Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 19:40, реферат
Исследование рынка труда актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, задачами данного реферата является:
1) раскрыть сущность понятия рынок труда, его структуры и механизма функционирования;
2) выявить специфику динамики уровня и структуры занятости и безработицы населения в РБ;
3) оценить уровень номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь;
4) исследовать роль государства на рынке труда;
5) проанализировать основные направления государственного регулирования занятости, заработной платы и социальной поддержки безработных.
ВВЕДЕНИЕ ……..………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы рынка труда……………………………..……..5
1.1 Содержание, особенности, функции рынка труда …………………..5
1.2 Основные элементы рынка труда …………………………………….7
1.3 Механизм функционирования рынка труда………………………...11
1.4 Рынок труда в классической и неоклассической моделях и теория неоклассического синтеза…………………………………………………...…..12
Глава 2 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь……………………………………….….15
2.1 Динамика и структура занятости и безработицы в Республике Беларусь……………………………………………15
2.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь …………………….20
2.3 Роль государства в регулирования рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..22
Глава 3 Основные направления совершенствования государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь....27
3.1 Обеспечение эффективной занятости……………………………….27
3.2 Повышение социальных гарантий в области занятости и поддержки безработных………………………………..….31
3.3 Реформирование системы оплаты труда………..………………..….33
3.4 Стимулирование повышения качества труда……………………….36
3.5 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь…39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
Приложение ………………………………………………………………...….41
Список используемой литературы ……………………………………...……...43
Кроме того, около 320 тыс. чел. заняты в неформальном секторе экономики или являются нелегальными трудовыми мигрантами, работающими за пределами страны. К сожалению, статистических оценок масштабов данного явления не ведется, однако обследование рабочей силы, проведенное Министерством труда и социальной защиты в 2008 г., показало, что примерно 117 тыс. человек (около 2.7% экономически активного населения) работали за границей, в основном в России (98 тыс.). Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел называет цифру в 300 тыс. белорусских граждан, нелегально работающих в России (около 7% экономически активного населения).
Таким образом, нужно отметить, что
сегодня уровень занятости
2.2 Динамика и структура
номинальной и реальной
Заработная плата является одним из показателей обеспечения достойного уровня жизни граждан. Начиная с 1996 г. как результат замедления инфляционных процессов и улучшения финансово-экономической ситуации в Республике Беларусь начался рост номинальной и реальной заработной платы. В таблице (Приложение Б, рис. Б.1) представлена динамика среднемесячной заработной платы за период с 2004 по 2009 гг. в номинальном выражении в белорусских рублях и в пересчете на доллары США. За исследуемый период своего максимума в долларах – 456,4 долларов – средняя зарплата достигла в декабре 2008 года.
В настоящее время (январь-сентябрь 2010 г.) номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 18,6 процента, и составила – 1167,1 тыс. руб. В сентябре 2010 г. ее уровень у работников промышленности составил 1461,3 тыс. руб., строительства – 1788,5, транспорта – 1530,5, связи – 1455,2, сельского хозяйства – 879,2 тыс. руб. В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 16,7 процента и составила 896,2 тыс. руб., в том числе в сентябре – 1003,9 тыс. руб.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. увеличилась на 10,8%, в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. – уменьшилась на 0,2%. Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. увеличилась на 9,1%, в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. – на 4,2%.
В настоящее
время имеет место отраслевая
диспропорциональность
Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. №490 «Об установлении на ноябрь-декабрь 2010 г. размеров заработной платы» на ноябрь-декабрь 2010 г. установлены в размере 400000 руб. (месячная), 2360 руб. (часовая). Размеры МЗП устанавливаются ежегодно исходя из потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей, соотношения между ее размерами и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, который в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1567 от 26 октября 2010 г. составляет 283050 руб.). Нужно отметить, что начиная с 2004 г., восстановлена реальная связь между минимальной заработной платой (128,9 тыс. руб.) и БПМ (125,7 тыс. руб.) Это означает, что требования МОТ относительно «Удовлетворительных условий жизни» выполнены.
