Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 10:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть рынок нефти, выявить основные тенденции его развития и провести определенный анализ отрасли.
В соответствии с целью исследования в курсовой работе определены следующие задачи:
- рассмотреть структуру мирового рынка нефти;
- рассмотреть современное состояние нефтяной отрасли и выявить основных поставщиков;
- провести анализ инфраструктуры, запасов и цен на рынке нефти;
Примечания:
1. Оценочные запасы в миллиардах (109) баррелей
2. Добыча в тысячах (10³) баррелей в день
3. На сколько лет хватит
нефти, рассчитывается как
Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод, что самый большой запас нефти имеют Ирак и Венесуэла и в дальнейшем возможно эти государства будут ведущими мировыми державами, так как энергетические ресурсы являются главными источниками жизни на земле. Также видно, что если сложить весь запас нефти в мире, то можно сделать вывод, что этого источника энергии хватит лишь на 40-50 лет. И, в последствии, нам необходимо будет искать заменяющий нефть энергетический ресурс.
Ожидается, что мировая нефтедобыча из традиционных источников в период между 2010 и 2020 гг. достигнет своего пика, а затем начнет постепенно снижаться. Поэтому в период 2010-2020 гг. начнут усиленно осваиваться, несмотря на значительные финансовые издержки, «нетрадиционные» источники энергии.[3]
Таким образом, все эти факторы в своей совокупности являются основными факторами – индикаторами в формировании цен на мировом рынке нефти.
Рис. 1. Прогноз мировой добычи и потребления нефти до 2016 г.
Анализ рисунка 1 показывает,
что основными рынками
Мировой спрос на нефть в среднесрочной перспективе, как прогнозируется, будет продолжать расти.
Прогнозируются относительно высокие темпы прироста потребления нефти. МЭА предусматривает, что в среднем по миру они составят 1,9%, в том числе 0,8% – в промышленно развитых странах, 2,9% - в развивающихся странах с переходной экономикой. Наиболее динамично будет расти этот показатель в Китае (4,6%), Южной Азии (4,2%), в Восточной Азии (3,6%), в Африке и Латинской Америке (2,5%).
Ценовая политика на рынке нефти тоже имеет существенное место. Так например, с конца 2003 до 2005 включительно произошёл новый резкий скачок цен. Цена нефти в феврале 2008 уже превышала «психологическую» отметку в 100 долларов за барель, в марте высокие темпы роста цен продолжились (110 долл.). В мае 2008 года была достигнута цена 135 долларов и далее удерживалась на уровне выше 100 долларов. Максимальная цена нефти сорта WTI (Light Sweet) была достигнута 11 июля 2008 года, превысив 147 долларов за баррель.
Некоторые считают причиной этого скачка цен предполагаемое вторжение США в Иран, по мнению других, он знаменует начало давно ожидаемого нефтяного кризиса, когда истощающимся месторождениям всё труднее удовлетворить растущий спрос на нефть. Большинство аналитиков считают, что эта цена будет снижена (одни называют цифру 40, другие 75 долларов за баррель). В октябре 2008 цена на нефть опустилась ниже 67 долларов за баррель в результате глобального экономического кризиса и достигла своего 12-месячного минимума.
Следует отметить, что рост мировых цен на нефть всегда разгоняет долларовую инфляцию, так как США крупнейший потребитель нефти.
Структура нефтегазового комплекса. В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов. В отрасли действуют 28 крупных нефтеперерабатывающих заводов (мощность от 1 млн.т/год), мини-НПЗ и заводы по производству масел. Протяженность магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс.км и нефтепродуктопроводов - 19,3 тыс. км.
Структуру отрасли составляют
9 крупных вертикально
Природный и попутный нефтяной газ является в настоящее время основным источником обеспечения внутренних потребностей страны в первичных энергоресурсах.[4]
Также немаловажную роль в формировании рынка нефти играют глобализационные процессы мировой экономики. Мировые цены на нефть и курс доллара играют роль "клапана постоянного давления" для экономического роста мировой экономики.
