Рынок и государство. Роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.
В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 117.43 Кб (Скачать файл)

Подобная позиция исходила из безденежного, натурального обмена. Между тем реальная экономическая  практика не имеет ничего общего с  «некоторого рода безобменной экономикой Робинзона Крузо»

Аналогии между робинзонадой и реальной экономической действительностью  неубедительны. Надо не забывать о роли денег, о том, что товары не просто обмениваются «товар на товар», а продаются  и покупаются. Если спрос меньше произведенной в обществе продукции, то возникает несоответствие, часть  продукции не находит сбыта. Цены не успевают выравнивать спрос и  предложение.

Здесь действует «эффект  храповика». В случае возрастания  спроса цены растут, в случае его  сокращения они остаются на прежнем  уровне. Понизить уровень заработной платы весьма трудно: колесо не крутится в обратном направлении; рабочие и профсоюзы упорно противодействуют. Низкие ставки не устраивают и предпринимателей, они боятся потерять квалифицированных рабочих.

То, что может сделать  отдельная фирма, нередко оказывается  проигрышем для других фирм. Нормальное функционирование отдельных фирм —  недостаточное условие для успешного  функционирования экономики в целом. Когда же произойдет повсеместное снижение заработной платы, то снизится покупательная  способность населения, сократится спрос на товары, а это приведет не к снижению (как полагают классики), а к увеличению безработицы. Производство еще больше сократится, численность  потерявших работу возрастет.

Кейнс приходит к выводу: размеры общественного производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами  платежеспособного спроса. В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса и его составляющих, а также  факторов, влияющих на спрос.

Совокупный спрос —  это реальный объем национального  производства товаров и услуг, которые  домашние хозяйства, предприятия и  государство готовы купить при данном уровне цен.

Рост совокупного спроса тормозят два фактора. Первый — психология потребителей. С увеличением доходов  не все они будут направлены на покупки товаров (на повышение уровня потребления), часть доходов пойдет на сбережения. С увеличением входов склонность к потреблению понижается, склонность к сбережению возрастает. Это своего рода психологический  закон. Второй тормоз — снижение эффективности  капитальных вложений. С увеличением  размеров накопленного капитала норма  прибыли снижается в силу закона убывающей производительности капитала. Если норма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение  высоких доходов от расширения и  модернизации производства оказывается малопривлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает.[28]

Как увеличить инвестиции, которые играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса?

Во-первых, предлагалось снизить  проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой  прибыльностью капиталовложений, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели  будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства.   

Во-вторых, чтобы стимулировать  эффективный спрос, Кейнс рекомендовал увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Расчет делался на то, что государство  «будет брать на себя все большую  ответственность за прямую организацию  инвестиций».

Предполагалось, что расширение инвестиционной деятельности государства  будет направлено прежде всего на организацию общественных работ  — строительство шоссейных дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий.

В-третьих, намечалось перераспределение  доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика была призвана увеличить  спрос этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться.

В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица (рис. 7.1). Рассматривая два  инструмента регулирования спроса — денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо  реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует  уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм.

В кейнсианской теории важную роль играет концепция мультипликатора. В переводе «мультипликатор» означает «множитель» (лат. multiplicator — умножающий). Мультипликатор множит, усиливает спрос  в результате воздействия инвестиций на рост дохода.

Мультипликатор — это  коэффициент, выражающий соотношение  между приростом дохода и вызывающим этот прирост увеличением объема инвестиций. Он показывает зависимость  прироста национального дохода от прироста инвестиций. Мультипликатор увеличивается  в том случае, когда потребители  склонны использовать прирост их доходов для наращивания потребления. Напротив, он уменьшается, если усиливается  склонность потребителей к накапливанию сбережений.

Однако существуют ограничители мультипликационного эффекта. Мультипликация имеет место при наличии неиспользованных мощностей и свободной рабочей  силы. В первом случае происходит «дешевое»  наращивание выпуска продукции  за счет незначительных дополнительных вложений. Говоря об эффекте мультипликации, Кейнс имел в виду прежде всего  расходы из государственного бюджета, например на организацию общественных работ. Он иронически замечал, что можно  было бы организовать и бессмысленные  работы, к примеру наполнять бутылки  банкнотами и зарывать в землю, чтобы  их разыскивали безработные.

Последователи Кейнса (неокейнсианцы) дополнили и конкретизировали его  положения и рекомендации. Например, концепцию мультипликатора они  дополнили концепцией акселератора. Акселератор означает «ускоритель» (лат. accelerare — ускорять) и  показывает зависимость прироста инвестиций от прироста дохода. Каждый прирост дохода вызывает больший в процентном отношении  прирост инвестиций. Исходя из взаимосвязи  мультипликатора и акселератора, неокейнсианцы разработали схему  непрерывного, динамичного роста  экономики. Была создана теория регулирования экономики в различных конъюнктурных условиях  (спада и роста). Разработано положение о регулировании ее через  госбюджет с использованием стабилизаторов, призванных в известной степени автоматически реагировать на циклические колебания, смягчать эти колебания (в качестве стабилизаторов выступают налоги, выплаты по социальному страхованию, пособия).[29]

 

Заключение

В условиях тоталитарного государственного управления, по существу, парализуется рыночная система, и ликвидируются  и важнейшие звенья: товарные, фондовые и валютные биржи и др. Вместо них создаются ложные подобия  рыночных связей. Например, вместо рынка  средств производства организуется приказная система материально-технического снабжения.

