Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 17:49, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении рынка труда в России.
Для достижения поставленной цели работы необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач, среди которых:
– рассмотреть рынок труда в России на современном этапе;
– проанализировать рынок труда в РФ в условиях посткризисной экономики;
– выявить проблемы и тенденции развития рынка труда в РФ.
Введение……………………………………………………..….……………………………… 3
Глава 1. Рынок труда: сущность типология и структура 4
1.1.Сущность рынка труда 4
1.2.Типология и структура рынка труда 6
1.3 Рынок труда и заработная плата……………………………………………………..8
Глава 2. Рынок труда в России 12
2.1 Рынок труда в РФ на современном этапе 12
2.2 Рынок труда в РФ в посткризисной экономике 14
2.3 Проблемы и тенденции развития рынка труда в РФ……………………….21
Заключение…………………………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы………………
Спрос на труд находится
в обратной зависимости от
величины заработной платы. При
росте заработной платы спрос
на труд со стороны
(рис. 1)
где L – количество требуемых работников.
Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается (см. рис.2).
(рис.2)
где - L – количество работников, предлагающих свой труд.
При увеличении заработной
платы каждый момент
Особую важность представляет
исследование взаимодействия
(рис.3)
В случае превышения зарплатой уровня равновесной цены предложение на рынке труда превышает рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток предложения труда. В случае снижения уровня заработной платы по сравнению с ее равновесным уровнем, спрос на рынке труда будет превышать предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату. Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости. Но размер заработной платы зависит не только от колебаний спроса на труд и предложения труда, но и от качества труда, квалификации и профессионализма работников.
Глава 2. Рынок труда в России.
2.1 Рынок труда в России на современном этапе.
Анализ вопросов, касающихся рынка труда в России, по мнению автора данной работы, необходимо начать с анализа рынка труда в России на современном этапе.
Анализ литературных источников, а также практический опыт говорит о том, что проблема занятости является одной из ключевых проблем социально-экономического характера на современном этапе развития российского общества. Главным фактором решения проблем с занятостью в России выступает экономический рост. Факторы увеличения темпов развития экономики оказывают воздействие на спрос на рынке труда и через него на общие уровни безработицы и занятости.
Проанализируем состояние рынка труда в России на современном этапе. По данным Госкомстата по состоянию на сентябрь 2013 г. численность экономически активного населения составляет 75,8 млн.человек, что соответствует 53% от общей численности населения страны. В том числе 94,7% либо 71,8 млн.человек экономически активного населения заняты в области экономики. При этом 5,3% или 4,0 млн. человек не имели определенного занятия, однако активным образом занимались его поисками.
В роли безработных в государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано около 0,9 млн.человек.
В общей численности занятого в сфере экономики населения в августе 2013г. 46,9% или 33,9 млн.человек составляли штатные работники (без учета совместителей) организаций, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства. По договорам гражданско-правового характера, а также на условиях совместительства для работы в данных организациях привлекалось около 1,6 млн. чел.
В августе 2013г. количество замещенных рабочих мест работниками списочного состава, лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера и совместителями, в организациях составило 35,5 млн.чел. Это на 0,7% или на 246 тыс.человек меньше в сравнении с августом 2012 г.
По итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости в сентябре 2013г. 5,3% или 4,0 млн.чел. экономически активного населения были классифицированы как безработные.
Как безработные в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано 0,9 млн.человек, в том числе 0,7 млн.человек получали пособие по безработице.
Уровень безработицы по методологии МОТ, в % от экономически активного населения показан на рис. 1.
Рисунок 1 – Уровень безработицы
В сентябре 2013г. средний возраст безработных составил 35,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,5%, лица в возрасте 50 лет и старше - 18,4%.
Поиск работы безработными в среднем продолжается у женщин около 7,5 месяцев, у мужчин - 7,3 месяца.
На современном этапе в существенной степени безработица в России является застойной. Из 1,4 млн. безработных сельских жителей 35,5% находились в ситуации застойной безработицы, другими словами осуществляли поиск работы более 12 месяцев. При этом данный показатель для городских жителей составлял из 2,6 млн. безработных – 26,3%.
