Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 21:53, контрольная работа
В конце ХХ века международное движение капитала превратилось в необходимое условие эффективности функционирования экономики любой страны. Ведь привлечение иностранных инвестиций очень выгодно развивающимся странам, а странам – инвесторам вывоз капитала приносит большую прибыль. При этом вывозят капитал не только промышленно развитые, но и среднеразвитые и развивающиеся страны. Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране - его перенакопление. В целях получения предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу. Характерно, что экспорт капитала может осуществляться и при дефиците капитала для внутреннего инвестирования.
Цель работы – исследование сущность международных инвестиций с участием России как формы движения мирового капитала.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И МИРОВОГО РЫНКА КАПИТАЛА 6
1.1. Понятие, причины и формы инвестиций в мировой экономике 6
1.2. Современные тенденции международных инвестиционных процессов 13
2. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ 19
2.1. Место России в мировой экономике 19
2.2. Иностранные инвестиции с участием России 22
2.3. Государственная инвестиционная политика 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Или поставщики услуг могут не выполнить пруденциальные нормы и законодательные требования. С другой стороны, существуют компании ЕС, желающие инвестировать в Россию, но встречающие на своем пути законодательные и бюрократические препятствия, а также сталкивающиеся с проблемой высоких тарифов, например, на импортные компоненты. Такие препятствия снижают нашу общую конкурентоспособность.
Таким образом, Россия испытала серьезное изменение традиционной динамики оттока капитала. Прямые иностранные инвестиции в период между 2005 и 2006 годами увеличились более чем в два раза, с 14,6 миллиардов долларов США до около 30 миллиардов долларов США. В 2009 году текущий уровень инвестиций к ВВП составил около 20% и по сравнению со странами, которые активно развивались, этого недостаточно. В настоящее время, по данным ОЭСР, доля инвестиций в ВВП в среднем составляет 22%, что является низким показателем по сравнению с другими развивающимися экономиками, такими как Китай. Большая часть данных инвестиций идет на производство и обслуживание, а не на энергетику, как это было раньше. По оценкам Минэкономразвития, для того, чтобы выполнять все поставленные задачи, уровень инвестиций должен приближаться к 30% от ВВП21. Если сопоставить эти результаты с результатами, которых достигли другие государства БРИК, то они где-то средние по отношению к снижению прямых инвестиций, - в Бразилии они выглядят лучше, а в Китае и в Индии – хуже: все упали по объёму прямых инвестиций. Но при этом удалось избежать бегства капитала из нашей страны.
Уровень инвестиций подвержен значительным колебаниям и зависит от рыночной конъюнктуры, а также от ряда других факторов: развития техники, проводимой государственной политики и др. Поскольку в условиях рыночной экономики и свободного предпринимательства нет автоматического регулятора совокупных инвестиций, постольку возможно появление устойчивых тенденций либо к чрезмерному инвестированию, порождающему инфляцию, либо, напротив, к недостаточному инвестированию, вызывающему дефляцию, потери и безработицу.
Поэтому при регулировании инвестиций и экономического роста необходима продуманная государственная инвестиционная политика в области налогов, государственных расходов, а также в кредитно-денежной сфере. Пронизывая все сферы общественной жизни, инвестиции обеспечивают материальную основу существования государства и выполнение им своих основных функций. Недооценка роли инвестиционной деятельности, сужение ее функций неизбежно будет приводить к диспропорциям в экономической жизни, к усилению социальной напряженности, к обострению противоречий общественного развития.
Цель инвестиционной политики заключается в использовании всех возможных отечественных и международных источников финансирования, включая прямые иностранные инвестиции, как составные элементы любой национальной инвестиционной стратегии, способные повлиять на промышленный рост. Основные принципы инвестиционной политики государства сформулированы и получили правовое оформление в многочисленных законодательных актах РФ, гарантирующие права отечественных и зарубежных инвесторов.
Наиболее важными задачами инвестиционной политики являются22:
- создание благоприятного
- создание и поддержание
- переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному финансированию их состава;
- повышение роли
- создание благоприятных
- снижение риска при
- развитие договорно-правовой
- развитие инвестиционного
- решение проблемы внешней
Таким образом, создание комфортных условий для инвесторов является, по сути, главной задачей государства: инвестиционная активность – один из решающих факторов инновационного развития и один из решающих факторов успешной модернизации экономики РФ.
