Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 10:29, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о рынке труда, обращение внимания на опыт других стран в данной проблеме, анализ нормативно-правовой базы, а также органов государственной власти, ответственных за эту сферу, анализ состояния рынка труда в Нижегородской области на данный период, рассмотрение существующих проблем, на основе которых базируются выводы о путях и перспективах развития нашей страны в данном вопросе.
Введение……………………………………………………………………..…..2
I. Теоретические основы регулирования рынка труда……………….…….4
1.1. Понятие и сущность рынка труда…………………………….….…….…4
1.2.Типология и структура рынка труда…………………………….……......9
1.3.Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда…...13
II. Анализ состояния рынка труда в народном хозяйстве………………...16
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей рынок труда………....16
2.2. Система государственных органов управления, осуществляющих регулирование рынка труда в народном хозяйстве………………………...18
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на регулирование рынка труда…………………………………………………..24
III. Стратегия решения регулирования рынка труда в народном хозяйстве........................................................................................................29
3.1. Анализ уровня и динамики рынка труда в Нижегородской области….29
3.2. Возможности и перспективы совершенствование государственного регулирования рынка труда на федеральном и региональном уровне…….37
Заключение……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы……………………………………...45
Приложение……………………………………………………………………..46
2.2. Система
государственных органов
Рынок труда находится в непрерывном движении. За этим следит Федеральная служба занятости, она же ведет соответствующую статистику. Происходящие на рынке труда процессы неразрывно связаны с демографической ситуацией в стране, динамикой различных половозрастных групп, величинами рождаемости и смертности, количеством заключаемых браков и совершаемых разводов, составом семей, средним числом детей в семье и другими показателями.2
Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения является Министерство здравоохранения и социального развития. Федеральная служба по труду и занятости подчиняется Министерству здравоохранения и социального развития. Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдение трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых спорах.
Основными функциями федеральной службы по труду и занятости являются:
А) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
Б) деятельность по предупреждению, обнаружению пресечению нарушений законодательства РФ в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях;
В) организация альтернативной гражданской службы;
Г) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе: содействие гражданам в поиске подходящей работы; подбор работодателям необходимых работников; бесплатная консультация, бесплатная предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения; профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка; обеспечение социальной поддержки; направление граждан на общественные работы , а так же их временное трудоустройство; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Федеральная служба по труду
и занятости создает
Государственное регулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач: обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения по республике в целом, в отдельных областях и районах; достижение рациональной занятости населения, т.е. создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе; обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям; рациональное и эффективное использование трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста).
Система государственного регулирования складывается под влиянием различных факторов: политических, социальных, экономических и правовых.
Государственное регулирование может быть успешным лишь в случае, когда оно опирается на правильный политический подход. Другими словами, политическая направленность должна отражать экономические требования общества и реализовывать их в системе государственного регулирования.
Социальный аспект предполагает сбалансированность отношений между целями и задачами развития производства и многогранными интересами работников, в том числе и их личной заинтересованностью в результатах их труда.
Экономический аспект обусловливает необходимость регулирования трудового потенциала как совокупности уже работающего населения и лиц, обучающихся с отрывом от производства, регулирования эффективности использования рабочей силы и ее профессионального уровня, обеспечения отраслей народного хозяйства рабочей силой и т.д.
И, наконец, правовой аспект обеспечивает законодательное закрепление правовых норм и гарантий трудящихся, форм собственности и других элементов новой системы хозяйствования, гарантируя тем самым устойчивое функционирование всей системы государственного регулирования в целом и трудового потенциала в частности.
