Рынок и его сущьность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:30, реферат

Краткое описание

Механизм и функционирование рынка и виды эластичности. Рынок – это очень объемное понятие. В кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории. Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном и безличностном механизме ценовых сигналов. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Глава. Сущность рынка
§1.Что такое рынок, его функции…………………………………...………………………...…...5
§2. Механизм функционирования рынка………………………………………………………….8
2 Глава. Эластичность
§1. Эластичность спроса…………………………………………………………………………..13
§2. Эластичность предложения…………………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

      Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе  на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

      2.Эластичность спроса  по доходу. Она связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.17

      Эластичность  спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

                                                                                    (7)

      где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,

             ∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода.

      Эластичность  спроса по доходу на различные товары различна.

      Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого  качества — например, продовольственные недиетические товары. На западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т. п. Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность.

      Обследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей .

      Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния. В настоящее время не менее 70% населения страны не могут полноценно удовлетворить даже физиологические нужды в продовольственных товарах. Большая часть населения страны живет ниже черты нищеты, в чем оно, естественно, не виновато. 
 
 
 
 
 

§2. Эластичность предложения 

      Степень изменения объема предложения в  зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:

      

          где Е – коэффициент эластичности предложения, S – предложение, P – цена.

      Измерив эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.

      Виды  эластичности предложения

      Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее  адаптируется к изменению цены, чем  спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

      Обычно  при оценке эластичности предложения  рассматриваются три временных  периода:

  • краткосрочный,
  • среднесрочный,
  • долгосрочный.

      Под краткосрочным понимается период, слишком  короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.

      Среднесрочный период достаточен для расширения или  сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.

      Долгосрочный  период предполагает расширение или  сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. 18

      Эластичность  предложения служит показателем  относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением. Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины Шишкина "Утро в лесу" является совершенно неэластичной, так как в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена.

      Эластичность  предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене.19 Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения. 
 

     Графики эластичности предложения

         

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     В работе были описаны сущность рынка, механизм его функционирования, изложены основы модели спроса и предложения. В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.

     Рынки различаются по разным признакам. Рынок  характеризуется не только количеством  продавцов и видом продаваемых  товаров. Разные рынки различаются  способом, посредством которого товар  поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

      Роль  рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует  производить; уравновешивает спрос  и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

      В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.

      Функционирование рынка осуществляется на основе трех важных элементов : цены; спрос, предложение; и конкуренция. Изменение каждого из этих трех составляющих сопровождается заметными изменениям состояния рынка.

        В макроэкономике модель “спрос—предложение” может быть использована для изучения финансовых рынков, рынков рабочей силы, проблемы определения уровня инфляции и реального выпуска продукции в экономике в целом. В микроэкономике эта модель может быть приложена к рынкам товаров, рынкам производительных ресурсов, политическим проблемам регулирования сельского хозяйства, охраны окружающей среды.

      Как когда-то отметил великий экономист  Альфред Маршалл, почти все основные проблемы экономической теории в  сущности сводятся к проблеме взаимоотношений  спроса и предложения. Таким образом, модель “спрос—предложение” в  некоторых случаях выполняет  точную аналитическую функцию, но она может также выполнять и более широкие, описательные функции. Эта приспособляемость делает изложенную модель одним из наиболее полезных инструментов в арсенале экономиста.

      Важным элементом в изучении спроса и предложения является эластичность. Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Существует несколько видов эластичности спроса. Эластичность по цене: показывает на сколько процентов изменился объём продаж вследствие однопроцентного изменения цены. Эластичность по доходу: реакция потребителя на изменения в его доходах. Перекрёстная эластичность: реакция чувствительности спроса на товар при изменении цены на другой товар.

          Эластичность предложения характеризует реакцию предложения на изменения цены товара. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Список  литературы 
 

  1. Булатов А.С. Экономика. М.ЮРИСТЪ.1999
  2. Чепурин М.Н., Ивашковский С.Н., Киселева Е.А. и др. Курс экономической теории: Учебник для вузов. Киров. АСА. 2004
  3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М. Сибирское соглашение. 2005

Информация о работе Рынок и его сущьность