Рынок нефти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть рынок нефти, выявить основные тенденции его развития и провести определенный анализ отрасли.
В соответствии с целью исследования в курсовой работе определены следующие задачи:
- рассмотреть структуру мирового рынка нефти;
- рассмотреть современное состояние нефтяной отрасли и выявить основных поставщиков;
- провести анализ инфраструктуры, запасов и цен на рынке нефти;

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 795.66 Кб (Скачать файл)

Однако в нынешнем веке и в более отдаленной перспективе  по мере истощения ряда дефицитных полезных ископаемых в более развитых в горно-промышленном отношении регионах эти страны начнут представлять большой интерес. В их недрах заключены минеральные ресурсы будущего.

Мировая экономика развивается  циклично - кризисы сменяются периодами  подъемов. Анализ развития мировой  минерально-сырьевой базы показал, что  для нее также характерны взлеты и падения. Если в промышленности циклы составляют 20 - 25 лет, то в горно-добывающей отрасли этот период удваивается, и очередной пик в добыче полезных ископаемых наступает через 40 - 50 лет.

Прошедший век характеризовался исключительно высокими темпами  добычи минерального сырья, достигшими к его концу гигантских масштабов. В настоящее время масштабы значительно  снижаются из-за дефицита запасов  минерального сырья (истощение).[12]

Рассмотрим состояние  запасов по странам и проведем их анализ в таблице 8.

Анализируя таблицу 8 можно  сделать вывод, что мировые запасы нефти хотя и незначительно, но растут и это происходит, прежде всего, за счет открытия новых нефтяных скважин. А обеспеченность мира нефтью неуклонно снижается, так как нефть является основным энергоресурсом и его потребление превышает добычу, и как следствие мировое истощение нефти.

По данным таблицы 8 можно  построить динамику мирового запаса нефти Рис.12.

 

Рис.12. Динамика мирового запаса нефти 2005-2009 гг.

 

Итак в целом, можно сказать, что минерально-сырьевые ресурсы в мировой экономике в скором времени претерпят значительные изменения. И эти изменения произойдут примерно через 50 лет, когда запасы нефти будут исчерпаны и придется искать альтернативу и замену основного энергетического ресурса (нефти) на другой энергоресурс, менее значимый.

 

Таблица 8.

 

Подтверждённые запасы нефти  и газоконденсата 2005-2009 гг. (млн. т) и обеспеченность добычи запасами (лет)

 

Запасы 2005

Запасы 2006

Запасы 2007

Запасы 2008

Запасы 2009

Абсолютное отклонение 2005-2009 гг., млн.т.

Относительное отклонение 2005-2009 гг., %

Обеспеченность по итогам 2009 – 2010 гг.

Россия1

14897

16621

16534

16679r

16738r

+1841

112,4

35

Страны ОПЕК

119054

124977,7

125787,6

126594,4

132210,92

+13156,92

111

111,4

Страны ОСЭР

29789

30799

31681

31803

30992,2

+1203,2

104

22,5

Страны СНГ

14124

13990

13821

13234

10155,7

-3968,3

72

75,5

Остальные страны

10954

11876

10873

9943,3

12899,58

+1945,58

117,7

20,6

Итого

188881

198263,7

198696,6

198253,7

202996,4

+14115,4

107,5

53


 

Примечания:

1 – в оценку запасов  России включены запасы конденсата

2 – запасы Канады включают  в себя извлекаемые запасы  нефти, содержащейся в битуминозных  песчаниках («нефтяных песках»)

*незначительное количество  rоценка

Источники:

Нефтегазовая вертикаль. 2008. № 7. С.43, 51, 95;

Нефть и капитал. 2007. № 1-2. С.94;

BP Statistical Review of World Energy June 2007. http://www.bp.com. 2007, 2008, 2009.