Нефть (газ и иные традиционные ресурсы) здесь играют роль своеобразного стимулирующего фактора формирования нового инновационного процесса. Рост их цены обуславливает торможение и стабилизацию роста традиционной экономики, что заставляет прикладывать более активные усилия по поиску новых инновационных направлений развития - инновация, подталкиваемая депрессией. Вместе с тем, новый общемировой инновационный процесс, требует для его формирования напряжения всех мировых финансовых ресурсов, в чем собственно и проявляется новый этап глобализационных процессов. С появлением нового (уже глобального) инновационного процесса, темпы роста мировой экономики не только возрастут, одновременно произойдет разрушение традиционных секторов экономики, ставших привычными, что и составит основу торможения динамики со стороны привычек и традиций.[5]
Фундаментальными причинами бума на нефтяном рынке стали возросший спрос на углеводородное сырье, с одной стороны, и ограниченные мощности в добыче нефти (на фоне перебоев с ее поставками) и в нефтепереработке — с другой. При появлении существенного запаса в резервных мощностях добычи нефти и ее переработки влияние спроса и спекулятивных факторов на нефтяные цены будет значительно меньшим, чем сейчас. По моему мнению, в настоящее время формируются предпосылки для реализации именно такого сценария, при котором можно ожидать снижения нефтяных цен в среднесрочной перспективе. При этом необходимо рассчитывать на стабилизацию ситуации в Ираке и прекращение эскалации напряженности вокруг ядерной программы Ирана.
Мировой рынок нефти и нефтепродуктов представляет собой весьма тонкую и чувствительную систему. Его «настрой» зависит от многих факторов: политических, экономических, сезонных, региональных, от положения, складывающегося с танкерным флотом, и т.д. Вместе с тем он достаточно хорошо организован, имеет свои особенности, свои правила игры.
Существуют две формы торговли нефтью и нефтепродуктами: контрактная и спотовая.
Контрактная форма торговли подразумевает ситуацию, при которой покупатель и продавец договариваются о поставках товара в течение определенного периода и часто по фиксированным ценам. В прошлом контракты подписывались на два, три и более лет. Затем этот период сократился, а цены стали более гибкими.
Спотовая торговля предусматривает сделки краткосрочные. Зачастую спотовая торговля — это продажа одного танкера с нефтью или нефтепродуктами. Поэтому цены по сделке устанавливаются на конкретный танкер на день сделки. По подсчетам специалистов, в настоящее время примерно 50—55% сделок, заключаемых на мировом рынке нефти и нефтепродуктов, совершается на спот-условиях.
Следует несколько подробнее
остановиться на характеристике этих
двух форм торговли, чтобы стали
более понятны последующие
В принципе спотовая торговля представляет собой естественное явление. Она берет начало с древних времен, когда товар обменивали на товар. В отличие от нее контрактная форма требует от партнеров соблюдения определенных обязательств в течение длительного периода. Важнейшее условие и для крупной компании, и для небольшой фирмы — стабильное предсказуемое положение на своем рынке, которое достигается тогда, когда стороны имеют и выполняют друг перед другом долгосрочные обязательства. Это дает контрактная форма работы.
Что касается енотовой торговли, то ни производитель, ни потребитель не могут точно предсказать на обозримый период точные цены на товар, точные объемы поставок. Цена всегда будет объектом манипуляции.
С другой стороны, владелец нефти находится в достаточно сложном положении. Если компания заключает на длительный период контракт на какой-либо нефтепродукт с нефтеперерабатывающим заводом, то последний вынужден производить данный нефтепродукт в течение этого периода и продавать его по установленной цене.
А ведь конъюнктура меняется, и может получиться так, что в силу определенных обстоятельств необходимо, например, увеличить выпуск светлой фракции нефтепродуктов и снизить производство мазута. Завод может потерпеть убытки именно из-за складывающейся конъюнктуры. В условиях бизнеса с большими объемами денежные потери могут быть велики. Например, типичная сделка по дизельному топливу: 20 000—24 000 т (судовая партия) по апрельским ценам 1997 г. при цене в 185 долл. за 1 т стоит примерно 4— 4,4 млн долл. Потеря в цене в 1 долл. будет стоить для одного из партнеров 20 000—24 000 долл. Если же речь идет о торговле бензином, то потеря будет еще больше. Когда условия торговли, общее экономическое положение устойчивы, то приемлемы жесткие контракты. В условиях нестабильности жесткие цены — явление контрпродуктивное. В связи с этим участники рынка нефти и нефтепродуктов вынуждены комбинировать обе формы торговли. Среди нефтетрейдеров появился термин «гибкие контракты». Именно многофакториальность нефтяного рынка и заставляет его участников использовать гибкие системы, следуя правилам игры.