К концу сентября 2013 г. в государственных учреждениях службы занятости населения находились на учете 1,0 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан. При этом из них статус безработного имели 0,9 млн.человек, в том числе 0,7 млн.человек получали пособие по безработице.
Таким образом, в данном параграфе нами было рассмотрено современное положение на рынке труда в России. В следующем параграфе рассмотрим рынок труда в посткризисный период.
2.2. Рынок труда в РФ в условиях посткризисной экономики.
В начале 2010 года основные макроэкономические показатели состояния российской экономики все увереннее стали свидетельствовать о начавшемся периоде преодоления последствий мировой экономической рецессии. Однако, как и во всем мире, в России рынок труда восстанавливается значительно медленней, чем происходит восстановление и оживление деятельности в других секторах экономики.
В 2009 году Роструд и органы государственной службы занятости в субъектах Российской Федерации провели обширную работу по целому ряду направлений деятельности в сфере содействия занятости населения.
В первую очередь удалось организовать эффективный мониторинг состояния региональных рынков труда, наладить консультационную и информационную работу для граждан и работодателей по всему спектру вопросов, связанных с защитой от безработицы.
В целях создания единого информационного пространства Федеральной службы по труду и занятости в сети Интернет в 2009 году введен в эксплуатацию единый портал Федеральной службы по труду и занятости.
Для снижения напряженности на рынке труда за счет повышения информированности широких масс населения и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы 16 января 2009 года был запущен в эксплуатацию Всероссийский информационный портал «Работа в России». За период его работы (с 16 января 2009 года по 19 мая 2010 года) зарегистрировано 3 684 115 обращений к сайту. Количество рабочих мест в общероссийском банке вакансий по состоянию на 19 мая 2010 года составляет 1 154 246. Обновление вакансий осуществляется ежедневно. Созданный Рострудом портал «Работа в России» стал общероссийским инструментов в решении вопросов, связанных с трудоустройством граждан.
В 2009 году была организована и обеспечена социальная поддержка граждан и предоставление им всего спектра государственных услуг в сфере занятости. В условиях нарастающего кризиса в экономике Правительством Российской Федерации был принят ряд решений, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда. Был увеличен максимальный размер пособия по безработице до 4,9 тыс. рублей и размер пособия по безработице гражданам, уволенным по собственному желанию без уважительных причин.
Также были повышены нормативы обеспеченности государственными услугами (доступности государственных услуг) в сфере оказания содействия занятости населения и нормативы затрат на их предоставление по целому ряду мероприятий активной политики занятости населения. Это, в свою очередь, дало возможность повысить долю участников мероприятий активной политики занятости населения в среднем на 15% и организовать более качественное профессиональное обучение по профессиям (специальностям), постоянно востребованным на рынке труда.
В короткие сроки были разработаны, организованы и осуществлены во всех субъектах Российской Федерации дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда, в которых приняло участие почти 2,8 млн. человек. Реализации мероприятий, которые предусмотрены региональными программами, дала возможность сохранить более 2,3 млн. рабочих мест и организовать занятость посредством развития собственного дела для практически 128 тыс. человек.
С помощью реализации региональных программ в субъектах Российской Федерации появилась возможность снизить объемы неполной занятости, а также избежать массового высвобождения работников на предприятиях, сохранить прежние и сформировать новые рабочие места.
Принятые меры позволили минимизировать количество безработных, которые зарегистрированы в органах службы занятости, а также уменьшить степень напряженности на рынке труда и обеспечить занятость за счет трудоустройства на временные рабочие места, общественные работы работников, которые находятся в режимах неполного рабочего времени.
В результате осуществленных мероприятий удалось повысить конкурентоспособность на рынке труда работников, прошедших опережающее профессиональное обучение, и оказать социальную поддержку населению, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, повысить доходы граждан, оказавшихся в режиме неполной занятости.
Была реально оказана поддержка предприятиям, относящимся к отраслям реального сектора экономики, наиболее чувствительным к проявлению кризиса. Этим предприятиям удалось сохранить их кадровый потенциал, сохранить костяк специалистов высокого уровня, которые формируют коллектив, увеличить профессиональный уровень и сохранить занятость работникам, которые находились под угрозой увольнения.
Также была оказана поддержка для субъектов малого и среднего бизнеса, что имело значимость как для стимулирования темпов экономического роста, так и для обеспечения занятости и смягчения последствий кризиса в социальной сфере.