Государственное регулирование трудового
потенциала предполагает использование
прямых и косвенных методов
В составе государственного регулирования трудового потенциала и рынка труда можно выделить несколько направлений: прогнозирование трудовых ресурсов и рынка труда; регулирование занятости населения; социальную защиту населения.3
Важным принципом
В этой связи на федеральную службу по труду и занятости возложены следующие задачи:
-координация деятельности
в области занятости населения
с деятельностью по другим
направлениям, включая инвестиционно-
-координация деятельности
государственных органов,
В качестве особой задачи перед
Федеральной службой по труду
и занятости РФ поставлено обеспечение
занятости в местах проживания коренных
малочисленных народов и других
национальных меньшинств РФ с учетом
их национальных и культурных традиций,
а так же исторически сложившихся
видов занятости. Этот аспект деятельности
министерства представляется принципиально
важным в современных условиях, когда
названные контингенты
Особенность функционирования региональных органов по труду и занятости населения в том, что во многих субъектах РФ , а тем более в отдельных городах страны, территориальные органы служб занятости, в отличие управлений по труду, не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти. На территории субъектов РФ отдельных городов и районов, сельских поселений органы службы занятости функционируют самостоятельно и лишь координируют свою деятельность с деятельностью органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Деятельность территориальных органов по обеспечению социальной защиты незанятого населения сводится к трудоустройству населения, профессиональной подготовке безработных и профориентационной работе. Организации общественных работ ,содействию малому предпринимательству и самозанятости населения, поддержке рабочих мест и работников, находящихся под риском увольнения, территориальному перераспределению рабочей силы и материальной поддержке безработных. Функции государственного регулирования процессов соблюдения работодателями основных законодательных актов и нормативных документов в области труда и охраны труда выполняет единая централизованная система, включающая Министерство здравоохранения и социального развития РФ и государственные инспекции труда, являющиеся территориальными органами Министерства. У этого органа управления положением дел на рынке труда два основных направления работы:
Деятельность государственных
инспекций труда в субъектах
РФ, межрегиональных
2.3.Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на регулирование рынка труда.
Государственное регулирование
занятости и рынка труда в России приобретает
все более важную роль. Оно имеет свои
направления. Прежде всего нужно указать
на проведение государственной макроэкономической
политики содействия экономическому росту
на основе развития реального сектора
и рационализации занятости.
Большое
значение отводится оптимизации соотноше
Государственная
политика занятости и рынка труда в России
характеризуется в основном преобладанием
пассивных мер. Проводится сдерживание
массовой открытой безработицы, ведется
регистрация безработных, выплачиваются
пособия по безработице, разрабатываются
программы трудоустройства безработных.
Активная и превентивная политика по стимулированию
занятости и самозанятости населения,
профилактика безработицы, переподготовка
безработных и повышение их конкурентоспособности
носят пока явно второстепенный характер.
Поэтому в рамках указанных направлений
регулирования занятости и рынка труда
следовало бы обратить особое внимание
на формы и методы активной политики
занятости.
Так,
важную роль в решении задачи перехода
к экономическому росту могут сыграть
формирующиеся финансово-
Российское
государство пока недостаточно уделяет
внимания малому предпринимательству.
Населению и, в частности безработным,
нужна помощь в открытии собственного
дела: обучение их основам ведения бизнеса
в различных отраслях, выделение льготных
кредитов и субсидий, предоставление нежилых
помещений на основе льготной аренды,
помощь в техническом оснащении на основе
лизинга и в составлении бизнес-планов,
защита от организованной преступности,
льготное налогообложение на длительный
период их деятельности. Особенно нуждается
в налоговых льготах прибыль, инвестируемая
в развитие производства и создание новых
рабочих мест.
Важную
роль среди мер активной политики занятости
должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые
эффективные рабочие места в перспективных
сферах деятельности и производства. Сюда
относится сфера услуг (особенно туризм),
жилищное строительство, страхование,
сельское хозяйство, легкая и пищевая
промышленность, машиностроение. Целесообразно
шире использовать такие рычаги, как налоговые
и кредитные льготы, государственные заказы,
ускоренная амортизация активной части
основных производственных фондов.
Одним
из главных направлений поддержки занятости
и расширения числа рабочих мест в условиях
структурных преобразований является
конверсия военно-промышленного комплекса.
Конверсионная программа должна стать
одним из мощных "полюсов роста",
технико-технологического перевооружения
отечественной экономики на основе развития
гражданского машиностроения, современных
средств связи, компьютерной техники.
Апробированным в мировой практике и эффективным
направлением активной политики занятости
является организация общественных работ.
Их целесообразно использовать для формирования
современного муниципального хозяйства,
его социальной, транспортной, дорожной
и экологической инфраструктуры. Это позволит
создать на местах условия для развития
предпринимательской деятельности. Организовывать
и финансировать общественные работы
необходимо на программно-целевой основе
путем паритетного участия в ее разработке
и финансовом обеспечении региональных,
местных органов власти и государственной
службы занятости.