В настоящее время на рынке нефти и нефтепродуктов присутствуют четыре главных участника: 1) крупные нефтяные компании, практикующие обе формы торговли; считается, что им принадлежат примерно 40% спотового рынка (Mobil, Shell и другие «нефтяные сестры»); 2) независимые нефтяные компании (не принадлежащие к «нефтяным сестрам»); им принадлежат порядка 10—15% спотового рынка; 3) нефтяные трейдеры (Fibro, Marc Rich).
Спотовая торговля нефтью и нефтепродуктами обычно ассоциируется с Роттердамом. Это логично: ведь Роттердам — как раз то место, где по существу зародилась «спотовая» торговля. В этом районе сосредоточены крупные перерабатывающие мощности, хранилища и распределительные системы. Однако в настоящее время под Роттердамским спотовым рынком следует понимать более широкую географию. Сюда надо включать все спотовые рынки северо-запада Европы: Швецию, Данию, Норвегию, восточную часть Великобритании, ФРГ, Голландию, Бельгию и северо-запад Франции. Логистика Роттердамской зоны состоит из двух крупных сегментов. Танкерные торговые сделки осуществляются в северо-западном регионе: Роттердам — Северное море; торговые сделки с речными баржами ведутся в зоне Роттердам — дельта Рейна (поставки потребителям в Голландию, ФРГ, Бельгию, Швейцарию и др).
Другим крупнейшим мировым спотовым рынком является Сингапур. Этот рынок считается вторым в мире после Роттердамского. Кроме того, данный регион занимает третье место в мире по объемам переработки нефти после Роттердамского и Американского (побережье Мексиканского залива) регионов. Сингапурский рынок расположен на крупной транспортной артерии, соединяющей Азию с другими регионами мира. Сингапур играет роль своеобразного баланса между США и Роттердамом. На Сингапурский рынок ориентируются производители и трейдеры нефти и нефтепродуктов Индонезии, Малайзии, КНР, ОАЭ, Ирана. Следует отметить, что в связи с бурным экономическим ростом в новых индустриальных странах (Ю. Корее, Тайване, Сянгане (Гонконге) и др.) отмечается рост нефтепотоков из Ближневосточного в Сингапурский регион.
Крупным рынком является Средиземноморский. Нефтетрейдеры ориентируются на рынок Генуя — Лавера. Это объяснимо и логично. Ближневосточные производители нефти и нефтепродуктов везут продукцию на юг Европы.
Так сложилось, что российские поставщики, работающие на спот-условиях, ориентируются на показатели Роттердамского или Средиземноморского рынков. Это понятно, так как традиционно нефтепродукты вывозились из России через порты Балтийского и Черного морей. Нам достаточно сложно было конкурировать на Дальнем Востоке, ведь мощности советских нефтеперерабатывающих заводов были ориентированы на удовлетворение потребностей данного региона — Сахалина, Камчатки, Владивостока, Магадана, хотя раньше мы располагали хорошими базами для бункеровки морских судов, в том числе и иностранных, на Дальнем Востоке. Учитывая, что нам нужно иметь представление и об услугах, приведем некоторые данные о стоимости транспортных услуг, фрахта судов для перевозки нефтепродуктов.[6]
Традиционно мы оперируем общим понятием "мировой рынок нефти", однако детальный анализ показывает, что рынок этот неоднороден и имеет свои региональные особенности. Так, регионы Северной Америки, Европы, СНГ и АТР являются основными потребителями нефти. При этом рынки АТР и Северной Америки, которые собственной добычей обеспечены соответственно на 41% и 56%, наиболее уязвимы и нестабильны. Характерно, что кризисные явления именно на этих рынках и были причиной резких колебаний цен на нефть в последнее десятилетие.
По объему поставок главным
поставщиком нефти на мировой
рынок в региональном отношении
остается во главе с Саудовской Аравией
Ближний Восток (Таблица 2), в организационном
- ОПЕК, в который входит большинство
нефтедобывающих стран