Рынок: понятие, структура, инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:52, контрольная работа

Краткое описание

Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
1. Понятие рынка
2. Структура рынка
3. Инфраструктура рынка
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 54.93 Кб (Скачать файл)

1. Преобразование в системе экономических отношений и образование новой системы.  С  1992 года в РФ был взят курс на плюрализм форм собственности.

Этапы:

а) ваучерная приватизация

б) денежная приватизация

2. Обеспечение полной независимости всех участников воспроизводственного процесса, действующих на рынке в сочетании с их экономической ответственностью.

3. Установление экономической системы,  базирующейся на экономике договоров, сделок между равноправными партнерами.

4. Введение свободных  или  мягко  регулируемых  цен.  Существует диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году была проведена реформа, и сейчас существует три вида цен:

а) устанавливаемые государством

б) регулируемые государством

в) цены свободного рынка

5. Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этого требуется  использование в определенных сочетаниях экономических, технических и социальных предпосылок.

Экономические предпосылки.

На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное  количество продавцов и покупателей.  Число производителей должно быть больше 8-15. Рынок считается монополизированным,  если 4 фирмы контролируют 80%  отрасли.

Технические предпосылки.

Необходим определенный уровень  специализации и концентрации  производства, обеспечение технического превосходства изделий, их качества.

Социальная предпосылки.

Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг, условий оплаты товаров (в  том числе кредитных).

6. Формирование устойчивой финансово-кредитной системы.

Необходимо проведение следующих  мер:

а) увеличение доходной части  бюджета

б) укрепление национальной валюты

в) сокращение расходов на управление

г) ужесточение контроля за использованием бюджетных средств

 

 

 

 

                                 2. Структура рынка.

Структура рынка - Это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

4 типа структуры рынка:

1. Совершенная конкуренция  характеризуется:

 а) Множеством мелких фирм;

б) Однородностью продукции;

в) Отсутствием затруднений  на вход и выход (из отрасли);

г) Равным доступом ко всем видам информации.

2. Монополистическая конкуренция  характеризуется:

а) Множеством мелких фирм;

б) Неоднородностью продукции;

в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли);

г) Несколько ограниченным доступом к информации .

3. Олигополия (Дуополия) характеризуется:

 а) Небольшим числом крупных фирм;

б) Неоднородностью (или однородностью) продукции;

в) Возможными затруднениями  при входе (из отрасли);

г) Несколько ограниченным доступом к информации.

4. Монополия характеризуется:

 а) Одной фирмой;

б) Уникальностью продукции;

в) Практически не преодолимыми барьерами на вход;

г) Несколько ограниченным доступом к информации.

Разнообразие видов монополии:

Закрытая монополия - монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.                 

Естественная монополия - отрасль, в которой  долгосрочные средние  издержки минимальны, только  когда одна  фирма   обслуживает весь рынок.             

Открытая монополия - монополия, при которой одна, по крайней мере, на некоторое время становится единственным  поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

 

 

                                              3. Инфраструктура рынка

1. Определение понятия.

Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые  использован еще в начале нынешнего  столетия в экономическом анализе  для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе  под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической  литературе бывшего СССР изучение проблем  инфраструктуры началось лишь в 70-е  годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую  эти отношения при всем их многообразии в одно целое.

2. Кредитная система государства.

Необходимость кредитных  отношений в рыночной экономике обще известны. С одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных отношений возникает временно свободные денежные средства: излишки денежных средств в виде амортизационных отчислений, временно свободные средства в связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени приобретения новых партий сырья, материалов и т.п., а также в связи с сезонным производством; средства, накопленные, но не использованные для расширения производства, выплаты заработной платы, денежные доходы и сбережения населения. С другой стороны, у участников рыночных отношений возникает потребность в дополнительных средствах, сверх тех, которые они имеют на данный момент.

Возникает противоречие, вполне разрешимое с помощью особой инфраструктуры рыночного хозяйства – кредитной  системы.

Кредитная система – это  совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих  денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.

Кредитная система государства  складывается из банковской системы  и совокупности, так называемых небанковских банков, то есть не банковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временные свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и с кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.

Вся совокупность банков в  национальной экономике образуют банковскую систему страны. В настоящее время  практически во всех странах с  развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня.

Первый уровень банковской системы образует центральный банк (или совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка, например федеральная резервная  система США). За ним законодательно закрепляются монополии на эмиссию  национальных денежных знаков и ряд  особых функций в области денежно-кредитной  политики. Второй уровень в двухуровневой банковской системы занимают коммерческие банки (частные и государственные).

3. Практика подоходного налогообложения различает: валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход-это сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно, практически во всех странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы, например, для инвалидов, пенсионеров и т. п. Таким образом: облагаемый доход валовой доход - вычеты.