Реализация региональных программ позволила сохранить доходную часть бюджетов всех уровней за счет произведенных налоговых отчислений с фонда оплаты труда работников, участвующих в мероприятиях региональных программ.
Необходимо отметить, что ситуация на рынках труда в 2009 году в целом в Российской Федерации характеризовалось существенным, в сравнении с 2008-2007 годами, ростом как общей безработицы (определяемой по методологии МОТ), так и численности безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости.
К середине апреля 2009 года в целом по РФ численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, достигла своего максимального с начала года значения и составила почти 2 млн. 283 тыс. человек (увеличившись с октября 2008 года в 1,8 раза). К осени 2009 года ситуация на рынке труда РФ в целом стабилизировалась. В конце октября 2009 года общая численность зарегистрированных в РФ безработных достигла минимального значения (2 млн. 012 тыс. человек), и с конца октября рост численности зарегистрированных безработных возобновился. На 1 января 2010 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в РФ составляла 2 млн. 131 тыс. человек, что оказалось на 41,1% больше, чем в январе 2009 года. В первые два месяца 2010 года численность безработных граждан в целом по Российской Федерации продолжала увеличиваться и к 1 марту 2010 года достигла 2 млн. 294 тыс. человек (на 14,1% больше, чем на 1 марта 2009 года). В марте по данным проводимого Рострудом еженедельного мониторинга численность зарегистрированных безработных начала снижаться, составив к 19 мая 2 млн. 82 тыс. человек.
Таким образом, на середину мая 2010 года, в сравнении с аналогичным периодом 2009 года, в целом по России мы имеем почти 20%-ное снижение численности зарегистрированных безработных граждан, и это безусловно результат проделанной в 2009 году работы.
Мы также отмечаем и снижение уровня регистрируемой безработицы в целом по Российской Федерации, который с уровня 3,1% в марте 2010 года снизился к маю до значения 2,9%.
Напряженность на рынке рабочей силы (отношения численности безработных граждан к имеющимся вакансиям) в целом по Российской Федерации также снизилась со значения 3,3 (на 1 января 2010 года) до 2,1 (на 1 мая 2010 года).
Вместе с тем, как показывают данные мониторинга высвобождения работников, ситуация в сфере занятости населения продолжает оставаться потенциально нестабильной.
По данным еженедельного мониторинга высвобождения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций к 19 мая 2010 года информация о состоявшихся и предстоящих увольнениях работников получена от 81 614 организаций субъектов РФ, в которых осуществляют трудовую деятельность 15,2 млн. работников.
По состоянию на 19 мая 2010 года, в Российской Федерации численность работников, уволенных с начала высвобождения, достигла 1 млн. 129 тыс. человек. Из числа уволенных обратилось в службу занятости 525,4 тыс. чел., из них 109,3 тыс. чел. Были трудоустроены и 339,9 тыс. чел. были признаны безработными. Численность работников, предполагаемых к высвобождению, составила 549,3 тыс. человек.
Общая численность работников, которые оказались в положении неполной занятости, на май 2010 г. составила 945 тыс. чел.
В 2009 г. в условиях введения на некоторых предприятиях режимов неполной занятости, а также массового высвобождения работников значительным образом повысилась нагрузка на органы государственной службы занятости и увеличила востребованность предоставляемых ими государственных услуг.
В 2009г в органах службы занятости в субъектах РФ получить услуги от государства по оказанию содействия в поиске подходящей работы, профессиональной ориентации, временному трудоустройству, информированию о положении на рынке труда в 2009 г. обратилось более 14 млн. человек (14 млн. 392 тыс.). Это на 15% больше в сравнении с 2008 г.
При этом численность граждан, которые обратились за помощью в поиске подходящей работы, повысилась в 2009 году в сравнении с 2008 годом практически в 1,5 раза (8,5 млн. чел. в 2009 против 6,0 млн. чел. в 2008 году). Почти в 1,7 раза в 2009 году (в сравнении с 2008 годом) возросло общее число граждан, зарегистрированных в качестве безработных в течение года (4,7 млн. в 2009 году против 2,8 млн. в 2008 году). Во столько же увеличилась численность безработных граждан, которым в течение года были назначены социальные выплаты.