Рынок, его структура и инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - определить, что такое рынок, его основные элементы и инфраструктуру.
Задачи:
1) Рассмотреть, что такое рынок, его сущность и понятия.
2) Определить, в чем заключается сущность рынка.
3) Изучить структуру рынка и его особенности
4) Рассмотреть роль и влияние государства при функционировании рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА И ЕГО СТРУКТУРЫ 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ РЫНКА, ЕГО ПРИЗНАКИ 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКА 9
1.3 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА 15
1.4 СТРУКТУРЫ РЫНКА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 17
ГЛАВА II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА 20
2.1 ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РАЗВИТИЕ РЫНКА 20
2.2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РЫНКА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС.docx

— 76.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ              ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАМСКАЯ  ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»                                                              (ИНЭКА)

 

 

Автомеханический колледж

К У Р С  О В А Я    Р А Б  О Т А

 

по дисциплине: «Экономика отрасли»

на тему «Рынок, его структура и инфраструктура.»

 

 

Выполнил студент г.р 2381

Мосин И.Н

Проверила ст. преподаватель

Швеёва Е. И

 

 

 

 

 

 

 

Набережные  челны

2012.г

Содержание

Введение. 3

Глава I. Теоретические основы рынка и его структуры 5

1.1 Сущность  и понятие рынка, его признаки 5

1.2 Классификация  рынка 9

1.3 Принципы  функционирования рынка 15

1.4 Структуры  рынка и его особенности 17

Глава II. Роль государства в формировании инфраструктуры рынка 20

2.1 Влияние  государства на развитие рынка 20

2.2 Методы  государственного регулирования  при функционировании рынка 25

Заключение 33

Список  использованной литературы 37

 

Введение.

Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории  выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской  деятельности, активно воздействовал  на формирование производственных и  личных потребностей населения. Конкуренция  между продавцами вела к тому, что  нежизнеспособный предприниматель  выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных  богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение  цен, количества реализуемых товаров  и производимых услуг.

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену  всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая  обществу продукция, оказываются различные  услуги. На предприятии сосредоточены  наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии.

Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот, кто наиболее грамотно и компетентно  определит требования рынка, создаст  и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким  доходом высококвалифицированных  работников.

Рынок — одна из самых  распространенных категорий в экономической  теории, одно из основных понятий хозяйственной  практики и экономической теории. Зачастую понятие "рынок" применяется  как всем известное и не требующее  каких-либо пояснений. Так, понятие  рынка в распространенных на Западе теориях экономике хотя и является ключевым, но имеет весьма поверхностное  определение и не привлекает особого  внимания. В рамках этой парадигмы рынок берется как некая данность (как человек, воздух, земля и т.д.), требующая ответа на вопрос: не что это такое, а как он устроен, как функционирует. В действительности, имеются самые различные толкования рынка у нас и за рубежом, что и послужило основанием для утверждений, будто до сих пор никому неизвестно, что такое рынок. Нельзя не заметить, что учение К.Маркса дает ответ на вопросы, почему и как возник рынок, на основе каких закономерностей он развивался, каковы его исторические границы, что такое рынок как экономическая категория.

В процессе исторического  развития рыночного (товарного) хозяйства  изменялось понимание рынка, его  сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала. Изучению этих вопросов посвящена I глава курсовой работы.

Еще А.Маршалл отмечал  необходимость того, чтобы применяемые  экономической наукой понятия были четко определены. Для этого нам  нужно проследить, как изменялось представление о том, или другом понятии в процессе исторического  развития, и определить, что же мы сегодня подразумеваем под ними. Важно и другое (по словам А.Маршалла) — употребление терминов не должно быть слишком категоричным, чтобы  не впасть в бессмысленный спор или, что еще хуже, допустить ошибку.

Цель данной работы - определить, что такое рынок, его основные элементы и инфраструктуру.

Задачи:

  1. Рассмотреть, что такое рынок, его сущность и понятия.
  2. Определить, в чем заключается сущность рынка.
  3. Изучить структуру рынка и его особенности
  4. Рассмотреть роль и влияние государства при функционировании рынка.

 

Глава I. Теоретические основы рынка и его структуры

1.1 Сущность и  понятие рынка, его признаки

В рыночной экономике основополагающим элементом является рынок.

Наиболее простое определение рынка, присущее любой модели рыночной экономики (американской, японской, скандинавской и др.): рынок есть соединение спроса и предложения. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка как экономического феномена. Более точно роль рынка в экономической жизни выражает следующее определение: рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров. Это определение позволяет трактовать рынок как сферу экономических отношений, а не просто как столкновение безликих компонентов экономики (спроса и предложения).

Рынок – это, с одной  стороны, сфера отношений между  субъектами

экономики (производителями и потребителями), а с другой стороны, элемент рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и потребления, а также элементы планирования и регулирования экономики. Подходя к понятию рынка более детально, можно отметить, что наличие рынка характеризуется присутствием его обязательных элементов людей (организаций) со своими потребностями; покупательной силы (обычно денег); соответствующих возможностей (купить и продать); желания купить (наличие покупателей, желающих купить товар); продавцов, желающих и имеющих возможность произвести и продать товар.

