Рынок, его структура и инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - определить, что такое рынок, его основные элементы и инфраструктуру.
Задачи:
1) Рассмотреть, что такое рынок, его сущность и понятия.
2) Определить, в чем заключается сущность рынка.
3) Изучить структуру рынка и его особенности
4) Рассмотреть роль и влияние государства при функционировании рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА И ЕГО СТРУКТУРЫ 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ РЫНКА, ЕГО ПРИЗНАКИ 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКА 9
1.3 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА 15
1.4 СТРУКТУРЫ РЫНКА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 17
ГЛАВА II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА 20
2.1 ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РАЗВИТИЕ РЫНКА 20
2.2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РЫНКА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС.docx

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Дело в том, что по сравнению  с частными государственные предприятия  являются менее эффективными. Государственное  предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени  хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка  присутствуют как рыночные, так и  нерыночные, идущие от государства  мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной  и неясной обстановке, предсказать  которую намного сложнее, чем  рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать  вероятные колебания спроса и  цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.).

Как правило, государственные  предприятия не готовы к рыночному  соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение  со стороны властей (дотации, налоговые  льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов) . У государственных  предприятий нет обязательств перед  акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается  на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д.

Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и  потому, что частный сектор втягивается  в коррупцию: через взятку чиновнику  можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.

Если экономика обременена избыточным количеством государственных  предприятий, в сложное положение  попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной  политики, направленной на преодоление  чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают  замораживание зарплаты. Видимо поэтому  волна приватизации, прокатившаяся  в 80-е годы по экономикам западных стран  не вызвала широких протестов  со стороны основной массы занятых  в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами  частных предприятий.

 

2.2 Методы государственного  регулирования при функционировании  рынка

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Среди  методов государственного регулирования  едва ли встретишь совершенно непригодные  или абсолютно неэффективные. Нужны  все, и вопрос лишь в том чтобы  для каждого определить экономические  зоны и ситуации, те ниши, где его  применение целесообразно. Хозяйственные  потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая  чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся  систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическими методами. Отсюда, однако, не следует, что развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют право на существование. В целом ряде случаев  их применение не только допустимо, но и абсолютно необходимо. 
Жестокое разграничение экономических и административных методов несостоятельно. С одной стороны элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Хотя бы потому, что контролируется той или иной государственной службой, которая переключает его после принятия соответствующего политического решения. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. 
Хотя экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Такое случается там, где администрирование экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается в командно-распределительную систему. В этих условиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, цены, потребительные качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями.  
Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. 
В последние годы, когда в России ускорился распад тоталитарного строя, произошло обвальное разрушение системы административного управления экономикой. Далеко не во всем этот процесс был оправдан. Система создавалась десятилетиями, и едва ли разумно разом отказываться от всего, что наработано. Просматривается, по крайней мере, шесть областей, где административные приемы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами государственного регулирования.

Необходим прямой государственный  контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью  регуляторов косвенного воздействия  и здесь допустимо даже государственное  регулирование цен. 
Вторая область преимущественно административного регулирования – побочные эффекты рыночных процессов. И в этой сфере экономические регуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению безопасность.

Кроме экологических есть немало и других стандартов. Разработка таковых, контроль над их соблюдением  всеми, кто участвует в функционировании экономической системы, образуют еще  одну, третью область административного  регулирования. Четвертая область  – определение и поддержание  минимально допустимых параметров жизни  населения. Имеется в виду пособия  по безработице, выплаты многодетным  семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.п. Административные приемы оказываются полезными и тогда, когда направлены на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала. Такова пятая область, где применение административных регуляторов экономически оправдано. Шестая и последняя область – реализация целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора. 
Экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, как видно весьма обширно. Они давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть не мешают повышению эффективности производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования. 

