Рынок труда в народном хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о рынке труда, обращение внимания на опыт других стран в данной проблеме, анализ нормативно-правовой базы, а также органов государственной власти, ответственных за эту сферу, анализ состояния рынка труда в Нижегородской области на данный период, рассмотрение существующих проблем, на основе которых базируются выводы о путях и перспективах развития нашей страны в данном вопросе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..2
I. Теоретические основы регулирования рынка труда……………….…….4
1.1. Понятие и сущность рынка труда…………………………….….…….…4
1.2.Типология и структура рынка труда…………………………….……......9
1.3.Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда…...13
II. Анализ состояния рынка труда в народном хозяйстве………………...16
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей рынок труда………....16
2.2. Система государственных органов управления, осуществляющих регулирование рынка труда в народном хозяйстве………………………...18
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на регулирование рынка труда…………………………………………………..24
III. Стратегия решения регулирования рынка труда в народном хозяйстве........................................................................................................29
3.1. Анализ уровня и динамики рынка труда в Нижегородской области….29
3.2. Возможности и перспективы совершенствование государственного регулирования рынка труда на федеральном и региональном уровне…….37
Заключение……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы……………………………………...45
Приложение……………………………………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

рынок труда в народном хозяйстве изм1.docx

— 298.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Система  государственных органов управления, осуществляющие регулирование рынка  труда в народном хозяйстве.

Рынок труда находится  в непрерывном движении. За этим следит  Федеральная служба занятости, она же ведет соответствующую  статистику. Происходящие на рынке  труда процессы неразрывно связаны  с  демографической ситуацией  в стране, динамикой различных  половозрастных  групп, величинами рождаемости и смертности, количеством  заключаемых  браков и совершаемых  разводов, составом семей, средним числом детей в  семье и другими  показателями.2

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную  политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и  социальной защиты населения является Министерство здравоохранения и  социального развития. Федеральная служба по труду и занятости подчиняется Министерству здравоохранения и социального развития. Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдение трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых спорах.

Основными функциями федеральной  службы по труду и занятости являются:

А) контроль и надзор за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

Б) деятельность по предупреждению, обнаружению пресечению нарушений  законодательства РФ в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих  изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях;

В) организация альтернативной гражданской службы;

Г) организация и оказание государственных услуг в сфере  содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе: содействие гражданам в поиске подходящей работы; подбор работодателям необходимых работников; бесплатная консультация, бесплатная предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения; профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка; обеспечение социальной поддержки; направление граждан на общественные работы , а так же их временное трудоустройство; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Федеральная служба по труду  и занятости создает территориальные  органы по вопросам занятости населения, по урегулированию коллективных трудовых споров и по государственному надзору  и  контролю  за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда (государственные  инспекции труда в субъектах РФ, межрегиональные государственные инспекции труда). Свою деятельность Федеральная служба по труду и занятости осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти. Органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными или иными объединениями, а так же другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Государственное регулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач: обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения по республике в целом, в отдельных областях и районах; достижение рациональной занятости населения, т.е. создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе; обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям; рациональное и эффективное использование трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста).

Система государственного регулирования  складывается под влиянием различных факторов: политических, социальных, экономических и правовых.

Государственное регулирование может  быть успешным лишь в случае, когда  оно опирается на правильный политический подход. Другими словами, политическая направленность должна отражать экономические требования общества и реализовывать их в системе государственного регулирования.

Социальный аспект предполагает сбалансированность отношений между целями и задачами развития производства и многогранными интересами работников, в том числе и их личной заинтересованностью в результатах их труда.

Экономический аспект обусловливает необходимость регулирования трудового потенциала как совокупности уже работающего населения и лиц, обучающихся с отрывом от производства, регулирования эффективности использования рабочей силы и ее профессионального уровня, обеспечения отраслей народного хозяйства рабочей силой и т.д.

И, наконец, правовой аспект обеспечивает законодательное закрепление правовых норм и гарантий трудящихся, форм собственности и других элементов новой системы хозяйствования, гарантируя тем самым устойчивое функционирование всей системы государственного регулирования в целом и трудового потенциала в частности.

Государственное регулирование трудового  потенциала предполагает использование  прямых и косвенных методов регулирования. Прямые (административные) методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и реализуются через создание фондов и разработку специальных программ занятости, установление в нормативных актах тарифно-квалификационных систем и систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирование заработной платы и т.д. Косвенные (экономические) методы создают заинтересованность хозяйствующих субъектов в действиях определенного рода и реализуются прежде всего через средства налоговой и кредитной системы, через целеориентирующие индикаторы.

В составе государственного регулирования  трудового потенциала и рынка  труда можно выделить несколько  направлений: прогнозирование трудовых ресурсов и рынка труда; регулирование занятости населения; социальную защиту населения.3

Важным принципом осуществления  государственной политики в области  содействия занятости и регулирования  рынка труда является сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, обеспечение согласованности их действий при реализации федеральной программы содействия занятости.

