Рынок, его структура и инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - определить, что такое рынок, его основные элементы и инфраструктуру.
Задачи:
1) Рассмотреть, что такое рынок, его сущность и понятия.
2) Определить, в чем заключается сущность рынка.
3) Изучить структуру рынка и его особенности
4) Рассмотреть роль и влияние государства при функционировании рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА И ЕГО СТРУКТУРЫ 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ РЫНКА, ЕГО ПРИЗНАКИ 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКА 9
1.3 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА 15
1.4 СТРУКТУРЫ РЫНКА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 17
ГЛАВА II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА 20
2.1 ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РАЗВИТИЕ РЫНКА 20
2.2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РЫНКА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС.docx

— 76.50 Кб (Скачать файл)

собственности на базе корпоративного управления производственными

единицами.

Третий важнейший элемент  рыночной экономики — цены. Они  — 

предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания. Первое — цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе— цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются транзакционными издержками т. е. издержками обращения, связанными с обменом.

Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две 

Составляющие спрос и предложение . Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Пятый элемент рыночного  механизма – конкуренция она обеспечивав

максимизацию прибыли  и на этой основе расширение масштабов производства Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.

Кроме этого, неотъемлемым элементом  рыночной экономики является

Рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли.

 

1.4 Структуры рынка  и его особенности

Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу 

которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

Характеристику рынка  как совокупность или арену актов  купли-продажи 

можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок 

Отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

а) тесная связь между  ее элементами;

б) определенная устойчивость этих связей;

в) целостность, совокупность данных элементов.

Рынок имеет сложную структуру  и охватывает своим влиянием все  сферы

экономики. Экономическая  структура определяется:

• формами собственности (государственная, частная, коллективная,

смешанная);

• структурой товаропроизводителей (государственные, арендные,

кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой

деятельности), которая зависит  от удельного веса в целостной  экономике той

или иной формы хозяйствующих  субъектов;

• особенностями сферы  товарного обращения;

•уровнем приватизации и разгосударствления структурных

подразделений хозяйства;

• видами торговли, используемыми  в стране.

Эти особенности накладывают  своеобразный отпечаток на рыночную

систему, которая приобретает специфические черты.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды

рынков. Рынки товаров  и услуг (Потребительский рынок), который в нашей

стране до недавнего времени  состоял из предприятий государственной  и

кооперативной торговли, общественного  питания, колхозных рынков и мелких

предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли.

Рынки интеллектуального  продукта — инновации, изобретения,

Информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы. Они  представляют собой экономическую  форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики. В нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.

Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние,

международные рынки.

Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы

взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров  на основе прямых

связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной

куплей-продажей, свободный  выбор партнеров по хозяйственным  связям.

Инструментом такого рынка  выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.

 Рынки можно классифицировать  по товарным группам:

• рынки товаров производственного  назначения;

• товаров народного потребления; продовольственных товаров;

• рынки сырья и материалов и т. д.

 

 Образование рынков  по пространственному признаку  представляет 

собой рынки:

• внутрирегиональные;

• межрегиональные;

• республиканские;

• межреспубликанские;

• международные (мировые).

Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.

Существует разнообразие видов монополии:

Закрытая монополия - монополия, защищенная юридическими запретами,

наложенными на конкуренцию.

Естественная монополия - отрасль, в которой долго срочные  средние 

Издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.

Открытая монополия - монополия, при которой одна, по крайней мере, на

некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет

специальной защиты от конкуренции.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Роль государства в формировании инфраструктуры рынка

2.1 Влияние государства  на развитие рынка

Государственные расходы, считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.) . Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг) .

Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения - отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.

-пропорциональный налог  (сумма налога пропорциональна доходу

работника).

-регрессивный налог (в  процентном отношении налог взимается  тем 

ниже, чем выше доход работника).

-прогрессивный налог  (в процентном отношении чем  выше доход, тем 

выше налог).

Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный  налог, однако процентное повышение  налога не должно быть значительным, чтобы  не ослаблять стимулы к труду, а следовательно - к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как  они в большинстве случаев  перекладываются на потребителей, в  доходе которых одна и та же сумма  занимает различную долю.Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы  обеспечить потребности бюджета  и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком  высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация.

Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели  все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации резонно  понизить налоги. Это уменьшит стимулы  к неуплате, сделает 3честное 0предпринимательство  более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.

Государственное регулирование. 0призвано координировать экономические  процессы и увязывать частные  и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной  и субвенционной формах. Законодательная  форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные  законы. Налоговая и кредитная  формы регулирования предусматривают  использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства.

Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или  увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования  предполагает предоставление государственных  субсидий или налоговых льгот  отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для  формирования общественного капитала (инфраструктуры) . На основе субсидий может оказываться поддержка  и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении  социальных программ. Существуют также  и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП  развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые  ставки, государство тем самым  изменяет распределение ресурсов, и  субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночных ценах.

Государственное предпринимательство. 0осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются  огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства  состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным наука- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Я считаю, что государственное  предпринимательство должно развиваться только в тех сферах, где просто нет иного выхода.

Информация о работе Рынок, его структура и инфраструктура