Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:30, реферат
Механизм и функционирование рынка и виды эластичности. Рынок – это очень объемное понятие. В кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории. Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном и безличностном механизме ценовых сигналов. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Глава. Сущность рынка
§1.Что такое рынок, его функции…………………………………...………………………...…...5
§2. Механизм функционирования рынка………………………………………………………….8
2 Глава. Эластичность
§1. Эластичность спроса…………………………………………………………………………..13
§2. Эластичность предложения…………………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………………………...21
Ценообразующая
функция. Известно, что у каждого
товаропроизводителя
Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идёт бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что, в конечном счете, формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.
Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т. с. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5 - 2 года).
Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и даст дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.
Стимулирующая функция. Ориентир рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает и покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.
Эквивалентная функция. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным «эталоном», соизмеряя затраты и результаты, а также выявляя ценность товара.
Созидательно-
Таким
образом, можно сказать, что рынок
представляет собой сложный способ
координации действий экономических
субъектов, обеспечивающий согласование
их экономических интересов на основе
ценовой системы и конкуренции.
Для рыночной связи свойственны
равноправное положение участников, применение
принципа экономической выгоды, полная
экономическая ответственность участников
за свои действия. Рынок обеспечивает
доведение готового товара до потребителя,
снабжение производства ресурсами, установление
соответствия произведенного продукта
и затрат на него общественным потребностям,
распределение ресурсов и конечных товаров.
§2.
Механизм функционирования рынка
Координацию всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида базируется на трех основных элементах. Во-первых, это цены. Изменение относительных цен служит для производителя ориентиром при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены, в конечном итоге предопределяют и то, кем будет потреблен продукт.
Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный), по определению Чепурина, - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.7 Предложение – это количество товара, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебание рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Они служат маяком, по которому хозяйствующие субъекты могут сверять свой выбор, преследуя частный интерес. Цены рассматриваются в западной экономической литературе организующей силой.
Для
характеристики рыночных процессов
уже употреблялись такие
Своеобразие закона спроса — в обратной зависимости между ценой и покупаемым количеством: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителем. И наоборот, если цена ниже или снижается, количество продаж возрастает. Когда на рынок поступает больше данного товара, то при прочих равных условиях его реализация возможна лишь при снижающейся цене.8
Понятие
спроса, характерную для закона
спроса обратную зависимость между
количеством продаж товаров и
их ценой можно показать на графике
с помощью кривой спроса на рис 1.
Цена, P
Рис.1
На оси абсцисс - Q - можно отложить количество продаж данного товара, а на оси ординат - P -его цену. Кривая спроса будет графическим выражением двух важнейших особенностей закона спроса. Во-первых, кривая DD в любой ее точке демонстрирует обратную зависимость между ценой и количеством продаж.
Во-вторых, кривая спроса - это пологая линия с весьма характерным наклоном (иногда ее изображают вогнутой вовнутрь). Крутизна наклона может быть большей или меньшей, так как у различных товаров спрос неодинаков. Но сам по себе наклон кривой - это графическая иллюстрация закона постепенного убывания спроса, отражающего субъективные оценки покупателей о снижающейся предельной полезности покупаемых ими товаров. Индивидуальный спрос отдельных покупателей может не подчиняться общей закономерности, но, при рассмотрении кривых спроса в совокупности обнаруживается подтверждение действия закона спроса.9
При прочих равных условиях действие закона спроса осуществляется согласно представленному описанию и графику.
Но существуют ситуации, когда спрос может изменяться. Изменение спроса — это движение всей кривой спроса DD, означающее изменение продаж независимо от цены. При возросшем спросе и той же цене количество продаж товара возрастает; при снижении спроса количество продаж сокращается, хотя цены остаются теми же, или даже ниже. Движение кривой спроса вправо и вверх относительно прежнего ее положения DD означает рост спроса. Если движение кривой спроса произошло влево и вниз от ее прежнего положения, то это означает снижение спроса.
Спрос постоянно меняется, статичным он остаётся только на графике. Но все же принято учитывать не просто его случайные колебания, а воздействие конкретных условий. Вот некоторые важнейшие из них. Во-первых, увеличение доходов и платежеспособности вызывает рост спроса; снижение их - сокращение спроса. Во-вторых, по мере наполнения рынков одноименными товарами спрос будет снижаться, а уменьшение их количества приведет к росту спроса. В-третьих, наличие на рынке товаров-заменителей (например, пшеница и рожь, говядина и свинина, уголь и нефть и т. п.) снижает спрос на каждый из них, а отсутствие - вызывает рост спроса на безальтернативный товар. В-четвертых, спрос может измениться вследствие субъективных вкусов и склонностей потребителей.10
Изменения в области спроса требуют адекватной реакции со стороны предложения. Предложение - это та сторона рыночного процесса, которая характеризует непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, производимым и предлагаемым к продаже. Уровень цен и объем продукции, количество ее продаж изменяются однонаправленно: если цены выше, то на рынок будет поступать к продаже больше товара. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, будет сокращаться и его предложение.
Основным индикатором здесь выступает цена. По каждому из великого множества товаров и услуг цена дает оперативную информацию о необходимости сокращения или наращивания производства и предложения товаров, пользующихся спросом.
Предложение иллюстрирует рис. 2 и кривая SS.
Цена, P
Рис.2
На оси абсцисс можно обозначить количество товаров, предлагаемых к продаже; на оси ординат — их цены. Полого поднимающаяся линия SS (или кривая предложения) в любой ее точке характеризует важную закономерность: чем выше цена, тем большее количество товаров будет предложено для продажи на рынке. Если цена ниже, количество предлагаемых к продаже товаров меньше, так как их издержки не будут возмещены, а тем более не будет дохода.
Теоретически кривая предложения может быть изображена прямой или изогнутой полого поднимающейся линией с большей или меньшей крутизной наклона. Но общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она лишь моментальная “фотография” и иллюстрация закона предложения, т. е. движения производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждаемой фактором цены. Предложению, как и спросу, свойственны по меньшей мере две закономерности. Во-первых, закономерность прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемых к продаже товаров. Во-вторых, имеет место и другая закономерность: предложение может возрастать и при той же цене.11 Напомним важное отличие: кривая спроса при его увеличении сдвигалась вправо и вверх. Рассматриваемая здесь кривая предложения, переместится вправо вниз, означая рост предложения при той же цене. Это происходит под влиянием следующих факторов: рост конкуренции на рынках одноименных, взаимодополняемых и взаимозамещаемых товаров; рост доходов, платежеспособности и других факторов, вызывающих в конечном итоге расширение спроса; научно-технический прогресс и совершенствование технологий, снижающих издержки производства товаров; улучшение условий продажи за счет рекламы, маркетинга и т. п. факторов, способствующих увеличению спроса.
Кривые
предложения, как и кривые спроса
— это лишь формализованные с
помощью графика отдельные
Оно
устанавливается под влиянием многочисленных
конкурентных сил на рынке, в этой
связи цену называют конкурентным равновесием
спроса и предложения, или уравновешивающей
рыночной ценой, при которой совокупное
предложение и совокупный спрос
равны друг другу. В наиболее общем
виде их можно представить с помощью совмещенных
кривых спроса и предложения график 3.