Рынок труда в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в Казахстане продолжается сложный и весьма противоречивый процесс трансформации экономики, в рамках которого происходят глубокие преобразования в системе отношений занятости. Основным направлением этого процесса является формирование рынка труда, что коренным образом меняет всю систему отношений занятости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


Глава I. РЫНОК ТРУДА, ЕГО СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

1.1 Рынок труда и его субъекты

1.2. Занятость

1.3. Безработица

1.4 Рынок труда в Казахстане

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА в РК

2.1. Основные принципы, направления и методы

2.2. Управление занятостью
2.3. Государственная программа «Занятость 2020»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 195.96 Кб (Скачать файл)

II. Государственное регулирование рынка труда 
 
2.1 Основные принципы, направления и методы 
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. 
Если безработица превышает естественный уровень (5-6% от общего числа занятых в народном хозяйстве), то необходимо вмешательство государства. 
Современная государственная политика не может базироваться на идее, что социальное развитие должно отойти на второй план по отношению к экономическому благополучию. Напротив, задача состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой государственной системе социальной поддержки населения. 
При таком понимании роли социальной и экономической составляющих развития безработица не может рассматриваться как экономически оправданная. Сокращается покупательная способность населения, бюджеты теряют налогоплательщиков, а предприятия - кадры, увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу, становится непременным условием социальной и экономической стабильности, устойчивого развития, успеха проведения реформ. 
Состояние рынка труда является результатом влияния многих экономических и социальных факторов, также как и рынок труда становится силой, воздействующей на них. Поэтому нейтрализация безработицы может достигаться в более широком контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений политики. Тесная связь занятости и экономики необходима для обеспечения стабильного роста производства и занятости. Политика, которая улучшает функционирование рынка труда и способствует приспособлению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск падения экономического роста, позитивно влияет на возможности стабилизации развития. Чем более успешной будет политика, которая направлена на поддержание безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы. 

С точки зрения влияния  на занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным воздействием на способность экономики  поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема  и созданием новых рабочих  мест для безработных граждан, и  тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение  и поддержание высокой способности  экономики к безинфляционной «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики. 
 
Таблица № 6 «Направления государственной политики, влияющей на стабильность рынка труда и занятости».

 
Направления 
 
политики

 
Направления действий

 
Экономические возможности для занятости

 
- антиинфляционная политика; 
 
- налоговая политика; 
 
- поддержка инвестиционной активности; 
 
- промышленная политика; 
 
- региональная политика развития рабочих мест; 
 
- внешнеэкономическая политика

 
Защита труда

 
- наем и увольнение; 
 
- рабочее время; 
 
- заработная плата; 
 
- управление персоналом; 
 
- безопасность труда; 
 
- нейтрализация дискриминации; 
 
- коллективные соглашения и договоры

 
Социальное страхование и социальная помощь

 
- социальная помощь; 
 
- льготы для семей; 
 
- помощь инвалидам; 
 
- помощь малообеспеченным; 
 
- социальное страхование: от несчастных случаев; пенсионное; на случай болезни

 
Образование  
 
и профессиональное 
 
обучение

 
- общее образование 
 
- профессиональное первичное стационарное образование; профессиональное дополнительное образование; обучение на производстве


 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2   Управление занятостью 
Основная цель систем управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд.  
Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Она осуществляется Министерством экономики, Министерством труда и социального развития, другими министерствами и ведомствами. 
Непосредственное управление занятостью осуществляют органы службы занятости. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости. 
Принято выделять два типа воздействия на уровень занятости: пассивную и активную. Активный тип воздействия (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях);Пассивный (выплата пособий безработным). 
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение). Они содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка. Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения «черты бедности» в Казахстане как и других странах, на «уровне прожиточного минимума». 
Посреднически-вспомогательная роль государства на рынке труда, частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка. 
В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки. 
Меры косвенного регулирования рынка труда рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах. 
Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Государственные меры борьбы с безработицей в Казахстане: 
- создание государственной службы занятости. 
- поощрение государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в Казахстане; 
- досрочный выход на пенсию широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале переходного периода; 
- расширение программ переподготовки; 
- социальная помощь безработным через пособия по безработице. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Государственная  программа «Занятость 2020» 
Основание для разработки

Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от  28 января 2011 года. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958

Государственный орган, ответственный за разработку и реализацию:

Министерство  труда и социальной защиты населения  Республики Казахстан.


