Рынок,его структура и инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование рынка, его структуры и инфраструктуры.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы понятия <<рынок>>;
исследовать методику оценки развития рынка;
определить проблемы и перспективы развития рыночной экономики России.
Объект – рынок как экономическая категория.

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок, его структура и инфраструктура.doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

Рынок труда – совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленная многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства. В широком смысле рынок труда есть система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.

Отношения на рынке труда регулируются общественными и государственными институтами. Эти отношения противоречивы в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда.

По субъектам различают рынки: покупателей; продавцов; государственных учреждений; промежуточных продавцов – посредников [15, с. 88].

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

Рынок продавцов характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание.

Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

По общественному разделению труда различают рынки: местный (локальный); региональный; национальный; мировой.

Кроме того выделяют следующие виды рынков:

а) по уровню насыщения: равновесный; дефицитный; избыточный.

б) по степени зрелости: неразвитый; развитый; формирующийся.

в) по степени ограниченности конкуренции: свободный; монополистический; олигополистический; смешанный.

г) по соответствию действующему законодательству: легальный; нелегальный («черный» и «серый»);

д) по организации рыночного обмена: оптовый; розничный; экспортный; импортный.

е) с учетом ассортимента товаров:

  • замкнутый рынок, где товары только первого производителя; насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;
  • рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
  • смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой.

В целом необходимо отметить, что структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

Структура рынка есть способ организации рынка, оказывающий наибольшее влияние на поведение фирм и потребителей.

 

1.3 Инфраструктура рынка

 

Эффективно организованный рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.

Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства [3, c. 35].

В настоящее время понятие «рыночная инфраструктура» имеет несколько трактовок. В научных трудах, посвященных проблемам экономической теории ее определяют как:

  • комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;
  • совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;
  • совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Исходя из представленных подходов, рыночную инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основные элементы инфраструктуры рынка, действующие в современных условиях, представлены на рисунке 2.

Спорным, по нашему мнению, является вопрос о включении в рыночную инфраструктуру налоговой и таможенной системы, как это осуществляет ряд экономистов.

 

Рисунок 2. Инфраструктура рынка

 

Добровольность, экономическая независимость являются признаками отношений субъектов рынка. Налоговые и таможенные службы, государственные инспекции не являются субъектами рынка, их функции принуждающие, контролирующие и инспектирующие, они являются субъектами государственного регулирования рынка. Следовательно, если рыночную инфраструктуру обозначать как совокупность рыночных посредников, то субъекты государственного регулирования к ним никак не относятся.

Под биржей понимается юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов.

Страховые организации – это компании, проводящие страхование, получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности, принимающие на себя обязательство возмещения страхового ущерба, выплаты страховой суммы.

Торговый дом представляет собой организацию, осуществляющую экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующую международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующую в кредитно-финансовых операциях и в других формах внешнеэкономических связей.

Ярмарка – это временная торговая площадь, которая предназначена для сбыта продукции различных фирм, преимущественно сельскохозяйственных предприятий, где можно приобрести продукцию гораздо дешевле, чем в магазинах и на рынках.

Кредитная система есть совокупность кредитных отношений, существующих в стране форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.

К основным функциям инфраструктуры рынка относят [20, c.33]:

  • облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;
  • повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
  • организационное оформление рыночных отношений;
  • облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Таким образом, для эффективного функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.

 

2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

2.1 Формирование инфраструктуры предпринимательства как                                     основа экономического роста

 

В общем комплексе проблем современного реформирования российской экономики важную роль играет процесс становления предпринимательства. В экономической науке существует устойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики. На сегодняшний момент самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельности предприятий практически не ограничена.

Такое бурное развитие предпринимательства в нашей стране связано, прежде всего, с перестройкой нашей экономики, преодолением структурных диспропорций и сверхконцентрации производства, возникших в период существования административно-командной экономики. В действительности речь здесь идет о реализации общеэкономических закономерностей, присущих современному всемирному хозяйству: переходе к интенсивному типу воспроизводства при возрастающем значении его качественных параметров, развитии разделения труда и резком расширении номенклатуры и ассортимента продукции и услуг, все более настоятельной необходимости ресурсосбережения и экономии. Как показывает зарубежный опыт, предпринимательство, действующее в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента товаров и услуг, повышении качества продукции.

Таким образом, для сегодняшней России, становление предпринимательства, развитие инфраструктуры предпринимательства приобретают исключительную актуальность и считаются одними из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России [24, с. 301].

Однако до настоящего момента сохраняется проблема доступности кредитных ресурсов для предприятий малого и среднего бизнеса, а потому первоочередное внимание в комплексе мер поддержки малого бизнеса уделяется предоставлению им финансовой помощи, среди которых можно отметить следующие:

  • Правительством РФ принято решение об увеличении объема финансовой поддержки малого бизнеса до 40 млрд. рублей (с ранее заявленных 30 млрд. рублей). Данная мера осуществляется посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц через ОАО «Российский банк развития» (РосБР). Источниками финансовой поддержки региональных банков на цели кредитования стали: средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку малого бизнеса; средства Внешэкономбанка; займы и кредиты РосБР, привлеченные как на внутреннем, так и внешних рынках [18, с. 85].

По состоянию на начало III квартала 2009 г. 75 банков подали заявки на участие в программе по кредитованию малого и среднего бизнеса. Совокупный объем заявок составил 12,5 млрд. рублей. Таким образом, количество представленных заявок на участие в программе свидетельствует о высокой степени заинтересованности региональных финансовых институтов в получении средств на эти цели;

  • принято решение о корректировке параметров, выдаваемых РосБР кредитов, относительно запланированных – кредиты должны выдаваться сроком не менее чем на один год и под процентную ставку рефинансирования Центрального банка плюс 3 процентных пункта, в то время как сами банки будут получать кредиты по этой программе под 10,5–10,7% годовых. Поэтому предстоит провести дополнительные переговоры с банками-партнерами с учетом новых условий кредитования;
  • дополнительно РосБР начал разрабатывать модели финансирования бизнесинкубаторов, деловых центров, образовательных учреждений и прочих организаций, оказывающих малому бизнесу имущественную и другие виды поддержки. В настоящее время реализуются «пилотные» сделки с несколькими микрофинансовыми и лизинговыми организациями с перспективой их дальнейшего тиражирования, а также разрабатывается схема работы с факторинговыми компаниями и определяются условия их кредитования;
  • принято решение о внедрении программы рефинансирования кредитных портфелей банков-партнеров. Суть данного способа кредитования состоит в том, что сформированный банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам малого бизнеса, может быть использован им для обеспечения нового финансирования в РосБР;
  • РосБР планирует приступить к разработке механизма секьюритизации кредитных портфелей малого бизнеса для поиска новых эффективных форм финансирования. Успешность данного процесса будет зависеть и от стабильности общей финансовой ситуации в стране, готовности законодательной базы и банков к такой инновационной форме работы с малыми предприятиями;
  • утверждено дополнительное финансирование региональных гарантийных фондов, под поручительство которых малый бизнес сможет получить займы [18, с. 86].

Информация о работе Рынок,его структура и инфраструктура