Рынок: понятие, структура, инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:52, контрольная работа

Краткое описание

Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
1. Понятие рынка
2. Структура рынка
3. Инфраструктура рынка
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 54.93 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по микроэкономике

на тему:

«Рынок: понятие, структура, инфраструктура»

 

Выполнила: студентка 1 курса

заочной формы обучения по специальности  БУ

Кузнецова Эрика Сергеевна

Научный руководитель: к.э.н., ст.преп. Прокопенко Максим Владимирович

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013 г.

 

Содержание

 

 

 

Введение

  1. Понятие рынка
  2. Структура рынка
  3. Инфраструктура рынка

Заключение

Список использованной  литературы

 

                                                                       Введение

Основу современной организации  национального хозяйства составляют два начала рынок и государственное  макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой. Что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. В ходе российских реформ предлагается создать, рынок  со всеми присущими ему механизмами  и функциями, структурами и функциями  макроэкономического регулирования  для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности  национального хозяйства. Даже в  странах с давно сформировавшейся организационно-экономической системой, совмещение обоих начал порождает  известные проблемы. Для российской реформируемой экономики эти  проблемы многократно усложняются. Во-первых, российский вариант - это  возрождение рыночной системы, которая  эволюционным путем формировалась  до известных революционных событий  начала ХХ в. и содержала в себе все аспекты национальной специфики. Российский рынок со всеми его специфическими особенностями был разрушен коммунистической экономической политикой. Возрождение экономики в ходе нынешнего реформирования должно быть осуществлено с учетом не только национального, но и мирового опыта. При этом, однако, нельзя забывать, что мировая практика строилась, в основном, на законах экономической эволюции, в ходе которой постепенно формировалось и совершенствовалось нынешнее соотношение организационных форм рынка и государственного регулирования, Но самое существенное заключается в том, что даже наиболее эффективные современные модели рыночной экономики - это уже пройденный этап эволюции. Развитые страны в настоящее время ведут поиск новых моделей рыночной системы, способной более эффективно устранять провалы и несовершенства рынка, решать более сложные экономические и социальные задачи. Во-вторых, движение российских реформ затрудняется отсутствием четких критериев эффективности, закладываемых в основу конструирования организационно-экономических форм рыночной системы. Правда эта проблема не только российская, она представляет сложность для национального хозяйства любой развитой страны мира. Следовательно, в ходе нынешней реформы в России должна быть создана рыночная модель нового типа, контуры, которой сегодня только улавливаются в наиболее развитых странах. Лишь в этом случае российской экономической системе будет обеспечен паритет в будущей мировой экономике. В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, разгосударствлением и приватизацией собственности, т.е. с возникновением системы современной рыночной экономики. Однако в настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Назвать существующие в России имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть и эклектической) можно только условно. Окончательный выбор конкурентной модели переходной системы и тем более модели современной рыночной экономики в России будет, в конечном счете, определяться соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований, масштабами и эффективностью поддержки реформ международным сообществом, а также историческими традициями. Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              1. Понятие рынка

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам.

Рыночная экономика - это  система экономических отношений  по поводу купли-продажи товаров  и услуг, осуществляемой с помощью  денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции  и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально-экономических  проблем.

Классификация рынков:

По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг,  строительный рынок,  рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.

В  пространственном  отношении  различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных  стран, мировой рынки.

По  механизму функционирования различают:  свободный, монополизированный,  государствено-регулируемый и планово-регулируемый рынки.

По уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный.

В процессе  регулирования  общественного воспроизводства  рынок выполняет шесть функций:

Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.

Посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться результатами своего труда.

Стимулирование эффективного  хозяйствования,  рационального  использования органических ресурсов человеком и обществом.

С помощью механизма равновесных  цен:

а) максимально  оптимально  формируются  структурные  пропорции  и объем производства;

б) обеспечивается  рациональное распределение органических производственных ресурсов;

в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.