В этой связи на федеральную  службу по труду и занятости возложены  следующие задачи:

-координация деятельности  в области занятости населения  с деятельностью по другим  направлениям, включая инвестиционно-структурную  политику, социальное обеспечение,  регулирование роста и распределение  доходов, предупреждение инфляции;

-координация деятельности  государственных органов, профессиональных  союзов, а так же иных представительных  органов, работников и работодателей  в разработке и реализации  мер по обеспечению занятости  населения и контроля за ними.

В качестве особой задачи перед  Федеральной службой  по труду  и занятости РФ поставлено обеспечение  занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств РФ с учетом их национальных и культурных традиций, а так же исторически сложившихся  видов занятости. Этот аспект деятельности министерства представляется принципиально  важным в современных условиях, когда  названные контингенты работников становятся неконкурентноспособными  на российском рынке труда, а традиционные виды их занятости становятся ненужными.

Особенность функционирования региональных органов по труду и занятости населения в том, что во многих субъектах РФ , а тем более в отдельных городах страны, территориальные органы служб занятости, в отличие управлений по труду, не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти. На территории субъектов РФ отдельных городов и районов, сельских поселений органы службы занятости функционируют самостоятельно и лишь координируют свою деятельность с деятельностью органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Деятельность территориальных  органов по обеспечению социальной защиты незанятого населения сводится к трудоустройству населения, профессиональной подготовке безработных и профориентационной работе. Организации общественных работ ,содействию малому предпринимательству и самозанятости населения, поддержке рабочих мест и работников, находящихся под риском увольнения, территориальному перераспределению рабочей силы и материальной поддержке безработных. Функции государственного регулирования процессов соблюдения работодателями основных законодательных актов и нормативных документов в области труда и охраны труда выполняет единая централизованная система, включающая Министерство здравоохранения и социального развития РФ и государственные инспекции труда, являющиеся территориальными органами Министерства. У этого органа управления положением дел на рынке труда два основных направления работы:

  1. Контроль и надзор за соблюдением  законодательства о труде в целом (этими проблемами занимаются государственные правовые инспекторы).
  2. Контроль  за соблюдением норм по охране труда.

Деятельность государственных  инспекций труда в субъектах  РФ, межрегиональных государственных  инспекций  труда носит в большинстве  случаев  профилактический характер. Сотрудники инспекций реагируют на жалобы и заявления трудящихся. Принимают превентивные меры - проводят периодические проверки, работают наступательно. Обнаружив нарушения, в зависимости от их тяжести гострудинспекции имеют право выдать предписание, выполнение которого  обязательно для каждого администратора. За грубые нарушения на виновное лицо может быть наложен штраф. Если нарушение носит грубый характер, а администратор его не устраняет, такого руководителя инспекция имеет право привлечь к уголовной ответственности (возбудить об этом ходатайство перед соответствующими органами).

2.3.Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на регулирование рынка труда.

