Рынок монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 08:44, курсовая работа

Краткое описание

Введение 20-е годы ХХ столетия во многих отношениях были переломными, так как именно тогда само существование рыночной экономики было поставлено под вопрос. В Америке, Европе и Японии быстрыми темпами шел процесс концентрации капитала и роста монополий, от военного времени сохранилась тенденция глубокого государственного вмешательства в экономику.

Содержание

ВВДЕНИЕ………………………………………………………………...5
Глава 1. Особенности рынка монополистической конкуренции……..8
1.1 Основные черты рынка монополистической конкуренции…........8
1.2 Дифференциация продукта……………………………………….....12
1.3 Дифференциация продукта и его совершенствование………….....17
Глава 2. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном
Периодах………………………………………………………………….21
2.1 Оптимизация выпуска в краткосрочном периоде………………….21
2.2 Равновесие в долговременном периоде…………………………......22
Глава 3. Роль и влияние рекламы в условиях монополистической
Конкуренции………………………………………………………………25
Глава 4. Монополистическая конкуренция на российском рынке…….34
Глава 5. Ценообразование на рынке в условиях монополистической конкуренции………………………………….…………………………..40
5.1 Формирование цен в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………...40
5.2.Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции………………………………………………………………42
5.3.Краткосрочное и долгосрочное равновесие монополистически конкурентного производителя………………………………….………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………48

Вложенные файлы: 1 файл

Мухаммед курсавой.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, дифференциация продукта отражается в  дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый и меркантильный покупатель.

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что  в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. Если при совершенной конкуренции производится Qs по цене Рs, то в условиях монополистической конкуренции — Qm   по цене Рm .

В течение короткого  промежутка времени фирмы могут  как получать прибыль, так и нести  убытки. Однако отсутствие высоких  входных барьеров в отрасль, где  фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции  объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.3 Краткосрочное и долгосрочное равновесие монополистически конкурентного производителя

Большинство рыночных моделей находятся между двумя крайними рыночными структурами — совершенной конкуренцией и монополией. Монополистическая конкуренция же — это смешение монополии и конкуренции.

Кривая спроса в ситуации монополистической конкуренции  более эластична, чем в монополии, так как монополистически конкурентный продавец имеет большое число конкурентов, производящих взаимозаменяемые товары.

Кривая предложения  также не является совершенно эластичной, так как у монополистически конкурентной фирмы, во-первых, меньше конкурентов, во-вторых, производимые продукты хотя и близкие, но несовершенные заменители. Степень эластичности предложения, таким образом, зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта.

B условиях монополистической конкуренции фирма может максимизировать прибыль (минимизировать убытки) в краткосрочном периоде, производя такой объем производства, который обозначен пересечением кривых предельной выручки и предельных издержек (рис.1 а, б, в).

В долгосрочном периоде равновесие монополистически конкурентной фирмы фиксируется в точке С (рис.1в). Это положение равновесия невыгодно для общества.

Во-первых, в  монополистической конкуренции  в отличие от совершенной конкуренции, где Р = МС = АС, равновесная цена не совпадает с минимумом средних долгосрочных издержек. Р > LAC, так как покупатели вынуждены переплачивать за товар, точнее, нести расходы на рекламу. Во-вторых, монополистически конкурентные фирмы производят меньший, чем наиболее эффективный, объем выпуска, так как Р > МС, т. е., с точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара

 

Рис.3 Равновесие монополистически конкурентной фирмы

Таким образом, при монополистической конкуренции  объем выпуска меньше, а средние издержки и цена выше, чем при совершенной конкуренции, что свидетельствует о невысокой эффективности данной модели. Эта неэффективность компенсируется возможностью широкого выбора разнообразных товаров в условиях их дифференциации и неценовой конкуренции. Посредством изменения качества товаров и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут ее издержки.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Являясь промежуточным  типом таких рыночных структур, таких  как совершенная (чистая) конкуренция  и чистая монополия, монополистическая  конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные признаки:

В заключение моей курсовой можно сделать следующие выводы на основании всего выше сказанного:

  1. Фирмы в условиях монополистической конкуренции могут получать прибыли или нести убытки в краткосрочном периоде. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывают тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде.
  2. В долговременном периоде положение равновесия производителя, действующего в условиях монополистической конкуренции, является менее общественно желательным, чем фирмы, действующей в условиях чистой конкуренции. В условиях монополистической конкуренции цена превышает предельные издержки и цена превышает минимальные средние валовые издержки, что указывает на то, что потребители не получают продукт по наименьшей цене, которую условия издержек допускали бы.
  3. Дифференциация продукта обеспечивает способ, которым фирмы в условиях монополистической конкуренции могут компенсировать тенденцию приближения к нулю экономических прибылей в долговременном периоде. Посредством изменения продукта и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут ее издержки.
  4. Дифференциация продукта, хотя и связана с определенными опасностями и проблемами, предоставляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе.
  5. Существует острое разногласие относительно экономической пользы рекламы. Сторонники рекламы оправдывают ее на том основании, что она а) помогает потребителям в осуществлении разумного выбора, б) поддерживает национальные системы связи, в) ускоряет развитие продукта, г) позволяет фирмам реализовать эффект масштаба, позволяющий сократить издержки на единицу продукции, д) стимулирует конкуренцию и е) поощряет расходы и высокий уровень занятости. Критики заявляют, что реклама: а) скорее сбивает с толку, чем информирует, б) нерационально перемещает ресурсы из более важных областей применения, в) вызывает ряд внешних издержек, г) приводит к более высоким, а не более низким издержкам и ценам, д) поощряет монополию, е) не является стратегическим фактором, определяющим расходы и занятость. Эмпирические же данные позволяют перейти к единому мнению относительно того, является ли реклама анти- или проконкурентной силой.
  6. На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыли.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник/кол. авт.; под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. Финансовая академия при Правительстве РФ.-6-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС. – 2006.- 624 с.
  2. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т.: Пер. с англ. Т.2.
  3. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Мамедов О.Ю. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс».- 1995. - 608 с.
  4. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина.- М.: Междунар. отношения, 1993. – 896 с.
  5. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования. Учебное пособие. - М.: ЮристЪ.- 1996. – 264 с.
  6. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости). Пер. с англ. / Под ред. Ольсевича О.Я. - М.: Экономика,1996. – 351 с.
  7. http://www.yudanov.ru/micro_3_a_2_4.html

 


Информация о работе Рынок монополистической конкуренции