Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 19:40, реферат
Исследование рынка труда актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, задачами данного реферата является:
1) раскрыть сущность понятия рынок труда, его структуры и механизма функционирования;
2) выявить специфику динамики уровня и структуры занятости и безработицы населения в РБ;
3) оценить уровень номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь;
4) исследовать роль государства на рынке труда;
5) проанализировать основные направления государственного регулирования занятости, заработной платы и социальной поддержки безработных.
ВВЕДЕНИЕ ……..………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы рынка труда……………………………..……..5
1.1 Содержание, особенности, функции рынка труда …………………..5
1.2 Основные элементы рынка труда …………………………………….7
1.3 Механизм функционирования рынка труда………………………...11
1.4 Рынок труда в классической и неоклассической моделях и теория неоклассического синтеза…………………………………………………...…..12
Глава 2 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь……………………………………….….15
2.1 Динамика и структура занятости и безработицы в Республике Беларусь……………………………………………15
2.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь …………………….20
2.3 Роль государства в регулирования рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..22
Глава 3 Основные направления совершенствования государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь....27
3.1 Обеспечение эффективной занятости……………………………….27
3.2 Повышение социальных гарантий в области занятости и поддержки безработных………………………………..….31
3.3 Реформирование системы оплаты труда………..………………..….33
3.4 Стимулирование повышения качества труда……………………….36
3.5 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь…39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
Приложение ………………………………………………………………...….41
Список используемой литературы ……………………………………...……...43
Построение эффективной
Стратегически важным направлением является содействие развитию малого
бизнеса и индивидуального предпринимательства,
которое обеспечивает более эффективное
использование рабочей силы в условиях
постоянно меняющегося спроса производства
на рабочие места, позволяет вовлечь в
него высвобождаемые ресурсы труда, а
также часть граждан из неформального
сектора. В связи с этим одной из главных
задач становится обеспечение благоприятных
условий для малого предпринимательства,
устранение административно-
Одним из направлений поддержки является предоставление финансовых средств на развитие лизинга оборудования для малых предприятий, гарантирование кредитов, создание систем страхования инвестиционных рисков в сфере малого бизнеса. Стратегическим направлением должно стать формирование кредитных гарантийных фондов малого предпринимательства, которые в республике отсутствуют.
Не менее важно предоставление
финансовой помощи посредством создания
центров поддержки
Как показал анализ, одним из наиболее
эффективных направлений
Еще одно направление – налаживание отношений предприятий с высшими учебными (средними специальными) заведениями по вопросу востребованных рынком специалистов, привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицированных специалистов, в разработке учебных планов, формировании перечня специальностей, необходимых различным сферам экономики. Это способствовало бы наиболее полному удовлетворению их требований в части объема получаемых знаний, умений, навыков молодых специалистов, необходимых для профессиональной деятельности.
Одновременно
следует принять во внимание сниженную
конкурентоспособность
Для реализации
данных мер по модернизации рынка
труда с целью обеспечения
эффективной занятости
3.2 Повышение социальных гарантий в области занятости и поддержки безработных
Проблема социальной поддержки безработных и их семей остается наиболее острой в рамках существующей ситуации на рынке труда Республики Беларусь. Как уже говорилось раннее, максимальный размер пособий по безработице с учетом ежемесячной денежной компенсации – около 29 долл. США, минимальный – чуть более 12 долл., средний в 2010 г. равнялся 48,7 тыс. бел. руб. 18% ВПМ. В связи с этим в данный момент на рассмотрении в Совете Министров находится предложение о необходимости повышения размера пособия по безработице, подготовлено финансово-экономическое обоснование его увеличения до бюджета прожиточного минимума.
Создание в Беларуси социально ориентированной экономики требует усиления социальных амортизаторов, в частности организации системы государственного обязательного страхования от безработицы. Система страхования граждан от безработицы значительно поднимает уровень и длительность материальной помощи безработным, ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство. Страхование от безработицы является видом принудительного страхования, гарантирующим работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения или признания работодателя неплатеже-способным.
Для усиления социальной поддержки безработных граждан возможно также введение следующих мер:
Повышение социальных гарантий в области занятости также является важным элементом стимулирования труда в Республике Беларусь. В письме Министерства труда и социальной защиты от 2 июня 2008 г. Разработан Примерный перечень трудовых и социальных гарантий (социальный пакет), рекомендуемых для включения в коллективные договоры, иные локальные нормативные правовые акты организаций, а также контракты в целях закрепления в организациях высококвалифицированных. В Перечне указаны также возможные источники обеспечения предлагаемых гарантий. В частности, к социальным рекомендовано относить: выплаты на удешевление питания; единовременные выплаты к профессиональным праздник юбилейным датам работников, организации; выплаты на погребение близких родственников; единовременные выплаты, связанные с рождением ребенка; единовременные премии.
Они производятся за счет прибыли, остающейся после налогообложения. Пересмотр и дополнение списка социальных гарантий также является возможным направлением совершенствования рынка труда Республики Беларусь.
3.3 Реформирование системы оплаты труда
Приоритетной задачей
Таким образом, система оплаты труда в Республике Беларусь, основанная на тарифных ставках и ЕТС, нуждается в реформировании. В 2010 г. уже предпринят ряд мер по либерализации оплаты труда и совершенствованию его стимулирования. В частности, постановлением Министерства труда и социальной зашиты. Министерства финансов. Министерства экономики Республики Беларусь от 4 марта 2010 г. №34/21/47 «О внесении изменении и дополнений в Инструкцию о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями» организациям с долей собственности государства менее 50% предоставляется возможность производить повышение тарифной ставки первого разряда без учета норм указанной Инструкции. Данное решение позволило коммерческим организациям более широко внедрять новые, гибкие системы и формы оплаты и стимулирования труда. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. N2 385, внедряются схемы материального вознаграждения руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе на основе выплаты годовых бонусов в размере не менее 12 должностных окладов за выполнение организацией доведенных в установленном порядке показателей прогноза социально-экономического развития. Дальнейшее реформирование системы оплаты труда должно предполагать:
Широкое распространение на современном этапе должны получить нетрадиционные, основанные на различных методах распределения коллективного заработка, системы оплаты труда. В их числе: