Рынок труда. Кривые спроса и предложения труда. Проблемы безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:54, контрольная работа

Краткое описание

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны

Содержание

Введение 2
Рынок труда: функции и механизм действия. Кривые спроса
и предложения труда: 2 1. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции 2
2. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции 5
Заключение. 9
Введение 10
Причины и типы безработицы 10
Проблемы безработицы для человека 10
Проблемы безработицы для государства 12
Заключение 13

Вложенные файлы: 1 файл

контра по макроэкономике.docx

— 177.02 Кб (Скачать файл)

         Рис. 5.

  Двусторонняя монополия. Особая ситуация на рынке труда складывается в том случае, если встречаются профсоюз-монополист и наниматель-монопсонист. Чтобы проанализировать эту ситуацию графически, необходимо совместить два графика — один, отражающий деятельность монопсонии, другой — профсоюза.

Итак, кривая DL с точки зрения монопсонии — это кривая ее предельного дохода от продукта фактора, т. е. MRPM (Рис.6). Кривая SL интерпретируется как кривая предельных издержек профсоюза МСu и в то же время — кривая средних издержек на ресурс (труд) монопсонии ARCM. MRu - это кривая предельного дохода профсоюза-монополиста, а кривая MRCM отражает предельные издержки на ресурс монопсониста. Далее мы определяем уже известным нам способом уровни заработной платы при монопсонии (точка Е2) и при монопольной власти профсоюза (точка E1;). Они, соответственно, будут равны wm и Wu. На графике видно, что как монополия, так и монопсония имеют своим результатом уменьшение занятости в отрасли (LM и Lи соответственно) по сравнению с ее равновесным уровнем в условиях совершенной конкуренции LE. Что же касается заработной платы, то ее ставка при монополии профсоюза (Wu) - выше, а при монопсонии (wm) - ниже той, которая сложилась бы в том случае, если бы рынок труда был конкурентным (we). В зависимости от соотношения сил между профсоюзом и работодателем, ставка заработной платы будет колебаться в промежутке между wm и Wu, т. е. ее уровень, а также уровень занятости, будет весьма неопределенным. Известный американский экономист Джон Гэлбрейт не случайно назвал профсоюзы «уравновешивающей силой», возникшей в ответ на монопсонистическую власть крупнейших фирм. Но конечный исход этой борьбы гигантов вовсе не гарантирует приближения ставки заработной платы к конкурентному уровню.

         Рис.  6.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

           Очевидно, что на рынке труда  практически всегда преобладает  несовершенная конкуренция. Это  происходит из-за наличия многочисленных  внеконкурентных факторов. Прежде  всего, это такие институты, как  крупные корпорации, профсоюзы, государство. Именно на рынке труда встречаются  такие экзотические формы несовершенной  конкуренции, как монопсония или  двусторонняя монополия, что также  свидетельствует об отсутствии  на рынке труда совершенной конкуренции.

Профсоюзы, выступающие как монополисты в предложении рабочей силы, оказывают значительное влияние на уровень заработной платы. Как правило, они добиваются достаточно значительного её повышения для своих членов. Это в свою очередь сильно влияет на ситуацию на всем рынке труда.

Введение.

Безработица-бич современного общества. На данный момент нет решения этой проблемы. Высокий уровень безработицы приводит к огромным социальным, а так же экономическим последствиям. Поэтому государство различными методами старается регулировать рынок труда, выступая стабилизатором в отношениях между работодателем и работником. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы минимизировать уровень безработных и создать лучшие условия труда в конкурентной среде.

 

Причины и типы безработицы.

Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

1) Во-первых, структурные  сдвиги в экономике, выражающиеся  в том, что внедрение новых  технологий, оборудования приводит  к сокращению излишней рабочей  силы;

2) Во-вторых, экономический  спад или депрессия, которые вынуждают  работодателей снижать потребность  во всех ресурсах, в том числе  и трудовых;

3) В-третьих, политика правительства  и профсоюзов в области оплаты  труда: повышение минимального размера  заработной платы увеличивает  издержки производства и тем  самым снижает спрос на рабочую  силу;

4) В-четвертых, сезонные изменения  в уровне производства в отдельных  отраслях экономики (с/х);

5) В-пятых, изменения в  демографической структуре населения, в частности рост численности  населения в трудоспособном возрасте  увеличивает спрос на труд  и, следовательно возрастает вероятность  безработицы.