Начатый в нашей стране переход  к рынку предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения  с присущими им регуляторами экономики. При этом государство с помощью  экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие  на сам рынок в интересах всего  населения.

Парадоксом переходной экономики  является то, что возможности государства  влиять на хозяйственные процессы в  этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность  в государственном вмешательстве  сохраняется на высоком уровне и  даже возрастает в связи с общим  кризисным состоянием экономики  и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к  рынку отрасли).

Государственное регулирование экономики  ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в  целом, социально незащищённых слоёв  населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической  свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или  иначе, участвуя в экономической  жизни общества. Оценка меры и последствий  такого участия была и остаётся остро  дискуссионным вопросом экономической  науки.

 

Список используемых источников

1. Борисов Е. Ф., Волков Ф. М. «Основы экономической теории». –    М.: изд. «Высшая школа», 2001.

2. Липшиц И. В. «Введение в экономику и бизнес (экономика для экономистов)». - М.: изд. «Вита-пресс», 2000.

3. Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс». – М.: изд. «Республика», 2000. 1 том.

4. Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс». – М.: изд. «Республика», 2004. 2 том.

5. Мамедов О. Ю. «Современная экономика». – Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2000.

6. Райзберг Б. А. «Рыночная экононика». – ТОО Редакция журнала «Деловая жизнь». – М., 2001.

7. Рузавин Г. И. «Основы рыночной экономики». – М.: изд. «ЮНИТИ», 2005.

8. Аникин А.В. Адам Смит. «Русская мысль и наши проблемы». - М., 2001.

9. Смит А. «Исследование о природе и причинах богатства народов». - М., 2001.

10. Ядгаров Я.С. «История экономических учений». - М., 2000.

11. Харалд В., Якобсен У. «Рыночная экономика: В 15 кн.» - М.: Внешторгиздат, 2003. - Кн.1.

12. «Вопросы исследования экономических отношений и механизмов рынка»: Сб. ст. (по материалам межкафедр. науч.-практ. конф., апрель 2000 г.). - Вып. 3. - М.: ИМ, 2000.

13. Гальперин В. М. и др. «Микроэкономика». - СПб.: Экономическая школа, 2002. - Т. 1.

14. Гуськова М. Ф. «Экономика: 100 вопросов - 100 ответов»: Учеб. пос. / М. Ф. Гуськова, П. Ф. Стерликов, Ф. Ф. Стерликов. - М.: ВЛАДОС, 2000.

15. Доллан Э. Дж. Линдсей Д. «Микроэкономика» / Пер. с англ. - СПб.: Литера плюс, 2000.

16. Емцов Р. Г., Лукин М. Ю. «Микроэкономика»: Учеб. / Под общ. ред. А. В. Сидоровича. -2-е изд.. - М.: Изд-во «Дело», «Сервис», 2000.

17. «Курс экономической теории». / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Ки-селевой. - Киров, 2001; 2002.

18. «Курс экономической теории»: Учеб. пос./ Под ред. А. В. Сидоровича. - СПб.: Экономическая школа, 2000.

19. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. «Принципы, проблемы и политика». - В 2 т. / Пер. с англ. - М.: Республика, 2003.

20.   Бем-Баверк. «Основы теории ценности хозяйственных благ»/ Бем-Баверк Э. – Л, 2000.

21.   Казаченко, Л.Д. «История экономических учений: учебное пособие». – Чита: Поиск, 2000.

22.   Маршалл, А. «Принципы экономической науки»/ Маршалл А. – М: Прогресс, 2001.

23.   Осадчая, И.М.  «Неоклассическое направление»/И.М. Осадчая// БЭКМ. – 10-е изд. – 2006.

24.   Худокормова, А.Г. «История экономических учений». Ч. 2: учебник/ Худокормова А.Г. – М: Феникс, 2002.

25.   Ядгаров, В.А   «История экономических учений: учебное пособие для вузов»/В.А Ядгаров. – М: Феникс, 2001.            

  1. Кейнс Дж. М. Избранные произведения. М., 2002.
  2. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. /Пер. с англ.; М., 2004.
  3. Костюк В.Н. История экономических учений. – М.: Центр, 2000.
  4. Николаева И. П. Экономическая теория. М.: Финстатинформ, 2005.

 

Приложение А – «Основные виды рынков»

 

 

 

Приложение В – «Причины вмешательства государства в экономику»


Информация о работе Рынок и государство. Роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах