Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 19:40, реферат
Исследование рынка труда актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, задачами данного реферата является:
1) раскрыть сущность понятия рынок труда, его структуры и механизма функционирования;
2) выявить специфику динамики уровня и структуры занятости и безработицы населения в РБ;
3) оценить уровень номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь;
4) исследовать роль государства на рынке труда;
5) проанализировать основные направления государственного регулирования занятости, заработной платы и социальной поддержки безработных.
ВВЕДЕНИЕ ……..………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы рынка труда……………………………..……..5
1.1 Содержание, особенности, функции рынка труда …………………..5
1.2 Основные элементы рынка труда …………………………………….7
1.3 Механизм функционирования рынка труда………………………...11
1.4 Рынок труда в классической и неоклассической моделях и теория неоклассического синтеза…………………………………………………...…..12
Глава 2 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь……………………………………….….15
2.1 Динамика и структура занятости и безработицы в Республике Беларусь……………………………………………15
2.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь …………………….20
2.3 Роль государства в регулирования рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..22
Глава 3 Основные направления совершенствования государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь....27
3.1 Обеспечение эффективной занятости……………………………….27
3.2 Повышение социальных гарантий в области занятости и поддержки безработных………………………………..….31
3.3 Реформирование системы оплаты труда………..………………..….33
3.4 Стимулирование повышения качества труда……………………….36
3.5 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь…39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
Приложение ………………………………………………………………...….41
Список используемой литературы ……………………………………...……...43
Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д. Основным элементом инфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов и т.д.).
Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, а также определенную социальную защиту.
1.3 Механизм функционирования рынка труда
Важнейшим компонентом рынка труда является механизм его функционирования. Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет свою структуру. Она включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цена труда.
На рынке труда под спросом понимают потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Под предложением рабочей силы понимают занятых наемных работников, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и времени.
Взаимодействие спроса и предложения показано на рис. 1.
Рисунок 1
рынок труд регулирование неоклассический
Кривая предложения труда
Напротив, кривая спроса направлена вниз ввиду того, что при росте издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость (цена) изделий, создаваемых дополнительным трудом, и снижается прибыль. Работодателям такая ситуация невыгодна и они сокращают прием рабочих, т.е. с ростом заработной платы (цены труда) спрос на рабочую силу падает. Эта обратная зависимость выражает действие закона спроса на труд.
Когда цена труда устраивает и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок пришел в равновесие, находится в равновесии. Пересечение кривых спроса и предложения на рис. 1 демонстрирует, что существует лишь одна цена, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают, – это и есть равновесная цена труда (или заработная плата) – цена труда, при которой объем спроса рабочей силы равен объему ее предложения. При этом уровне цены труда достигается полная (для данного уровня равновесия) занятость. Так функционирует механизм конкурентного рынка.
1.4 Рынок труда в классической
и неоклассической моделях и
теория неоклассического
Рассматривая
занятость как основной элемент
рынка труда, можно выделить ряд
подходов к анализу его
Родоначальник классической школы А. Смит и его последователи (А. Маршалл и др.) считали, что цена, спрос и предложение – элементы механизма саморегуляции рынка труда, которая может быть нарушена только войнами и политическими взрывами. Важнейший момент классической теории – пояснение о том, что совокупный спрос всегда достаточен для реализации всего объема выпуска продукции. Численность занятых определяется соотношением спроса и предложения рабочей силы. Благодаря гибкости цены труда – реальной заработной платы – рынок труда всегда возвращается к состоянию равновесия. По мнению представителей классической школы, безработица носит исключительно добровольный характер, так как работники делают свободный выбор между занятостью по более низкой реальной ставке оплаты и безработицей. Заработная плата выступает в виде процента на вложенный человеческий капитал. Предприниматель получает доход от инвестиций физического капитала. Отсюда – бесконфликтность и справедливость распределения доходов междуагентами производства.
