Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование рынка, его структуры и инфраструктуры.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы понятия <<рынок>>;
исследовать методику оценки развития рынка;
определить проблемы и перспективы развития рыночной экономики России.
Объект – рынок как экономическая категория.
В настоящее время рыночные отношения в мировой экономике достигли высокого уровня развития, что проявляется в наличии большого числа разнообразных рыночных систем, то есть различных видов рынков. Однако, несмотря на различия между рынками все они имеют общие черты, что позволяет говорить о том, что рынок имеет структуру. То, что рынок имеет структуру очень хорошо для исследователя (менеджера), потому что наличие структуры делает рынок управляемым. В свою очередь управление рынком позволяет достигать поставленных на нем целей.
Для того чтобы иметь возможность управлять рынком, необходимо знать, что какова его структура. С другой стороны, есть внешние по отношению к рынку факторы, которые влияют на него, что позволяет говорить о том, что у рынка есть инфраструктура. То, что рынок имеет инфраструктуру тоже хорошо для исследователя, ибо, выстраивая инфраструктуру определенной конфигурации, он может получить дополнительные возможности для управления рынком.
Сказанное означает, что изучение механизмов управления рынком посредством влияния на его структуру и инфраструктуру является актуальным вопросом исследования.
Целью курсовой работы является исследование рынка, его структуры и инфраструктуры.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Объект – рынок как экономическая категория.
Предмет – структура и инфраструктура рынка.
Теоретической основой исследования послужила научно-методическая литература, посвященная вопросам развития рыночных отношений в отечественной экономике.
Вопросы, связанные с формированием и развитием рынка, его ролью и местом в экономической системе общества вызывали значительный интерес экономистов. Основы научного анализа этих проблем заложены в трудах А. Смита, Д. Рикардо. Свой вклад в изучение развития и функционирования рыночного механизма внесли А. Маршалл, Дж. Кейнс, М. Фридман, К.Р. Макконелл, С.А. Брю, Э.Дж. Долан и другие.
В отечественной экономической литературе проблемы инфраструктуры экономики достаточно широко стали рассматриваться в 70-х годах ХХ столетия применительно к функционированию различных социально-экономических систем. Преобразования в экономике России повлекли за собой переосмысление содержания понятия инфраструктуры, ее основных функций и роли в процессе организации и функционирования рынка. Среди научных работ, посвященных данной проблематике, выделяются труды Базылева Н.И., Борисовой Е.Ф., Васильевой Е.В., Камаева В.Д. и других.
При изучении проблемы использовались методы экономических и социальных исследований: статистико-экономический, расчётно-конструктивный, монографический.
Структура работы соответствует логике и последственности изложения и включает введение, реферат, 2 главы, заключение,список литературы.
В ходе исторического процесса развития товарного производства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением и электронными технологиями.
Рынок всегда вызывал интерес экономистов. Проблемам функционирования рынка уделяли особое внимание такие видные ученые, как Ж.Б. Сэй, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, М. Фридмен, П. Самуэльсон и др. В этой связи в ходе развития экономической науки сложилось несколько подходов к определению рынка и рыночных отношений, их сущности [13, c. 31].
Первоначально рынок рассматривался как базар, место осуществления торговых операций. Такое понимание рынка сложилось давно, еще в период разложения первобытнообщинного строя, когда обмен продуктами труда производился в определенном месте и в определенное время. В дальнейшем, по мере развития ремесла и торговли, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. В этом значении термин «рынок» часто используется и сегодня.
По мере общественного развития понятие «рынок» приобретает более сложное толкование. Например, французский экономист А. Курно (1801-1877) под рынком понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. Таким образом, он выделил важные признаки рынка – свободу его участников и гибкое ценообразование.
Английский экономист У. Джевонс (1835-1882) определил рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Таким образом, в качестве критерия рынка выдвинута «теснота» связи между продавцами и покупателями.
Дальнейшее развитие товарного обмена и товарно-денежных отношений приводит к усилению внимания к сфере обращения. Это нашло отражение и в определениях рынка [6, с.14]:
Несмотря на важность сферы обращения, содержание понятия «рынок» не следует сводить лишь к сфере обмена. Углубленное понимание данное категории требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, включая производство, распределение, обмен и потребление. В частности, этот аспект был воспринят отечественными экономистами, которые стали рассматривать рынок как элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, как форму движения основных составных частей этого продукта.
В западной экономической литературе получил распространение подход, в котором рынок рассматривался с точки зрения субъектов рыночных отношений. Так, Ф. Котлер определил рынок как сферу потенциальных обменов. К. Макконнелл и С. Брю трактуют его как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А. Маршалл также указывает внимание на наличие связи между предложением и спросом, а также группы людей, участвующих в сделках по поводу любого товара [12, c.27].