 

Проблемы безработицы для человека.

Проблемы безработицы для людей, оказавшихся в роли безработных проявляются в следующем.

Во-первых, снижается или даже становится нулевым уровень их денежных доходов. Во-вторых, проблемы с денежными поступлениями порождают проблемы с объемом и качеством потребления. Безработица отрицательно сказывается на уровне экономического благосостояния человека, семьи. В-третьих, безработица нередко приводит к потере квалификации. Поддержание какого-то уровня профессиональной квалификации в ряде случаев возможно только при условии систематической практики. В-четвертых, нередко новая работа, которую удается получить, оказывается менее выгодной, чем предыдущая, одной из причин чего может быть и снижение уровня квалификации в период безработицы. В-пятых, безработица приносит значительные психологические проблемы. Меняется психологическое состояние человека: появляются нервозность, подавленность, чувство неполноценности, жизненной неудовлетворенности. Могут возникать стрессы, расстройства здоровья.

Говоря о проблемах безработицы отдельно взятого человека, следует выделить две категории безработных. К первой категории относятся те, кто является потенциально безработным. В эту группу входят все работающие учетного периода, поскольку при капитализме нет никакой гарантии, что любой ныне занятый на производстве не пополнит ряды безработных либо в текущем периоде, либо за пределами его. Страх потерять работу усиливается в зависимости от следующих обстоятельств. Во-первых, в том случае, когда работающий вообще не является членом профсоюза. Во-вторых, в обратной зависимости от способности профсоюза защитить работающего в том случае, когда последний состоит членом профсоюза. В-третьих, в прямой зависимости от возраста работающего. Чем старше последний, тем, будучи уволенным, ему/ей тяжелее найти новую работу. В-четвертых, потеряв старую работу, мужчина легче находит новую работу, чем женщина. В-пятых, в прямой зависимости от религиозной, этнической, национальной или расовой «чистоты» работающего. Как правило, легче найти новую работу представителю доминирующей религии, например, протестантской в США и православной в России; этнической группы, например, потомков выходцев из Великобритании, Голландии или скандинавских стран в США (в России этот признак заменен признаком национальности); национальности, например, русских, украинцев и белорусов в России; расы (например, белой как в США, так и в России). В-шестых, от места проживания потенциально безработного. В городе работу найти легче, чем в деревне, в более крупном городе легче, чем в менее крупном, и т.д., и т.п.

Ко второй категории безработных относятся все те, кто фактически являются безработными независимо от того, считаются ли они официально безработными или нет. К тем, кто официально не входит в состав безработных, относятся все, кто не имеет работу, желает ее найти, но в отчаянии прекратили поиски работы.

Морально и психологически длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувству неполноценности, чувству вины, в конечном счете, к деградации личности человека, потерявшего работу. Физически длительная безработица может вызвать у пострадавшего сердечные заболевания, сделать его алкоголиком и даже привести его к самоубийству. Более того, длительная безработица не может не сказаться на положении семьи безработного, нередко разрушая последнюю.

Таким образом, наиболее тяжелым последствием состояния безработицы на микроуровне являются падение материального достатка семьи безработного, тяжелое психологическое состояние, которое зависит от длительности пребывания человека без работы, что в конечном итоге может привести к профессиональной дисквалификации и бездеятельности. Поэтому при разработке мер социальной защиты безработных необходимо перейти от уравнительного подхода к проблеме человека, основанного на использовании экономических показателей «подходящей работы» к целенаправленному вмешательству органов занятости на ранних фазах безработицы, чтобы облегчить психологическое и материальное состояние безработного и перевести его из незащищенного положения в относительно защищенное

 

Проблемы безработицы для государства.

Фактическая безработица приносит бедствия не только на микроуровне. Ее эффект опасен и на макроуровне, на уровне общества в целом.

Проблемы безработицы для государства заключаются в следующем.

Это, во-первых, недопроизводство ВВП. Реальный объем национального производства оказывается меньше потенциального, т.е. того, который могло бы иметь общество при полном использовании ресурсов труда.