В конце XIX – начале XX в. сформировалось и теоретически оформилось неоклассическое направление, ярчайшим представителем которого является А. Маршалл. В соответствии с неоклассической теорией (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл, позднее – Д. Гилдер, А. Лаффер и др.) рынок труда является фундаментально равновесным, обеспечивающим баланс спроса и предложения труда, когда основным рыночным регулятором служит цена рабочей силы (заработная плата). Они признавали наличие длительной, устойчивой безработицы, однако причины ее видели в действии внерыночных факторов, препятствующих механизму рыночной самонастройки, прежде всего снижающих гибкость ставки заработной платы (долгосрочность трудовых договоров, деятельность профсоюзов, государственное регулирование).
В конце 20-х – начале 30-х гг. страны с развитой рыночной экономикой поразил экономический кризис, который продемонстрировал, что выводы классической теории о принципиальной невозможности длительной безработицы противоречат действительности. Дж. Кейнс дал объяснение экономических проблем, отличное от классической теории. Основные идеи кейнсианства могут быть сформулированы следующим образом. Во-первых, рыночная экономика не содержит инструментов саморегулирования. При достигнутом равновесии совокупного спроса и предложения возможен значительный уровень безработицы и инфляции, что обусловлено отсутствием синхронности в процессе принятия решений относительно сбережений и инвестиций. В частности, сбережения слабо зависят от процентной ставки, а основным их фактором выступает национальный доход. На инвестиции ставка процента также не оказывает определяющего влияния, в вопросах инвестирования большое значение имеет ожидаемая норма прибыли. В краткосрочном периоде цены и ставки заработной платы являются неэластичными, что объясняется несовершенной конкуренцией на рынках; наличием монополий, существованием профсоюзов. Во-вторых, в рыночной экономике желательно достижение полной занятости, что не тождественно 100%-ному вовлечению в производство всего трудоспособного населения. Полной занятости сопутствует безработица в своей фрикционной и структурной формах. Достижение полной занятости не возможно без государственного регулирования величины совокупных расходов. Рынок также не в состоянии обеспечить достижение потенциального валового национального продукта. В этом процессе также необходимо участие государства.
Теория неоклассического синтеза (термин введен П. Самуэльсоном) представляет собой синтез неоклассических и кейнсианских идей. Исходя из этой теории, в условиях экономического спада восстановление полной занятости не может быть достигнуто автоматически. Однако, после того как оно будет обеспечено мерами государственного регулирования, вновь вступят в силу постулаты неоклассической теории занятости. Иначе говоря, если неоклассическая концепция утверждает, что рынок труда фундаментально равновесен и лишь действие внерыночных факторов способствует его самонастройке, а кейнсианская – делает заключение о фундаментальном нравновесии рынка труда, вытекающем из присущих ему свойств, то неоклассический синтез предполагает, что кейнсианская модель верна в краткосрочном периоде, а неоклассическая – в долгосрочном.
2.
Особенности функционирования
Формирование белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы. Однако задачи построения инновационной экономики и глобализация, сопровождающиеся повышением требований к качеству рабочих мест и персоналу, объективно обусловливают необходимость пересмотра базовых ориентиров развития рынка труда, изменения его качественных характеристик. В связи с этим актуализировалась необходимость систематизации свойств сложившейся модели рынка труда в Беларуси с целью определения новых ориентиров его развития, соответствующих инновационной экономике и глобализации мирового хозяйства.
2.1 Динамика и структура занятости и безработицы в Республике Беларусь
В соответствии с законом РБ от 15 июня 2006 г. №125-З, занятость – это деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности). Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору; являющиеся членами (участниками) юридических лиц; зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей; осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность; выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям; обучающиеся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования; занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок.