Ф. Хайек (1899-1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.
П. Самуэльсон акцентирует внимание на особом значении механизма цен, который, действуя через предложение и спрос на конкурентных рынках, имеет целью разрешение трех основных проблем экономической организации – что, как и для кого производить [9, c.26].
Перечисленными формулировками не исчерпывается все многообразие подходов к трактовке рынка. Приведенные определения свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления, раскрывают разные его грани. В целом рынок – сложное многофункциональное комплексное понятие, включающее, с одной стороны, рынок товаров и услуг, а с другой – рынок ресурсов, во взаимосвязи и взаимодействии которых идентифицируется современный экономический механизм.
В широком смысле слова рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, функционирующих на основе законов стоимости, спроса и предложения.
Таким образом, в настоящее время в экономической теории под рынком понимается определенная форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм цен является ключевым звеном рыночных отношений, так как именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложение товаров и услуг и спрос на них.
На сегодняшний день рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Выделяются следующие признаки структуры рынка [7, c. 54]:
Описание структуры рынка зависит от выбранных критериев. Так, по объектам структура рынка может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1).
Рисунок 1. Структура рынка
с учетом критерия объекта
рыночных отношений
По объектам рыночного обмена можно выделить агрегированные (укрупненные) рынки: товарный (средств производства, товаров и услуг), труда или рабочей силы и денежный (денежный, ценных бумаг, валютный, инвестиций и др.). Можно выделить и частные рынки отдельных товарных групп или товаров (мяса, одежды, обуви кожаной, резиновой, валяной и т.д.).
Потребительский рынок включает рынки товаров и услуг (бытовых, коммунальных, транспортных). Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние граждан каждого государства. В рамках этого рынка выделяется продовольственный рынок и рынок промышленных товаров [16, с. 147].
Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Наиболее укрупнено его можно представить в виде рынков: топлива и минерального сырья; сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров; объектов промышленного строительства; машин и оборудования.
Рынок информационных продуктов – это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Важно отметить, что за рубежом информационный продукт понимается в более широком смысле слова – в него также включается и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный, продукт.
В нашей стране рынок интеллектуальной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
Особое место в структуре рынка занимает кредитный рынок. Если на обычном товарном рынке деньги выполняют посредническую функцию в обмене товарами и выступают мерилом цены товаров, то на финансовом рынке деньги сами становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.
Предложения денег прежде всего формируется за счет сбережений населения, а также накоплений предприятий и организаций. Причем предложение денег обусловлено стремлением их владельцев к получению процента.
Спрос на деньги возникает у хозяйственных агентов, а также у государства, когда собственных средств оказывается недостаточно для финансирования тех или иных хозяйственных проектов и программ. Поэтому спрос на деньги связан с нехваткой денежных ресурсов у хозяйственных агентов и государства. Вступая в кредитную сделку, обе стороны находят взаимное удовлетворение интересов: одни получают необходимые им денежные ресурсы, другие получают доход в форме процента за предоставленную ссуду, которую через определенный срок им должны будут вернуть заемщики.
Рынок инвестиций в России – понятие сравнительно новое. До этого вместо термина «инвестиции» существовал термин « валовые капитальные вложения». Но рынок инвестиций – понятие более широкое. Причём инвестиции не ограничиваются только лишь денежными средствами – банковскими вкладами, акциями, паями или ценными бумагами. Рынок инвестиций подразумевает использование в качестве инвестиций движимого и недвижимого имущества, объектов авторского права, права пользования природными ресурсами, землёй и других имущественных прав.
Инвестором может стать любое физическое или юридическое лицо, которое желает вложить в инвестиционные проекты свои собственные средства, или средства заёмные. При этом инвестор стремится свести любые риски к минимуму [19, с. 244].
Действующий рынок инвестиций даёт возможность решения множества задач: появление новых предприятий за счёт инвестиций; расширение существующей предпринимательской деятельности; диверсификация, которая становится возможной, благодаря освоению новых ниш в бизнесе.
Валютный рынок – это система отношений, связанная с куплей – продажей валюты и осуществлением других операций. Основное назначение валютного рынка заключается в обеспечении его участников иностранной валютой и регулирование валютного курса.
Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. Фактически происходит раздвоение капитала на реальный и фиктивный, каждый из которых, несмотря на взаимную предопределенность, получает самостоятельное движение, обращение. Реальный капитал – это фонды предприятий (здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы). Фиктивный капитал отражает реальный капитал в ценных бумагах; они получают хождение как самостоятельный товар и обладают, как и любой другой товар, ценой, которая называется курсом ценных бумаг.