Распределения и обмена.  Обеспечивается распределение и  обмен между группами общества.

Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.

Функция санирования.  Через  механизм  конкурентной  борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных  предприятий.

Социальное рыночное хозяйство.

Социальное рыночное  хозяйство - это хозяйство базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. Оно обеспечивает стремление к рационализации капиталовложения,  готовность  к расширению потребления. Социальный смысл рыночного хозяйства заключается в том,  чтобы любой успех экономики служит лучшему удовлетворению нужд и потребностей общества.

Социальное рыночное хозяйство  как концепция политики государства  нацелена на свободное,  экономически эффективное ,  прочное, социальное и справедливое устройство экономики и общества.

Для социального  рыночного  хозяйства характерен подход к рынку  как элементу регулирования и  управления экономикой. В системе  социального - рыночного  хозяйства  термин рыночное хозяйство означает как можно более полную  децентрализацию организации управления производством и потреблением через рынок сбыта, равенство шансов, эффективность и экономическую свободу.

Экономическая мощь  рыночного  механизма опирается на децентрализованном и свободном выборе профессии, на возможности свободного  принятия решений в отношении потребления  и производства товаров, на самостоятельном  принятии решений об использовании  доходов и собственности.

Открытость по отношению  к нововведениям и эффективность  информационной системы рынка сбыта, характеризуемого постоянной конкурентной борьбой,  быстрее и лучше всего  позволяет нащупать  новые потребности, а также обеспечить решения стратегических задач.

Координация отдельных решений  осуществляется посредством регулирования  цен, которые образуются под влиянием спроса и предложения, механизм цен  оказался высокоэффективным инструментом координации управления. Расширение процесса принятия решений производителями  в  целях  приспособления к рыночным условиям не гарантирует ошибок. Однако оно мешает принятию крупномасштабных решений.

Решающей предпосылкой для  функционирования механизма цен  является конкурентная борьба.  Информация, предоставленная в рыночном процессе, по своему содержанию и объему намного шире и полнее чем в условиях централизованного управления.

Для социально-рыночного  хозяйства  характерна  конкуренция.

Главная цель  конкурентной  борьбы состоит в том,  чтобы  продукты экономической деятельности не оставались в  руках  производителей слишком долго.

Результаты НТП  должны   передаваться   всем   потребителям.

Вследствие конкурентной  борьбы прибыль субъектов,  разработавших  новые технологии, ограничена во времени. Субъекты, догоняющие пионеров, в  ходе  конкурентной  борьбы  лишают пионеров их преимуществ. Поэтому прочная  прибыль в условиях непрерывной  конкуренции достижима у тех,  кто стремится к инновациям. Большой  вред рыночной экономике наносят  ограничения конкурентной борьбы.

В чем состоит социальный аспект рыночного хозяйства.

Он состоит:

1. в полной ответственности каждого человека за семью,  коллектив и общество;

2. в равенстве интересов, обеспечиваемом государством, в том числе за  счет бесплатного образования в школах,  средних,  высших и специальных учебных заведениях;

3. в  многочисленных правах населения в управлении различными органами самоуправления;

4. в  наличии  многочисленных  защищенных прав в случае аварии на производстве и в наличии трудового законодательства;

5. в выполнении государством социальных функций посредством обеспечения деятельности механизма перераспределения доходов в рамках пенсионного страхования,  страхования по болезни, а также существует множество мер в пользу наименее обеспеченных людей  и  людей попавших в беду.

Рыночное хозяйство имеет  социальный эффект  постольку,  поскольку  оно за счет своей эффективности  само по себе создает необходимые  предпосылки для максимально  возможного уровня общего благосостояния.

Эффективность рыночного  хозяйства повышается, если государство  проводит политику его регулирования.

Задачи государства при  регулировании социально-экономических  процессов.

1. Создание надежного правопорядка,  в рамках  которого  возможно принятие децентрализованных решений,  то есть урегулирование возможностей вступления в договорные отношения и порядок  распоряжения и пользования собственностью.