Косвенные методы государственного регулирования экономики.  
Примером либерального косвенного государственного регулирования рынка могут быть, прежде всего, Германия и Великобритания, исторический период рыночного индустриального развития которых исчисляется столетиями. Германия и Великобритания не применяют (подобно Японии или Франции) методов и правил пятилетнего государственного планирования и используют главным образом экономические рычаги. Большую роль при этом играют такие структуры, как торгово-промышленные палаты (ТПП) — бесприбыльные организации, которые осуществляют функцию связи государственного регулирования. В Великобритании, как и в ФРГ, нет закона, который предписывает ТПП те или иные функции или определяет, какую именно территорию им охватывать. Торгово-промышленные палаты не получают финансирования, как и в Германии, из государственного бюджета за услуги, которые оказываются местным фирмам. Членство в ТПП добровольное. Фирма самостоятельно принимает решение о вхождении в ТПП в зависимости от того, окупаются ли ее затраты на услуги, которые ей оказывают. Несмотря на различия и степени участия государственных органов между системами организации ТПП в Германии и Великобритании, между ними много общего. 
Главная задача отдела внутренней политики ТПП, который отражает пожелания предприятий - членов ТПП, - изучение бизнеса во всем мире (в том числе законодательные акты местного, национального и общеевропейского уровня). Отдел анализирует тенденции, характерные для мирового бизнеса, и информирует о полученных результатах членов ТПП, оказывает правовую помощь. Отдел внутренней политики на основе текущей информации определяет воздействие законодательных актов на деятельность предприятий, выносит на обсуждение государственных органов повседневные проблемы предприятий, стараясь добиться наиболее благоприятных для них формулировок.

В середине 1980-х годов  специалисты европейских стран  пришли к выводу о необходимости  централизации помощи развитию бизнеса  не только в рамках отдельных стран, но и Европы в целом. Указывалось, что небольшие фирмы не имеют  необходимой информации о рынке. Перед европейскими информационными  центрами ставится задача - оказать  содействие средним и мелким фирмам. Для этого были созданы Европейский  информационный центр (ЕИЦ) и сеть его  отделений, которая в 1995 г. включала 210 групп в различных странах  Европы, соединенных электронной  связью. Европейский информационный центр получает 25 % финансирования от ЕС, а 75 % его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно за счет оказания платных  услуг. 
Очевидно, что структуры, аналогичные ТПП, нужны и в России. Их можно было бы создать на базе бывшего Госснаба СССР. Об этом должны заботиться не только государственные органы, но и сами предприятия, и специалисты. 

Случаи вмешательства  государства в регулирование  экономики.  
Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо в случаях ,когда имеют место так называемые «провалы» рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономическихпроблем.

Составляемые государством социальные программы призваны: обеспечить материальную помощь гражданам с низкими доходами; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание. 
К "провалам" рынка относят и некоторые макроэкономические проблемы: обшее неравновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы не только не устраняют, но, напротив, даже усугубляют нежелательные явления в экономике. 
Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой. 

Рынки выступают наиболее эффективной системой организации  взаимосвязей между субъектами хозяйственной  деятельности. Эта система способна функционировать при наличии  определенных условии, формируемых государством.

Книмотносятся:

а) законодательное определение прав собственности;

б) защита свободы индивидуального  выбора людьми той или иной формы  предпринимательской деятельности, разрешенной законом;

в) гарантия приоритетов  личных интересов и экономической мотивации;

г) использование конкурентного  механизма цен, прибылей и убытков;

д) ограничение монопольных тенденций в экономике.

Государство должно вмешиваться  в экономику в том случае, если имеются на то определенные условия  и предпосылки. Они могут быть позитивными.

Негативные условия - это появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства заключается в выявлении этих тенденций и явлений, причин возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению.

Под позитивными понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по поддержанию.

Условиями для вмешательства государства могут быть :

а)требования национальной безопасности;

б) социальная напряженность в обществе;

в) негативные явления в  экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная  несбалансированность, дефицит бюджета, не конкурентоспособность отечественной  продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.);

г) ухудшение состояния окружающей среды.

Признаки условий и  предпосылок для оценки их качественного состояния.

Безработица. Она является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Естественный уровень безработицы - 4 - 6 % от численности рабочей силы. Естественной считается фрикционная, или структурная, безработица. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы, с сезонными перерывами, а также с изменением спроса на те или иные профессии. Государство должно вмешиваться в регулирование безработицы в том случае, если она начинает превышать ее естественный уровень, то есть когда начинается циклическая безработица ,связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный на уровень естественной безработицы.

Инфляция -это повышение общего уровня цен на товары и услуги. Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, а все время находятся в движении. До определенного уровня инфляция не представляет серьезной опасности. Выше этого уровня инфляция может принести много бед для экономики и общества.

Информация о работе Рынок, его структура и инфраструктура