Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:30, реферат
Механизм и функционирование рынка и виды эластичности. Рынок – это очень объемное понятие. В кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории. Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном и безличностном механизме ценовых сигналов. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Глава. Сущность рынка
§1.Что такое рынок, его функции…………………………………...………………………...…...5
§2. Механизм функционирования рынка………………………………………………………….8
2 Глава. Эластичность
§1. Эластичность спроса…………………………………………………………………………..13
§2. Эластичность предложения…………………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………………………...21
Уравновешивающая рыночная цена находится в точке пересечения кривых предложения SS и спроса DD. Точка пересечения соответствует определенной величине, которая может быть установлена как на оси абсцисс (количество товаров), так и на оси ординат (цены за единицу товара). Рыночное равновесие цены устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда: количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое предложение согласно продать; отсутствует тенденция изменения цен и количеств товара, исключены также прочие экономические условия.
Из
графика 3(приложение3) следует, что
равновесие спроса и предложения
установилось на уровне точки В, которая
соответствует определенному
Вернёмся к основным элементам, на которых базируется рынок. Третьим составляющим является конкуренция. Она играет важную роль в рыночном механизме. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.13
Как у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и свои недостатки.
К преимуществам рынка западные экономисты относят:
Чтобы поддерживать
Но рынок имеет и негативные стороны:
§1. Эластичность
спроса
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:
где Q — изменение величины спроса, %; Р — изменение цены, %;
“Р” в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене .
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.
Чтобы
измерить эластичность спроса по цене,
необходимо подсчитать процентные изменения
величины спроса и цены и соотнести их:
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса (см. рис. 1), но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.15
В общем виде формула для определения процентного изменения величины спроса ∆Q будет выглядеть:
где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.
Аналогично для определения процентного изменения цены ∆P выбранном интервале получаем:
где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.
Коэффициент эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цены:
Рассмотрим ценовую эластичность. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.
Экономисты
используют концепцию ценовой эластичности
для определения чувствительности потребителей
к изменению цены продукции. Если небольшие
изменения в цене приводят к значительным
изменениям в количестве покупаемой продукции,
то такой спрос называют относительно
эластичным или просто эластичным.
Если
существенное изменение в цене ведет
к небольшому изменению в количестве
покупок, то такой спрос относительно
неэластичный или просто неэластичный.
Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.
Если
изменение цены не приводит ни к
какому изменению количества спрашиваемой
продукции, то такой спрос является
совершенно неэластичным.
Если
самое малое снижение цены побуждает
покупателей увеличивать
Оценка эластичности по показателю общей выручки осуществляется в зависимости от его положения относительно единицы.
1.
Эластичный спрос (Ed>1). Если спрос
эластичен, уменьшение цены
Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.
2.
Неэластичный спрос (Ed<1). Если
спрос неэластичен, уменьшение
цены приведет к уменьшению
общей выручки. Расширение
Если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.
3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.16
Существует также несколько факторов, влияющих на эластичность.
Существует еще 2 вида эластичности спроса:
1.Перекрестная эластичность спроса. Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:
(6)
где “с” в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).
Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.