Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 10:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть рынок нефти, выявить основные тенденции его развития и провести определенный анализ отрасли.
В соответствии с целью исследования в курсовой работе определены следующие задачи:
- рассмотреть структуру мирового рынка нефти;
- рассмотреть современное состояние нефтяной отрасли и выявить основных поставщиков;
- провести анализ инфраструктуры, запасов и цен на рынке нефти;
Однако в нынешнем веке и в более отдаленной перспективе по мере истощения ряда дефицитных полезных ископаемых в более развитых в горно-промышленном отношении регионах эти страны начнут представлять большой интерес. В их недрах заключены минеральные ресурсы будущего.
Мировая экономика развивается циклично - кризисы сменяются периодами подъемов. Анализ развития мировой минерально-сырьевой базы показал, что для нее также характерны взлеты и падения. Если в промышленности циклы составляют 20 - 25 лет, то в горно-добывающей отрасли этот период удваивается, и очередной пик в добыче полезных ископаемых наступает через 40 - 50 лет.
Прошедший век характеризовался исключительно высокими темпами добычи минерального сырья, достигшими к его концу гигантских масштабов. В настоящее время масштабы значительно снижаются из-за дефицита запасов минерального сырья (истощение).[12]
Рассмотрим состояние запасов по странам и проведем их анализ в таблице 8.
Анализируя таблицу 8 можно сделать вывод, что мировые запасы нефти хотя и незначительно, но растут и это происходит, прежде всего, за счет открытия новых нефтяных скважин. А обеспеченность мира нефтью неуклонно снижается, так как нефть является основным энергоресурсом и его потребление превышает добычу, и как следствие мировое истощение нефти.
По данным таблицы 8 можно построить динамику мирового запаса нефти Рис.12.
Рис.12. Динамика мирового запаса нефти 2005-2009 гг.
Итак в целом, можно сказать, что минерально-сырьевые ресурсы в мировой экономике в скором времени претерпят значительные изменения. И эти изменения произойдут примерно через 50 лет, когда запасы нефти будут исчерпаны и придется искать альтернативу и замену основного энергетического ресурса (нефти) на другой энергоресурс, менее значимый.
Таблица 8.
Подтверждённые запасы нефти и газоконденсата 2005-2009 гг. (млн. т) и обеспеченность добычи запасами (лет)
Запасы 2005 |
Запасы 2006 |
Запасы 2007 |
Запасы 2008 |
Запасы 2009 |
Абсолютное отклонение 2005-2009 гг., млн.т. |
Относительное отклонение 2005-2009 гг., % |
Обеспеченность по итогам 2009 – 2010 гг. | |
Россия1 |
14897 |
16621 |
16534 |
16679r |
16738r |
+1841 |
112,4 |
35 |
Страны ОПЕК |
119054 |
124977,7 |
125787,6 |
126594,4 |
132210,92 |
+13156,92 |
111 |
111,4 |
Страны ОСЭР |
29789 |
30799 |
31681 |
31803 |
30992,2 |
+1203,2 |
104 |
22,5 |
Страны СНГ |
14124 |
13990 |
13821 |
13234 |
10155,7 |
-3968,3 |
72 |
75,5 |
Остальные страны |
10954 |
11876 |
10873 |
9943,3 |
12899,58 |
+1945,58 |
117,7 |
20,6 |
Итого |
188881 |
198263,7 |
198696,6 |
198253,7 |
202996,4 |
+14115,4 |
107,5 |
53 |
Примечания:
1 – в оценку запасов
России включены запасы
2 – запасы Канады включают
в себя извлекаемые запасы
нефти, содержащейся в
*незначительное количество rоценка
Источники:
Нефтегазовая вертикаль. 2008. № 7. С.43, 51, 95;
Нефть и капитал. 2007. № 1-2. С.94;
BP Statistical Review of World Energy June 2007. http://www.bp.com. 2007, 2008, 2009.
2.2 Анализ формирования
инфраструктуры нефтяной
Проблема развития транспортной инфраструктуры ТЭК имеет особое значение. Поэтому в последнее время пристальное внимание уделяется развитию всего комплекса транспортной инфраструктуры и прежде всего инфраструктуры нефтяного комплекса:
Развитие транспортной инфраструктуры
нефтяного комплекса
- появлением новых центров
добычи нефти в Каспийском
регионе и на востоке России
(Восточная Сибирь, Республика Саха
(Якутия), шельф острова Сахалин)
при снижении добычи в
- целесообразностью
- необходимостью увеличения
мощности нефтеналивных
- необходимостью иметь резерв нефтетранспортных мощностей для обеспечения транзита нефти по системе трубопроводов.
