Рынок и государство. Роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.
В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 117.43 Кб (Скачать файл)

Монополизм порожден рынком. О его существовании можно  судить по разрушению рыночных механизмов, торможению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен. Не следует отождествлять с монополией любое крупное предприятие в производстве, торговле, банковском деле. Источниками монополистических тенденций бывают мелкие и средние предприятия, государство и т.п. Конечно, внутри крупного бизнеса всегда скрыт изрядный потенциал монополизма. Любая мощная корпорация не прочь воспользоваться выгодами своего положения в производстве, тяготеет к установлению диктата над рынком, рассматривая это как один из эффективных вариантов экономического поведения. Но в современном рыночном хозяйстве такая возможность вовсе не обязательно превращается в реальность.[9]

Разрушение рынков монополиями не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя стимулы к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг.[10]

Рынок, конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики. Там, где рынок продолжал работать, распространение монополизма не зашло слишком далеко. Установилось зыбкое равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы. Там, где рынок разрушили, монополизм, не встречая преград, поразил все народное хозяйство.

Механизм "невидимой руки" рынка также не улавливает проблему долгосрочного развития экономики. Рыночное хозяйство развивается неравномерно, периоды ускоренного роста чередуются с периодами застоя. Интересы экономической эффективности требуют, чтобы эти циклические колебания были максимально сглажены. Более того, в современных условиях быстрый экономический рост на стихийной основе становится вообще невозможным. Для ускорения нововведений нужны солидные ассигнования как на долгосрочные научные исследования, так и на практическую реализацию их результатов. Поскольку рыночная саморегуляция но самой своей природе эффективна лишь в краткосрочной перспективе, то необходима сознательная корректировка направленности экономического роста.[11]

Чистая рыночная экономика  и бережлива, и расточительна  в одно и то же время. Стихийно приспосабливаясь к изменяющимся общественным потребностям, она лишь задним числом сигнализирует о сложившихся диспропорциях, например, о том, что какого-то товара произведено больше, чем требуется. Изменение пропорций сопровождается потерями ресурсов, которые были израсходованы на создание излишней продукции. Циклическое развитие производства сопровождается недоиспользованием ресурсов, включая и трудовые.

Ориентируясь только на индивидуализированный платежеспособный спрос, рынок также не может уловить те общественные потребности, которые могут предоставляться не отдельным покупателям, а обществу в целом. Эти потребности удовлетворяются в форме так называемых общественных благ (развитие культуры, здравоохранение, охрана общественного порядка и т. п.).[12]

Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства ведет к загрязнению окружающей среды и истощению не воспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара.

Социальная ограниченность рынка заключается в том, что он не может реализовать принцип социальной справедливости. Вопрос о том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в рыночной экономике недоступны семьям бедняков. Между тем современная гуманистическая культура требует обеспечить всем людям определенный жизненный стандарт независимо от трудового вклада Рыночный механизм "невидимой руки" в принципе не предназначен для решения этой задачи.

Распределение доходов в  рыночной экономике не гарантирует  каждому человеку приемлемый уровень  дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической  деятельности. В этом состоит некая социальная «несправедливость» рынка.[13]

Рыночное распределение доходов социально «несправедливо» по отношению к нетрудоспособным, неимущим, безработным, не желающим трудиться. Государство организует перераспределение доходов, которое должно осуществляться в определенных пределах. На минимальную границу влияет уровень жизни в стране, текущее состояние экономики и выбранная модель ее регулирования. Максимальная граница обусловлена допустимыми размерами социальных выплат и налогов, а также негативными эффектами, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.

Рыночный механизм так  же не в состоянии решить проблему инфляции.

Инфляция представляет собой  одну из самых тяжелых болезней экономики  в 20-21 вв. Ее грозные симптомы зафиксированы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной системой.[14]

Инфляция - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике  их становится больше, чем нужно. По мере нарастания инфляции деньгам все  труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров  и услуг, платежные операции и  т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается  там, а распространяется дальше, поражая  производство и потребление.

