Рынок труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении рынка труда в России.
Для достижения поставленной цели работы необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач, среди которых:
– рассмотреть рынок труда в России на современном этапе;
– проанализировать рынок труда в РФ в условиях посткризисной экономики;
– выявить проблемы и тенденции развития рынка труда в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………..….……………………………… 3
Глава 1. Рынок труда: сущность типология и структура 4
1.1.Сущность рынка труда 4
1.2.Типология и структура рынка труда 6
1.3 Рынок труда и заработная плата……………………………………………………..8
Глава 2. Рынок труда в России 12
2.1 Рынок труда в РФ на современном этапе 12
2.2 Рынок труда в РФ в посткризисной экономике 14
2.3 Проблемы и тенденции развития рынка труда в РФ……………………….21
Заключение…………………………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок труда.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

     Спрос на труд находится  в обратной зависимости от  величины заработной платы. При  росте заработной платы спрос  на труд со стороны предпринимателя  сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает (см.рис. 1).

  (рис. 1)

где L – количество требуемых работников.

     Предложение труда  также зависит от величины  заработной платы, но уже в  прямой пропорции. Кривая предложения  труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается (см. рис.2).

(рис.2)

где - L – количество работников, предлагающих свой труд.

     При увеличении заработной  платы каждый момент отработанного  времени лучше оплачивается, следовательно, каждый момент свободного времени является для работника упущенной выгодой, поэтому появляется стремление заместить свободное время дополнительной работой.

     Особую важность представляет  исследование взаимодействия совокупного  спроса и совокупного предложения для достижении рыночного равновесия. Очевидно, что оно достигается в точке Е, которой соответствует определенный уровень заработной платы (W/P)е и заданное этим уровнем предложение труда Lе. Это означает, что все предприниматели, согласные платить зарплату (W/P)e, находят на рынке необходимое количество работников. Точка E определяет положение полной занятости. (см. рис. 3)

(рис.3)

      В случае превышения  зарплатой уровня равновесной  цены предложение на рынке  труда превышает рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток предложения труда. В случае снижения уровня заработной платы по сравнению с ее равновесным уровнем, спрос на рынке труда будет превышать предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату. Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости. Но размер заработной платы зависит не только от колебаний спроса на труд и предложения труда, но и от качества труда, квалификации и профессионализма работников. 

 

 

 

Глава 2. Рынок труда в России.

2.1 Рынок труда в России на  современном этапе.

Анализ вопросов, касающихся рынка труда в России, по мнению автора данной работы, необходимо начать с анализа рынка труда в России на современном этапе.

Анализ литературных источников, а также практический опыт говорит о том, что проблема занятости является одной из ключевых проблем социально-экономического характера на современном этапе развития российского общества. Главным фактором решения проблем с занятостью в России выступает экономический рост. Факторы увеличения темпов развития экономики оказывают воздействие на спрос на рынке труда и через него на общие уровни безработицы и занятости.

Проанализируем состояние рынка труда в России на современном этапе. По данным Госкомстата по состоянию на сентябрь 2013 г. численность экономически активного населения составляет 75,8 млн.человек, что соответствует 53% от общей численности населения страны. В том числе 94,7% либо 71,8 млн.человек экономически активного населения заняты в области экономики. При этом 5,3% или 4,0 млн. человек не имели определенного занятия, однако активным образом занимались его поисками.

В роли безработных в государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано около 0,9 млн.человек.

В общей численности занятого в сфере экономики населения в августе 2013г. 46,9% или 33,9 млн.человек составляли штатные работники (без учета совместителей) организаций, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства. По договорам гражданско-правового характера, а также на условиях совместительства для работы в данных организациях привлекалось около 1,6 млн. чел.

В августе 2013г. количество замещенных рабочих мест работниками списочного состава, лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера и совместителями, в организациях составило 35,5 млн.чел. Это на 0,7% или на 246 тыс.человек меньше в сравнении с августом 2012 г.

По итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости в сентябре 2013г. 5,3% или 4,0 млн.чел. экономически активного населения были классифицированы как безработные.

Как безработные в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано 0,9 млн.человек, в том числе 0,7 млн.человек получали пособие по безработице.

Уровень безработицы по методологии МОТ, в % от экономически активного населения показан на рис. 1.

Рисунок 1 – Уровень безработицы

В сентябре 2013г. средний возраст безработных составил 35,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,5%, лица в возрасте 50 лет и старше - 18,4%.