2. Обеспечение внутренней и внешней безопасности.

3. Обеспечение стабильности национальной валюты.

4. Развитие социальной инфраструктуры,  в частности: образования, здравоохранения, науки, транспорта и т.д.

5. Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования картелей власти на рынке сбыта.

6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества.

7. Разработка и реализация требований,  запретов и  использование рыночно-хозяйственных стимулов для охраны среды.

8. Определение общепризнанных правил в области налогового и социального права и внешнеэкономических отношений.

9. Макроэкономическое управление социально-  экономическими  процессами в рамках возможностей рыночного хозяйства.

Цели средства социально-экономического хозяйства в области экономической  и социальной политики.

1. Повышение жизненного уровня населения.

2. Стабильный уровень цен.

3. Социальное обеспечение и справедливость.

Инструментами для  повышения  уровня  жизни служит следующая  система мер: а) Сохранение  и  усиление нормально функционирующей  конкурентной борьбы.  б) Проведение  политики,  гарантирующей  нормальный  и надлежащий экономический прирост  в условиях высокого уровня занятости,  стабильности цен и сбалансированности внешнеэкономических связей.  в) Обеспечение максимально свободного международного обмена.  г) Обеспечение  свободной конвертируемости валюты.  д) Развертывание международного разделения труда в экономике.

Необходимо иметь в  виду, что повышение уровня жизни  является самоцелью. Так как,  во-первых, человек стремится к более  качественным  решениям  какой-либо  проблемы за счет получения прибыли  и повышения зарплаты,  во-вторых,  экономический рост создает новые  рабочие места,  в-третьих, экономический  рост облегчает структурные изменения  в народном хозяйстве и содействует  НТП,  в-четвертых, экономический  рост служит гарантией социального  обеспечения.

Стабильный уровень цен.

Обеспечение стабильного  уровня цен является одним из  основных инструментов  решения  задачи.  Обеспечение стабильного  уровня цен осуществляется за счет независимого  от  правительства  центрального эмиссионного банка,  за счет надежной финансовой системы  государства и за счет обеспечения сбалансированности внешнеэкономических связей.  Стабильность  денежной системы является предпосылкой функционирования механизма цен, а стабильные цены являются выражением социальной справедливости на практике.

Высокий уровень занятости.

Стремление к высокому уровню занятости существует не  только

по экономическим причинам, но и по социальным и политическим причинам. В результате каждый трудоспособный гражданин  может  вступить в  трудовую жизнь и зарабатывать средства для существования.  При потери места он имеет право требовать пособие по безработице.

Порядок на рынке труда  характеризуется прежде всего тарифной автономией. Тарифная автономия позволяет работодателям или профсоюзам и на  основе собственной ответственности договариваться о заработках и условиях труда. Вместе с тем тарифная автономия требует учета и общественного блага.

Социальное обеспечение  и справедливость.

Цель социального обеспечения  и справедливости и справедливого  распределения доходов и имущества  достигается путем  регулирования  тарифных  договоров и за счет системы социального законодательства.

Первоначальное распределение  доходов, свободно формирующееся на рынке,  по социальным причинам  исправляется  государством  за счет дополнительного  налогового обложения или за счет распределения дополнительных средств. Однако речь идет не просто о выравнивание доходов. В системе рыночного  хозяйства равенство доходов  не является положительной целью.  Различие доходов является  существенной движущей  целью  для экономической  динамики.  Выравнивание доходов  означает направление ситуации в  пользу тех, кто не в состоянии  идти в ногу с рыночным прогрессом.

Система рыночных  отношений  внедряется  в России с большими трудностями и издержками.  В  качестве объективного фактора  этого  явления можно  назвать то,  что в России никогда не было социально-рыночного  хозяйства.  Для формирования рыночной системы в России необходим ряд  условий и институтов:

Информация о работе Рынок: понятие, структура, инфраструктура