 

2.2 Анализ формирования  инфраструктуры нефтяной промышленности

 

Проблема развития транспортной инфраструктуры ТЭК имеет особое значение. Поэтому в последнее  время пристальное внимание уделяется  развитию всего комплекса транспортной инфраструктуры и прежде всего инфраструктуры нефтяного комплекса:

Развитие транспортной инфраструктуры нефтяного комплекса обусловлено  следующими основными факторами:

- появлением новых центров  добычи нефти в Каспийском  регионе и на востоке России (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф острова Сахалин)  при снижении добычи в традиционных  районах добычи европейской части  страны (Татария, Башкирия, Кавказ);

- целесообразностью формирования  новых экспортных маршрутов нефти  и нефтепродуктов;

- необходимостью увеличения  мощности нефтеналивных терминалов  для морских поставок нефти  на экспорт и импорт;

- необходимостью иметь  резерв нефтетранспортных мощностей для обеспечения транзита нефти по системе трубопроводов.

Нельзя не отметить, что  Россия занимает особое место среди  основных поставщиков нефти с  точки зрения возможных объемов  поставок, транзитного потенциала и  надежности (стабильности) поставок. Кроме  того, можно определенно утверждать, что в обозримой перспективе  Россия сохранит статус одного из основных поставщиков углеводородного сырья  на мировой рынок. В будущем ожидается  умеренный рост добычи на 1,5-2% в год, что позволит России добывать к 2015 г. 510-540 млн. т. нефти. Также ожидается  существенное изменение структуры  сектора нефтедобычи. К 2015 г., в европейской  части страны будет отмечено снижение уровня добычи со 110 млн. т. (в 2005 году) до 80-90 млн. т. Однако данное падение будет  полностью компенсировано появлением новых нефтегазоносных провинций (Восточная Сибирь, шельфы морей) добыча нефти в которых к 2015 г. достигнет 40-70 млн. т., а также развитием производственной базы Тимано-Печорской провинции, где  предполагаемая добыча увеличится может увеличиться до 35 млн. т.

Вместе с тем в настоящее  время существует ряд структурных  ограничений имеющейся транспортной инфраструктуры, существенным образом  снижающих потенциал экспорта российской нефти и других поставщиков на мировой рынок, в т.ч.:

- исторически сложившаяся  замкнутость транспортной инфраструктуры  на европейское направление экспорта  нефти;

- практическое отсутствие  возможности увеличения транспортировки  нефти через черноморские порты  и проливы Босфор и Дарданеллы;

- ограниченные возможности  наращивания экспорта через порты  Балтийского моря;

- отсутствие транспортных  систем для экспорта нефти  на наиболее перспективные рынки  АТР.

Соответственно для обеспечения  прогнозного роста объемов добычи и экспорта российской нефти необходимо дальнейшее развитие системы магистральных  нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть», увеличение ее пропускной способности, а также расширение действующих и строительство новых нефтеналивных морских терминалов. В настоящее время локализован ряд проектов, позволяющих снять большую часть этих ограничений.

Строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий  океан» (мощностью до 80 млн. т в  год) обеспечит формирование в Восточной  Сибири и Республике Саха (Якутия) новых  центров добычи нефти и выход  России на энергетический рынок АТР, создание оптимальной транспортной инфраструктуры, отвечающей требованиям  рационального пользования недрами, с учетом перспектив освоения нефтегазовых ресурсов в районе острова Сахалин.

На первом этапе строительство  нефтепровода на участке Тайшет -Сковородино для транспортировки 30 миллионов тонн западносибирской нефти, а также нефтетерминал на побережье Тихого океана.

На втором этапе будет  произведено увеличение мощности существующей части нефтепровода и терминала, а также будет построен участок  трубопровода от Сковородино до нефтеналивного терминала.

Наиболее приемлемым для  России является проект строительства нефтепровода Бургас — Александруполис. Тариф на транспортировку нефти по маршруту этого нефтепровода, проходящего по территории Болгарии и Греции, будет сопоставим с величиной тарифа на доставку нефти танкерами через Босфор и Дарданеллы.

Кроме того, для оптимизации  загрузки созданных нефтетранспортных мощностей и соответствующего повышения их операционной эффективности России экономически целесообразно увеличение транзитных поставок нефти из Казахстана и Азербайджана.

Для оптимизации экспортных поставок нефтепродуктов с крупнейших нефтеперерабатывающих заводов  предусматривается строительство  нефтепродуктопроводов Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск, Андреевка - Альметьевск, а также Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск и перевалочного комплекса в городе Приморске. В целом мощности магистральных нефтепродуктопроводов возросли к 2010 г. не менее чем на 1/3.

