Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование рынка, его структуры и инфраструктуры.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы понятия <<рынок>>;
исследовать методику оценки развития рынка;
определить проблемы и перспективы развития рыночной экономики России.
Объект – рынок как экономическая категория.
Рынок труда – совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленная многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства. В широком смысле рынок труда есть система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.
Отношения на рынке труда регулируются общественными и государственными институтами. Эти отношения противоречивы в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда.
По субъектам различают рынки: покупателей; продавцов; государственных учреждений; промежуточных продавцов – посредников [15, с. 88].
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.
Рынок продавцов характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание.
Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
По общественному разделению труда различают рынки: местный (локальный); региональный; национальный; мировой.
Кроме того выделяют следующие виды рынков:
а) по уровню насыщения: равновесный; дефицитный; избыточный.
б) по степени зрелости: неразвитый; развитый; формирующийся.
в) по степени ограниченности конкуренции: свободный; монополистический; олигополистический; смешанный.
г) по соответствию действующему законодательству: легальный; нелегальный («черный» и «серый»);
д) по организации рыночного обмена: оптовый; розничный; экспортный; импортный.
е) с учетом ассортимента товаров:
В целом необходимо отметить, что структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.
Структура рынка есть способ организации рынка, оказывающий наибольшее влияние на поведение фирм и потребителей.
Эффективно организованный рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.
Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства [3, c. 35].
В настоящее время понятие «рыночная инфраструктура» имеет несколько трактовок. В научных трудах, посвященных проблемам экономической теории ее определяют как:
Исходя из представленных подходов, рыночную инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основные элементы инфраструктуры рынка, действующие в современных условиях, представлены на рисунке 2.
Спорным, по нашему мнению, является вопрос о включении в рыночную инфраструктуру налоговой и таможенной системы, как это осуществляет ряд экономистов.
Рисунок 2. Инфраструктура рынка
Добровольность, экономическая независимость являются признаками отношений субъектов рынка. Налоговые и таможенные службы, государственные инспекции не являются субъектами рынка, их функции принуждающие, контролирующие и инспектирующие, они являются субъектами государственного регулирования рынка. Следовательно, если рыночную инфраструктуру обозначать как совокупность рыночных посредников, то субъекты государственного регулирования к ним никак не относятся.
Под биржей понимается юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов.
Страховые организации – это компании, проводящие страхование, получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности, принимающие на себя обязательство возмещения страхового ущерба, выплаты страховой суммы.
Торговый дом представляет собой организацию, осуществляющую экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующую международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующую в кредитно-финансовых операциях и в других формах внешнеэкономических связей.
Ярмарка – это временная торговая площадь, которая предназначена для сбыта продукции различных фирм, преимущественно сельскохозяйственных предприятий, где можно приобрести продукцию гораздо дешевле, чем в магазинах и на рынках.
Кредитная система есть совокупность кредитных отношений, существующих в стране форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.
К основным функциям инфраструктуры рынка относят [20, c.33]:
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Таким образом, для эффективного функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.
В общем комплексе проблем современного реформирования российской экономики важную роль играет процесс становления предпринимательства. В экономической науке существует устойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики. На сегодняшний момент самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельности предприятий практически не ограничена.
Такое бурное развитие предпринимательства в нашей стране связано, прежде всего, с перестройкой нашей экономики, преодолением структурных диспропорций и сверхконцентрации производства, возникших в период существования административно-командной экономики. В действительности речь здесь идет о реализации общеэкономических закономерностей, присущих современному всемирному хозяйству: переходе к интенсивному типу воспроизводства при возрастающем значении его качественных параметров, развитии разделения труда и резком расширении номенклатуры и ассортимента продукции и услуг, все более настоятельной необходимости ресурсосбережения и экономии. Как показывает зарубежный опыт, предпринимательство, действующее в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента товаров и услуг, повышении качества продукции.
Таким образом, для сегодняшней России, становление предпринимательства, развитие инфраструктуры предпринимательства приобретают исключительную актуальность и считаются одними из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России [24, с. 301].
Однако до настоящего момента сохраняется проблема доступности кредитных ресурсов для предприятий малого и среднего бизнеса, а потому первоочередное внимание в комплексе мер поддержки малого бизнеса уделяется предоставлению им финансовой помощи, среди которых можно отметить следующие:
По состоянию на начало III квартала 2009 г. 75 банков подали заявки на участие в программе по кредитованию малого и среднего бизнеса. Совокупный объем заявок составил 12,5 млрд. рублей. Таким образом, количество представленных заявок на участие в программе свидетельствует о высокой степени заинтересованности региональных финансовых институтов в получении средств на эти цели;