Рынок,его структура и инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование рынка, его структуры и инфраструктуры.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы понятия <<рынок>>;
исследовать методику оценки развития рынка;
определить проблемы и перспективы развития рыночной экономики России.
Объект – рынок как экономическая категория.

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок, его структура и инфраструктура.doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

Однако практическая реализация механизма распределения средств на кредитование малого бизнеса протекает крайне медленно, в результате чего по состоянию на начало июля 2009 г. ни одного кредита на эти нужды не выдано. Кроме того, порядок отбора региональных банков-партнеров предъявляет жесткий перечень требований к финансовым институтам, претендующим на получение государственной поддержки. Таким образом, прогнозируется, что «небольшие» банки не смогут соответствовать заявленным требованиям, в то время как именно «небольшие» банки в развитых странах составляют основу кредитования малого бизнеса.

В части мер налогового стимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить следующие:

  • внесены изменения в ст. 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ (НК РФ), направленные на повышение доступности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Это реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей, а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утраты права применения УСН. Данная мера позволит, по предварительным оценкам, вдвое увеличить число малых предприятий с точки зрения НК РФ, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку для плательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Кроме того, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части «теневых» доходов малых предприятий;
  • внесены изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Теперь согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера должна существенно сократить расходы предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание контрольно-кассовой техники.

Следует отметить, что действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливать пониженную ставку налога по УСН в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации «Опора России», действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей. В случае распространения льготы на плательщиков ЕНВД масштабы эффекта могут заметно увеличиться, однако для государства это обернется существенным выпадением налоговых поступлений.

Таким образом, следует отметить, что принятые и реализуемые меры поддержки малого бизнеса были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время среди описанных выше мер отсутствуют меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого предпринимательства в России.

 

2.2. Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры

 

Ведущее значение подсистемы развития в системе государственного регулирования экономики связано с ключевой ролью научно-технического прогресса в обеспечении современного экономического роста. Политика развития включает в себя: определение приоритетов долгосрочного социально - и технико-экономического развития, сохранение и развитие научно-производственного потенциала страны, формирование на этой основе промышленной, научно-технической и финансовой политики. Необходимым элементом политики развития должно стать индикативное планирование. Политика развития должна обеспечивать подъем конкурентоспособности отечественных предприятий, выращивание национальных лидеров – «локомотивов» экономического роста.

Выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития предваряют политику развития экономики на основе современных технологий, разработку и реализацию программ по ее осуществлению. Определение приоритетов технико-экономического развития по основным направлениям научно-технического прогресса должно вестись исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и инструментов государственной экономической политики. К выбираемым приоритетам следует предъявлять следующие требования.

С научно-технической точки зрения, выбираемые приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям роста формирования современного технологического уклада и своевременного создания заделов становления следующего [17, с. 84].

С экономической точки зрения, государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду и условия развития деловой активности; инициировать рост деловой активности в широком комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. Иными словами, она должна создавать расширяющийся импульс роста спроса и деловой активности.

С производственной точки зрения, государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль «локомотивов роста» для всей экономики. С социальной точки зрения, реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

К приоритетным направлениям, осуществление которых удовлетворяет всем необходимым критериям, относятся, в частности, следующие:

  • освоение современных информационных технологий;
  • развитие биотехнологий, в особенности генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований, поднимающих эффективность здравоохранения, АПК, фармакологической и других отраслей промышленности;
  • развитие нанотехнологий и основанных на них средств автоматизации, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения;
  • создание наноматериалов с заранее заданными свойствами;
  • развитие лазерных технологий;
  • обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, на основе организации производства и лизинга современных моделей самолетов отечественного производства;
  • комплексное развитие ракетно-космической промышленности;
  • обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация существующих и строительство новых атомных станций;
  • развитие технологий переработки и использования природного газа;
  • развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления;
  • развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок;
  • развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;
  • развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах;
  • модернизацию непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы и лазеры для медицины, вычислительная техника для системы образования и т.д.);
  • применение технологий регенерации тканей, в том числе с использованием стволовых клеток, в медицине;
  • оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий [17, с. 88].

Таким образом, перечень приоритетных направлений технико-экономического развития составлен на основе обзора основных тенденций современного НТП с учетом состояния отечественного научно-промышленного потенциала. Он не претендует на полноту и окончательность. Но с него можно начинать формирование и реализацию государственной политики развития рыночной инфраструктуры в части НТП.