Более пристального внимания требует
такое направление регулирования социально-трудовых
отношений как оптимизация пропорций распределения трудовых ресурсов
между экономически активным и неактивным
населением, между различными видами деятельности
в народном и домашнем хозяйстве. Особое
значение имеет пропорция между численностью
населения, занятого в экономике, на военной
службе, на учебе, а также находящегося
на пенсии, и числом безработных. Приближение
уровня минимальных доходов неработающих
граждан (пенсий, стипендий, пособий) к
величине прожиточного минимума является
важным условием снижения напряженности
на рынке труда и обеспечения социальной
стабильности в обществе, баланса интересов
различных слоев населения. Однако достижение
такого баланса зависит от возможностей
государства. Необходим также высокий
уровень производительности труда в экономике.
В России не созданы подходящие условия
для этого, и работа в этом направлении
является самой настоятельной необходимостью.
Определяющим
направлением в политике занятости является подготовка и переподготовка кадров в соответствии с требованиями
времени. А для этого необходима модернизация
всего образования, в том числе профессиональной
подготовки и переподготовки безработных,
повышения их конкурентоспособности на
рынке труда. Для обеспечения потребностей
в подготовке и переподготовке кадров
необходимо ускоренное развитие территориальных
образовательных комплексов в субъектах
Российской Федерации. В этом процессе
должны участвовать предприятия, вузы,
средние профессиональные учебные заведения,
институты повышения квалификации, в том
числе негосударственные службы занятости
на договорной основе. Зарубежный опыт
показывает, что только кооперация профессиональных
учебных заведений и предприятий реального
сектора, развитие системы непрерывного
образования позволяет успешно реализовать
задачи подготовки современных кадров
для рыночной экономики.
Особое место в борьбе с безработицей
должны занять целевые программы: реги
Региональные программы необходимы прежде всего для
тех территорий, где уровень безработицы
превышает предельно допустимые нормы.
Там целесообразно создавать приоритетные
условия для привлечения отечественного
и иностранного капитала, размещения государственных
заказов и инвестиционных проектов, стимулирования
самозанятости населения, а также его
территориальной мобильности.
Отраслевые программы поддержки занятости необходимы
в стагнирующих депрессивных отраслях
(ВПК, легкая промышленность, угледобыча,
машиностроение и др.). Эти сферы нуждаются
в структурной перестройке, техническом
перевооружении, ресурсной поддержке,
массовой переподготовке и повышении
квалификации кадров, стимулировании
экспорта и импортозамещающих производств.
В отраслях с высоким потенциалом скрытой
безработицы для профилактики ее перехода
в открытую форму необходимо иметь программу
опережающей переподготовки для лиц, находящихся
в вынужденных административных отпусках
и под угрозой увольнения.
Таким образом, разрозненные меры государства
в области занятости и рынка труда целесообразно
объединить в рамках единого раздела социально-экономической
политики, придать ему приоритетное направление
в деятельности Правительства России
и администраций субъектов Российской
Федерации.
4
III. Стратегия решения регулирования рынка труда в народном хозяйстве.
3.1.Анализ уровня и динамики рынка труда Нижегородской области.
В состав государственной
службы занятости населения
Федеральная служба по труду и занятости
Сокращенное название – Роструд
Адрес: 109012, Москва, Биржевая площадь, 1
Уровень трудоустройства (отношение
трудоустроенных граждан к
В отчетном периоде приступили к профессиональному обучению 3530 безработных граждан (в аналогичном периоде 2011 года – 4185 человек), в т.ч. 249 человек (7,1%) - впервые ищущие работу (ранее не работавшие). Лучших показателей в этой работе добились ГКУ ЦЗН Вачского, Кр.Октябрьского, Павловского районов, г. Сарова и г. Н.Новгорода.
Приступили к общественным работам 4877 человек, или112,7% к уровню соответствующего периода 2011 года (4329 человек). Закончили участие в общественных работах 4329 человек, из них 97,1% составляют граждане, имеющие статус безработного, 55,6% - женщины.
Численность граждан, которым
были предоставлены государственные
услуги по профориентации, составила 42,2
тыс. человек, по психологической поддержке
– 4,4 тыс.человек, по социальной адаптации
– 2626человек.Наиболее активно и
качественно проводилась
- по профессиональной
ориентации – в ГКУ ЦЗН
- по психологической поддержке
– в ГКУ ЦЗН Первомайского,
Ветлужского, Варнавинского,