В 2009-2010 гг. в этом направлении были предприняты определённые меры. Они позволили сохранить относительную стабильность на инвестиционном поле в период мирового финансового кризиса.
В стране создана достаточно качественная налоговая система, которая отвечает и отдельным критериям инновационной экономики, и необходимости развивать инвестиционную активность. В 2009 г., в частности, ставка корпоративного налога на прибыль была снижена до 20%, но налог на доходы физических лиц уже на протяжении восьми лет является одним из самых низких и стабильных в странах с развитой экономикой.
Кроме того, несколько лет назад правительство РФ провело либерализацию валютного регулирования, снятыограничения по перемещению капитала, сократилось число лицензируемых видов деятельности. Процедуры проверки малого бизнеса стали более чётко регламентированы. Установлены и прозрачные правила допуска иностранных инвесторов в стратегические отрасли.
Тем не менее на фоне этих положительных факторов оценка инвесторами делового климата в нашей стране пока ещё весьма низкая. Более того, в рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия в 2009 г. на два пункта вниз и занимает 120-е место из 183 стран, то есть место в последней трети списка. К примеру, ближайшие партнёры РФ (Беларусь и Казахстан) занимают соответственно 58-е и 63-е места в рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса.
По рейтингу инвестиционной привлекательности российских регионов за 2008–2009 гг. развитие региональных потребительских рынков не внушает инвесторам оптимизма, а неразвитая инфраструктура по-прежнему одна из главных трудностей для инвестирования (рис. 2.3).
В период кризиса регионы подравнялись по уровню риска за счет сокращения их числа с минимальным и максимальным риском. Кризис резко снизил поляризацию рейтинга по уровню риска и выдвинул в лидеры некрупные регионы с выраженными агропромышленными функциями, а на первый план вышла коррупционно-криминальная составляющая инвестиционного риска.
Рис. 2.3. Динамика важнейших параметров развития России в 2008–2009 гг. (изменение индекса физического объема)23
Сегодня конкуренцию за инвестиции имеют шансы выиграть регионы с низкими «гуманитарными» рисками — криминальным, управленческим, социальным (см. Приложение 1 к работе). Особенно заметна нараставшая в течение последнего десятилетия миграция инвестиционного потенциала на запад страны, что со временем может привести к потере восточных регионов.
Необходимо преодолеть такие негативно влияющие на инвестиционный климат факторы, как низкое качество государственного и местного управления, неэффективное правоприменение и коррупцию, экономическую преступность, чрезмерные административные, технические, информационные барьеры и очень высокий уровень монополизма.
Задача сегодняшнего дня – качественные изменения условий по каждому из перечисленных направлений. Все государственные и местные органы обязаны последовательно заниматься этим на своём уровне.
Оживление мировой экономики после кризиса создаст благоприятные условия для возобновления роста иностранных инвестиций. Наша экономика сможет получить их в нужных объёмах только тогда, когда условия для размещения инвестиций в нашей стране будут относительно лучше, чем в странах, которые конкурируют с нами за привлечение иностранного капитала. Здесь, понятно, невозможно достичь какого-то абсолютного уровня, раз и навсегда создать конкурентные преимущества, которые позволят приходить инвестициям в Россию и инвесторам выбирать Россию в качестве наиболее привлекательного места.
Текущая цель – разработать комплекс мер, которые повысят инвестиционную активность. К ним следует отнести:
- снятие квот в отношении найма высококвалифицированных зарубежных специалистов;
- улучшение ситуации со
- оптимизацию механизмов
- введение облегчённого порядка
таможенного оформления для
Государство поддержало в 2009 г. развитие крупных компаний, в основном в сырьевом секторе. При этом на их поддержку пришлось в значительном объёме потратить накопленные государством в докризисный период резервы. Эти компании не просто сохранили активы, но и кое-что добавили. Поэтому государство вправе рассчитывать на то, что компании, которые получили государственную поддержку, будут заниматься инвестиционными проектами и проявят инвестиционную активность в области модернизации российской экономики, а не просто будут продолжать политику по наращиванию экспорта сырьевых товаров.