В январе-сентябре 2010 г. в экономике республики было занято 4646,3 тыс. человек, что на 0,1% больше, чем в соответствующем периоде 2009 года. В целом динамика занятости населения за период с лет положительная (Приложение А, таблица А.1). В общей численности занятого населения 47,4% составляют мужчины, 52,6% – женщины. В государственном секторе экономики заняты 47,5% экономически активного населения, в организациях с частной формой собственности – 50,9% (в том числе в организациях со смешанной формой собственности с иностранным участием – 3,2%), в организациях с иностранной формой собственности – 1,6%. В течение последних 6 лет наблюдается уменьшение доли занятого в государственном секторе экономики населения, увеличения численности занятых на предприятиях с частной, смешанной формой собственности и иностранной формой собственнойти (Приложение А, таблица А.2). Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-сентябре 2010 г. было принято на работу 668,7 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 46,8 тыс., уволено по различным причинам 660,9 тыс. человек.
В целом уровень занятости в Республике Беларусь достаточно высок и составляет около 78% трудовых ресурсов страны. Однако стоит учитывать, что под влиянием мирового финансового кризиса и снижения спроса на продукцию белорусских предпринимателей многие наниматели были вынуждены использовать как инструмент поддержания занятости населения гибкие формы занятости: сокращение свободных рабочих мест и вакантных должностей, сокращение продолжительности рабочей недели, практику предоставления работникам административных отпусков с частичным сохранением (без сохранения) заработной. Это позволило нанимателям в условиях кризиса сохранить свои трудовые коллективы, кадровый потенциал, а также предотвратить массовую безработицу в стране.
По данным Национального статистического комитета, в 2010 году 141,3 тыс. работников организаций (4,1% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-сентябре 2009 г. – 8,8%). В сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась на 10,1% и составила 10,2 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 2,7% и составила 7,6 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы в сентябре 2010 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 4,3 тыс. человек, или 56,8% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска. Однако стоит отметить, что наибольшая численность работающих в режиме неполной занятости зарегистрирована в декабре 2009 – январе 2010 года, после чего наметилась тенденция к снижению размера неполной занятости. (Приложение А, табл. А. 3).
Расширение масштабов вынужденной неполной занятости на производстве в условиях кризиса являлось альтернативой увольнению работников, что в определенной мере сдерживало процессы высвобождения рабочей силы и поступления ее на рынок труда. Такая политика позволила сохранить кадровый потенциал и удерживать уровень безработицы в течение 2009–2010 гг. в пределах 0,9% экономически активного населения и к концу октября 2010 года снизить ее до 0,7%. Численность регистрируемых безработных неуклонно сокращалась – с 67,9 тыс. в 2005 г. до 37,3 тыс. чел. на конец декабря 2008 г., однако к началу 2010 г. она незначительно возросла – до 43,5 тыс. чел. В структуре безработицы тенденция отражает мировую – преобладает женская безработица (в общей численности безработных на конец октября 2010 женщины составили 53%). Различия в показателях безработицы для мужчин и женщин значительно сократились за период 2005–2010 лет, однако проблема женской безработицы по-прежнему остается важной. (Приложение А, таблица А.4) В отношении возрастной структуры безработицы следует отметить, что в январе-октябре 2010 г. среди безработных лица в возрасте до 30 лет составляли 42,4%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 4,9% безработных, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования – 3,5%. Нужно также отметить, что по-прежнему не решена существующая проблема длительной безработицы. По данным на 01 октября 2010 г. доля длительно неработающих граждан составила 16,2% безработных. Данная цифра остается практически неизменной в течение последних пяти лет: по данным министерства труда и социальной защиты, продолжительной безработицей (сроком более года) были охвачены 16,4% в 2000 г., 11,9% – в 2001 г., 16,9% – в 2005 г. и 17,3% в 2006 г.
Однако следует
отметить, что в Беларуси далеко
не все находящиеся без работы
обращаются в государственные службы
занятости за получением статуса
безработного по ряду причин. Во-первых,
сложность процедуры
Беларусь пока не перешла на методологию
Международной организация