Проанализируем увеличение мировой транспортировки нефти 2008-2012 г. В таблице 9.

 

Таблица 9

 

Мировая транспортировка  нефти 2008-2012 гг., млн. тонн.

Наименование нефтетранспорта

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолютное отклонение, млн. т

Относительное отклонение, %

Водный транспорт

1451

1435

1400

1256

1390

-61

95,8

Нефтепровод

187

200

200

331

350

+163

187,6

Железнодорожный транспорт

106

105

100

96

98

-8

92,5

Прочий транспорт

20,6

20,5

21,2

21

21

+0,4

102

Общий объем экспортируемой нефти в мире

1764,6

1760,5

1721,2

1704

1859

+94,4

105,3


По таблице 9 можно сказать, что:

Увеличился общий объем  экспортируемой нефти;

С каждым годом увеличивается  преобладание трубопроводного транспорта и возможно вскоре он полностью заменит  водный транспорт;

Железнодорожный и прочий транспорт остались на прежнем уровне, произошли изменения, но они незначительны.

В целом, инфраструктура на мировом рынке нефти с каждым годом набирает свои обороты и  еще есть направления, в которых  она может еще развиваться  и развиваться. Можно сказать, что  эпоха нефтяной инфраструктуры только начинается.

 

2.3 Анализ особенностей  формирования цен на нефть  на мировом уровне

 

Важнейшая компонента нефтяного  фактора — мировые цены на нефть. США как крупнейший в мире потребитель  нефти заинтересованы в дешевой  нефти. Дешевая нефть — двигатель  американской экономики, основа благополучия нации. И как крупнейший потребитель  нефти США всегда оказывали значительное влияние на цены на нефть. Напротив, Россия как экспортер нефти заинтересована в высоких мировых ценах на нее, но возможностей серьезно влиять на их уровень у страны никогда  не было.

Тем не менее и Россия, и США объективно заинтересованы как минимум в предсказуемых ценах на нефть. Следовательно, и в рамках «Большой восьмерки», и в рамках энергетического диалога «Россия — США» необходимо выработать общие согласованные подходы к этой проблеме, а затем и условия, необходимые для создания и поддержания коридора «справедливых» цен на нефть, цен, приемлемых для потребителя, но одновременно и дающих возможность вести прибыльный нефтяной бизнес странам-производителям.

У России имеются объективные  причины, из-за которых она не может  пока предложить простой и эффективный  метод управления своими поставками нефти на мировой рынок. И все  же она обязана участвовать в  регулировании мирового рынка нефти, так как является одним из главных  поставщиков этого сырья в  мире и ее экономика сильно зависит  от мировых цен на нефть.

Фьючерсы на сырую нефть  в августе 2010 годаторговались по более низкой цене в связи с возрастающей озабоченностью относительно темпов восстановления мировой экономики, которые заметно замедлились в 2011 году. Эта тенденция распространилась и на 2012 г.

Сохраняющийся высокий уровень  мировых запасов нефти и ожидания замедления роста спроса в ближайшие  месяцы также оказывают давление на цены на нефть. Более активный по сравнению с обычным сезон  ураганов является одним из факторов, поддерживающих рынок и смягчающих тенденцию снижения цен. Стоимость  фьючерсов на нефть WTI в среднем  за месяц составила 77 долларов за баррель, в начале сентября она торговалась  по цене 75-78 долларов за баррель.

В связи с тем, что цена зависит от спроса и предложения  необходимо рассмотреть два этих показателя за последние 20 лет и  проанализировать цену на нефть.

 

Рис. 2.4. Спрос и предложение  нефти в мире 1987-2009 гг.

В настоящее время спрос  и предложение уравновешены и практически нес свободных мощностей. Спад спроса на нефть в мире в кризис по сравнению с докризисным уровнем всего порядка 3%. В Китае и Азии уже наблюдается оживление. По этому в 2009 и 1-2 кв 2010 года - цена на нефть были на уровне 60-80$.

Информация о работе Рынок нефти