Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 08:44, курсовая работа
Введение 20-е годы ХХ столетия во многих отношениях были переломными, так как именно тогда само существование рыночной экономики было поставлено под вопрос. В Америке, Европе и Японии быстрыми темпами шел процесс концентрации капитала и роста монополий, от военного времени сохранилась тенденция глубокого государственного вмешательства в экономику.
ВВДЕНИЕ………………………………………………………………...5
Глава 1. Особенности рынка монополистической конкуренции……..8
1.1 Основные черты рынка монополистической конкуренции…........8
1.2 Дифференциация продукта……………………………………….....12
1.3 Дифференциация продукта и его совершенствование………….....17
Глава 2. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном
Периодах………………………………………………………………….21
2.1 Оптимизация выпуска в краткосрочном периоде………………….21
2.2 Равновесие в долговременном периоде…………………………......22
Глава 3. Роль и влияние рекламы в условиях монополистической
Конкуренции………………………………………………………………25
Глава 4. Монополистическая конкуренция на российском рынке…….34
Глава 5. Ценообразование на рынке в условиях монополистической конкуренции………………………………….…………………………..40
5.1 Формирование цен в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………...40
5.2.Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции………………………………………………………………42
5.3.Краткосрочное и долгосрочное равновесие монополистически конкурентного производителя………………………………….………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………48
Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый и меркантильный покупатель.
Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. Если при совершенной конкуренции производится Qs по цене Рs, то в условиях монополистической конкуренции — Qm по цене Рm .
В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).
Таким образом, в условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.
5.3 Краткосрочное и долгосрочное равновесие монополистически конкурентного производителя
Большинство рыночных моделей находятся между двумя крайними рыночными структурами — совершенной конкуренцией и монополией. Монополистическая конкуренция же — это смешение монополии и конкуренции.
Кривая спроса в ситуации монополистической конкуренции более эластична, чем в монополии, так как монополистически конкурентный продавец имеет большое число конкурентов, производящих взаимозаменяемые товары.
Кривая предложения также не является совершенно эластичной, так как у монополистически конкурентной фирмы, во-первых, меньше конкурентов, во-вторых, производимые продукты хотя и близкие, но несовершенные заменители. Степень эластичности предложения, таким образом, зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта.
B условиях монополистической конкуренции фирма может максимизировать прибыль (минимизировать убытки) в краткосрочном периоде, производя такой объем производства, который обозначен пересечением кривых предельной выручки и предельных издержек (рис.1 а, б, в).
В долгосрочном периоде равновесие монополистически конкурентной фирмы фиксируется в точке С (рис.1в). Это положение равновесия невыгодно для общества.
Во-первых, в монополистической конкуренции в отличие от совершенной конкуренции, где Р = МС = АС, равновесная цена не совпадает с минимумом средних долгосрочных издержек. Р > LAC, так как покупатели вынуждены переплачивать за товар, точнее, нести расходы на рекламу. Во-вторых, монополистически конкурентные фирмы производят меньший, чем наиболее эффективный, объем выпуска, так как Р > МС, т. е., с точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара
Рис.3 Равновесие монополистически конкурентной фирмы
Таким образом,
при монополистической
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные признаки:
В заключение моей курсовой можно сделать следующие выводы на основании всего выше сказанного:
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