2.3 Роль государства в регулирования рынка труда в Республике Беларусь
Неспособность рынка труда при несовершенном его типе самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость государственного вмешательства посредством специальной политики занятости. Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:
Применительно
к сегодняшним условиям политика
государства на рынке труда не
должна замыкаться на поиске оптимальной
глубины вмешательства в
В Республике Беларусь последовательно
и целенаправленно реализуется
политика обеспечения занятости
населения, направленная на сохранение
рабочих мест и трудовых коллективов,
содействие развитию предпринимательства
и самостоятельной занятости
граждан, создание новых производств
и новых рабочих мест; снижение
безработицы. Достижению стабильной, контролируемой
ситуации на рынке труда служит реализация
мероприятий, ежегодно разрабатываемых
на основе Государственной и региональных
программ содействия занятости населения,
а также ряда иных программ, оказывающих
значительное влияние на ситуацию в
сфере занятости населения, среди
которых Государственная
Приоритетное внимание в Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009–2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2008 №1640, уделено повышению эффективности использования и повышению качества трудовых ресурсов, вовлечению в экономическую деятельность незанятого населения, стимулированию нанимателей к созданию рабочих мест; содействию в организации индивидуальной предпринимательской деятельности граждан, снижению дисбаланса спроса и предложения на рабочую силу, снижению региональной дифференциации регионов по уровню безработицы; обеспечению социальной защиты граждан, временно потерявших работу. В целом основные показатели Государственной программы в 2009 – январе-сентябре 2010 г. выполнены.
Для нейтрализации последствий мирового кризиса и стабилизации ситуации на рынке труда республики в государством был разработан ряд мер, предусматривающих приоритетное направление финансовых ресурсов Фонда социальной защиты на создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ; опережающее профобученне и переподготовку безработных и работников, находящихся под риском увольнения; оказание помощи безработным в открытии собственного дела.
Так, с апреля 2009 г. осуществляется формирование временных рабочих мест в рамках общественных работ по жилищному строительству с организацией за счет средств фонда социальной защиты населения ускоренной профессиональной подготовки направляемых на них временно свободных работников.
Кроме того, в целях реализации мероприятий программы по обеспечению временной занятости работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. №333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения», в соответствии с которым данной категории граждан предоставлена возможность участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными и выплаты им вознаграждений.
Среди мер, используемых для защиты рабочих мест, наибольшее распространение получили бюджетные ссуды, выделяемые нанимателям при организации и модернизации этих мест.
В целях содействия занятости населения
было принято решение о
Одно из главных направлений противодействия безработице – стимулирование развития занятости в сфере малого бизнеса. В 2009–2010 гг. по поддержке предпринимателей осуществлены специальные меры, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку для малого и среднего бизнеса.
В целях стимулирования переселения семей безработных на повое место жительства и работы увеличен размер выплачиваемых денежных средств каждому безработному, переселяющемуся из города в сельскую местность, с пяти – до семикратной величины бюджета прожиточного минимума.
Немаловажное значение имеет профессиональное
обучение безработных. Программой занятости
населения предусмотрена
Важной мерой защиты и сохранения
рабочих мест молодежи стал пересмотр
системы организации
Результатом реализации всех названных мер стало:
Как видно из вышесказанного, правительство активно занимается вопросами занятости и трудоустройства граждан. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.
3. Основные направления
совершенствования
Несмотря на проводимую в Республике Беларусь активную политику в области занятости и трудоустройства граждан, регулирования оплаты труда, белорусский рынок труда имеет ряд проблем, решение которых – задача государства. Опыт высокоразвитых стран показывает, что эффективное функционирование рынка труда предполагает наличие устойчивых рыночных институтов и множества зрелых элементов рыночной инфраструктуры. Это возможно путем формирования законодательной и нормативной баз рыночных преобразований, закрепляющих нормы взаимодействия государства, бизнес-сообщества, гражданского общества, создания новой культуры деловых отношений, реализации контрактного права, укрепления доверия между хозяйственными субъектами, реформирования трудовых отношений, введения новой системы социальной защиты населения и осуществления других новаций на рынке труда и в экономике в целом.
3.1 Обеспечение эффективной занятости
Вопросы сохранения
управляемой ситуации на рынке труда
и повышения эффективности мер
государственной политики по обеспечению
занятости населения являются одними
из наиболее важных в рамках государственного
регулирования экономики