Поиск работы безработными в среднем продолжается у женщин около 7,5 месяцев, у мужчин - 7,3 месяца.

На современном этапе в существенной степени безработица в России является застойной. Из 1,4 млн. безработных сельских жителей 35,5% находились в ситуации застойной безработицы, другими словами осуществляли поиск работы более 12 месяцев. При этом данный показатель для городских жителей составлял из 2,6 млн. безработных – 26,3%.

К концу сентября 2013 г. в государственных учреждениях службы занятости населения находились на учете 1,0 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан. При этом из них статус безработного имели 0,9 млн.человек, в том числе 0,7 млн.человек получали пособие по безработице.

Таким образом, в данном параграфе нами было рассмотрено современное положение на рынке труда в России. В следующем параграфе рассмотрим рынок труда в посткризисный период.

2.2. Рынок труда в РФ в условиях посткризисной экономики.

В начале 2010 года основные макроэкономические показатели состояния российской экономики все увереннее стали свидетельствовать о начавшемся периоде преодоления последствий мировой экономической рецессии. Однако, как и во всем мире, в России рынок труда восстанавливается значительно медленней, чем происходит восстановление и оживление деятельности в других секторах экономики.

В 2009 году Роструд и органы государственной службы занятости в субъектах Российской Федерации провели обширную работу по целому ряду направлений деятельности в сфере содействия занятости населения.

В первую очередь удалось организовать эффективный мониторинг состояния региональных рынков труда, наладить консультационную и информационную работу для граждан и работодателей по всему спектру вопросов, связанных с защитой от безработицы.

В целях создания единого информационного пространства Федеральной службы по труду и занятости в сети Интернет в 2009 году введен в эксплуатацию единый портал Федеральной службы по труду и занятости.

Для снижения напряженности на рынке труда за счет повышения информированности широких масс населения и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы 16 января 2009 года был запущен в эксплуатацию Всероссийский информационный портал «Работа в России». За период его работы (с 16 января 2009 года по 19 мая 2010 года) зарегистрировано 3 684 115 обращений к сайту. Количество рабочих мест в общероссийском банке вакансий по состоянию на 19 мая 2010 года составляет 1 154 246. Обновление вакансий осуществляется ежедневно. Созданный Рострудом портал «Работа в России» стал общероссийским инструментов в решении вопросов, связанных с трудоустройством граждан.

В 2009 году была организована и обеспечена социальная поддержка граждан и предоставление им всего спектра государственных услуг в сфере занятости. В условиях нарастающего кризиса в экономике Правительством Российской Федерации был принят ряд решений, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда. Был увеличен максимальный размер пособия по безработице до 4,9 тыс. рублей и размер пособия по безработице гражданам, уволенным по собственному желанию без уважительных причин.

Также были повышены нормативы обеспеченности государственными услугами (доступности государственных услуг) в сфере оказания содействия занятости населения и нормативы затрат на их предоставление по целому ряду мероприятий активной политики занятости населения. Это, в свою очередь, дало возможность повысить долю участников мероприятий активной политики занятости населения в среднем на 15% и организовать более качественное профессиональное обучение по профессиям (специальностям), постоянно востребованным на рынке труда.

В короткие сроки были разработаны, организованы и осуществлены во всех субъектах Российской Федерации дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда, в которых приняло участие почти 2,8 млн. человек. Реализации мероприятий, которые предусмотрены региональными программами, дала возможность сохранить более 2,3 млн. рабочих мест и организовать занятость посредством развития собственного дела для практически 128 тыс. человек.

С помощью реализации региональных программ в субъектах Российской Федерации появилась возможность снизить объемы неполной занятости, а также избежать массового высвобождения работников на предприятиях, сохранить прежние и сформировать новые рабочие места.

Принятые меры позволили минимизировать количество безработных, которые зарегистрированы в органах службы занятости, а также уменьшить степень напряженности на рынке труда и обеспечить занятость за счет трудоустройства на временные рабочие места, общественные работы работников, которые находятся в режимах неполного рабочего времени.

В результате осуществленных мероприятий удалось повысить конкурентоспособность на рынке труда работников, прошедших опережающее профессиональное обучение, и оказать социальную поддержку населению, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, повысить доходы граждан, оказавшихся в режиме неполной занятости.

Была реально оказана поддержка предприятиям, относящимся к отраслям реального сектора экономики, наиболее чувствительным к проявлению кризиса. Этим предприятиям удалось сохранить их кадровый потенциал, сохранить костяк специалистов высокого уровня, которые формируют коллектив, увеличить профессиональный уровень и сохранить занятость работникам, которые находились под угрозой увольнения.