Государственное регулирование занятости и рынка труда в России приобретает все более важную роль. Оно имеет свои направления. Прежде всего нужно указать на проведение государственной макроэкономической политики содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости. 
          Большое значение отводится оптимизации соотношений занятости трудоспособного населения различными видами деятельности (наемный труд, самозанятость, учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.). Государственное регулирование предполагает активизацию деятельности институтов рынка труда. 
          Государственная политика занятости и рынка труда в России характеризуется в основном преобладанием пассивных мер. Проводится сдерживание массовой открытой безработицы, ведется регистрация безработных, выплачиваются пособия по безработице, разрабатываются программы трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика по стимулированию занятости и самозанятости населения, профилактика безработицы, переподготовка безработных и повышение их конкурентоспособности носят пока явно второстепенный характер. Поэтому в рамках указанных направлений регулирования занятости и рынка труда следовало бы обратить особое внимание на формы и методы активной политики занятости.  
           Так, важную роль в решении задачи перехода к экономическому росту могут сыграть формирующиеся финансово-промышленные группы российского национального капитала, объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, страховые и другие институты. Подобающее по мировым меркам место в развитии экономики должно занять малое предпринимательство. По данным ООН, в мировой экономике на малых предприятиях занято более 50% населения и создается около 60% ВВП. 
           Российское государство пока недостаточно уделяет внимания малому предпринимательству. Населению и, в частности безработным, нужна помощь в открытии собственного дела: обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, выделение льготных кредитов и субсидий, предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга и в составлении бизнес-планов, защита от организованной преступности, льготное налогообложение на длительный период их деятельности. Особенно нуждается в налоговых льготах прибыль, инвестируемая в развитие производства и создание новых рабочих мест. 
          Важную роль среди мер активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства. Сюда относится сфера услуг (особенно туризм), жилищное строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Целесообразно шире использовать такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов. 
           Одним из главных направлений поддержки занятости и расширения числа рабочих мест в условиях структурных преобразований является конверсия военно-промышленного комплекса. Конверсионная программа должна стать одним из мощных "полюсов роста", технико-технологического перевооружения отечественной экономики на основе развития гражданского машиностроения, современных средств связи, компьютерной техники. 
Апробированным в мировой практике и эффективным направлением активной политики занятости является организация общественных работ. Их целесообразно использовать для формирования современного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности. Организовывать и финансировать общественные работы необходимо на программно-целевой основе путем паритетного участия в ее разработке и финансовом обеспечении региональных, местных органов власти и государственной службы занятости. 
Более пристального внимания требует такое направление регулирования социально-трудовых отношений как оптимизация пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве. Особое значение имеет пропорция между численностью населения, занятого в экономике, на военной службе, на учебе, а также находящегося на пенсии, и числом безработных. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) к величине прожиточного минимума является важным условием снижения напряженности на рынке труда и обеспечения социальной стабильности в обществе, баланса интересов различных слоев населения. Однако достижение такого баланса зависит от возможностей государства. Необходим также высокий уровень производительности труда в экономике. В России не созданы подходящие условия для этого, и работа в этом направлении является самой настоятельной необходимостью. 
         Определяющим направлением в политике занятости является подготовка и переподготовка кадров в соответствии с требованиями времени. А для этого необходима модернизация всего образования, в том числе профессиональной подготовки и переподготовки безработных, повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Для обеспечения потребностей в подготовке и переподготовке кадров необходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать предприятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты повышения квалификации, в том числе негосударственные службы занятости на договорной основе. Зарубежный опыт показывает, что только кооперация профессиональных учебных заведений и предприятий реального сектора, развитие системы непрерывного образования позволяет успешно реализовать задачи подготовки современных кадров для рыночной экономики. 
Особое место в борьбе с безработицей должны занять целевые программы: региональные, отраслевые и специальные для наиболее уязвимых категорий граждан (инвалидов, женщин, имеющих детей, молодежи, длительно безработных и др.). Ведущее место среди них должно принадлежать программам профессиональной подготовки и переподготовки. 
Региональные программы необходимы прежде всего для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Там целесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала, размещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости населения, а также его территориальной мобильности. 
Отраслевые программы поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угледобыча, машиностроение и др.). Эти сферы нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозамещающих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения. 
Таким образом, разрозненные меры государства в области занятости и рынка труда целесообразно объединить в рамках единого раздела социально-экономической политики, придать ему приоритетное направление в деятельности Правительства России и администраций субъектов Российской Федерации. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Стратегия решения регулирования рынка труда в народном хозяйстве.

3.1.Анализ уровня и динамики рынка труда Нижегородской области.

В состав государственной  службы занятости населения Нижегородской  области входят:

  • Федеральная служба по труду и занятости
  • Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области
  • ГКУ Центр занятости населения г.Нижнего Новгорода и районные отделы
  • Государственные казенные учреждения центры занятости населения районов (городов) Нижегородской области

Федеральная служба по труду  и занятости

Сокращенное название –  Роструд

Адрес: 109012, Москва, Биржевая площадь, 1

Уровень трудоустройства (отношение  трудоустроенных граждан к численности  граждан, обратившихся в поиске работы в отчетном периоде) составил 76,5% против 64,1% в январе-июне 2011 года. Лучшие показатели трудоустройства, значительно превышающие  среднеобластной уровень, обеспечили Московский (90,7%), Автозаводский (90,1%), Ленинский (88,8%) и Сормовский (86,5%) отделы ГКУ  ЦЗН г. Н.Новгорода, Тоншаевский (86,5%) и Сосновский (85,4%) районы области. Самые  низкие показатели трудоустройства  отмечены в Арзамасском (47,7%), Чкаловском (50,6%) и Шарангском (52,3%) районах области.

В отчетном периоде приступили к профессиональному обучению 3530 безработных граждан (в аналогичном  периоде 2011 года – 4185 человек), в т.ч. 249 человек (7,1%) - впервые ищущие работу (ранее не работавшие). Лучших показателей  в этой работе добились ГКУ ЦЗН  Вачского, Кр.Октябрьского, Павловского  районов, г. Сарова и г. Н.Новгорода.

Приступили к общественным работам 4877 человек, или112,7% к уровню соответствующего периода 2011 года (4329 человек). Закончили участие в общественных работах 4329 человек, из них 97,1% составляют граждане, имеющие статус безработного, 55,6% - женщины.

Численность граждан, которым  были предоставлены государственные  услуги по профориентации, составила 42,2 тыс. человек, по психологической поддержке  – 4,4 тыс.человек, по социальной адаптации  – 2626человек.Наиболее активно и  качественно проводилась работа:

 

- по профессиональной  ориентации – в ГКУ ЦЗН Володарского, Городецкого, Большеболдинского,  Гагинского и Дальнеконстантиновского  районов; 

- по психологической поддержке  – в ГКУ ЦЗН Первомайского,  Ветлужского, Варнавинского, Починковского  и Воротынского районов области;

Информация о работе Рынок труда в народном хозяйстве