Американский экономист Артур Оукен вывел экономический закон, согласно которому при превышении фактического уровня безработицы над ее естественной нормой на 1 % недопроизводство ВВП составляет 2,5 %. Это означает, что при фактическом уровне безработицы в стране, например 8,3 %  и естественной норме 6 % данная страна недополучает за год 5,75 % национального продукта (8,3 -6,0 = 2,3 * 2,5 = 5,75). Иными словами, при достижении полной занятости ВВП этой страны был бы едва ли не на 6 % больше. Если этот процентный показатель перевести в стоимостные или физические объемы товаров и услуг, получим впечатляющие цифры. Таким образом, в результате отставания реального объема ВВП от потенциального уровня сокращаются возможности повышения общего (среднего) уровня благосостояния

Во-вторых, безработица вызывает определенную социальную напряженность в обществе. И чем выше уровень безработицы, тем значительнее степень этой напряженности. Безработица чревата проявлениями массовых протестов в обществе, политическими конфликтами, в целом она несет угрозу стабильности общества.

В-третьих, повышение уровня безработицы может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан. Экономические и психологические проблемы, возникающие у безработных, могут подтолкнуть их к противоправным действиям. С другой стороны, повышение степени безопасности потребует от налогоплательщиков или увеличения налоговых взносов, или их перераспределения в пользу правоохранительных органов с ущербом, как правило, для других сфер бюджетного финансирования.

С социальной точки зрения принципиально важно, что макроэкономические издержки неравномерно распределяются по слоям общества: каждый процент роста естественной безработицы сказывается на бедных в большей степени, чем на остальных, т.е. потери доходов, связанные с ростом безработных, концентрируются в семьях с низкими доходами. Таким образом, с ростом числа безработных возникает перераспределение национального дохода в пользу элитных слоев общества и происходит обнищание слоев населения с низкими доходами.

Спецификой современного рынка рабочей силы является большой объем скрытой безработицы. Основной ее источник – падение производства и неадекватное ей сокращение численности занятых.

Сохранению большого объема скрытой безработицы способствует политика налогообложения. Суть ее состоит в том, что часть фонда оплаты труда, превышающая шесть минимальных окладов в среднем на одного работающего подлежит налогообложению по ставке налога на прибыль. Этот закон вынуждает руководителей предприятий сохранять численность работающих, выплачивая им минимальную ставку заработной платы. Очевидно, что при проведении более жесткой финансовой политики может начаться обвальный спад производства и тогда безработица из разряда скрытой перейдет в разряд официальной.

Для наглядности сведем в таблицу проявления безработицы как для человека (микроуровень), так и для государства (макроуровень).

Макроуровень

Микроуровень

Падение валового национального продукта.

Дифференциация доходов среди населения.

Усиление социальной напряженности

в обществе.

Увеличение мобильности рабочей силы.

Сокращение излишней численности

рабочей силы.

Рост объемов скрытой безработицы.

Совершенствование профессиональной

структуры рабочей силы.

Сокращение престижа квалифицированного

труда

Падение материального достатка семей

безработных.

Рост девиантного поведения.

Потеря самоуважения в связи с потерей

работы.

Увеличение депрессивных состояний.

Чувство неуверенности в будущем.

Распад семей безработных.

Потеря квалификации безработными.


 

Заключение.

Таким образом, можно видеть, что безработица составляет серьезную личную и общественную проблему. Человек, оказавшийся безработным, страдает материально, теряет квалификацию, имеет психологические проблемы. Длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувству неполноценности, и, в конечном счете, к деградации личности человека. На уровне государства проблемы безработицы проявляются, прежде всего, в снижении ВВП. Кроме того, безработица вызывает социальную напряженность в обществе, может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан. За решение проблемы безработицы ответственность несут сам работники, предприниматели, государство. Рынок труда – основной регулятор занятости. Вместе с тем решение проблемы достижения полной занятости требует активного участия государства.

Измерение инфляции и пути ее преодоления.

 

Введение.

Обычно, под понятием «инфляция» люди понимают повышение цен на товары и услуги, но не всегда понимают причины и последствия этого процесса. Для того чтобы понять, что делает государство, чтобы регулировать этот процесс, какие меры ему еще надо принимать, необходимо разобраться в самом понятии инфляции и причинах возникновения.

Инфляция является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Проявлением инфляции является повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.

В большинстве стран мира уровень инфляции один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.

Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в различных странах, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.

Информация о работе Рынок труда. Кривые спроса и предложения труда. Проблемы безработицы