Из этого определения  следует:

необходимо знать нужды  покупателей, так как это непосредственно ведет

к созданию товара и совершению акта покупки;

рынок может, как расширяться, так и сокращаться в зависимости от

покупательской способности;

путем увеличения покупательной  способности и спроса, увеличения

объема производства товаров и более широкого их распространения могут быть расширены существующие рынки и созданы новые;

рынки могут быть расширены  за счет более эффективного

стимулирования желания купить посредством кредитования, рекламы и др.

Для дальнейшего понимания  сущности рынка следует выявить  наиболее общие признаки рынка и их основные характеристики.

Первый отличительный  признак рынка – взаимодействие продавцов и 

покупателей. Одна из важных задач маркетинга для фирм, работающих на рынке, - стремление достичь равновесного состояния между спросом и предложением товаров и услуг. На практике такого равновесия в течение относительно длительного периода времени достичь довольно сложно. Чаще всего случается рыночная ситуация, когда либо спрос на товары и услуги превышает их предложение, либо предложение превышает спрос.

В первом случае имеет место  рынок, который характеризуется  наличием

относительно малого количества продавцов (или вообще одного монополиста),

проводящих согласованную  политику, и относительно большого числа покупателей, остро нуждающихся в товаре. Если такая ситуация сохраняется достаточно долго, например в силу законодательных или иных ограничений, препятствующих проникновению на данный рынок новых предпринимателей, то речь идет о так называемом рынке продавца. При таких условиях продавцу нет смысла тратить средства на реализацию маркетинга. Его продукцию все равно купят, а, проводя исследования, он понесет дополнительные затраты.

Во втором случае имеет  место рынок покупателя, который  характеризуется большим числом разнообразных товаров и большой рыночной властью покупателя. На таком рынке каждый предприниматель (или продавец) может увеличить свои доходы, лишь создавая и реализуя продукцию, способную удовлетворить запросы покупателей. Такое положение заставляет продавца тратить дополнительные усилия по реализации своего товара, что является одним из стимулирующих факторов использования маркетинга.

Второй отличительный  признак рынка – его конкурентный характер.

Конкурентами на рынке могут выступать такие субъекты рынка, как предприниматели (индивидуальные или различные объединения и ассоциации), индивидуальные и коллективные потребители продукции, государственные и общественные организации. На рынке покупателя неизбежна конкуренция между предпринимателями, вступающими во взаимное соперничество за внимание покупателей. И наоборот, на рынке продавца имеет место соперничество между покупателями за внимание продавца.

Третий признак современного рынка – стабилизация отношений между

Субъектами рынка на основе интеграции, когда они, сохраняя стремление к взаимному соперничеству, вместе с тем оказываются заинтересованными в противодействии монополизации экономики. Причем такая интеграция не навязывается сверху, а обусловливается характером развития деловых отношений и обеспечивает консенсус разнообразных субъектов экономики. Примерами такой интеграции могут служить социальное партнерство в сфере регулирования занятости населения, создания систем переквалификации трудовых ресурсов и т.п.

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно

складывающимся ценам  или рынок - обязательный компонент  товарного

хозяйства. Без товарного  производства нет рынка, без рынка  нет товарного

производства. Объективная  необходимость рынка вызвана  теми же причинами,

что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и

экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти  условия

зарождались и развивались  как единое целое, как единый процесс

взаимодействия производства и сбыта продукции.

Рынок многолик и столь  же разнообразно его определение: "Рынок - это

обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения,

совокупность отношений  товарного и денежного обращения".

Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где  встречаются

продавцы и покупатели. «Рынок - есть тип хозяйственных  связей между

субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования

экономики; это форма движения общественного продукта и услуг; сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения». Так же под словом

«рынок» может предполагаться система экономических отношений  между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирование экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности

товарно-денежных связей и  финансово-кредитной системы. П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д. Рынки принимают самые разные формы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер.

Рынок включает:

• отношения, связанные с  арендой предприятий и других структур

экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

• обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

• процесс найма и использования  рабочей силы через биржу труда;

• кредитные отношения  при выдаче кредитов под определенный процент

• процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления и

включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

То, что рынок включает не только отношения по купле-продаже  товаров,

но и социально-экономические отношения (собственности, распределения,

потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения

(различные конкретные формы организации рынка и т.д.), дает основание

рассматривать его в системе  национальной экономики или экономической

системы в целом как  самостоятельную подсистему. Вся  экономическая система

представляет собой совокупность различных подсистем теснейшей

взаимосвязи и взаимозависимости. Схематично экономическую систему  можно

представить таким образом 

 

1.2 Классификация  рынка

Классификация рынков по организационному признаку.

Информация о работе Рынок, его структура и инфраструктура