Инфляция в принципе неустранима, поскольку современная экономика  инфляционная по своему устройству. Антиинфляционное регулирование - бессрочная, постоянная функция государства. Причины инфляции обусловлены неправильной денежной политикой центрального банка; бюджетным  дефицитом независимо от способа  его устранения; инфляционными эффектами  милитаризации экономики; монополизацией рынков, влияющей на интенсивность инфляционного процесса; внешнеэкономическими факторами.

Открытая инфляция проявляется  в росте цен. Она деформирует, но не разрушает механизм рынка. Адаптивные инфляционные ожидания связаны с деформацией психологии потребителей и производителей в условиях инфляции. В основе инфляции издержек лежит взаимосвязь издержек и цен. Инфляция спроса характерна для экономики с чрезмерным использованием факторов производства, особенно труда. Неверные действия государства в сфере налогообложения могут привести к налоговой инфляции. Стремясь компенсировать будущие убытки, предприниматели провоцируют инфляцию ценовой накидки.

Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен со стороны государства  она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подавленная инфляция способствует развитию инфляции предложения, когда на потребительском рынке к избытку спроса добавляется постоянная нехватка предложения товаров.

Социальные последствия  инфляции для потребителей связаны с падением реальной ценности личных сбережений, снижением текущих реальных доходов. Неминуемо социальное расслоение и углубление имущественного неравенства населения.

Для производителей социальные последствия инфляции сказываются в утрате работниками стимулов к труду при подавленной инфляции; в отраслевых и региональных диспропорциях; в отрицательном влиянии на техническое состояние производства; в общем замедлении экономического развития.[15]

Цель антиинфляционной политики состоит в установлении надежного контроля над инфляцией и поддержании небольшого темпа роста цен. Подавленную инфляцию следует перевести в открытую, с которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков либо на механизмы инфляции.

 

2 Государственное вмешательство в рыночную систему

2.1 Государственное регулирование экономики

Любая рыночная экономика  не может существовать и функционировать  без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны  для общества и природы. Поэтому  рыночная экономика более чем  любая иная, нуждается в регулировании.

В этом свете термин «регулируемая  рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишена смысла, если мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны  государства.

Роль регулирующего центра может  выполнить только государство –  институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического  вмешательства в экономические  отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы  государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное  изменение конкретных обстоятельств  превращают эту задачу в «вечную» проблему.

Как правило, в государственном  регулировании рыночной экономики  проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое  для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно  проявляется в государственном  формировании свода правил и ограничений  рыночной деятельности, его поддержке  и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные  органы способствуют их органичному  встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был  бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование  рынка осуществляется посредством  законодательства, через государственное  планирование, на основе выпускаемых  правительством нормативных актов.[16]

С другой стороны, государственное  воздействие на рынок проявляется  посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для  общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство  осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать  влияние на рынок и  рыночные отношения.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства  возникали и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась  потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения  воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные  кризисы, массовая безработица, нарушения  в денежном обращении, обострившаяся  конкуренция на мировых рынках требовали  государственной экономической политики (ГЭП).

Теоретически понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, т. к. первая может основываться и на принципе невмешательства государства  в хозяйственную жизнь. В современных  условиях невмешательство государства  в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о  его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определённого  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в  действительность, заключается в  нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.[17]

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения  в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования  экономики сложился в странах  Западной Европы (во Франции, Ф.Р.Г., Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся  стран Азии и Латинской Америки.

Слабее развито ГРЭ в С.Ш.А., Канаде, Австралии, где в отличие  от Европы не было социально-экономических  потрясений аналогичных последствиям Второй Мировой войны, возникновению  лагеря социализма, а затем его  распаду, и где частный капитал  обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, ГРЭ и в этих странах  играет заметную роль,  особенно в  периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы  и инфляции.

Особенно важна роль ГРЭ в  развивающихся странах, создающих  независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства  на базе государственной собственности  к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Информация о работе Рынок и государство. Роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах