экономической жизни общества, объективные экономические законы, которые управляют экономическими процессами.
Глава 2. Роль экономики
2.1. Роль экономики в жизни общества
Экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство.
Хотя рыночная экономика и многозначное понятие, главный ее признак все же можно выделить. Это принцип свободы хозяйственной деятельности.
Естественно, экономическая свобода, как и политическая, социальная, духовная, нравственная, ограничена общественно устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола. Без системы общественных ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки.
Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.
Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности".
Два фундаментальных факта образуют основу экономики: безграничные потребности и редкость ресурсов.
Потребности — желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность и обеспечивают взаимосвязь производства и потребления. Их перечень включает широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, зубная паста, проигрыватели, компакт-диски, пицца, свитеры и т.п. Бесчисленное множество продуктов, которые подразделяются на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. Но то, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости. Материальные потребности включают также потребности частных предприятий и правительственных ведомств. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее, что позволяет им реализовывать производственные цели. Правительство, отражая коллективные потребности граждан страны или преследуя свои собственные дели, стремится строить автострады, школы, больницы, накапливать военную технику и оружие.
В совокупности материальные потребности в практическом смысле безграничны, а это означает, что материальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. С течением времени потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий, под воздействием широкой рекламы и энергичного стимулирования сбыта.
Конечная цель всей экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные материальные потребности.
Ограниченность ресурсов. Экономические ресурсы — это все природные, людские и капитальные ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Они включают большой круг объектов, поэтому возникает необходимость в простейшей классификации этих ресурсов: 1) материальные ресурсы — земля и капитал; 2) людские ресурсы -труд и предпринимательская способность,
К понятию
«земля» относятся все