Нельзя не отметить, что
Россия занимает особое место среди
основных поставщиков нефти с
точки зрения возможных объемов
поставок, транзитного потенциала и
надежности (стабильности) поставок. Кроме
того, можно определенно утверждать,
что в обозримой перспективе
Россия сохранит статус одного из основных
поставщиков углеводородного
Вместе с тем в настоящее
время существует ряд структурных
ограничений имеющейся
- исторически сложившаяся
замкнутость транспортной
- практическое отсутствие
возможности увеличения
- ограниченные возможности
наращивания экспорта через
- отсутствие транспортных
систем для экспорта нефти
на наиболее перспективные
Соответственно для
Строительство трубопроводной
системы «Восточная Сибирь - Тихий
океан» (мощностью до 80 млн. т в
год) обеспечит формирование в Восточной
Сибири и Республике Саха (Якутия) новых
центров добычи нефти и выход
России на энергетический рынок АТР,
создание оптимальной транспортной
инфраструктуры, отвечающей требованиям
рационального пользования
На первом этапе строительство нефтепровода на участке Тайшет -Сковородино для транспортировки 30 миллионов тонн западносибирской нефти, а также нефтетерминал на побережье Тихого океана.
На втором этапе будет произведено увеличение мощности существующей части нефтепровода и терминала, а также будет построен участок трубопровода от Сковородино до нефтеналивного терминала.
Наиболее приемлемым для России является проект строительства нефтепровода Бургас — Александруполис. Тариф на транспортировку нефти по маршруту этого нефтепровода, проходящего по территории Болгарии и Греции, будет сопоставим с величиной тарифа на доставку нефти танкерами через Босфор и Дарданеллы.
Кроме того, для оптимизации загрузки созданных нефтетранспортных мощностей и соответствующего повышения их операционной эффективности России экономически целесообразно увеличение транзитных поставок нефти из Казахстана и Азербайджана.
Для оптимизации экспортных
поставок нефтепродуктов с крупнейших
нефтеперерабатывающих заводов
предусматривается
Проанализируем увеличение мировой транспортировки нефти 2008-2012 г. В таблице 9.
Таблица 9
Мировая транспортировка нефти 2008-2012 гг., млн. тонн.
Наименование нефтетранспорта |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютное отклонение, млн. т |
Относительное отклонение, % |
Водный транспорт |
1451 |
1435 |
1400 |
1256 |
1390 |
-61 |
95,8 |
Нефтепровод |
187 |
200 |
200 |
331 |
350 |
+163 |
187,6 |
Железнодорожный транспорт |
106 |
105 |
100 |
96 |
98 |
-8 |
92,5 |
Прочий транспорт |
20,6 |
20,5 |
21,2 |
21 |
21 |
+0,4 |
102 |
Общий объем экспортируемой нефти в мире |
1764,6 |
1760,5 |
1721,2 |
1704 |
1859 |
+94,4 |
105,3 |
По таблице 9 можно сказать, что:
Увеличился общий объем экспортируемой нефти;
С каждым годом увеличивается преобладание трубопроводного транспорта и возможно вскоре он полностью заменит водный транспорт;
Железнодорожный и прочий транспорт остались на прежнем уровне, произошли изменения, но они незначительны.
В целом, инфраструктура на мировом рынке нефти с каждым годом набирает свои обороты и еще есть направления, в которых она может еще развиваться и развиваться. Можно сказать, что эпоха нефтяной инфраструктуры только начинается.
2.3 Анализ особенностей формирования цен на нефть на мировом уровне
Важнейшая компонента нефтяного
фактора — мировые цены на нефть.
США как крупнейший в мире потребитель
нефти заинтересованы в дешевой
нефти. Дешевая нефть — двигатель
американской экономики, основа благополучия
нации. И как крупнейший потребитель
нефти США всегда оказывали значительное
влияние на цены на нефть. Напротив,
Россия как экспортер нефти
Тем не менее и Россия, и США объективно заинтересованы как минимум в предсказуемых ценах на нефть. Следовательно, и в рамках «Большой восьмерки», и в рамках энергетического диалога «Россия — США» необходимо выработать общие согласованные подходы к этой проблеме, а затем и условия, необходимые для создания и поддержания коридора «справедливых» цен на нефть, цен, приемлемых для потребителя, но одновременно и дающих возможность вести прибыльный нефтяной бизнес странам-производителям.
У России имеются объективные причины, из-за которых она не может пока предложить простой и эффективный метод управления своими поставками нефти на мировой рынок. И все же она обязана участвовать в регулировании мирового рынка нефти, так как является одним из главных поставщиков этого сырья в мире и ее экономика сильно зависит от мировых цен на нефть.
Фьючерсы на сырую нефть в августе 2010 годаторговались по более низкой цене в связи с возрастающей озабоченностью относительно темпов восстановления мировой экономики, которые заметно замедлились в 2011 году. Эта тенденция распространилась и на 2012 г.
Сохраняющийся высокий уровень
мировых запасов нефти и
В связи с тем, что цена зависит от спроса и предложения необходимо рассмотреть два этих показателя за последние 20 лет и проанализировать цену на нефть.
Рис. 2.4. Спрос и предложение нефти в мире 1987-2009 гг.
В настоящее время спрос и предложение уравновешены и практически нес свободных мощностей. Спад спроса на нефть в мире в кризис по сравнению с докризисным уровнем всего порядка 3%. В Китае и Азии уже наблюдается оживление. По этому в 2009 и 1-2 кв 2010 года - цена на нефть были на уровне 60-80$.