Рынок и его сущьность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:30, реферат

Краткое описание

Механизм и функционирование рынка и виды эластичности. Рынок – это очень объемное понятие. В кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории. Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном и безличностном механизме ценовых сигналов. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Глава. Сущность рынка
§1.Что такое рынок, его функции…………………………………...………………………...…...5
§2. Механизм функционирования рынка………………………………………………………….8
2 Глава. Эластичность
§1. Эластичность спроса…………………………………………………………………………..13
§2. Эластичность предложения…………………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

      

                                                                                             Количество, Q 
 

      Уравновешивающая  рыночная цена находится в точке  пересечения кривых предложения  SS и спроса DD. Точка пересечения соответствует определенной   величине, которая может быть установлена как на оси абсцисс (количество товаров), так и на оси ординат (цены за единицу товара). Рыночное равновесие цены устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда: количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое предложение согласно продать; отсутствует тенденция изменения цен и количеств товара, исключены  также прочие экономические условия.

      Из  графика 3(приложение3) следует, что  равновесие спроса и предложения  установилось на уровне точки В, которая  соответствует определенному ценовому значению Р и количеству продаж, удовлетворяющему этому ценовому равновесию. Уравновешивание спроса и предложения сопровождается движением цены, ее отклонением в ту сторону, где требуется противовес для установления равновесия на рынке. Таков в наиболее общем виде механизм установления цены на конкурентном рынке любого из множества товаров. По каждому виду товаров - свой равновесный уровень цены, поэтому принято считать, что существует множество рынков, равное множеству товаров (например, рынок стали, рынок автомобилей, рынок одежды, рынок рабочей силы, рынок денег, валют и т. д.). Равновесие—закон для каждого из них, благодаря чему поддерживается равновесие экономической системы в целом.

      Вернёмся  к основным элементам, на которых  базируется рынок. Третьим составляющим является конкуренция. Она играет важную роль в рыночном механизме. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.13

     Как у всякого явления, у рынка  есть свои преимущества и свои недостатки.

      К преимуществам рынка западные экономисты относят:

  1. эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
  2. возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства;
  3. гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям.
  4. свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;
  5. способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышения качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

            Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продукции, фирмы стремятся расширять свой ассортимент, повышать качество, снижать издержки и т. д. Если же в отраслях неправильно оценили спрос и выпустили, например, много женских платьев и меньше блузок, то рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно выручка пойдет на увеличение выпуска блузок, а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилировании производства на пошив блузок и на изменение фасона платьев.14

Но рынок  имеет и негативные стороны:

  1. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
  2. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;
  3. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;
  4. в условиях рынка порою игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений. 
  5. не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Индивидуумам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. 
  6. рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;
  7. подвержен нестабильному развитию с инфляционными процессами.

2 Глава.  Эластичность

§1. Эластичность спроса 

      Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Эластичность показывает на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

      Если  обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер равен:

      

                                                            (1)

      где  Q — изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;

      Р” в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене .

      Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.

      Чтобы измерить эластичность спроса по цене, необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их: 

      

                                                  (2) 

      Из  этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и  объема или от наклона кривой спроса (см. рис. 1), но и от их фактических  значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.15

      В общем виде формула для определения  процентного изменения величины спроса  ∆Q  будет выглядеть:

      

                                                (3)

      где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.

      Аналогично  для определения процентного изменения цены ∆P выбранном интервале получаем:

      

                                                (4)

      где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.

      Коэффициент эластичности исчисляем как отношение  прироста величины спроса к приросту цены:

      

        (5)

      Рассмотрим  ценовую эластичность. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

      Экономисты  используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

      Если  существенное изменение в цене ведет  к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный. 
 
 
 

        
 
 
 

        
 

      

        
 
 
 

      Когда процентное изменение цены и последующее  изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной  эластичностью.

        
 
 
 
 
 
 
 
 

      Если  изменение цены не приводит ни к  какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным. 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 

      Если  самое малое снижение цены побуждает  покупателей увеличивать покупки  от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным. 
 
 

        
 

        
 
 
 
 

      Оценка  эластичности по показателю общей выручки  осуществляется в зависимости от его положения относительно единицы.

      1. Эластичный спрос (Ed>1). Если спрос  эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

      Если  спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки  в противоположном направлении.

      2. Неэластичный спрос (Ed<1). Если  спрос неэластичен, уменьшение  цены приведет к уменьшению  общей выручки. Расширение продаж  оказывается недостаточным для  компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно,

      Если  спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки  в том же направлении.

      3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение  или уменьшение цены оставит  общую выручку неизменной.16

    Существует  также несколько факторов, влияющих на эластичность.

  • Наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
  • Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном.
  • Дефицитность товара. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.
  • Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя.

    Существует  еще 2 вида эластичности спроса:

   1.Перекрестная эластичность спроса. Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А  к процентному изменению цены товара Б:

                                                (6)

      где “с” в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).

      Значение  коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Информация о работе Рынок и его сущьность