При подоходном налогообложении  чрезвычайно важно рассчитать и  установить оптимальную ставку налога. Если ставки завышены, то подрываются  стимулы к нововведениям, снижается  трудовая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую» экономику.

Американские эксперты во главе с профессором А. Лаффером попытались теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50 % резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Обоснованием этому служит так называемый эффект Лаффера.

Если ставка подоходного  налога будет увеличиваться по сравнению с rA, то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. Rв<Ra, поскольку при б6льших ставках налога уменьшатся стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности. В чем же суть «эффекта Лаффера»? Если экономика находится положении справа от точки А' (в точке B), то уменьшение уровня 11 налогообложения до оптимального (га) в краткосрочный период ( приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде - к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении «эффект Лаффера» не «сработал» в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но одновременно оно затруднило реализацию ) социальных программ.

Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно  построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в  оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологические факторы. Американцы, например, считают, ( что при такой ставке налога, как в Швеции (75 %), в США никто бы не стал работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70 %.

В подоходном налогообложении  различают подоходный налог с  физических лиц и подоходный налог  с юридических лиц.

Подоходный налог с  физических лиц относится к прямым налогам с прогрессивной ставкой  налогообложения. Прогрессия в личном, подоходном налогообложении позволяет сглаживать неравенство в доходах.

4. Практика личного подоходного налогообложения. Теперь кратко остановимся на действующих системах личного подоходного налогообложения в США и России.

Система личного подоходного  налогообложения в США действует в соответствии с законом о налоговой реформе 1986 г. В нем предусмотрены две налоговые ставки: 15 и 28% (вместо действовавших ранее 14 ставок). Ставка в 15% применяется ко веем налогоплательщикам, имеющим доход ниже 29750 долл. в год. При доходе выше этой суммы ставка-28%. Личный подоходный налог индексируется в соответствии с темпами инфляции. По отношению к ее уровню корректируются не только размеры стандартных скидок и льгот (например, величина необлагаемого минимума в 1989 г. равнялась 2000 долл., в 1990 г. - 2050 долл.), но и налоговые группы (с целью предотвращения перехода налогоплательщиков в группу с более высоким уровнем налогообложения только из-за роста цен).

Действующая в России система  личного подоходного налогообложения базируется на следующих основных положениях:

а) источник получения доходов может быть любой, если он базируется на законодательстве России;

б) налогообложение доходов граждан от предпринимательской деятельности осуществляется по той же шкале, что и налогообложение других доходов физических лиц. Отличается лишь, порядок исчисления: в данном случае под облагаемым доходом понимается разность между доходом в денежном и натуральном измерении и документально подтвержденными расходами, связанными с получением доходов, а также различаются сроки уплаты налога;

в) предусматривается ряд налоговых льгот (в облагаемый доход не включаются пособия по социальному страхованию н социальному обеспечению, алименты, пенсии и льготы, оговоренные в законе) и индексация необлагаемого минимума;

г) личный подоходный налог взимается по прогрессивной шкале;

д) подоходный налог с юридических лиц.

Он также является прямым прогрессивным налогом в большинстве стран. В США подоходное налогообложение юридических лиц регулируется законом о налоговой реформе 1986 г. В соответствии с этим законом была снижена максимальная ставка подоходного налога и уменьшена его прогрессия. Максимальная ставка была снижена в 1987 г. с 46 до 40%, а в 1988 г. - до 34%. Уменьшение ставок подоходного налога с юридических лиц при одновременном сохранении основных льгот характерно не только для США, но и для всех крупнейших стран, где в 80-х гг. произошли налоговые реформы.

В России налогообложение  прибыли предприятий, организаций, фирм осуществляется на основе закона с 1 января 1991 г. За два последующих  года произошло снижение ставок налога - с 45 до 32 % для предприятий и фирм, занимающихся производственной Деятельностью, и с 55 до 45 % для фирм, занимающихся посреднической деятельностью, брокерских контор н т. п. Снижение ставок произошло на фоне сохранения и, увеличения различных льгот, которыми пользовались юридические лица при уплате налога на прибыль (например, предприятия получили право уменьшать налога- облагаемую прибыль на сумму прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений, производственного и непроизводственного назначения, т. е. на развитие собственной базы, на содержание объектов здравоохранения, взносов на благотворительные цели, в экономические фонды и т.д.).

Но в России налогообложение  прибыли юридических лиц имеет  свои особенности, связанные со спецификой современного российского предпринимательства.

Во-первых, ставка налога меняется не в зависимости от суммы прибыли, а в зависимости от сферы его  деятельности.

Во-вторых, объект налогообложения  не зависит от формы собственности юридического лица и модели его хозяйствования.

Информация о работе Рынок: понятие, структура, инфраструктура