Также была оказана поддержка для субъектов малого и среднего бизнеса, что имело значимость как для стимулирования темпов экономического роста, так и для обеспечения занятости и смягчения последствий кризиса в социальной сфере.

Реализация региональных программ позволила сохранить доходную часть бюджетов всех уровней за счет произведенных налоговых отчислений с фонда оплаты труда работников, участвующих в мероприятиях региональных программ.

Необходимо отметить, что ситуация на рынках труда в 2009 году в целом в Российской Федерации характеризовалось существенным, в сравнении с 2008-2007 годами, ростом как общей безработицы (определяемой по методологии МОТ), так и численности безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости.

К середине апреля 2009 года в целом по РФ численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, достигла своего максимального с начала года значения и составила почти 2 млн. 283 тыс. человек (увеличившись с октября 2008 года в 1,8 раза). К осени 2009 года ситуация на рынке труда РФ в целом стабилизировалась. В конце октября 2009 года общая численность зарегистрированных в РФ безработных достигла минимального значения (2 млн. 012 тыс. человек), и с конца октября рост численности зарегистрированных безработных возобновился. На 1 января 2010 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в РФ составляла 2 млн. 131 тыс. человек, что оказалось на 41,1% больше, чем в январе 2009 года. В первые два месяца 2010 года численность безработных граждан в целом по Российской Федерации продолжала увеличиваться и к 1 марту 2010 года достигла 2 млн. 294 тыс. человек (на 14,1% больше, чем на 1 марта 2009 года). В марте по данным проводимого Рострудом еженедельного мониторинга численность зарегистрированных безработных начала снижаться, составив к 19 мая 2 млн. 82 тыс. человек.

Таким образом, на середину мая 2010 года, в сравнении с аналогичным периодом 2009 года, в целом по России мы имеем почти 20%-ное снижение численности зарегистрированных безработных граждан, и это безусловно результат проделанной в 2009 году работы.

Мы также отмечаем и снижение уровня регистрируемой безработицы в целом по Российской Федерации, который с уровня 3,1% в марте 2010 года снизился к маю до значения 2,9%.

Напряженность на рынке рабочей силы (отношения численности безработных граждан к имеющимся вакансиям) в целом по Российской Федерации также снизилась со значения 3,3 (на 1 января 2010 года) до 2,1 (на 1 мая 2010 года).

Вместе с тем, как показывают данные мониторинга высвобождения работников, ситуация в сфере занятости населения продолжает оставаться потенциально нестабильной.

По данным еженедельного мониторинга высвобождения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций к 19 мая 2010 года информация о состоявшихся и предстоящих увольнениях работников получена от 81 614 организаций субъектов РФ, в которых осуществляют трудовую деятельность 15,2 млн. работников.

По состоянию на 19 мая 2010 года, в Российской Федерации численность работников, уволенных с начала высвобождения, достигла 1 млн. 129 тыс. человек. Из числа уволенных обратилось в службу занятости 525,4 тыс. чел., из них 109,3 тыс. чел. Были трудоустроены и 339,9 тыс. чел. были признаны безработными. Численность работников, предполагаемых к высвобождению, составила 549,3 тыс. человек.

Общая численность работников, которые оказались в положении неполной занятости, на май 2010 г. составила 945 тыс. чел.

В 2009 г. в условиях введения на некоторых предприятиях режимов неполной занятости, а также массового высвобождения работников значительным образом повысилась нагрузка на органы государственной службы занятости и увеличила востребованность предоставляемых ими государственных услуг.

В 2009г в органах службы занятости в субъектах РФ получить услуги от государства по оказанию содействия в поиске подходящей работы, профессиональной ориентации, временному трудоустройству, информированию о положении на рынке труда в 2009 г. обратилось более 14 млн. человек (14 млн. 392 тыс.). Это на 15% больше в сравнении с 2008 г.

При этом численность граждан, которые обратились за помощью в поиске подходящей работы, повысилась в 2009 году в сравнении с 2008 годом практически в 1,5 раза (8,5 млн. чел. в 2009 против 6,0 млн. чел. в 2008 году). Почти в 1,7 раза в 2009 году (в сравнении с 2008 годом) возросло общее число граждан, зарегистрированных в качестве безработных в течение года (4,7 млн. в 2009 году против 2,8 млн. в 2008 году). Во столько же увеличилась численность безработных граждан, которым в течение года были назначены социальные выплаты.

Информация о работе Рынок труда в России