Государственные и иные органы, ответственные за достижение целей, целевых индикаторов, задач, показателей результатов:

Министерство сельского  хозяйства Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство индустрии  и новых технологий Республики Казахстан, Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Агентство  Республики Казахстан по делам строительства  и жилищно-коммунального хозяйства, акимы областей, городов Астана и Алматы

Цель Программы: Повышение доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости

Задачи Программы: Вовлечение в продуктивную занятость самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного  населения. Развитие кадрового потенциала для реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы. Совершенствование системы оказания социальной помощи.

Сроки и этапы  реализации программы

1 этап – 2011 (пилотный)

2 этап – 2012 – 2015 годы

3 этап  – 2016 – 2020 годы

 

Целевые индикаторы: В ходе реализации задач, поставленных в Программе занятости 2020, к 2016 году будут достигнуты следующие результаты:

  • Программой будут охвачены до 1,5 млн. человек;
  • уровень бедности снизится с 8,2 % до 6 %;
  • уровень безработицы не будет превышать 5,5 %;
  • доля самостоятельно занятых в составе занятого населения снизится с 33,3% до 26 %;
  • дополнительный рост производительности труда за счет реализации Программы занятости составит 20 %

Источники и объемы финансирования: Затраты республиканского бюджета на реализацию Программы занятости 2020 в 2011 году составят              40,2 млрд. тенге. В последующие годы объемы финансирования из государственного бюджета будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов на планируемый период. При этом в 2012 – 2015 годах объем финансирования составит не менее 100 млрд. тенге ежегодно.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ. 
По данной курсовой работе можно сделать следующие выводы: 
 
1. Рынок труда, подчиняется в целом законам спроса и предложения и представляет собой рынок особого рода, который имеет существенные отличия от других товарных рынков. На рынке труда регуляторами являются не только микро- и макроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера.  

2. Современный рынок труда в развитых странах с рыночной экономикой сегментирован на несколько не конкурирующих рынков. Это рынки квалифицированных (первичных) и неквалифицированных (вторичных) рабочих мест, рынки наукоемких и традиционных отраслей экономики. 
 
3. В отраслевой структуре рабочей силы, прослеживаются следующие изменения: сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и увеличение их в сфере услуг. В профессиональной структуре рабочей силы преобладает категория работников умственного труда. Численность работников физического труда сокращается. 
 
4. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В зависимости от причин возникновения безработицы выделяют несколько ее типов: структурную, циклическую, естественную, фрикционную, сезонную, скрытую и др. В среднем уровень безработицы у нас составляет 5.4 % от численности рабочей силы. 
 
5. Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить: 
 
- программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 
 
- программы по подготовке и переподготовке кадров; 
 
- программы содействия найму рабочей силы; 
 
- программы по социальному страхованию безработицы. 

6. Особое место в системе регулирования рынка труда занимают службы занятости. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В их функции входят регистрация безработных, их трудоустройство, изучение конъюнктуры рынка труда, тестирование, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУEМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 
 
 
1) «Экономическая теория», (под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича), Санкт-Петербург, 2001 г.; 
 
2) «Экономика», (под ред. доктора экономических наук, профессора А.С. Булатова), Москва, 2002 г; 
 
3) «Экономика и социология труда», Учебник для ВУЗов, Генкин Б.М,. Москва, 2002 г;  
 
4) «Экономика труда», Белокрылова О.С., Михалкина Я.В. (конспект лекций), Ростов-на-Дону, 2002 г 
 
5) «Занятость и рынок труда в переходной экономике, теория и практика» Белокрылова О.С., Заиченко А.А., г. Ростов-на-Дону, 1998 г.; 
 
6) «Экономика рынка труда», Рабочая тетрадь студента, Карибджанова А.С., Алматы, 2000 г.; 
 
7) «Экономическая теория», Учебное пособие для ВУЗов, Борисов Е.Ф., Москва, 1999 г.; 
 
8) «Тенденции формирования современного рынка труда в РК», Лучанинова, 2003 г.; 
 
9) «Регулирование рынка труда и занятости человеческих ресурсов РК в условиях глобализации», Татибеков, Алматы, 2006 г.

10) Сайт Агентства РК по статистике www.stat.kz


Информация о работе Рынок труда в РК