2.3. Развитие инфраструктуры продовольственного рынка

 

Проблемы развития продовольственного рынка являются в настоящее время весьма актуальными. Уровень развития данного рынка любой территории оказывает непосредственное влияние на качество жизни ее населения и в целом на социально-экономическое развитие. В связи с этим оптимизация развития продовольственного рынка в нашей стране является одной из приоритетных задач государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельно взятых регионов.

Механизм функционирования продовольственного рынка представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления продовольственных товаров. Функционирование данного рынка определяется соотношением потребностей населения, внутренних производственных возможностей и развитостью межтерриториальных связей. Следует отметить, что в условиях чрезмерной открытости отечественной экономики российский рынок продовольственных товаров оказался в сфере активного раздела иностранных аграрных производителей [8, с. 101].

Безусловно, формирование и развитие продовольственного рынка обусловлено, прежде всего, наличием развитого сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности с объемами товарной продукции и услуг, обеспечивающими участие территории в формировании внутритерриториальных и межтерриториальных связей по продовольственным товарам. При этом в нашей стране на фоне постоянного сокращения числа предприятий АПК достаточно высоким остается удельный вес убыточных хозяйствующих субъектов, который составляет на сегодня порядка 49% от общего числа предприятий отрасли. Предприятия пищевой промышленности также характеризуется большим числом убыточных предприятий и высокой степенью износа основных фондов (порядка 30%), что снижает ее технические возможности по высокоэффективной переработке сельскохозяйственной продукции.

Представляя собой совокупность объектов и институциональных структур, обеспечивающих осуществление материальных, финансовых и информационных связей между субъектами рынка продовольственных товаров, рыночная инфраструктура объединяет в единую цепочку сферы производства, обращения и потребления, обеспечивая тем самым непрерывность воспроизводственного процесса. Однако, несмотря на реализацию в стране комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков, предполагающей формирование сети посреднических организаций, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, систему информационного обеспечения, транспортного обслуживания и разработку кредитно-финансовой, организационной и нормативной политики функционирования товарных рынков, все же ситуация в данной сфере остается достаточно сложной. Особо острой является проблема развития рыночной инфраструктуры продовольственного рынка.

Проведенный Г.М. Зинчуком анализ пропорций между имеющимися мощностями рыночной инфраструктуры и уровнем производства пищевых продуктов показал, что большая часть регионов России характеризуются недостаточностью мощностей складского хозяйства, специализированного транспорта, тарно-контейнерного фонда, торговых площадей продовольственных магазинов, неразвитостью экономико-информационной инфраструктуры [8, с. 102].

Безусловно, сами по себе инфраструктурные объекты не вносят прямого вклада в ВНП, но именно они способствуют ускорению товарооборота, а, следовательно, ускорению оборота капитала и, в итоге, косвенно влияют на увеличение ВНП. Поэтому для создания нормальных экономических условий на продовольственном рынке и территории в целом, государственным и региональным органам власти необходимо авансировать развитие рыночной инфраструктуры.

Одним из направлений развития инфраструктуры рынка продовольственных товаров должна стать оптимизация структуры торговых предприятий, предполагающая увеличение числа и доли крупных продовольственных магазинов, позволяющих механизировать торгово-складские операции, модернизировать торговое оборудование, холодильные установки и кассовое обслуживание. В свою очередь, реализация данного направления требует совершенствования технической политики в развитии инфраструктуры продовольственного рынка.

При этом следует отметить, что отечественный рынок продовольственных товаров характеризуется значительной региональной дифференциацией, что подчеркивает необходимость углубленного изучения именно региональных особенностей и факторов, влияющих на его развитие и формирование рыночной инфраструктуры.

Практика показывает, что основой прорывов в экономическом развитии являются новации. Следует отметить, что в силу нововведений возрастают и изменяются потребности населения, полноценное удовлетворение которых во многом зависит не только от появления качественно новых товаров, но и от новых способов их реализации, новых методов стимулирования спроса и т.д. Эффективность развития рыночной инфраструктуры рынка продовольственных товаров также невозможно без соответствующих нововведений.

Еще одним важным направлением развития инфраструктуры продовольственного рынка должно стать совершенствование информационной инфраструктуры, включающей маркетинговые центры, рекламные агентства, постоянно действующие оптовые ярмарки и выставки, средства информатики и связи. На сегодняшний день хозяйствующие субъекты, функционирующие на продовольственном рынке, большая часть которых относится к числу средних и малых предприятий, не имеют возможности самостоятельно проводить полноценные исследования рынка. Отсутствие же необходимой и достоверной информации о состоянии рынка не позволяет принимать субъектам решения, обеспечивающие повышение их конкурентоспособности. Для изменения существующего положения необходимо совершенствование информационной инфраструктуры продовольственного рынка и в первую очередь его статистической составляющей [8, с. 103].

Информация о работе Рынок,его структура и инфраструктура