В целях стимулирования притока иностранных инвестиций в модернизацию производства и поощрения предприятий, инвестирующих в развитие производства, крайне важно обеспечить стимулирующую их систему налогообложения. Помимо того, что эта система должна быть упрощена, необходимо гарантировать ее стабильность и адекватность общепринятым международным нормам.
Одной из важнейших задач в области инвестиционной политики государства является восстановление на предприятиях реального учета движения стоимости основных фондов с выводом из хозяйственного оборота амортизированного капитала, что будет способствовать предотвращению искажения структуры издержек производства, реальных доходов и прибыли. Это требует совершенствования всех аспектов действующего законодательства с учетом необходимых условий интеграции России в мировую экономическую систему.
Особой задачей в среднесрочной перспективе должно стать привлечение иностранных инвестиций с целью диверсификации российского экспорта с увеличением доли продукции обрабатывающих отраслей, характеризующихся высокой добавленной стоимостью. К их составу относится производство продукции конечных и высоких переделов: лесопромышленного, металлургического и химического комплексов; авиапромышленности; атомной промышленности; энергетического машиностроения, а также отдельных сегментов рынков судостроения, вооружений, космического комплекса.
Одной из форм активного привлечения иностранного капитала должны стать инвестиционные соглашения, в которых предоставление иностранным инвесторам, исключительных льгот и привилегий, выходящих за рамки общего режима, должно быть оговорено рядом обязательных условий. В частности, они относятся к размерам и видам вложения инвестиций, а также к инновационной основе создаваемого производства. Помимо этого в них могут быть предусмотрены условия социального, научно - технического и экологического характера. Например, по созданию новых рабочих мест и обустройству инфраструктуры, привлечению современных информационных технологий и передового управленческого опыта и т.п.
Для привлечения иностранных инвесторов к работе на основе таких инвестиционных соглашений необходимо законодательно определить финансовые источники компенсации предоставляемых льгот и сформировать механизм их практического предоставления.
Кроме того, требуется создание нормативной регламентации осуществления контроля за выполнением взаимных обязательств сторон, а также условий применения санкций за невыполнение условий инвестиционного соглашения.
Активизация работы по привлечению ПИИ должна предусматривать приоритетность участия в ней ТНК, как наиболее перспективных внешних инвесторов российской экономики.
С этой целью необходимо задействовать их основную инвестиционную мотивацию, сопровождаемую необходимостью создания в России собственной инфраструктуры, проводящей сети их снабжения и сбыта товаров (услуг).
Привлечению инвестиционных ресурсов ТНК в производственную сферу может способствовать координация политики налогообложения импортируемых товаров и продукции.
Сотрудничество в сфере ПИИ с международными кредитно-финансовыми институтами является важным элементом долгосрочной инвестиционной политики России, учитывая их огромное влияние на кредитный рейтинг страны как реципиента инвестиций. Основной вектор сотрудничества с международными институтами должен быть направлен на привлечение их к участию в инвестировании целевых программ развития инфраструктурных отраслей.
Предлагаемые меры позволят обеспечить приток в Российскую Федерацию иностранных инвестиций в объемах и формах, соответствующих национальным интересам ее социально-экономического развития в стратегической перспективе.
В целом, следует отметить, что Россия, безусловно, обладает высочайшим инвестиционным потенциалом, на реализацию которого должны быть брошены все силы, ведь в основе той самой “модернизации” лежат именно инвестиции. Поэтому государство обязано сделать все возможное для того, чтобы улучшить предпринимательскую среду и уже перечисленные аспекты инвестиционного климата России. И как только в России будут созданы все необходимые условия, можно быть уверенным в том, России удастся выстроить новую высокотехнологичную и инновативную экономику, создающую высокую добавленную стоимость. А в основе этой экономики будут лежать инвестиции и обновленная роль государства, заботящегося о создании грамотных и прозрачных правил игры и сконцентрированным на контроле за их соблюдением.
В результате рассмотрения роли международных инвестиций в экономике РФ были получены следующие выводы:
России необходимо развивать инвестиционную деятельность и предпочтение необходимо отдавать прямым иностранных инвестиций, которые перед другими их формами имеют следующие преимущества:
Информация о работе Россия как объект зарубежного инвестирования